ОАО «Газпром». Отчёты о деятельности в области устойчивого развития (2008-2015 год) - часть 9

 

  Главная      Учебники - Газпром     ОАО «Газпром». Отчёты о деятельности в области устойчивого развития (2008-2015 год)

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..

 

 

ОАО «Газпром». Отчёты о деятельности в области устойчивого развития (2008-2015 год) - часть 9

 

 

31

Эффективное управление

деятельностью

Категория

Существенные вопросы

Главы Отчета, раскрывающие 
информацию по существенным 
вопросам и результатам взаимодействия 
с заинтересованными сторонами

Местные 
сообщества

Своевременное предоставление 
общественности достоверной 
информации о деятельности 

  4.2. Подход к устойчивому развитию
11.1.  Вклад в социально-экономическое 

развитие регионов

Поддержка коренных 
малочисленных народов

11.3. Поддержка коренных малочисленных народов

Развитие социальной инфраструктуры

  8.4. Социальная политика 
11.4. Социальные и благотворительные программы

Рост благосостояния

  8.4. Социальная политика

Общественные 
организации

Раскрытие объективной информации 
о деятельности 

         Во всех главах Отчета

Возможности взаимодействия с Компанией 
в областях, профильных для организаций

  4.2. Подход к устойчивому развитию
  6.2. Экологическая политика ОАО «Газпром»
  8.4. Социальная политика 
11.4. Социальные и благотворительные программы

СМИ

Раскрытие объективной информации 
о деятельности

         Во всех главах Отчета

Регуляторы 
стран – импортеров 
газа

Организация эффективного механизма 
функционирования рынка газа

  4.3. Система корпоративного управления
  5.3.  Экономическая эффективность 

и аспекты ценообразования

Соблюдение законодательных 
требований

  4.3. Система корпоративного управления
  5.3.  Экономическая эффективность 

и аспекты ценообразования

К основным механизмам и инструментам взаимодействия с заинтересованными сторонами, 

используемым  Группой Газпром, относятся консультации, переговоры, круглые столы, конференции, 

семинары, выставки и другие публичные мероприятия, позволяющие обсуждать максимально широкий 

спектр вопросов, включая технологические, экономические, экологические, социальные и юридические 

аспекты. Для предоставления заинтересованным сторонам объективной информации о деятельности 

компаний  Группы  Газпром и раскрытия позиции менеджмента Компании используются такие инстру-

менты информирования, как годовые отчеты, отчеты о деятельности в области устойчивого развития, 

экологические отчеты, информационно-статистические справочники, в частности «Газпром в цифрах», 

пресс-релизы, специализированные пресс-конференции и брифинги, публикации анализа и оценки 

руководством финансового положения и результатов деятельности. Обмен актуальной информацией, 

выстраивание профессиональных связей, работа на укрепление имиджа и репутации компаний Группы 

призваны сохранять и развивать позиции Газпрома как успешной мировой энергетической корпорации.

Группа Газпром принимает активное участие в решении международных вопросов обеспечения 

устойчивого развития. Как одна из крупнейших компаний мира Газпром принимает участие в инициативе 

международного сообщества инвесторов по раскрытию информации о выбросах парниковых газов и 

рисках, связанных с изменением климата (Carbon Disclosure Project). 

ОАО «Газпром» в качестве действительного члена на регулярной основе участвует в работе таких 

международных организаций, как Международный газовый союз, Европейский деловой конгресс, Миро-

вой энергетический совет, Газовый центр Европейской экономической комиссии ООН. Представители 

головной компании входят в состав руководящих органов этих международных организаций, принимают 

участие в исследованиях и заседаниях рабочих органов, а также в составлении рабочих программ. Пред-

ставители Группы Газпром также регулярно принимают участие в заседаниях, проводимых в рамках меж-

государственной организации «Форум стран – экспортеров газа» в качестве экспертов от российской 

стороны.

ОАО «Газпром» является членом Российского союза промышленников и предпринимателей 

и Российского газового общества. Подтверждением эффективности и результативности реали-

зации основных принципов устойчивого развития Группы Газпром в 2010–2011 гг. стали премии 

и награды в области устойчивого развития.

Отчет ОАО «Газпром»

о деятельности в области устойчивого развития 2010

– 2011

32

Премии и награды компаний Группы Газпром в области устойчивого развития

Конкурс

Участники

Награды

Всероссийский конкурс 
«Российская организация 
высокой социальной 
эффективности – 2010»

ООО «Газпром добыча Астрахань» 
и ООО «Газпром добыча Оренбург»

1-е и 2-е места соответственно 
в номинации «За формирование 
здорового образа жизни 
на предприятии».

Премия Правительства Москвы 
в области охраны 
окружающей среды, 2011 г.

ОАО «Мосэнерго»

Лауреат в номинации 
«Лучший реализованный проект 
с использованием экологически чистых 
и энергосберегающих технологий».

Диплом «За значительный вклад в дело 
охраны окружающей среды города 
Москвы».

Всероссийский конкурс 
«Российская организация 
высокой социальной 
эффективности – 2011»

ООО «Газпром трансгаз Саратов»

1-е место в номинации 
«За сокращение производственного 
травматизма и профессиональной 
заболеваемости в организациях 
производственной сферы».

ООО «Газпром добыча Оренбург»

3-е место в номинации 
«За сокращение производственного 
травматизма и профессиональной 
заболеваемости в организациях 
производственной сферы».

3-е место в номинации 
«За развитие социального партнерства 
в организациях производственной сферы».

Признание заслуг Sakhalin Energy 
в области устойчивого развития

В отчетном периоде широкое признание обще-

ственности получила деятельность компании 

Sakhalin Energy в области устойчивого развития. 

Так, компания получила главную награду 

на всероссийском конкурсе «Лидеры корпора-

тивной благотворительности – 2011» за свой 

План содействия развитию коренных малочис-

ленных народов Севера Сахалинской области; 

стала лауреатом VI Всероссийского форума 

«Здоровье нации – основа процветания Рос-

сии», получив награду «За вклад в развитие 

здорового образа жизни»; победила в номина-

ции «За социальные инвестиции и проекты» 

Всероссийского конкурса «Лучшие российские 

предприятия. Динамика, эффективность, 

ответственность – 2011».

Взаимодействие с органами власти

В 2011 г. Департамент по работе с регионами Российской Федерации ОАО «Газпром» был реорга-

низован в Департамент по работе с органами власти. В состав обновленного Департамента вошло 

Управление по работе с Федеральным Собранием, появился Отдел по взаимодействию с законода-

тельными органами, что позволило усилить взаимодействие как с исполнительными, так и с законо-

дательными органами власти.

Основными результатами деятельности Департамента в 2011 г. стали:

  

  обеспечение своевременного получения и представления на рассмотрение руководителям
Группы Газпром 161 законопроекта и соответствующих сопроводительных материалов;

  

 подготовка заключений к 82 законопроектам и их направление в палаты Федерального Собрания 
Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти;

  

внесение поправок, предложенных ОАО «Газпром», в 51 законопроект;

  

оперативное информирование заинтересованных структурных подразделений о планах и резуль-

татах работы Государственной Думы Российской Федерации по законопроектам;

  

 координация участия специалистов Группы в рассмотрении законопроектов в комитетах и рабочих 
группах Федерального Собрания Российской Федерации.

Для обеспечения и реализации интересов Департамент постоянно направляет обращения в Пра-

вительство РФ, осуществляет взаимодействие с депутатами Государственной Думы, членами Совета Фе-

дерации, комитетами, комиссиями и аппаратами палат Федерального Собрания РФ, проводит рабочие 

встречи и совещания с представителями законодательной власти, консультации с официальными и пол-

33

Эффективное управление

деятельностью

номочными представителями Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания 

РФ, а также осуществляет контроль за ходом реализации предложений, направляемых Группой в органы 

государственной власти.

В отчетном периоде ОАО «Газпром» принимало активное участие в обсуждении на федеральном 

уровне законопроектов, направленных на совершенствование антимонопольного законодательства 

и развитие конкуренции, на совершенствование налогового законодательства и отношений, связанных 

с проведением организованных торгов, а также нормирования в области охраны окружающей среды. 

Предложения ОАО «Газпром» были рассмотрены и нашли отражение в следующих Федеральных 

законах:

  

 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и некоторые другие за-
конодательные акты Российской Федерации»;

  

«Об организованных торгах»;

  

 «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации 
в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков»;

  

 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные 
законодательные акты Российской Федерации»;

  

 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части со-
вершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономи-

ческого стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий»;

  

 «О внесении изменений в федеральные законы «О континентальном шельфе Российской 
Федерации» и «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне 

Российской Федерации».

В 2011 г. Департамент по работе с органами власти Российской Федерации совместно с Юри-

дическим департаментом ОАО «Газпром» провел обобщение, подготовку и направил в Министерство 

энергетики РФ предложения ОАО «Газпром» к плану законопроектной деятельности Правительства 

Российской Федерации на 2012 г. Кроме того, предложения Компании по проекту Федерального закона 

«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» 

включены в проект плана Правительства Российской Федерации на 2012 г.

Благодаря сложившейся системе взаимодействия с государственными органами власти субъектов 

Российской Федерации, базирующейся на соглашениях о сотрудничестве ОАО «Газпром» с субъектами 

РФ, Группа эффективно решает производственные, финансовые и организационные вопросы, возника-

ющие в регионах, где осуществляется деятельность Группы. По состоянию на конец 2011 г. соглашения 

о сотрудничестве заключены с 81 субъектом РФ, в 2010 г. действовали соглашения с 79 субъектами РФ.

В 2010–2011 гг. впервые подписаны соглашения с Республикой Хакасия, Амурской областью, за-

ключен Меморандум о взаимодействии с Сахалинской областью. Продолжилась практика подписания 

ежегодных соглашений с регионами стратегических интересов Группы Газпром: Ямало-Ненецким авто-

номным округом, Ханты-Мансийским автономным округом – Югрой, Ленинградской и Мурманской обла-

стями, Москвой и Санкт-Петербургом.

Новыми формами взаимодействия Группы и регионов стали: 

  

 программа по энергосбережению и энергоэффективности в аграрном секторе экономики Тамбов-

ской области;

  

 пилотный проект развития экономики Волгоградской области на основе повышения эффектив-
ности использования топливно-энергетических ресурсов;

  

 меморандумы с Дальневосточным федеральным округом, Хабаровским и Приморским краями 

о намерениях по реализации проектов создания и развития газохимических производств. 

Отчет ОАО «Газпром»

о деятельности в области устойчивого развития 2010

– 2011

34

Деятельность Комиссии 
по региональной политике

Региональная политика Группы Газпром явля-
ется инструментом, позволяющим создавать 
экономические, организационные и правовые 
условия, обеспечивающие эффективную работу 
компаний Группы на основе взаимовыгодного 
сотрудничества. Для рассмотрения актуальных 
вопросов деятельности Газпрома в регионах 
России в ОАО «Газпром» создана и функциони-
рует Комиссия по региональной политике. 

Так, в 2011 г. проведено пять заседаний, 

на которых, среди прочего, были рассмотрены 
следующие вопросы:

 

о работе предприятий и организаций 

ОАО «Газпром» по сохранению исконной сре-
ды обитания, традиционного образа жизни и 
традиционного природопользования коренных 
малочисленных народов о. Сахалин в рамках 
реализации газовых проектов;

 

об опыте взаимодействия ООО «Газпром 

добыча Надым» с местными органами власти 
в рамках реализации Программы комплексного 
освоения месторождений полуострова Ямал 
и прилегающих акваторий;

 

о представительстве работников газовой 

отрасли в законодательных органах власти 
субъектов Российской Федерации.

4.3. Система корпоративного управления

Система и принципы корпоративного управления

Система корпоративного управления Группы Газпром построена таким образом, чтобы она отвечала об-

щепризнанным мировым стандартам и обеспечивала реализацию прав акционеров, позволяя выстраи-

вать эффективные взаимоотношения со всеми группами заинтересованных сторон. Совершенствова-

ние системы корпоративного управления – непрерывный процесс, направленный на наиболее полное 

соблюдение прав акционеров Компании.

В  Компании разработан и утвержден Кодекс корпоративного управления (поведения) 

ОАО «Газпром», закрепляющий основные принципы корпоративного управления: эффективная за-

щита прав и интересов акционеров, справедливое отношение к акционерам, прозрачность принятия 

решений, профессиональная и этическая ответственность членов Совета директоров, иных долж-

ностных лиц Компании и акционеров, расширение информационной открытости и развитие системы 

норм деловой этики.

В Компании приняты следующие внутренние документы, регламентирующие систему корпоратив-

ного управления:

  

Устав ОАО «Газпром»;

  

Положение об Общем собрании акционеров ОАО «Газпром»;

  

Положение о Совете директоров ОАО «Газпром»;

  

Положение о Правлении ОАО «Газпром»;

  

Положение о Председателе Правления ОАО «Газпром»;

  

Положение о Ревизионной комиссии ОАО «Газпром»;

  

 Порядок оформления предложений и требований акционеров, связанных с созывом Общего 
собрания акционеров;

  

Дивидендная политика;

  

Положение о раскрытии информации;

  

Порядок ознакомления акционеров с информацией об ОАО «Газпром».

Корпоративные органы управления и контроля

Корпоративными органами управления ОАО «Газпром» являются Общее собрание акционеров (выс-

ший орган управления), Совет директоров, а также исполнительные органы – Правление и Председа-

тель Правления. Для контроля за формированием достоверной финансовой и бухгалтерской отчетности 

ОАО «Газпром» создана Ревизионная комиссия, которая избирается годовым Общим собранием акцио-

неров в количестве девяти человек.

35

Эффективное управление

деятельностью

Общее собрание акционеров обеспечивает соблюдение прав и законных интересов всех акционе-

ров, предоставляя им возможность непосредственно участвовать в принятии решений по вопросам дея-

тельности ОАО «Газпром», а также в формировании органов управления (Совет директоров) и контроля 

(Ревизионная комиссия). 

Общее руководство деятельностью Компании осуществляет Совет директоров (за исключени-

ем вопросов, отнесенных Федеральным законом «Об акционерных обществах» и Уставом к компетен-

ции Общего собрания акционеров). В целях реализации Советом директоров функции обеспечения 

эффективности системы контроля за финансово-хозяйственной деятельностью ОАО «Газпром» 

ежегодно формирует Комитет Совета директоров по аудиту. Руководство Комитетом Совета директо-

ров по аудиту осуществляет независимый директор. К компетенции Совета директоров относится также 

образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий. 

Единоличным исполнительным органом ОАО «Газпром» является Председатель Правления, колле-

гиальным исполнительным органом – Правление. Правление и Председатель Правления осуществляют 

текущее руководство деятельностью Компании.

В рамках своих заседаний Совет директоров регулярно рассматривает вопросы, связанные 

с аспектами устойчивого развития, такие как энергосбережение и энергоэффективность, природоох-

ранная деятельность, промышленная безопасность, социальные программы Группы и т. д. 

Советом директоров ОАО «Газпром» в 2010–2011 гг. был рассмотрен ряд важнейших вопросов.

  

 В феврале 2010 г. рассмотрен вопрос о внедрении в Группе Газпром энергосберегающих тех-
нологий. Правлению поручено обеспечить внедрение энергосберегающих технологий и оборудо-

вания с целью достижения снижения удельного потребления топливно-энергетических ресурсов. 

  

 В июле 2010 г. была рассмотрена информация о подходах к разработке проекта Программы 
инновационного развития ОАО «Газпром» до 2020 г.

Отчет ОАО «Газпром»

о деятельности в области устойчивого развития 2010

– 2011

36

  

 В феврале 2011 г. принята к сведению информация о мерах по внедрению в процессы деятель-
ности ОАО «Газпром» энергосберегающих технологий. В целях снижения издержек при добыче 

и транспортировке газа Правлению поручено обеспечить приоритетное финансирование энерго-

сберегающих технологий.

  

 В октябре 2011 г. одобрена Экологическая политика ОАО «Газпром» и рекомендовано ее исполь-
зование в компаниях Группы Газпром.

  

 В ноябре 2011 г. приняты к сведению результаты мониторинга развития отрасли сланцевого газа 
в различных регионах мира.

  

  В ноябре 2011 г. рассмотрены вопросы реализации Программы газификации российских регионов, 
которая оказывает непосредственное влияние на социально-экономическое развитие регионов 

и уровень жизни людей.

Подробное описание функций и состава органов управления, а также другая суще-

ственная информация о системе корпоративного управления представлены на сайте Компании 

(www.gazprom.ru) и в Годовых отчетах Компании за 2010 и 2011 гг.

Система вознаграждения членов Совета директоров и Правления

Система вознаграждения членов Совета директоров, членов Правления и Председателя Правления 

ОАО «Газпром» регламентирована следующими документами:

  

 Положением о порядке определения размера вознаграждений членам Совета директоров (для 
членов Совета директоров);

  

 Положением о системе годового бонуса руководящих работников ОАО «Газпром» (для руководя-
щих работников ОАО «Газпром» от уровня начальника отдела ОАО «Газпром» и выше – до Пред-

седателя Правления, а также генеральных директоров, их заместителей и главных бухгалтеров 

дочерних обществ, осуществляющих основные виды деятельности);

  

 трудовыми договорами (контрактами) с работниками (для Председателя Правления, членов Прав-
ления, а также членов Совета директоров, являющихся работниками ОАО «Газпром»).

Положение о порядке определения размера вознаграждений членам Совета директо-

ров предусматривает двухуровневую систему вознаграждения, состоящую из базовой и допол-

нительной части вознаграждения. Базовая часть вознаграждения выплачивается за осущест-

вление полномочий члена Совета директоров, и ее размер установлен с учетом сложившейся 

в ОАО «Газпром» практики выплаты вознаграждений членам Совета директоров. Дополнительная часть 

вознаграждения выплачивается за исполнение членом Совета директоров дополнительных обязанно-

стей Председателя Совета директоров, заместителя Председателя Совета директоров и участие в ко-

митетах Совета директоров. При этом размер дополнительной части вознаграждения учитывает уровень 

достижения результативности по общекорпоративным показателям деятельности ОАО «Газпром», при-

меняемым в системе годового бонуса руководящих работников ОАО «Газпром». Необходимо отметить, 

что члены Совета директоров, занимающие государственные должности и должности государственной 

гражданской службы, не получают вознаграждения. Размер вознаграждения членам Совета директоров 

утверждается годовым Общим собранием акционеров.

Положение о системе годового бонуса руководящих работников ОАО «Газпром» регламентирует 

выплату годового бонуса руководителям начиная от уровня начальника отдела ОАО «Газпром» и выше, 

а также генеральным директорам, их заместителям и главным бухгалтерам дочерних обществ, осущест-

вляющих основные виды деятельности. Размеры годовых бонусов определяются в зависимости от степе-

ни достижения индивидуальных и общекорпоративных ключевых показателей деятельности и целей. 

Помимо годового бонуса, система поощрений высшего управленческого звена ОАО «Газпром» 

включает в себя программу премирования акциями головной компании. Программа премирования 

акциями разбита на трехлетние циклы, первый из которых был реализован в 2008–2011 гг. и охватил 

70 руководителей высшего звена ОАО «Газпром» и генеральных директоров дочерних обществ. 

Премирование акциями создает дополнительную материальную заинтересованность руководства 

ОАО «Газпром» и дочерних обществ в повышении конкурентоспособности и устойчивости бизнеса 

Газпрома

Помимо вышеперечисленных инструментов мотивации руководящих работников, они также могут 

получать премии за выполнение особо важных работ.

37

Эффективное управление

деятельностью

Размер краткосрочного вознаграждения, выплаченного ОАО «Газпром» в 2010–2011 гг. членам 

Совета директоров, членам Правления и Председателю Правления (включая заработную плату, премии 

и вознаграждение за участие в органах управления ОАО «Газпром»), составил 2 579 702 тыс. руб. Указан-

ная сумма включает налог на доходы физических лиц и страховые взносы. 

Размер вознаграждения руководства ОАО «Газпром», тыс. руб.

*

 

2010

2011

Вознаграждение, выплаченное ОАО «Газпром» членам Совета 
директоров, членам Правления и Председателю Правления 
ОАО «Газпром»

1 243 354

1 336 348

Итого за 2010–2011 гг.

2 579 702

*       Включая налог на доходы физических лиц и страховые взносы.

В соответствии с российским законодательством ОАО «Газпром» перечисляет взносы в Пенсион-

ный фонд Российской Федерации за своих сотрудников, включая Председателя Правления, членов 

Правления, а также членов Совета директоров, являющихся работниками ОАО «Газпром».

Кроме того, ОАО «Газпром» обеспечивает добровольное медицинское страхование Предсе-

дателя Правления, членов Правления, а также членов Совета директоров, являющихся работниками 

ОАО «Газпром». Сумма страховых взносов по добровольному медицинскому страхованию в 2010–2011 гг. 

составила 1 748 тыс. руб.

Акционерный капитал

Размер уставного капитала ОАО «Газпром» составляет 118 367 564 500 руб. и разделен на 23 673 512 900 

обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 5 руб. каждая. Общее количество лиц, заре-

гистрированных в реестре акционеров ОАО «Газпром», на конец 2011 г. составило 45 741, в том числе 

10 номинальных держателей.

Структура акционерного капитала ОАО «Газпром», %

На 31.12.2010 г.

На 31.12.2011 г.

Доля, контролируемая 
Российской Федерацией, в т. ч.: 

50,002

50,002

Российская Федерация в лице Федерального агентства 
по управлению государственным имуществом

38,373

38,373

ОАО «Роснефтегаз»

10,740

10,740

ОАО «Росгазификация»

0,889

0,889

Владельцы АДР

27,570

28,350

Прочие зарегистрированные лица

22,428

21,648

В течение 2011 г. структура акционерного капитала не претерпела существенных изменений. 

Российская Федерация является самым крупным акционером ОАО «Газпром». С учетом акций, принад-

лежащих компаниям ОАО «Роснефтегаз» и ОАО «Росгазификация», государство контролирует 50,002 % 

акционерного капитала ОАО «Газпром».

Взаимодействие с акционерами и инвесторами

ОАО «Газпром» выделяет акционеров и инвесторов в качестве одной из ключевых категорий заинте-

ресованных сторон и уделяет особое внимание развитию взаимоотношений с ними, которые строятся 

на основе их интересов и ожиданий, таких как:

  

разъяснение и понимание стратегии Группы и ключевых факторов ведения бизнеса;

  

 возможность поддерживать диалог напрямую с топ-менеджментом или участвовать в мероприятиях 
с участием руководства Группы;

  

участие в принятии управленческих решений;

  

получение финансовой и иной существенной информации.

С 2009 г. в Компании осуществляет работу Координационный комитет по взаимоотношениям 

с акционерами и инвесторами, в функции которого входит:

Отчет ОАО «Газпром»

о деятельности в области устойчивого развития 2010

– 2011

38

  

разработка и проведение единой и последовательной политики по взаимоотношениям с акционе-

рами и инвесторами;

  

 общая координация и контроль за проведением работы по взаимоотношениям с акционерами 
и инвесторами;

  

 своевременное представление акционерам и инвесторам информации, необходимой и достаточ-
ной для принятия ими инвестиционных и управленческих решений;

  

повышение эффективности работы ОАО «Газпром» с акционерами и инвесторами.

Руководство ОАО «Газпром» поддерживает постоянный диалог с акционерами, различными 

группами инвесторов и аналитиками, организуя регулярные встречи, пресс-конференции, презентации 

стратегических планов и результатов деятельности ОАО «Газпром» в России и крупнейших финансовых 

центрах мира. Так, ежегодно проводится День инвестора, в рамках которого руководство ОАО «Газпром» 

и крупнейших дочерних компаний проводит презентации для инвестиционного сообщества. Ежеквар-

тально проводятся телеконференции, посвященные публикации консолидированной отчетности Группы 

по МСФО. Также проводятся индивидуальные встречи с представителями крупнейших акционеров, роуд-

шоу, готовятся ответы на устные и письменные запросы акционеров и инвесторов.

Инструментом управления процессом непрерывного взаимодействия с акционерами и инвестора-

ми является разрабатываемый на ежегодной основе План работы с акционерами и инвесторами.

Подробнее с формами взаимодействия с акционерами, инвесторами и аналитиками можно озна-

комиться в Годовых отчетах Компании за 2010 и 2011 гг.

Раскрытие информации

ОАО «Газпром» раскрывает информацию о своей деятельности в соответствии с требованиями законодатель-

ства, регуляторов российских и зарубежных рынков ценных бумаг и на основании внутренних документов.

Базовые принципы закреплены в Положении о раскрытии информации Компании и включают: 

  

регулярность и оперативность предоставления; 

  

доступность для акционеров и иных заинтересованных лиц;

  

 достоверность и полноту содержания, соблюдение разумного баланса между открытостью
Компании и ее коммерческими интересами.

 

 

В Компании установлен Порядок ознакомления акционеров с информацией об ОАО «Газпром».

Компания на постоянной основе совершенствует формы и методы информирования заинтересо-

ванных сторон, не только обеспечивая представление информации в соответствии с требованием зако-

нодательства, но и дополнительно – в добровольном инициативном порядке.

 

Противодействие коррупции и конфликт интересов

В настоящее время в Компании эффективно функционирует система контроля за использованием долж-

ностными лицами предоставленных им полномочий, помимо прочего позволяющая выявлять признаки 

коррупции и конфликта интересов. Организационную основу этой системы составляют Комитет Совета 

директоров ОАО «Газпром» по аудиту, Департамент внутреннего аудита Аппарата Правления, Департа-

мент по управлению персоналом, Департамент по управлению корпоративными затратами, а также Служ-

ба корпоративной защиты ОАО «Газпром». 

Органы управления юридических лиц, входящих в состав Группы, принимают меры по предупреж-

дению и предотвращению конфликта интересов. В частности, Общее собрание акционеров и Совет ди-

ректоров ОАО «Газпром» в целях исключения возможного конфликта интересов осуществляют одобре-

ние сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в соответствии с Главой XI 

Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

В отчетном периоде не было выявлено случаев коррупционного поведения со стороны сотрудни-

ков ОАО «Газпром» и его дочерних организаций.

Также Компания принимает меры по предотвращению использования инсайдерской информации 

в соответствии с требованиями законодательства, а также принципами, закрепленными в Положении о 

раскрытии информации ОАО «Газпром». В Компании утвержден Перечень инсайдерской информации 

ОАО «Газпром», который размещен в свободном доступе на официальном сайте Компании.

39

Эффективное управление

деятельностью

Противодействие мошенничеству 
и коррупции в Группе Газпром нефть

Деятельность, связанная с противодействием 

мошенничеству и коррупции, осуществляется 

и на уровне дочерних компаний. Так, в Группе 

Газпром нефть организована система противо-

действия мошенничеству и коррупции, важным 

элементом которой является «горячая линия» – си-

стема сбора и обработки информации о призна-

ках совершения нарушений требований норма-

тивных документов компании, административных 

правонарушений и преступлений. Цель «горячей 

линии» – предоставить возможность любому 

человеку сообщить о нарушениях в Группе 

Газпром нефть, в частности о хищении или 

неправомерном использовании собственности 

и активов, мошенничестве, получении взяток 

и «откатов», наличии конфликта интересов 

у сотрудников и контрагентов, нарушении 

тендерных процедур и многом другом.

Среди ключевых принципов работы 

«горячей линии» Газпром нефти необходимо 

выделить следующие: 

 

проверка полученной информации прово-

дится по каждому полученному сообщению;

 

все сообщения «горячей линии» обраба-

тываются с максимальным уровнем кон-

фиденциальности;

 

проверка полученной информации осу-

ществляется при соблюдении требований 

объективности и независимости.

Важным элементом противодействия коррупции в Компании будет являться планируемый к 

утверждению Советом директоров Кодекс корпоративной этики ОАО «Газпром». Кодекс корпоративной 

этики ОАО «Газпром» затронет, в частности, такие вопросы, как конфликт интересов, совместная рабо-

та родственников, подарки, противодействие коррупции, отношения с контрагентами и конкурентами, 

обращение с информацией, а также другие важные правила делового поведения. 

В Кодексе корпоративной этики ОАО «Газпром» будет заложен механизм его применения: ор-

ганизация работы по исполнению требований и положений документа будет возложена на Комиссию 

по корпоративной этике. Обращения в Комиссию по корпоративной этике будут поступать по телефону 

«горячей линии», по электронной почте или доставляться непосредственно. Обязательство о соблюде-

нии Кодекса корпоративной этики ОАО «Газпром» должны будут подписывать все работники Компании

в том числе руководящие лица ОАО «Газпром».

Принятие Кодекса корпоративной этики ОАО «Газпром» будет способствовать повышению инве-

стиционной привлекательности и гармонизации деловой практики Компании

8

.

4.4. Риски в области устойчивого развития

Система управления рисками в Группе Газпром

Компании, входящие в Группу Газпром, ведут активную работу по формированию корпоративной систе-

мы управления рисками. 

В 2011 г. Правление ОАО «Газпром» скорректировало действующий в Компании План меропри-

ятий по развитию корпоративной системы управления рисками ОАО «Газпром» – ключевой документ 

по координации мероприятий в сфере управления рисками. Основные мероприятия скорректирован-

ного Плана включают подготовку методологической базы организации системы управления рисками 

ОАО «Газпром», разработку предложений по созданию системы управления основными рисками Группы 

Газпром и схемы взаимодействия Газпрома с компаниями Группы в рамках системы управления рисками. 

В 2011 г. в рамках реализации мероприятий Плана подготовлены «Основные методологические 

подходы к организации системы управления рыночными и кредитными рисками» и методико-регламен-

тационная база управления валютными рисками. Подготовленные методические документы снижают 

вероятность наступления неблагоприятных для Газпрома ситуаций на рынках сбыта продуктов Группы

обеспечивают стабильные отношения с кредитными организациями и систематизируют работу по опти-

мизации валютных рисков.

 

Кодекс корпоративной этики был утвержден решением Совета директоров ОАО «Газпром» в июле 2012 г.

40

Отчет ОАО «Газпром»

о деятельности в области устойчивого развития 2010

– 2011

Руководство Группы Газпром нефть проводит мероприятия по поэтапному формированию интег-

рированной системы управления рисками (ИСУР) в рамках Политики компании в области управления 

рисками. В 2011 г. в ОАО «Газпром нефть» была сформирована Книга рисков 2010–2011 гг., проведены 

полугодовой мониторинг ключевых рисков и количественная оценка десяти наиболее значимых рисков в 

дочерних обществах ОАО «Газпром нефть», а также завершен анализ ИСУР на соответствие передовым 

и международным практикам. В конце 2011 г. ОАО «Газпром нефть» внедрило базовые процессы ИСУР 

в большинстве дочерних и зависимых обществ. 

Отдельное место в системе ИСУР ОАО «Газпром нефть» занимают экологические риски. Руковод-

ство компании учитывает вероятность наступления экологических рисков и готово нести гражданскую 

ответственность за любые ущербы, нанесенные обществу и окружающей среде в результате деятель-

ности компании. Политика компании по минимизации экологических рисков направлена на поддержку 

мероприятий по охране окружающей среды и обеспечение соответствия деятельности компании эколо-

гическому законодательству. Результатом деятельности является снижение вероятности экологических 

рисков ОАО «Газпром нефть» в 2010–2011 гг. 

Корпоративный стандарт «Интегрированная система управления рисками (ИСУР)», действующий 

в ОАО «Газпром нефть», является передовой практикой внедрения риск-ориентированного подхода 

к ключевым аспектам деятельности компании. В ближайшее время Группа Газпром нефть планирует 

активно развивать ИСУР, связать процесс управления рисками с процессами бизнес-планирования 

и совершенствовать информационную систему, поддерживающую процессы ИСУР.

Компании, входящие в Газпром энергохолдинг, также вовлечены в процесс формирования единой 

корпоративной системы управления рисками. Руководство ОАО «ОГК-2» проводит мероприятия по вне-

дрению комплексной системы управления рисками (КСУР). В рамках КСУР специалисты ОАО «ОГК-2» 

управляют социальными и имущественными рисками компании и рисками, возникающими в ходе реали-

зации крупных инвестиционных проектов. Руководство ОАО «Мосэнерго» и руководство ОАО «ТГК-1» 

также проводят регулярные мероприятия по формированию систем управления рисками на местах. 

В рамках данных мероприятий готовятся Карты рисков и определяются сферы ответственности по управ-

лению ключевыми рисками среди функциональных подразделений компаний. 

В 2012–2013 гг. руководство ОАО «Газпром» собирается осуществить классификацию всех ри-

сков Компании и Группы по направлениям деятельности, разработать Политику и Регламент управления 

основными рисками ОАО «Газпром» и подготовить Матрицу полномочий в области организации системы 

управления основными рисками Группы. Также планируется разработать и принять основополагающие 

документы по управлению основными рисками в дочерних и зависимых обществах в рамках формирова-

ния единой корпоративной системы управления рисками Группы Газпром.

Ключевые риски Группы Газпром в области устойчивого развития

Риски, влияющие на деятельность Группы Газпром в области устойчивого 
развития и возможности их минимизации

Риски 

Влияние на деятельность 
Группы 
в области 
устойчивого развития

Деятельность 
по минимизации рисков 
в отчетный период

Возможности 
минимизации рисков 
в среднесрочной 
перспективе 

Риски, связанные 
с загрязнением 
окружающей среды

Причинение вреда окружающей среде 
приводит к негативным правовым, фи-
нансовым и репутационным последстви-
ям для деятельности Группы Газпром
Ответственность Группы Газпром 
за загрязнение окружающей среды 
в регионах присутствия, причинение 
вреда имуществу третьих лиц отражена 
в Экологической политике Группы

Реализация Экологической 
политики Группы

Реализация программ и меро-
приятий по снижению воздей-
ствий на окружающую среду

Сертификация Системы 
экологического менеджмента 
на соответствие требованиям 
международного стандарта 
ISO 14001:2004

Проведение предпроектной 
экологической экспертизы 
проектов

Организация комплексной 
страховой защиты обществ 
Группы

Доступность и открытость 
экологической информации 
Группы

Совершенствование 
Экологической политики 
Группы

Внедрение прогрессивных 
технологий охраны окру-
жающей среды

41

Эффективное управление

деятельностью

Риски 

Влияние на деятельность 
Группы 
в области 
устойчивого развития

Деятельность 
по минимизации рисков 
в отчетный период

Возможности 
минимизации рисков 
в среднесрочной 
перспективе 

Риски, связанные 
с географическими 
и климатическими 
условиями

Климатические изменения напрямую 
влияют на деятельность Группы Газпром 
в области устойчивого развития 
и вызывают риски учащения экс-
тремальных погодных явлений, риски 
изменения температуры грунтов, риски 
негативного воздействия на здоровье 
людей и т. д.

Разработка и внедрение 
эффективных технологических 
процессов для ведения дея-
тельности в особых климатиче-
ских условиях

Разработка программ 
адаптации деятельности 
Газпрома к изменяющимся 
климатическим условиям

Риски, связанные 
с эксплуатацией 
производственных 
объектов

Риски технологических аварий при 
осуществлении производственной де-
ятельности связаны с возникновением 
ответственности руководства Группы 
за ущерб, причиненный жизни и здоро-
вью работников, третьих лиц, имуществу 
и окружающей среде

Внедрение прогрессивных ме-
тодов диагностики, реконструк-
ция и модернизация производ-
ства Группы Газпром

Внедрение Политики в области 
охраны труда и промышленной 
безопасности

Обеспечение гарантий 
охраны труда и промыш-
ленной безопасности

Своевременная и эффек-
тивная ликвидация послед-
ствий природных 
и техногенных аварий

Риски, связанные
с развитием
производства газа
из нетрадиционных
источников*

Разработка нетрадиционных ресурсов
природного газа в сравнении с раз-
работкой традиционных источников газа 
связана с дополнительными социальны-
ми и экологическими рисками

Мониторинг социальных 
и экологических последствий 
добычи газа из нетрадицион-
ных источников

Внедрение новых эффектив-
ных технологий и стандартов 
добычи газа из традиционных 
источников 

Развитие технологий добычи 
метана из угольных пластов 
с учетом связанных социаль-
ных и экологических рисков

Поддержание конкуренто-
способности традицион-
ных ресурсов добычи при-
родного газа в сравнении
с разработкой нетради-
ционных ресурсов

Повышение социальной
и экологической безопас-
ности добычи газа из
традиционных и нетради-
ционных источников

Стимулирование собствен-
ных разработок в области
добычи газа из нетради-
ционных источников

*

            

Данная группа рисков характерна только для газового сегмента Группы Газпром.

Отчет ОАО «Газпром»

о деятельности в области устойчивого развития 2010

– 2011

42

Об Отчете

43

5. Результаты

деятельности

43

5.1. Ключевые финансовые показатели 
отчетного периода

 

44

5.3. Экономическая эффективность 
и аспекты ценообразования

 

51

5.2. Результаты операционной 
деятельности

 

45

Отчет ОАО «Газпром»

о деятельности в области устойчивого развития 2010

– 2011

44

5.1. Ключевые финансовые показатели 
отчетного периода

Структура чистой выручки от продаж, данные МСФО

*

, млн руб.

Показатель чистой выручки

2010

2011

%

Продажи газа, в т. ч.:

2 186 205

2 814 848

+29 

в Европу и другие страны

1 099 225

1 439 069

+31 

в страны БСС (кроме РФ)

450 137

637 178

+42 

в РФ

636 843

738 601

+16 

Продажи продуктов нефтегазопереработки 

709 062

973 026

+37 

Продажи сырой нефти и газового конденсата

196 074

235 432

+20 

Продажи электрической и тепловой энергии

288 655

344 551

+19 

Продажи услуг по транспортировке газа

92 631

112 995

+22  

Прочая выручка

124 427

156 238

+26  

Выручка от всех продаж

3 597 054

4 637 090

+29  

*      

Здесь и далее финансовые консолидированные показатели по МСФО представляются по Группе Газпром, поскольку существующая технология подго-

товки консолидированной отчетности по МСФО основана на трансформации бухгалтерской отчетности, подготовленной в соответствии с требованиями 
российского законодательства, и не позволяет корректно сформировать консолидированные данные по периметру консолидации, соответствующему 
заявленным границам Отчета.

Финансовые показатели Группы Газпром ежегодно и ежеквартально раскрываются в финансовых 

отчетах ОАО «Газпром» – головной компании Группы.

Выручка 

В 2011 г. по сравнению с 2010 г. выручка Газпрома от всех продаж (за вычетом НДС и таможенных 

пошлин) выросла на 29 % и составила 4 637 млрд руб.

Рост выручки от продаж газа на всех рынках присутствия Газпрома составил также 29 %. Наи-

больший рост выручки от продаж газа пришелся на страны БСС (кроме России) – выручка на этом рынке 

выросла на 42 %. Также заметно выросла выручка от продаж продуктов нефтегазопереработки – рост 

составил 37 %. Рост выручки от продаж других продуктов Газпрома оказался ниже роста выручки от всех 

продаж Группы

В 2010 г. значение показателя EBITDA

9

 составило 1 364 млрд руб., в 2011 г. – 1 931 млрд руб. 

Соотношение скорректированного показателя EBITDA и общей выручки Газпрома составило 38 % 

в 2010 г. и 42 % – в 2011 г. Структура выручки за 2010–2011 гг. не претерпела серьезных изменений: 

61 % выручки в 2010 и 2011 гг. составила выручка от продаж газа. 

В 2010 г. чистая прибыль Газпрома по МСФО составила 969 млрд руб., в 2011 г. – 1 307 млрд руб.

Капитализация и чистые активы

Рыночная капитализация ОАО «Газпром» на 31 декабря 2011 г. составила 122,6 млрд долл. Средняя 

рыночная капитализация Компании за 2010–2011 гг. увеличилась на 18 % и составила 155,2 млрд долл. 

Чистые активы Компании по МСФО по итогам 2010 г. составили 6 536 млрд руб., по итогам 2011 г. – 

7 761 млрд руб.

Показатель, равный объему прибыли до вычета расходов по уплате налогов, процентов и начисленной амортизации.

45

Результаты

деятельности

5.2. Результаты операционной 
деятельности

Сегодня  Группа Газпром стремится стать глобальной энергетической компанией – мировым лиде-

ром в добыче, переработке и транспортировке газа, газового конденсата и нефти, а также в про-

изводстве и распределении электроэнергии. Результаты операционной деятельности Газпрома 

в 2010–2011 гг. по трем ключевым сегментам рынка – газовому, нефтяному и энергетическому – 

служат доказательством успешной и последовательной реализации поставленной задачи.

Показатели результативности газового сегмента

Основными видами деятельности Группы Газпром являются добыча, переработка, транспортировка 

и продажа природного газа. Газпром располагает крупнейшими в мире запасами природного газа.

По состоянию на 31 декабря 2011 г. по российской классификации запасы природного газа 

Группы Газпром составляют 35 046,9 млрд м

3

 (по категории запасов A+B+C

1

). По результатам аудита запа-

сов по международным стандартам PRMS доказанные и вероятные запасы Группы Газпром по состоянию 

на 31 декабря 2011 г. оценены в 29,2 млрд т у. т., при этом текущая приведенная стоимость запасов со-

ставила 299,2 млрд долл. Оценены 90 % запасов газа, 83 % конденсата и 89 % нефти категорий A+B+C

1

Годом ранее доказанные и вероятные запасы Группы были оценены в 28,7 млрд т у. т., при этом их текущая 

приведенная стоимость составляла 269,6 млрд долл. Оценены были 93 % запасов газа, 86 % конденсата и 

90 % нефти категорий A+B+C

1

.

В результате проведенных Газпромом геолого-разведочных работ в 2010–2011 гг. прирост запасов 

природного газа составил 1 267,5 млрд м

3

. Открыты Абаканское газовое месторождение в Красноярском 

крае, газоконденсатные месторождения на шельфе Охотского моря: крупное Южно-Киринское, а так-

же Мынгинское месторождения. В 2010 г. восполнение запасов газа по отношению к объемам добычи 

составило 108 %, в 2011 г. был отмечен рекордный за всю историю ОАО «Газпром» уровень – 140 %. 

Рост запасов природного газа за отчетный период позволяет компаниям Группы наращивать темпы его 

добычи и гарантировать стабильное развитие отрасли на ближайшую перспективу.

В 2010–2011 гг. добыча природного газа Группой Газпром составила суммарно 1 021,8 млрд м

3

 

(508,6 млрд м

3

 – в 2010 г. и 513,2 млрд м

3

 – в 2011 г.). При этом компании, входящие в границы Отчета, 

в 2010–2011 гг. добыли 934,4 млрд м

3

, то есть 91,4 % газа, добытого Группой. В 2010 г. рост добычи газа 

составил около 10 % по сравнению с 2009 г., в 2011 г. – менее 1 % по сравнению с 2010 г. В 2015 г. 

Группа Газпром планирует превысить докризисный уровень добычи газа. 

К 2030 г., по прогнозам Газпрома, для обеспечения растущего спроса на газ как на внутреннем, 

так и на европейском рынках Компании понадобится добывать 630-720 млрд м

3

 газа в год.

Отчет ОАО «Газпром»

о деятельности в области устойчивого развития 2010

– 2011

46

Транспортировка добытого природного газа осуществляется по магистральным газопроводам, 

принадлежащим Группе Газпром и объединенным в Единую систему газоснабжения (ЕСГ). Протяжен-

ность магистральных газопроводов и отводов Газпрома на территории России за 2010–2011 гг. возросла 

на 4,3 тыс. км и составила 164,7 тыс. км. Поступление и распределение газа, транспортированного по 

трубопроводам ЕСГ Газпрома на территории России, в 2010–2011 гг. также возросло, но не достигло 

докризисных показателей 2008 г.: в 2011 г. поступило 683,2 млрд м

3

 газа, что составляет 95,6 % от по-

ступлений 2008 г.

Помимо газа, добываемого Группой Газпром, по трубопроводам ЕСГ Газпрома осущест-

вляется транспортировка газа компаний, не входящих в Группу: в 2011 г. было транспортировано 

81,5 млрд м

3

 газа (122,6 % от аналогичного показателя 2009 г.), выручка от продажи услуг компаниям со-

ставила 79 239 млн руб. (168,5 % от аналогичного показателя 2009 г.). 

Неотъемлемой частью ЕСГ также являются подземные хранилища газа (ПХГ), обеспечивающие 

поставки газа в отопительный период. Для подземного хранения газа Газпром использует ПХГ в России 

и в странах Европы: в Австрии, Великобритании, Германии, Латвии и Сербии. 

Суммарная активная емкость российских ПХГ за 2010–2011 гг. возросла на 1,5 млрд м

3

 и составила 

66,7 млрд м

3

. Рост ключевых показателей транспортировки природного газа Группы Газпром за отчетный 

период гарантирует стабильную работу ЕСГ России.

Переработка газа и жидких углеводородов производится Группой Газпром на шести заводах, 

в число которых входят Астраханский, Оренбургский, Сосногорский ГПЗ и Оренбургский гелиевый 

завод. В 2011 г. Группой было переработано 33,2 млрд м

3

 природного и попутного газа, в 2010 г. – 

33,6 млрд м

3

 (без учета давальческого сырья). Незначительное снижение объемов переработки газа 

Группой Газпром в 2011 г. по сравнению с 2010 г. объясняется снижением добычи газа на месторожде-

ниях – сырьевых базах ряда ГПЗ.

Объем продаж газа Газпромом в России в 2010–2011 гг. составил примерно 53 % от общего объема 

продаж газа. На долю стран дальнего зарубежья пришелся примерно 31 % реализации газа, на страны 

БСС – около 16 %.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..