ПАО «СОВКОМФЛОТ». Годовой отчёт за 2017 год - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     ПАО «СОВКОМФЛОТ». Годовой отчёт за 2017 год

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

ПАО «СОВКОМФЛОТ». Годовой отчёт за 2017 год - часть 4

 

 

Порт Сабетта

Тангу

 «ЯМАЛ СПГ» (ОБСКАЯ ГУБА, КАРСКОЕ МОРЕ, РОССИЯ)

Оператор:

«Ямал СПГ», акционерами компании являются «Новатэк»

(Россия), Total (Франция), CNPC и Silk Road Fund (Китай).

Проект:

Разработка Южно-Тамбейского газового месторождения

на полуострове Ямал. Инфраструктура проекта включа-

ет завод по сжижению природного газа и отгрузочный

терминал в порту Сабетта (Ямало-Ненецкий автономный

округ).

Участие СКФ:

«Совкомфлот» приступил к облуживанию проекта

в 2017 году.

В обслуживании проекта задействован ледокольный

танкер-газовоз «Совкомфлота» типоразмера «Ямалмакс»

(грузовместимость 172,6 тыс. куб. м, ледовый класс Arc7)

«Кристоф де Маржери» — первое в мире арктическое

судно такого класса.

В декабре 2017 года «Кристоф де Маржери» стал обладате-

лем престижной международной премии 2017 S&P Global

Platts Global Energy Awards в номинации «Инженерный

проект года» (Engineering Project of the Year).

По данным на конец I квартала 2018 года, судно СКФ бе-

зопасно перевезло в рамках проекта 680 тыс. куб. м СПГ.

 TANGGUH LNG (ЗАЛИВ БИНТУНИ, ИНДОНЕЗИЯ)

Оператор:

Международный консорциум, включающий BP (Велико-

британия), CNOOC (Китай), Mitsubishi, Inpex, JX Nippon Oil

& Energy, JOGMEC, Mitsui, Sumitomo, Sojitz (Япония).

Проект:

Разработка газового месторождения Тангу на острове

Новая Гвинея (Индонезия).

Участие СКФ:

«Совкомфлот» приступил к облуживанию проекта

в 2009 году.

В обслуживании проекта «Совкомфлот» задейству-

ет два танкера-газовоза СПГ (грузовместимость

145,7 тыс. куб. м): «Танггу Батур», «Танггу Товути».

По данным на конец I квартала 2018 года, суда СКФ безо-

пасно перевезли в рамках проекта 24 млн куб. м СПГ.

29

ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«Совкомфлот» успешно разрабатывает оптимальные

инженерные и технические решения для транспортной со-

ставляющей крупных индустриальных проектов — в част-

ности, речь идет об обеспечении бесперебойных кругло-

годичных морских перевозок по Севморпути в рамках

проектов «Ямал СПГ» и «Новый порт». В результате этих

работ флот группы СКФ пополнили уникальные по техни-

ческим и операционным характеристикам суда, которые

укрепили лидерство «Совкомфлота» в области морских

перевозок нефти и газа в суровых условиях Арктики и 

субарктики.

За достижения в области внедрения инноваций 

«Совкомфлот» неоднократно становился лауреатом 

различных национальных и международных премий.

•  Апрель 2017 года: арктический челночный танкер

«Совкомфлота» «Штурман Альбанов» стал обладателем

международной отраслевой премии Marine Propulsion

Awards 2017 в номинации «Судно года 2016» (2016 Ship

of the Year Award).

•  Сентябрь 2017 года: ПАО «Совкомфлот» стало обладате-

лем первой премии Международного конкурса научных,

научно-технических и инновационных разработок,

направленных на развитие и освоение Арктики и кон-

тинентального шельфа, который проводился под эгидой

Министерства энергетики РФ. Премия вручена автор-

скому коллективу СКФ «за разработку и практическую

реализацию технологических решений по созданию

«Совкомфлот» — один из мировых 
лидеров в области разработки 
и внедрения инноваций в сфере 
морского транспорта. Компания 
активно и последовательно 
совершенствует технологии 
и оборудование, применяет 
на практике передовой 
международный опыт, повышает 
качество управления флотом, а также 
научный потенциал сотрудников — 
моряков и береговых специалистов.

Инновационная  

деятельность и НИОКР

30

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И НИОКР

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В 2017 году на флот компании поступило уникальное

учебное пособие «Практические рекомендации капитанов

СКФ по управлению судами в ледовых условиях». Наиболее

опытные ледовые капитаны приняли участие в системати-

зации и обобщении накопленного опыта работы в проек-

тах «Варандей», «Приразломное» и «Сахалин-1», который

лег в основу книги. В следующей редакции планируется

дополнить пособие информацией о проекте «Новый порт».

Основные направления инновационной деятельности 

и научно-исследовательских, опытно-конструктор-

ских и технологических разработок группы компаний 

«Совкомфлот»:

•  Исследования, расчеты и эксперименты по выбору опти-

мальных параметров энергетических установок судов

с точки зрения их энергоэффективности и снижению

влияния на окружающую среду;

•  Разработка технических требований судовладельца

для танкеров типа «Афрамакс» с двухтопливным глав-

ным двигателем;

•  Участие в разработке правил концерна Shell по морской

бункеровке судов, двигатели которых работают на сжи-

женном природном газе, — первого в индустрии доку-

мента такого рода;

•  Проектирование из расчета увеличенного до 25 лет

срока службы судов в наиболее сложных условиях рабо-

ты Северной Атлантики в зимний период (эквивалент

40-летнего срока службы судна при работе в других

регионах мирового океана);

•  Применение при исследованиях прочностных и уста-

лостных характеристик корпусных конструкций новых

правил постройки судов;

•  Исследования, расчеты и эксперименты по выбору оп-

тимальных форм корпусов и параметров винторулевых

комплексов;

•  Рассмотрение и согласование конструкторской докумен-

тации на строительство плавучей регазификационной

установки (ПРГУ);

•  Разработка методических рекомендаций по обеспече-

нию безопасности мореплавания при круглогодичной

навигации в Обской губе крупнотоннажных нефтена-

ливных танкеров и танкеров для перевозки сжиженного

природного газа.

круглогодичной морской транспортной системы для обе-

спечения перевозок углеводородов из Обской губы».

•  Декабрь 2017 года: арктический газовоз СПГ «Кристоф де

Маржери» стал обладателем престижной международной

премии 2017 S&P Global Platts Global Energy Awards в но-

минации «Инженерный проект года» (Engineering Project

of the Year).

•  В марте 2018 года за большой вклад в реализацию про-

екта создания первого в мире ледокольного танкера-га-

зовоза СПГ «Кристоф де Маржери» группа работников

плавсостава и береговых подразделений ПАО «Совком-

флот» была удостоена высоких государственных наград.

•  Июнь 2018 года: исполняется 10 лет с тех пор, как суда

СКФ приступили к обслуживанию проекта «Варандей».

Компания «Совкомфлот» была отмечена премией Прави-

тельства России в области науки и техники за разработку

и промышленное внедрение инновационных решений

при создании транспортной системы для этого проекта.

«Совкомфлот» стимулирует профессиональное развитие

персонала и приветствует получение дополнительного

образования с целью углубленного изучения современных

технологий в сфере эксплуатации флота. Наши инженер-

ные кадры имеют высокий научный потенциал: в данный

момент на флоте компании работают 12 моряков, окончив-

ших аспирантуру и получивших степень кандидата техни-

ческих наук или готовящихся к защите диссертаций.

На фотографии: Винторулевые колонки  

ледокольного газовоза «Кристоф де Маржери» 

31

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И НИОКР

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В течение 2017 года «Совкомфлот» провел масштаб-

ное обновление единых руководств СУБ, действующих

в группе компаний. Это произошло в связи с переходом

СКФ на стандарт TMSA3 (Tanker Management and Self

Assessment, «Эксплуатация танкеров и самостоятель-

ная оценка компании»), разработанный OCIMF (Oil

Companies International Marine Forum, Международный

морской форум нефтяных компаний).

По итогам 2017 года среднее количество замечаний

в области безопасности мореплавания и качества,

полученных в результате инспекций ойл-мейджеров

на судах СКФ, составило 2,19 на одну инспекцию, что,

по данным OCIMF, значительно лучше среднеотрасле-

вого показателя (3,11). На протяжении последних 10 лет

этот показатель работы флота группы компаний «Со-

вкомфлот» неуклонно снижается.

Высокая культура безопасности в СКФ строится на пре-

умножении российских морских традиций. Бережное

отношение к знаниям и опыту, накопленным за де-

сятилетия, становится бесспорным конкурентным

преимуществом. Учебно-тренажерные центры группы

компаний «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге и Ново-

российске, где экипажи судов СКФ регулярно проходят

обучение и повышение квалификации, стали важным

элементом в системе профессионального развития

морских кадров.

«Совкомфлот», как один из лидеров 
отрасли, придерживается принципов 
устойчивого развития, отдавая приори‑
тет безопасности мореплавания, охране 
окружающей среды и поддержанию 
высокого качества услуг. Осознавая 
свою ответственность перед мировым 
сообществом, «Совкомфлот» заявляет: 
«Safety Comes First. Безопасность пре‑
выше всего».  

Безопасность 

мореплавания

Система управления безопасностью 
и качество услуг

«Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтовате-

лями — ведущими нефтяными и газовыми компаниями

и трейдерами, которые бережно относятся к своей репу-

тации и потому весьма требовательны в выборе пере-

возчиков. Чтобы соответствовать ожиданиям клиентов,

компания стремится превосходить стандартные требова-

ния, что подтверждают результаты внешних инспекций.

Свидетельством надежности и высокой квалификации

группы компаний «Совкомфлот» как перевозчика являет-

ся готовность ключевых клиентов заключать долгосроч-

ные контракты.

Эксплуатация флота группы компаний «Совкомфлот»

осуществляется в соответствии с комплексной систе-

мой управления безопасностью (СУБ). В ее основе лежат

стандартные методы эффективной и безопасной тех-

нической эксплуатации судов и судового оборудования,

одобренные в рамках Международного кодекса управле-

ния безопасностью (МКУБ), международных стандартов

ISO 9001:2015 (система менеджмента качества) и ISO

14 001:2015 (система экологического менеджмента), судо-

вой СУБ на базе МКУБ, а также соответствующие требо-

ваниям администрации флага и передовым отраслевым

практикам.

БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ

32

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

По итогам 2017 года значение коэффициента LTIF

(частота несчастных случаев с потерей рабочего вре-

мени) для флота группы компаний СКФ составило 0,54,

что значительно ниже среднего показателя по мирово-

му танкерному флоту (0,86, по данным INTERTANKO;

группа СКФ занимает в рейтинге ассоциации 111-е

место из 207 компаний).

Значение коэффициента TRCF (общая частота несчаст-

ных случаев) составило 1,15, что в два раза ниже средне-

отраслевого показателя (2,09, по данным INTERTANKO;

в рейтинге ассоциации СКФ занимает 99-е место из 207

компаний).

Общая частота несчастных случаев в группе компаний

в 2017 году в два раза ниже среднеотраслевого показа-

теля.

Компания SCF Management Services (Dubai), отвечающая 
за техническое управление флотом всей группы компа‑
ний СКФ, сертифицирована международной экологиче‑
ской организацией Green Award, которая первой в мире 
внедрила систему оценки экологической безопасности 
судна, основанную не только на его технических харак‑
теристиках, но и на профессиональной компетенции 
экипажей, а также на уровне организации менеджмента. 
Группа компаний «Совкомфлот» является участником 
программы Green Award с 1996 года. Ежегодно ауди‑
торы Green Award посещают суда и офисы СКФ. Для 
получения одобрения нужно не просто соответствовать 
международным конвенционным требованиям в об‑
ласти безопасности мореплавания, качества и защиты 
окружающей среды, а значительно превосходить их. 
На конец 2017 года действующие сертификаты Green 
Award имели 10 судов СКФ. 

В 2017 году не произошло ни одного задержания судов

группы компаний «Совкомфлот» службами государствен-

ного портового контроля.

Специалисты группы компаний «Совкомфлот» ведут

научно-исследовательскую работу по изучению особен-

ностей арктического судоходства, занимаются сопрово-

ждением инновационных проектов, в составе рабочих

групп участвуют в обсуждении отраслевых нормативных

актов. Представители СКФ приняли участие в обсуждении

проекта положений Полярного кодекса в составе рабочей

группы Министерства транспорта РФ. «Совкомфлот» со-

вместно с ФГУП «Атомфлот» регулярно проводит семинары

для плавсостава и берегового персонала, целью которых

является повышение безопасности и эффективности ледо-

вых проводок судов в Арктике. Кроме того, специалисты

компании участвуют в заседаниях комитета по безопасно-

сти мореплавания Российской палаты судоходства.

Ключевые показатели охраны труда

Группа компаний «Совкомфлот» стабильно удерживает

лидирующие позиции в рейтингах Международной ассо-

циации независимых владельцев танкеров (INTERTANKO)

по показателям охраны труда, что является хорошим

результатом и подтверждает качество менеджмента и со-

ответствие высоким стандартам безопасности.

33

БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Финансовая отчетность группы компаний «Совком-

флот» составлена по стандартам МСФО и представлена

в приложении к данному отчету вместе c соответствую-

щими комментариями и пояснениями. Ниже приведен

краткий обзор и анализ основных финансовых показа-

телей группы.

Балансовые показатели

В 2017 году был обеспечен прирост флота, а также

показателя общих балансовых активов общества.

Группа поддерживает стабильную программу капи-

тальных вложений на всех этапах судоходного цикла.

Сумма инвестиций в строительство и приобретение

флота в 2017 году составила 556,7 млн долл. США

(в 2016 году — 677,8 млн долл. США), при этом на конец

2017 года сумма, предстоящая к оплате по действующим

судостроительным контрактам в 2018 –2020 годах, состав-

ляла 705,0 млн долл. США.

Финансирование инвестиционной программы, а также

текущей деятельности осуществлялось за счет привле-

каемых обеспеченных банковских кредитов, денежных

средств от размещения необеспеченных еврооблигаций

и операционного денежного потока.

Несмотря на сохранение волатильности финансовых

рынков на фоне нестабильной геополитической и эко-

номической ситуации в мире, группа сохранила доступ

к источникам заемного капитала как за рубежом, так

и на внутреннем российском рынке.

Беспрецедентно низкая конъюнктура танкерного рынка оказала серьезное влияние 
на результаты деятельности группы компаний «Совкомфлот» в 2017 году. В то 
же время мероприятия, направленные на обновление и диверсификацию флота, 
а также сбалансированная фрахтовая политика группы компаний позволили 
обеспечить стабильное финансовое положение в отчетном периоде.

Финансовые результаты

34

ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В отчетном периоде общество осуществило успешное раз-

мещение дополнительного облигационного займа на между-

народном рынке на сумму 150 млн долл. США с доходностью

выпуска 4,85 % годовых и сроком погашения в 2023 году.

Группа также заключила три новых кредитных соглашения

на общую сумму 217 млн долл. США, средства которых ис-

пользовались для рефинансирования имеющихся кредит-

ных обязательств. Заемщики и гаранты группы компаний

«Совкомфлот» в отчетном году полностью выполнили все тре-

бования и условия соответствующих кредитных соглашений.

Группа внимательно следит за структурой капитала и ведет

работу по ее оптимизации. В отчетном периоде на кредит-

ные показатели общества повлияли увеличение кредитной

нагрузки в рамках финансирования программы строитель-

АКТИВЫ ГРУППЫ 
КОМПАНИЙ

6,8%

ТЫС. ДОЛЛ. США

7 157 247 

АКЦИОНЕРНЫЙ 
КАПИТАЛ

3,5%

ТЫС. ДОЛЛ. США

3 604 316

ОБЩАЯ БАЛАНСОВАЯ СТОИМОСТЬ 
СУДОВ В ЭКСПЛУАТАЦИИ

ТЫС. ДОЛЛ. США

9,4%

5 895 365

ОТНОШЕНИЕ ЧИСТОГО ДОЛГА 
К КАПИТАЛУ НА КОНЕЦ 2017 ГОДА 

(ДОЛГОВАЯ НАГРУЗКА ГРУППЫ 

КОМПАНИЙ «СОВКОМФЛОТ») 

47,4% 

ства нового флота, а также падение доходов на фоне не-

гативной конъюнктуры танкерного рынка.

Текущий уровень долговой нагрузки группы соответству-

ет среднеотраслевому, который традиционно находится

под давлением высокой капиталоемкости инвестиций

и волатильности конъюнктуры фрахтового рынка.

Показатели отчета 
о прибылях и убытках

В 2017 году отрицательная динамика фрахтовых ставок,

которые достигли исторически минимальных значений,

оказала серьезное влияние на ключевые показатели при-

35

ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

были группы. Тайм-чартерная выручка составила

1 058 млн долл. США за 2017 год, что на 7,4 % меньше

уровня предшествующего периода. Показатель EBITDA

за 2017 год составил 545 млн долл. США, что на 21,4 %

ниже аналогичного показателя за 2016 год.

В целом на фоне существенного падения фрахтовых

ставок на танкерном рынке (до 50 % по определенным

типоразмерам) группа компаний по итогам 2017 года

показала высокую устойчивость индустриальной биз-

нес-модели и зафиксировала чистую прибыль до на-

логообложения (скорректированную на немонетарные

расходы на обесценение флота и внереализационные

расходы) на уровне 10 млн долл. США. В соответствии

со стандартами отчетности по МСФО, в 2017 году

компания отразила расходы на обесценение флота

в размере 29 млн долл. США, а также внереализацион-

ные расходы по судебным процессам в судах Англии

в отношении сделок, совершенных в период с 2000

по 2004 год, в размере 79 млн долл. США.

В отчетном периоде группа продолжила последо-

вательную реализацию индустриальной стратегии

развития, направленной на расширение шельфового

и газового сегментов бизнеса, доля которых достигла

51 % от тайм-чартерной выручки, в то время как на по-

ступления от работы конвенционального флота

(транспортировка сырой нефти и нефтепродкутов)

приходилось 45 %. Максимизация доходов от высоко-

маржинального индустриального портфеля бизнеса

позволила минимизировать отрицательное влияние

от результатов работы флота на конвенциональном

рынке.

В 2017 году эксплуатационные расходы составили

379 млн долл. США, что выше показателя 2016 года

на 19 % ввиду соответствующего прироста флота

в эксплуатации. Рост рейсовых расходов на 54 %, до 377

млн долл. США, был вызван ростом цен на бункерное

топливо, а также увеличением количества флота, опе-

рируемого на спотовом рынке. Административные рас-

ходы сохранились на уровне 2016 года и составили 98

млн долл. США. Чистые финансовые расходы выросли

по сравнению с предыдущим годом до 187 млн долл. США

на фоне общего роста стоимости базовой ставки в долл.

США, а также прироста объема кредитных обязательств

общества в рамках финансирования строительства нового

флота.

Группа компаний «Совкомфлот» в течение 2017 года

продолжила работу с международными рейтинговыми

агентствами.

Конъюнктура облигационных рынков была благопри-

ятной в течение 2017 года, что на фоне стабильных

кредитных рейтингов общества позволило компании

успешно разместить дополнительный выпуск еврообли-

гаций. На конец отчетного года еврооблигации общества

торговались с премией к номиналу, доходность выпуска

с погашением в 2023 году составила 4,6 %.

Таблица 3.

 

 

Показатели прибыли, млн долл. США

Наименование

2017

2016

% ∆

Валовая выручка

1 435,4

1 388,1

3,4%

Тайм‑чартерный эквивалент

1 058,0

1 142,2

‑7,4%

EBITDA

544,9

695,0

‑21,4%

Чистая прибыль до налогообложе‑
ния (скорректированная на убыток 
от обесценения флота и внереали‑
зационные расходы)

10,1

232,0

‑95,6%

(Убыток) / чистая прибыль

(113,0)

206,8

 

Таблица 4.

 

 

Кредитный рейтинг группы компаний

Агентство

рейтинг

прогноз

Moody`s Investors Service

Ba1

стабильный

Fitch Ratings

BB

положительный

S&P Global Ratings

BB+

стабильный

36

ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..