ОАО «Газпром». Отчёты о деятельности в области устойчивого развития (2008-2015 год) - часть 10

 

  Главная      Учебники - Газпром     ОАО «Газпром». Отчёты о деятельности в области устойчивого развития (2008-2015 год)

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..

 

 

ОАО «Газпром». Отчёты о деятельности в области устойчивого развития (2008-2015 год) - часть 10

 

 

47

Результаты

деятельности

Взаимодействие ОАО «Газпром» 
с независимыми производителями газа

Одной из ключевых категорий заинтересован-

ных сторон Газпрома являются клиенты и 

деловые партнеры. По прогнозам экспертов, 25 % 

природного газа в России будет добываться 

независимыми производителями, получившими 

доступ к мощностям газотранспортной системы 

(ГТС) в соответствии с Постановлением Прави-

тельства РФ «Об обеспечении доступа незави-

симых организаций к газотранспортной системе 

ОАО «Газпром». Взаимодействие ОАО «Газпром» 

с независимыми производителями газа основа-

но на нескольких принципах.

Недискриминационность

 

ОАО «Газпром» предоставляет мощности ГТС 

независимым производителям газа для транспор-

тировки их продукции потребителям. Сегодня газ 

независимых производителей составляет 11-12 % 

от общего объема газа, транспортируемого в ГТС.

Приоритетность

ОАО «Газпром» предоставляет независимым 

производителям газа мощности, не используе-

мые Группой для поставок газа за рубеж и 

социально значимым категориям потребителей в 

России. Доступ независимых производителей ко 

всем мощностям ГТС в течение отчетного 

периода оставался предметом многосторонних 

обсуждений с Федеральной антимонопольной 

службой РФ

10

Соблюдение интересов 
собственника ЕСГ 

В соответствии со статьей 13 ФЗ «О газоснабже-

нии в Российской Федерации» ОАО «Газпром» 

является собственником ЕСГ и заинтересовано в 

реконструкции, модернизации и развитии ГТС. 

Привлечение независимых производителей газа к 

финансированию проектов реконструкции и 

развития газотранспортной инфраструктуры ЕСГ 

возможно за счет увеличения тарифа на транс-

портировку их продукции по ГТС.

Развитие газовой отрасли

Допуск к системе газоснабжения компаний, 

поставляющих на региональные рынки сбыта 

газ, отражает интересы ОАО «Газпром» 

и независимых поставщиков по развитию 

газовой отрасли. В 2010 г. услуги по транспорти-

ровке газа были предоставлены 23 компаниям, 

в 2011 г. – 26 компаниям. 

 

Ответственность сторон
за выполнение своих обязанностей

Взаимодействие ОАО «Газпром» с независимы-

ми производителями газа должно строиться 

на принципе взаимной ответственности сторон. 

При заключении договоров Компания и незави-

симые производители газа составляют план 

поставки и распределения транспортируемого 

газа. 

Открытость информации

ОАО «Газпром» предоставляет информацию 

о свободных мощностях ГТС всем заинтересо-

ванным независимым производителям газа в 

соответствии с Постановлением Правительства 

«О стандартах раскрытия информации субъек-

тами естественных монополий, оказывающими 

услуги по транспортировке газа».

В отчетный период успешно развивалось 

взаимодействие ОАО «Газпром» с крупнейшим 

независимым производителем газа – 

ОАО «НОВАТЭК». В 2010 г. компаниями было 

подписано Соглашение о сотрудничестве в 

производстве СПГ на базе Южно-Тамбейского 

месторождения полуострова Ямал. Взаимодей-

ствие Газпрома и ОАО «НОВАТЭК» ориентиро-

вано на рост экспорта российского сжиженного 

газа в Европу, в том числе за счет организации 

поставок газа независимыми производителями.

Таким образом, эффективное взаимодей-

ствие Группы Газпром и независимых произво-

дителей газа способствует росту объемов 

добываемого природного газа, формированию 

доверительных отношений среди участников 

газового рынка и, как следствие, устойчивому 

развитию газовой отрасли.

10  В отчетном периоде на Компанию был наложен штраф в размере 1 008 тыс. руб. за нарушение антимонопольного законодательства 

в связи с допущенным нарушением порядка рассмотрения заявки на допуск ООО «ГазЭнерго-Альянс» к ГТС.

Отчет ОАО «Газпром»

о деятельности в области устойчивого развития 2010

– 2011

48

В 2011 г. в России потребителям было реализовано 265,3 млрд м

3

 природного газа (без учета 

внутригруппового оборота), что на 1,2 % больше, чем в 2010 г., и на 1,0 % больше показателя 2009 г. 

Прогнозы авторов Энергетической стратегии России и ассоциации CEDIGAZ говорят о дальнейшем ро-

сте потребления газа в России и в мире. В связи с этим Газпром планирует активно развивать и наращи-

вать газовый сегмент своей деятельности для обеспечения растущих потребностей в природном газе как 

в России, так и за рубежом.

Показатели результативности нефтяного сегмента

Ключевую роль в нефтяном сегменте Газпрома играет Группа Газпром нефть, в состав которой входят 

более 70 нефтедобывающих, нефтеперерабатывающих и сбытовых предприятий в России и странах 

ближнего и дальнего зарубежья.

Запасы жидких углеводородов (нефти и газового конденсата) Газпрома составляют 

3 162,8 млн т по состоянию на 1 января 2012 г. (по категории запасов A+B+C

1

), из них нефти – 

1 767,3 млн т, газового конденсата – 1 395,5 млн т. В результате проведенных Газпромом геолого-разве-

дочных работ в 2010–2011 гг. прирост запасов нефти составил 141,3 млн т, прирост запасов газового 

конденсата – 70,8 млн т. В отчетный период открыты следующие месторождения: Северо-Вакунайское 

нефтяное в Иркутской области, Новотатищевское газонефтяное месторождение в Оренбургской об-

ласти, Северо-Трассовое и Мыгинское нефтяные месторождения в Томской области, Игнялинское 

нефтегазоконденсатное месторождение в Иркутской области. Рост запасов нефти и газового кон-

денсата, достигнутый Газпромом в 2010–2011 гг., позволяет проводить дальнейшие мероприятия по 

наращиванию нефтяного сегмента деятельности Группы.

Добыча нефти и газового конденсата компаниями, входящими в границы Отчета, за 2010–2011 гг. 

составила 85,4 млн т – 97,5 % от добычи всей Группы. Добыча ассоциированных компаний 

в доле, приходящейся на Группу Газпром, за аналогичный период составила 43,1 млн т. В 2010 г. компани-

ями, входящими в границы Отчета, было добыто 42,3 млн т нефти и газового конденсата (31,4 млн т нефти 

и 10,9 млн т конденсата), в 2011 г. – 43,1 млн т (31,4 млн т нефти и 11,7 млн т конденсата). В 2010 г. рост 

добычи нефти и конденсата составил 3,8 % по сравнению с 2009 г., в 2011 г. – 2,3 % по сравнению с 2010 г. 

К 2020 г. Газпром намерен увеличить объемы добычи нефти до 100 млн т нефтяного эквивалента в год с 

учетом показателей дочерних обществ и доли в ассоциированных компаниях.

Переработка нефти и газового конденсата является важным стратегическим направлением 

деятельности Газпрома. Мощности Группы по переработке нефти и нестабильного газового конденсата 

составляют 75,4 млн т. В 2010–2011 гг. без учета давальческого сырья Группа переработала 103,7 млн т 

нефти и конденсата (в 2010 г. – 50,2 млн т, в 2011 г. – 53,5 млн т). Переработка характеризуется ежегодным 

ростом объемов перерабатываемого сырья: в 2010 г. рост составил 13,3 %, в 2011 г. – 6,6 %. Аналогич-

ный рост наблюдается и в объемах производства продуктов нефтепереработки: в 2010 г. произведено 

39,7 млн т нефтепродуктов (+12,5 % к 2009 г.), в 2011 г. – 42,6 млн т нефтепродуктов (+7,3 % к 2010 г.).

49

Результаты

деятельности

Омский НПЗ

Ключевым нефтеперерабатывающим предприяти-

ем Группы Газпром является Омский НПЗ, 

установленная мощность которого составляет 

20 млн т нефти в год. В 2011 г. на Омском НПЗ 

начат выпуск бензина экологического класса 5 – 

топлива со сверхнизким содержанием серы 

и бензола, применение которого в двигателях 

автомобилей значительно сокращает 

количество вредных выбросов в атмосферу.

Структура производства нефтепродуктов Группой Газпром за отчетный период не претерпела 

существенных изменений: около 30 % составляет дизельное топливо, около 25 % – автомобильные бен-

зины, около 20 % – мазут. Прочие нефтепродукты (в том числе авиационное топливо и масла) составля-

ют около 25 % произведенной продукции. Высокая результативность нефтедобычи и нефтепереработ-

ки Группы Газпром делает нефтяной сегмент деятельности Компании перспективным направлением ее 

стратегического развития.

Переработка сырья и производство продукции газопереработки в 2008—2011 гг.

2008

2009

2010

2011

Сырье

Природный и попутный газ, млрд м

3

33,3

29,9

32,9

32,4

Продукция переработки

Сухой газ, млрд м

3

26,5*

24,2

26,2

25,7

Сжиженные углеводородные газы, тыс. т

2 601,0*

 2 806,6 / 105,4**

3 045,4

2 891,7

Широкая фракция легких углеводородов, тыс. т

554,6*

454,0

441,9

660,5

Стабильный газовый конденсат и нефть, тыс. т

3 126,8

2900,1

3 010,4

3576,0

Гелий, тыс. м

3

5 037,9

4 892,6

4 856,1

3 526,4

Сера, тыс. т

5 385,9

4 404,6

5 252,4

5 391,5

Этан, тыс. т

327,2

362,1

384,1

391,8

Одорант, тыс. т

3,0

3,0

3,3

3,4

Техуглерод, тыс. т

30,4

21,1

31,6

31,4

Метанол, тыс. т

419,0

663,2

690,4

Пентан-гексановая фракция, тыс. т

111,0

35,2

151,1

145,1

  *                Без  учета  объемов  производства  Группы  Сибур.
**     В том числе за рубежом (включает показатели NIS).

Переработка сырья и производство продукции нефтепереработки в 2008—2011 гг.

2008

2009

2010

2011

Сырье

Нефть и нестабильный газовый конденсат, млн т

40,1

44,3

49,8

53,1

Нефтепродукты

Автомобильный бензин, тыс. т

7 606,2

8 648,8

9 368,8

10 253,3

Авиационное топливо, тыс. т

1 967,3

2 276,0

2 598,1

2 735,5

Дизельное топливо, тыс. т

10 406,6

11 214,2

12 830,9

12 771,6

Мазут топочный, тыс. т

6 138,5

6 355,6

8 176,4

8 642,5

Масла, тыс. т

328,3

371,4

367,1

391,0

Отчет ОАО «Газпром»

о деятельности в области устойчивого развития 2010

– 2011

50

Показатели результативности энергетического сегмента

Группа Газпром является крупнейшим владельцем генерирующих активов на территории Российской 

Федерации: в 2010–2011 гг. доля Газпрома в выработке электроэнергии в России составляла 17 %, 

в производстве тепла – 18-19 %. Высокую эффективность электроэнергетического бизнеса Газпрома 

обеспечивают новые парогазовые энергоблоки, теплоэлектроцентрали, работающие в режимах комби-

нированной выработки электроэнергии и тепла, а также гидрогенерирующие мощности. Ключевую роль 

в энергетическом сегменте Группы играет дочернее предприятие ООО «Газпром энергохолдинг», управ-

ляющее по единым корпоративным стандартам генерирующими компаниями Группы: ОАО «Мосэнерго», 

ОАО «ТГК-1» и ОАО «ОГК-2». В структуру активов ООО «Газпром энергохолдинг» входит более 80 элек-

тростанций установленной мощностью свыше 37 ГВт. В состав Группы также входит ЗАО «Каунасская 

теплофикационная компания», которой принадлежит Каунасская ТЭС в Литве с установленной мощно-

стью 170 МВт.

В 2011 г. была завершена реорганизация генерирующих компаний Группы: в состав 

ОАО «ОГК-2» вошло контролируемое Газпромом ОАО «ОГК-6». В результате присоединения 

ОАО «ОГК-6» суммарная установленная мощность ОАО «ОГК-2» составила 18 ГВт. В 2010–2011 гг. 

установленная мощность ОАО «Мосэнерго» выросла на 3,2 %, а установленная мощность 

ОАО «ТГК-1» – на 8,9 %. 

Долгосрочная программа ввода новых блоков установленных мощностей предполагает увеличе-

ние установленных мощностей Газпром энергохолдинга на 4 576,8 МВт в 2012–2016 гг. 

В 2010–2011 гг. коэффициент использования установленных мощностей (КИУМ по электрической 

мощности)

11

 снизился в каждой из трех генерирующих компаний. В ОАО «Мосэнерго» коэффициент 

снизился на 1,3 %, в ОАО «ОГК-2» – на 2 %, в ОАО «ТГК-1» – на 2,4 %. Причинами стали рост суммарных 

установленных мощностей компаний и спад потребления электроэнергии из-за погодного фактора.

Основные параметры генерирующих компаний Газпром энергохолдинга

Суммарная установленная 

мощность, МВт

КИУМ (по электриче-

ской мощности), %

Дочерняя компания

Структура 
компании

Топливообеспечение 
в 2011 г. и его динамика

2010

2011

2010

2011

ОАО «Мосэнерго»

1 ГРЭС 
14 ТЭЦ 

Газ 98,4 % (0 %)
Уголь 1 % (0 %)
Мазут 0,6 % (0 %)

11 900

12 305

62,3

61,0

ОАО «ОГК-2» 
(вместе с ОАО «ОГК-6»)

10 ГРЭС
1 ТЭС на стадии 
строительства

Газ 70,6 % (+3,5 %)
Уголь 28,8 % (–3,4 %)
Мазут 0,6 % (–0,1 %)

17 869

17 857

53,0 

51,0

ОАО «ТГК-1»

41 ГЭС
14 ТЭЦ

Газ 91,1 % (+1,3 %)
Уголь 3,4 % (–0,4 %)
Мазут 5,5 % (–0,9 %)

6 278

6 837

49,3 

48,1 

В 2010–2011 гг. также произошло незначительное снижение производства электроэнергии 

Газпром энергохолдингом. В 2010 г. было произведено 174,5 млрд кВт•ч электроэнергии и 105,5 млн Гкал 

тепловой энергии, в 2011 г. – 172,8 млрд кВт•ч электроэнергии и 98,8 Гкал тепловой энергии. Отмеченное 

снижение производства обусловлено погодным фактором и проводимым ремонтом ряда мощностей.

Географическая структура энергетических активов Газпрома хорошо сбалансирована, что позво-

ляет оптимизировать загрузку станций и цепочки поставок энергии. Компании Газпром энергохолдинга 

расположены в г. 

Москве и Московской области (ОАО «Мосэнерго»), в г. 

Санкт-Петербурге, 

11   КИУМ равен отношению фактической выработки электроэнергии за рассматриваемый период к возможной выработке электро-

энергии за тот же период при работе на установленной мощности без остановок.

51

Результаты

деятельности

Ленинградской и Мурманской областях, в Республике Карелия (ОАО «ТГК-1»), а также в Псковской, 

Рязанской, Вологодской, Ростовской, Челябинской, Свердловской областях, в Красноярском и Ставро-

польском краях и в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (ОАО «ОГК-2»). 

ОАО «Газпром» занимается также сбытом производимой энергии. В 2010–2011 гг. суммарные 

продажи производимой электроэнергии потребителям возросли в ОАО «Мосэнерго» (продано 

70 070 тыс. МВт•ч, +5,7 % к 2010 г.) и в ОАО «ТГК-1» (продано 32 948 тыс. МВт•ч, +2,9 % к 2010 г.), 

но снизились в ОАО «ОГК-2» (продано 84 823 тыс. МВт•ч, – 9 % к 2010 г.). Уменьшение продаж электро-

энергии в ОАО «ОГК-2» обусловлено снижением объема выработки электроэнергии. Полезный отпуск 

тепловой энергии потребителям также сократился в каждой из трех генерирующих компаний в среднем 

на 5,5 % по сравнению с 2010 г. Снижение полезного отпуска теплоэнергии объясняется повышением 

средней температуры в отопительный период в 2010–2011 гг.

Выработка электроэнергии и отпуск тепловой энергии компаниями 
Газпром энергохолдинга

Выработка электроэнергии, 

млн кВт•ч

Отпуск тепловой энергии 

с коллекторов, тыс. Гкал

Дочерняя компания 
ООО «Газпром энергохолдинг»

2010

2011

2010 2011 

ОАО «Мосэнерго»

64 969

64 648

69 865

66 410

ОАО «ОГК-2» (вместе с ОАО «ОГК-6»)

82 472

79 796

6 734

6 333

ОАО «ТГК-1»

27 162

28 362

28 818

26 053

Всего по Газпром энергохолдингу

174 603

172 806

105 417

98 796

Инвестиционная программа в области энергетики направлена на повышение объемов производ-

ства и сбыта энергии. Капитальные вложения в деятельность по производству и продаже электрической 

и тепловой энергии в 2011 г. составили 69,4 млрд руб., в 2010 г. – 46,2 млрд руб. (по МСФО). До 2016 г. 

планируется ввести в эксплуатацию около 9 ГВт новых мощностей, в том числе Адлерскую ТЭС.

5.3. Экономическая эффективность 
и аспекты ценообразования

Прямая экономическая стоимость

Созданная прямая экономическая стоимость содержит сведения о материальных ценностях, создавае-

мых Группой Газпром для заинтересованных сторон. Созданная экономическая стоимость Группы в 2011 г. 

составила 4 767 414 млн руб., увеличившись за отчетный период на 28,5 %. 

Распределенная прямая экономическая стоимость содержит сведения о материальных ценностях, 

распределяемых Группой Газпром среди заинтересованных сторон. Распределенная экономическая сто-

имость в 2011 г. составила 4 518 129 млн руб., увеличившись в отчетном периоде на 28 %.

Рост показателей экономической стоимости Группы Газпром свидетельствует о высокой результа-

тивности ее деятельности по созданию и распределению средств для заинтересованных сторон.

Созданная и распределенная прямая экономическая стоимость Группы Газпром
данные МСФО, млн руб. 

Показатель

2010 2011  %

Созданная прямая экономическая стоимость

1.  Чистые продажи (выручка от продаж), в т. ч.:

3 578 481

4 615 441

+29,0

1.1. РФ

1 535 765

1 928 641

+25,6

1.2. БСС

524 583

735 025

+40,1

1.3. Европа и другие страны

1 518 133

1 951 775

+28,6

2.  Доходы от торговых операций без фактической поставки

6 256

2 791

–55,4

Отчет ОАО «Газпром»

о деятельности в области устойчивого развития 2010

– 2011

52

Показатель

2010 2011  %

3. Доходы от финансовых инвестиций, в т. ч.:

3.1.  Проценты по финансовым займам

20 692

18 685

   –9,7

3.2. Дивидендные доходы

4 584

7 574

+65,2 

3.3. Доходы от аренды

18 573

21 649

+16,6

3.4.  Прочие доходы от объектов инвестирования

76 520

99 049

+29,4

4.  Доход от продажи активов (с учетом основных средств 

и финансовых активов, материальных и нематериальных 
активов)

1 044

846

–19,0

5.  Прибыль от выбытия финансовых активов, 

имеющихся в наличии для продажи

3 292

1 379

–58,1

Итого по созданной прямой экономической стоимости

3 709 442

4 767 414

+28,5

Распределенная прямая 
экономическая стоимость

1.  Операционные затраты (кроме амортизации,  

резервов, курсовых разниц и оплаты труда)

1 803 700

2 288 261

+26,9

2.  Заработная плата и другие выплаты и льготы сотрудникам

380 136

393 542

  +3,5

3.   Выплаты поставщикам капитала, в т. ч.:

3.1.  Дивидендные выплаты акционерам

56 117

98 210

+75,0

3.2. Проценты по займам

38 714

31 998

–17,3

4.  Выплаты государству (все налоги и связанные с ними пени и 

штрафы, выплаченные на национальном и местном уровнях)*, 
в т. ч.: 

1 234 264

1 683 109

+36,4

4.1. РФ

1 178 150

1 626 946

+38,1

4.2. БСС

6 263

8 548

+36,5

4.3. Европа и другие страны

49 851

47 615

   –4,5

5.  Инвестиции в сообщества (добровольные пожертвования 

некоммерческого характера в организации вне Группы)**

15 993

23 009

+43,9

Итого по распределенной прямой экономической стоимости

3 528 924

4 518 129

+28,0

Нераспределенная экономическая стоимость***

180 518

249 285

+38,1

   *

 

     Выплаты государству (налоги) представлены по методу фактических выплат в связи с необходимостью выделения сегментов; остальные составляющие     

  приведены по методу начисления.

  ** 

  Благотворительная деятельность, программа «Газпром – детям», финансовая и спонсорская деятельность.

*** 

 

    

Нераспределенная экономическая стоимость рассчитывается как разность созданной и распределенной экономической стоимости.

53

Результаты

деятельности

Позиция ОАО «Газпром» по ценообразованию на рынке газа

Группа Газпром ежедневно поставляет добываемый природный газ на внешний и внутренний рынки. 

Цены на газ на внешнем рынке – страны БСС и дальнее зарубежье – являются рыночными. Цены на газ 

на внутреннем, российском, рынке регулируются государством

12

.

В рамках совершенствования внутренних цен на газ 31 декабря 2010 г. Правительством Россий-

ской Федерации принято Постановление № 1205 «О совершенствовании государственного регули-

рования цен на газ», в соответствии с которым регулирование оптовых цен на газ для промышленных 

потребителей в среднесрочной перспективе осуществляется на основе формулы цены на газ, предус-

матривающей поэтапное достижение равнодоходности поставок газа на внешний и внутренний рынки. 

Сроки практического перехода к ценам, обеспечивающим равнодоходность поставок газа на внутренний 

рынок и на экспорт, будут зависеть от развития ценовой конъюнктуры на внешних рынках газа и соблю-

дения прогнозируемой Правительством Российской Федерации динамики изменения регулируемых цен 

на газ, поставляемый на внутренний рынок.

В 2011 г. средняя регулируемая оптовая цена на газ для российских потребителей составляла 

29,7 % от средней цены реализации газа в страны дальнего зарубежья и 34,9 % от средней цены реали-

зации газа в страны БСС.

Средняя регулируемая оптовая цена на газ в 2011 г. выросла на 15,3 % по сравнению с 2010 г. 

и составила 2 745 руб. за 1 000 м

3

. Цена равнодоходности поставок газа на внутренний рынок и на экспорт 

в 2011 г. составляла 63 % от цены газа, поставляемого в дальнее зарубежье. При этом уровень регули-

руемых оптовых цен на газ для промышленных потребителей Российской Федерации составлял 40 % от 

уровня равнодоходных цен.

Правительством РФ принято решение о последовательной индексации внутренних регулируемых 

цен на газ в среднесрочном периоде: в 2012 г. они изменены на 7,5 %, а в 2013 г., 2014 г. и в 2015 г. их 

индексация запланирована на уровне 15 %, 15 % и 14,6 % соответственно. 

Действующий уровень внутренних регулируемых цен на газ не обеспечивает формирование соб-

ственных источников финансирования инвестиционных потребностей Газпрома, необходимых для под-

держания и развития мощностей по добыче, транспортировке и хранению газа. Доходность собственного 

капитала на внутреннем рынке в регулируемых оптовых ценах на газ составляет всего 4 %. Этот уро-

вень доходности более чем в два раза ниже необходимого для поддержания и развития Единой системы 

газоснабжения. 

Вместе с тем в качестве основного направления налоговой политики в отношении газовой отрасли 

в целом и, в значительно большей степени, Газпрома Правительством РФ начиная с 2011 г. осу-

ществляется наращивание налоговой нагрузки путем ежегодного увеличения ставки НДПИ на газ. Ставка 

НДПИ на газ на 2011 г. была увеличена на 61 % – с 147 руб. за 1 000 м

3

 до 237 руб. за 1 000 м

3

. В дальней-

шем ставка НДПИ на газ будет поэтапно повышаться с 509 руб. за 1 000 м

3

 на 2012 г. до 788 руб. 

за 1 000 м

3

 на 2015 г., что приведет к росту дополнительных налоговых выплат Группы Газпром.

При этом индексация регулируемых оптовых цен на газ становится, главным образом, источником 

для пополнения доходной части государственного бюджета посредством перераспределения дополни-

тельной выручки от производителей газа в доход бюджета за счет ежегодного увеличения ставки НДПИ 

на газ (планируется изымать не менее чем 80 % прироста выручки Газпрома, связанного с индексацией 

цен на газ, в том числе в 2013 г. – 93 %). Такая система налогообложения добычи газа не способствует 

формированию устойчивой основы для развития.

12  Регулирование оптовых цен для российских потребителей газа, добываемого ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами, 

осуществляет Федеральная служба по тарифам Российской Федерации (ФСТ России). До 2011 г. ФСТ России на основании 
решений Правительства РФ ежегодно индексировала оптовые цены на газ для российских потребителей, фиксируя стоимость газа 
с учетом удаленности различных категорий потребителей от регионов добычи газа. Начиная с июля 2012 г. оптовые цены на газ для 
потребителей (кроме населения) рассчитываются в соответствии с Положением об определении формулы цены газа, утвержден-
ным Приказом ФСТ России от 14 июля 2011 г. № 165-э/2.

Отчет ОАО «Газпром»

о деятельности в области устойчивого развития 2010

– 2011

54

Стратегическая цель Газпрома – переход к системе рыночного ценообразования на газ на 

внутреннем рынке. 

Необходимо достигнуть такого уровня регулируемой цены газа, чтобы в ней учитывались экономи-

чески обоснованные затраты и прибыль, а также уровень обеспечения организаций – собственников 

систем газоснабжения финансовыми средствами на расширение добычи газа, сети газопроводов 

и подземных хранилищ газа, как это установлено в Федеральном законе от 31 марта 1999 г. 

№ 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

При этом следует создать сбалансированную систему налогообложения, учитывающую интересы 

как государства, так и производителей газа.

Развитие рыночных принципов ценообразования на газ

28 мая 2007 г. Правительством РФ принято Постановление № 333 «О совершенствовании государствен-

ного регулирования цен на газ», которое способствовало развитию рыночного ценообразования в га-

зовой отрасли. Газпром получил право отпускать газ определенным категориям потребителей по дого-

ворным ценам, уровень которых превышает уровень регулируемых цен на газ, при этом определяется 

верхний предел таких цен. В 2011 г. этот предел был на 10 % выше уровня регулируемой цены.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 декабря 2010 г. № 1205 в 2013–2014 гг. 

предусматривается возможность отклонения цены газа в диапазоне от минус трех до плюс трех процент-

ных пунктов от ее среднего значения в каждом конкретном регионе, что будет способствовать созданию 

более гибкой системы цен, учитывающих особенности поставок газа потребителям.

16 апреля 2012 г. Правительством РФ принято Постановление № 323 «О реализации природного 

газа на товарных биржах и внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по во-

просам государственного регулирования цен на газ и доступа к газотранспортной системе открытого 

акционерного общества «Газпром», по которому Газпрому предоставлено право реализовать добытый 

им газ на товарных биржах.

Вместе с тем для реализации этого Постановления необходимо на федеральном уровне приня-

тие отдельных нормативно-правовых актов, в первую очередь по вопросам оформления доступа к ГТС 

покупателей биржевого газа, а также реализации биржевой торговли в условиях наличия у потребителей 

права на отбор 10 % газа сверх договорных объемов. Также следует наряду с организацией биржевой 

торговли газом возобновить продажу определенного объема газа на электронных торговых площадках, 

как это делается на мировых газовых рынках.

В целом реализация указанных решений Правительства РФ будет способствовать поэтапному 

формированию рыночных принципов реализации газа на внутреннем рынке.

55

Результаты

деятельности

Направления совершенствования 
ценообразования на газ

Поддержка развития электронной 
и биржевой торговли газом в России 

В 2006–2008 гг. на электронной торговой пло-

щадке ООО «Газпром межрегионгаз» проводил-

ся эксперимент по реализации газа Газпрома 

и независимых производителей по свободным 

ценам. По окончании эксперимента продажи 

газа на электронной торговой площадке были 

прекращены. Опыт работы электронной торго-

вой площадки ООО «Газпром межрегионгаз» 

должен быть учтен в последующих решениях 

органов государственной власти по созданию 

биржевой торговли газом на российском рынке.

Переход к рыночному 
ценообразованию при поставках газа 
промышленным потребителям 

Заниженные регулируемые цены на газ приво-

дят к вынужденному субсидированию россий-

ской промышленности Группой Газпром

За последние десять лет объем субсидий соста-

вил около 2 трлн руб. Принятие Правительством 

РФ Постановления № 1205 от 31 декабря 

2010 г. «О совершенствовании государствен-

ного регулирования цен на газ» впервые по-

зволило сформировать цены на газ для про-

мышленных потребителей с учетом поэтапного 

достижения равнодоходности поставок газа на 

внутренний и внешний рынки. Реализация этого 

Постановления Правительства РФ позволит в 

перспективе достичь того, что внутрироссийская 

цена на газ будет формироваться с учетом по-

купательной способности российских промыш-

ленных потребителей газа. 

Гармонизация налоговых ставок 
на добычу природных ресурсов

В 2010–2011 гг. Газпромом выдвигались пред-

ложения по гармонизации НДПИ, значительно 

снижающего выручку Группы из-за негибкости 

цен на газ на внутреннем рынке. Ставка НДПИ 

на природный газ будет поэтапно повышаться, 

что приведет к росту дополнительных налого-

вых выплат Группы. Планируемое повышение 

оптовых цен на газ для российских потребите-

лей не компенсирует потери прибыли Группы

которые уже в 2012 г. составят 64 млрд руб. 

Позиция ОАО «Газпром» по формированию 

справедливой цены на газ включает установ-

ление нулевого НДПИ для социально значимых 

месторождений полуострова Ямал, Восточной 

Сибири и Дальнего Востока и дифференциацию 

ставок НДПИ в зависимости от выработанности 

месторождений и глубины залегания запасов. 

Гибкость налоговых ставок при сохраняющемся 

регулируемом ценообразовании на внутреннем 

рынке газа будет способствовать поддержанию 

рентабельности поставок газа Газпрома россий-

ским потребителям.

Введение государственного 
регулирования тарифов на услуги 
по транспортировке газа Газпрома 
по магистральным газопроводам 
на территории страны 

Действующая система регулирования цен на газ 

для конечных потребителей введена в соответ-

ствии с положением ФЗ «О газоснабжении», 

допускающим замену регулирования тарифов 

на транспортировку газа регулированием цен 

на газ для потребителей и регулированием 

тарифов на услуги по транспортировке газа 

независимых организаций. Постановление 

Правительства РФ № 1205 от 31 декабря 2010 г. 

предусматривает введение к 2015 г. государ-

ственного регулирования тарифов на услуги по 

транспортировке газа для всех организаций – 

поставщиков газа, включая Группу Газпром

Реализация инициативы Правительства по заме-

не государственного регулирования цен регули-

рованием тарифов на услуги по транспортиров-

ке газа обеспечит формирование рынка газовых 

мощностей и межтопливной конкуренции на 

российском рынке газа. 

Тарифы на услуги по транспортировке газа

Тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам Газпрома, оказываемые не-

зависимым организациям, устанавливаются ФСТ России.

В целях приведения тарифов на транспортировку газа к экономически обоснованному уровню в 

2010 г. и 2011 г. внутрироссийские тарифы были проиндексированы регулятором на 22,8 % и 9,3 % соот-

ветственно, а в 2012 г. – на 3,5 % в годовом исчислении.

Получаемая выручка от оказания услуг по транспортировке газа независимых организаций по-

зволяет Газпрому покрывать только операционные расходы, а чистая прибыль не превышает 2,5 % оста-

точной стоимости основных средств, задействованных при оказании данных услуг. Такая доходность 

практически в четыре раза ниже необходимой прибыли, обеспечивающей нормальные экономические 

условия для поддержания и развития газотранспортных сетей ЕСГ, в том числе в интересах независимых 

производителей.

Отчет ОАО «Газпром»

о деятельности в области устойчивого развития 2010

– 2011

56

Позиция Группы по ценообразованию на рынке нефти

В 2010–2011 гг. цены на нефть Группы Газпром определялись состоянием мирового рынка нефти и 

продуктов переработки. В 2010–2011 гг. наблюдался рост основных котировок нефти в мире, вызван-

ный посткризисным восстановлением рынка. Средняя цена нефти марки Brent за два года выросла 

на 31,5 долл./барр., достигнув в 2011 г. 111 долл./барр.

 

Достижение объективной цены 
на нефть и нефтепродукты 
на внутреннем рынке

В целях формирования объективной цены 

на нефть и нефтепродукты в России Группа 

Газпром в 2008 г. разработала и начала исполь-

зовать электронную торговую площадку 

ОАО «Газпром нефть». Участники электронной 

площадки (зарегистрировано около 750 компа-

ний) вели между собой торги по покупке нефте-

продуктов ОАО «Газпром нефть». Эффектив-

ность использования электронной площадки 

достигалась за счет минимизации документо-

оборота и простоты заключения сделок между 

участниками торгов. 

С 2008 по 2010 г. (включительно) на 

электронной площадке ОАО «Газпром нефть» 

было продано более 318 тыс. т нефтепродуктов. 

С 2009 г., развивая систему электронных торгов, 

ОАО «Газпром нефть» принимает активное 

участие в процессе биржевой торговли нефте-

продуктами. За 2010 г. на бирже было реализо-

вано более 1 млн т нефтепродуктов, а в 2011 г. – 

уже более 2,5 млн т, что соответствует второму 

месту среди вертикально интегрированных 

нефтяных компаний. 

Биржей подготовлена инфраструктура 

для начала биржевых торгов нефтью и, как 

только регуляторы примут решение о минималь-

ной процентной величине реализации, начнутся 

торги в этом сегменте рынка. Активное участие 

ОАО «Газпром нефть» в биржевой торговле, а 

также организация автоматизированной реги-

страции внебиржевых сделок (в 2011 г. более 50 % 

от всех зарегистрированных биржей сделок 

приходилось на сделки ОАО «Газпром нефть») 

позволили повысить репрезентативность и 

ликвидность биржевой торговли и создали 

условия для формирования справедливых и 

прозрачных ценовых индикаторов – биржевых /

внебиржевых индексов. Развитие электронно-

биржевой торговли входит в сферу интересов 

Группы Газпром в России.

Использование  Группой Газпром благоприятных мировых цен на нефть при ведении торгов 

в России обеспечивает стабильное развитие деятельности Группы на внутреннем и внешнем рынках.

Позиция Группы по ценообразованию на рынке электроэнергии

Генерирующие компании Группы Газпром реализуют производимую электроэнергию на оп-

товом и розничных рынках электрической энергии и мощности. Одна из компаний Группы – 

ОАО «ТГК-1» – осуществляет экспорт вырабатываемой электроэнергии в Финляндию и Норвегию.

На оптовом рынке компании Группы представлены в обеих ценовых зонах

13

. В результате либера-

лизации рынка электроэнергии в 2006–2011 гг. оптовый рынок функционирует на основе регулируемых 

договоров и свободных цен. По регулируемым договорам происходит купля-продажа объемов электро-

энергии и мощности для населения и приравненных к ним категорий потребителей. Цены по регулиру-

емым договорам равны государственным тарифам на электрическую энергию и мощность поставщика. 

Тарифы на производство электрической энергии ежегодно устанавливаются приказом ФСТ России. 

Свободные цены устанавливаются на нерегулируемом рынке электроэнергии (включая рынок на сутки 

вперед и балансирующий рынок) и нерегулируемом рынке мощности. 

13   Оптовый рынок электроэнергии и мощности РФ включает две ценовые зоны: первая охватывает европейскую часть России, ураль-

ские, южные и северо-западные территории России, вторая – Сибирь. Имеются также неценовые зоны оптового рынка, охваты-
вающие территории, в которых функционирование конкурентного рынка невозможно (Архангельская и Калининградская области, 
Республика Коми, Дальний Восток). 

57

Результаты

деятельности

В 2010–2011 гг. тарифные ставки на электроэнергию, продаваемую на оптовом рынке по регули-

руемым договорам, возросли в ОАО «Мосэнерго» на 23,6 %, в ОАО «ОГК-2» (вместе с ОАО «ОГК-6») – 

на 10,9 %. В ОАО «ТГК-1» средние тарифные ставки снизились на 7,7 % из-за снижения тарифных ставок 

на электроэнергию для ряда ГЭС. В 2011 г. ФСТ России приняла решение по сдерживанию цен на элек-

троэнергию, предусматривающее повышение цены с 1 июля 2012 г. только на 6 %. Группа Газпром стре-

мится снизить свои потери от государственного регулирования тарифов на электрическую энергию 

и не допустить возникновения других ценовых рисков в энергетике.

Направления совершенствования 
ценообразования на электроэнергию

Недопущение искусственного 
сдерживания тарифов или директивного 
снижения тарифов государственным 
регулятором

Государственные тарифы на электроэнергию, 

продаваемую на оптовом рынке по регулируе-

мым договорам, необходимо индексировать на 

уровень инфляции для ограничения роста затрат 

поставщиков энергии. Решения ФСТ России по 

сдерживанию роста тарифов негативно сказы-

ваются на финансово-экономической деятель-

ности генерирующих компаний Группы Газпром 

и, как следствие, на конечных потребителях 

электроэнергии. Для недопущения директивного 

сдерживания или снижения тарифов на оптовом 

рынке Газпром участвует в постоянном ценовом 

мониторинге рынка и соблюдает все требования 

ФСТ России, НП «Совет рынка» и ОАО «АТС».

Минимизация рисков роста цен 
на топливообеспечение 

Затраты на производство электроэнергии 

генерирующими компаниями Газпрома связаны 

с колебаниями цены закупаемого топлива – газа, 

угля и т. д. Газпром стремится минимизировать 

зависимость генерирующих компаний Группы 

от поставщиков топлива. В 2011 г. топливный 

баланс ООО «Газпром энергохолдинг» на 80 % 

состоял из газа Группы Газпром. Межотрасле-

вое взаимодействие компаний Группы позволяет 

снизить риски роста затрат на производство 

электроэнергии и обеспечить стабильную дея-

тельность генерирующих компаний. 

Достижение объективной цены 
на электроэнергию на внешнем рынке 

В целях диверсификации деятельности по про-

даже электроэнергии в 2011 г. Группа Газпром 

продавала электроэнергию на европейских 

торговых площадках. Всего было продано 

255 ТВт•ч электроэнергии. Группой также было 

поставлено 1,5 ТВт•ч электроэнергии конечным 

потребителям в Германии и Великобритании. 

Ценовая политика Газпрома в энергетике направлена на ограничение директивного воздействия 

государства на рынки, развитие межотраслевого взаимодействия и достижение объективных цен на 

внешних рынках электроэнергии. Ее реализация позволит Группе развивать свои генерирующие активы 

и увеличивать производство энергии для потребителей. 

Диалог с регуляторами европейского энергетического рынка

Диалог между Группой Газпром и регуляторами энергетического рынка Европейского союза направлен 

на оценку последствий международных регулятивных изменений и подготовку предложений по проектам 

соглашений в сфере энергетики. В 2010–2011 гг. основными темами диалога Газпром – Европейский 

союз были Третий энергетический пакет, проект Соглашения о трансграничной энергетической инфра-

структуре, проект Конвенции по обеспечению международной энергетической безопасности, «энергети-

ческие» статьи нового Базового соглашения между Россией и Европейским союзом и Дорожная карта 

сотрудничества России и Европейского союза в энергетической сфере до 2050 г. 

Отчет ОАО «Газпром»

о деятельности в области устойчивого развития 2010

– 2011

58

Третий энергетический пакет

Третьим энергетическим пакетом стран Евро-

пейского союза называется набор нормативно-

правовых актов в сфере энергетики, принятых 

в 2009 г. Пакет актов направлен на структурное 

реформирование вертикально интегрированных 

энергетических компаний с целью отделения 

естественно-монопольных видов деятельности 

(транспортировка газа) от конкурентных видов 

деятельности (производство и продажа газа). 

В соответствии с принятыми актами си-

стемы транспортировки газа, созданные после 

3 сентября 2009 г. на безальтернативной основе, 

должны пройти процедуру имущественно-право-

вого разъединения. Системы транспортировки, 

действовавшие на территории Европейског сою-

за на 3 сентября 2009 г., должны пройти менее 

жесткие процедуры разъединения. В некоторых 

случаях процедуры разъединения противоречат 

соглашениям между Правительством РФ и пра-

вительствами государств – участников Европей-

ского союза и требуют проведения переговоров 

на корпоративном и государственном уровне. 

К марту 2011 г. 18 государств – участни-

ков Европейского союза не достигли догово-

ренности с руководством Европейского союза 

по включению положений Третьего энергети-

ческого пакета в свои национальные законо-

дательства.

В 2010–2011 гг. Газпром вел активные переговоры с представителями Европейского союза по про-

блемам и перспективам реализации Третьего энергетического пакета. Встречи экспертов и представите-

лей Газпрома и Европейского союза в Москве и Брюсселе проводились с целью оперативного доведения 

до европейских и национальных органов власти позиции Газпрома в отношении европейского регулятив-

ного законодательства в сфере энергетики.

Новая модель европейского газового рынка, формирующаяся под влиянием Третьего энергети-

ческого пакета, имеет ряд существенных недостатков и неопределенностей, затрагивающих интересы 

Газпрома в Европе. Отстранение Группы от управления своими газотранспортными активами в Европе 

обесценивает ранее вложенные в их создание средства. Привлекательность последующих вложений в 

газотранспортные мощности Европы может снизиться из-за неопределенности условий их последующе-

го возврата. Другим недостатком создаваемого газового рынка служит отказ европейских регуляторов от 

заявок на долгосрочные запасы транспортных мощностей, что может негативно сказаться на поставках 

газа в Европу, так как при пиковом потреблении они будут конкурировать с другими мировыми рынками 

поставок газа. Третий энергетический пакет содержит ряд существенных рисков для поставщиков и по-

требителей газа, а потому его доработка и адаптация к реалиям газового рынка требуют участия всех 

заинтересованных сторон. 

ОАО «Газпром» ожидает продолжения диалога с Европейским союзом по Третьему энергетиче-

скому пакету и приемлемого решения по существующей и планируемой транспортной инфраструктуре 

поставок газа в Европу.

Соглашение о трансграничной транспортной инфраструктуре

Проект Соглашения о трансграничной транспортной инфраструктуре был разработан Газпромом 

для определения правового статуса трансграничных газопроводов на территории стран Европей-

ского союза после принятия ими Третьего энергетического пакета. Принятие данного Соглашения 

придает трансграничным газопроводам Газпрома особый статус и освобождает Компанию от вынуж-

денного разъединения естественно-монопольных видов деятельности и потенциально конкурентных 

видов деятельности в Европе.

В 2011 г. Группой Газпром велись переговоры по обсуждению проекта Соглашения о трансгра-

ничной транспортной инфраструктуре с представителями Европейской Комиссии. Целью переговоров 

было обсуждение возможности выведения трансграничных газопроводов Газпрома из-под действия по-

ложений Третьего энергетического пакета.

Отделение транспортировки газа от его последующей поставки и продажи, предусмотренное Тре-

тьим энергетическим пакетом, направлено на развитие конкуренции среди европейских компаний за ис-

пользование газотранспортных мощностей. Применение аналогичных мер для трансграничных газопро-

водов Газпрома неприемлемо, так как на пути следования газа в Европу объективно не могут появиться 

иные поставщики, кроме Газпрома.

59

Результаты

деятельности

Газпром планирует продолжать обсуждение Соглашения о трансграничной транспортной инфра-

структуре с Европейским союзом, поскольку его принятие способно защитить интересы Группы от наи-

более противоречивых положений Третьего энергетического пакета.

Другие направления диалога с регуляторами европейского энергетического рынка

В 2010–2011 гг. Группа Газпром активно участвовала в подготовке предложений в отношении проектов 

Конвенции по обеспечению международной энергетической безопасности. 

Проект Конвенции по обеспечению международной энергетической безопасности разработан 

Правительством РФ с целью создания правовой основы для разработки детальных правил долгосроч-

ного международного сотрудничества в сфере энергетики. Принятие Конвенции позволит реализовать 

принципы прозрачности энергетических политик, предсказуемости спроса на продукты энергетики и го-

сударственного суверенитета над национальными природными ресурсами.

В течение отчетного периода Группа также участвовала в подготовке проектов «энергетических» 

статей нового Базового соглашения между Россией и Европейским союзом. Новое Базовое соглаше-

ние между Россией и Европейским союзом должно заменить действующее Соглашение о партнерстве 

и сотрудничестве и создать новую правовую основу для стратегического партнерства между Россией 

и Европейским союзом. Работа по новому Базовому соглашению началась в 2008 г., проведено более 

десяти раундов переговоров. Принятие нового Базового соглашения между Россией и Европейским сою-

зом сформирует прочную основу взаимодействия Газпрома с европейскими потребителями газа на дол-

госрочную перспективу. 

В настоящее время создается Дорожная карта сотрудничества России и Европейского союза 

в энергетической сфере до 2050 г., основной целью которой является формирование комплекса согласо-

ванных и взаимовыгодных действий основных участников газового, нефтяного и электроэнергетического 

рынков России и Европейского союза. Положения Дорожной карты до 2050 г. разрабатываются в рамках 

постоянно действующего Энергодиалога Россия – Европейский союз. Представители Группы Газпром 

принимают участие в заседаниях Тематических групп Энергодиалога и вносят свои предложения по пер-

спективным направлениям развития двухсторонних отношений в энергетике.

Группа Газпром также участвует в других инициативах Энергодиалога Россия – Европейский союз. 

Эксперты Группы включены в Консультативный совет по газу при координаторах Энергодиалога Россия – 

Европейский союз, участвуют в неформальных консультациях регуляторов газовых рынков и содейству-

ют продвижению совместной российско-европейской инициативы «Партнерство для модернизации» 

в энергетической сфере. 

Газпром рассчитывает на поддержку регуляторами европейского энергетического рынка всех 

международных инициатив, отражающих интересы Группы: проекта Конвенции по обеспечению между-

народной энергетической безопасности, нового Базового соглашения между Россией и Европейским 

союзом, Дорожной карты сотрудничества России и Европейского союза в энергетической сфере 

до 2050 г. и инициативы «Партнерство для модернизации».

Отчет ОАО «Газпром»

о деятельности в области устойчивого развития 2010

– 2011

60

6. Воздействие

на окружающую

среду

6.1. Система управления 
природоохранной деятельностью

 

62

6.5. Характеристика воздействия 
на окружающую среду

 

69

6.2. Экологическая политика 
ОАО «Газпром»

 

63

6.6. Защита уязвимых экосистем

 

72

6.3. Изменение климата

 

64

6.7. Производственный экологический 
мониторинг и контроль

 

75

6.4. Комплексная экологическая 
программа ОАО «Газпром»

 

67

61

Отчет ОАО «Газпром»

о деятельности в области устойчивого развития 2010

– 2011

62

6.1. Система управления природоохранной 
деятельностью

Производственная деятельность обществ и организаций Группы Газпром связана с воздействием на 

окружающую среду. Осознавая это, Компания проводит последовательную экологическую политику, 

реализует программы и мероприятия, которые направлены на снижение техногенного воздействия на 

природные объекты и комплексы

14

. С этой целью ОАО «Газпром» развивает Систему экологического 

менеджмента (СЭМ) на уровне Администрации и дочерних обществ, учитывает современные подходы и 

методы охраны окружающей среды (ООС) при планировании и проектировании деятельности, внедряет 

наилучшие доступные технологии в целях ресурсо- и энергосбережения, в необходимом объеме осу-

ществляет финансирование природоохранной деятельности, обеспечивает прозрачность и открытость 

экологической информации.

Охрана окружающей среды 
на этапах жизненного цикла 
объектов производственной 
деятельности

Компании Группы стремятся снизить негатив-

ное воздействие на окружающую среду на 

протяжении всего жизненного цикла объектов 

производственной деятельности. Большое 

внимание уделяется превентивным мерам пред-

упреждения экологических рисков: согласно 

требованиям российского и международного 

законодательства компании Группы Газпром 

проводят предпроектные экологические изыска-

ния и оценку воздействия намечаемой хозяй-

ственной деятельности на окружающую среду 

(ОВОС) на всех стадиях проектирования – от 

инвестиционного замысла до проектов. При 

разработке проектов, затрагивающих сферу 

интересов других стран, ОВОС проводится в 

трансграничном контексте согласно Конвенции 

Эспо

15

. Все проектные материалы перед переда-

чей их на государственную экспертизу проходят 

экспертизу ОАО «Газпром» в области ООС. На 

этапах строительства, эксплуатации и вывода из 

эксплуатации объектов осуществляется кон-

троль выполнения законодательных и корпора-

тивных экологических требований, организуется 

экологический мониторинг, разрабатываются 

и реализуются природоохранные мероприятия. 

При техническом перевооружении и модерниза-

ции производств Компания ориентируется на ис-

пользование наилучших доступных технологий.

Деятельность в области ООС в ОАО «Газпром» регулируется Координационным комитетом по во-

просам охраны окружающей среды и энергоэффективности, созданным в 2007 г. Его целью является 

обеспечение комплексного подхода и координации деятельности структурных подразделений и дочерних 

обществ Компании в области ООС. К основным задачам Комитета относятся:

  

оценка эффективности природоохранной деятельности;

  

 организация комплексного управления в области ООС, энергосбережения и энергоэффективности;

  

 координация взаимодействия с государственными природоохранными органами и общественными 
организациями.

В состав Комитета входит большинство членов Правления и руководителей структурных 

подразделений ОАО «Газпром». Руководителем Координационного комитета является заместитель 

Председателя Правления ОАО «Газпром» В.А. Маркелов. Управление энергосбережения и экологии 

Департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа ОАО «Газпром» 

обеспечивает согласованную работу всех звеньев системы управления деятельностью дочерних 

обществ и организаций ОАО «Газпром» в области ООС, энергосбережения и энергоэффективности. 

Высшим руководящим органом управления в области ООС Группы Газпром является Правление 

ОАО «Газпром». Стратегические вопросы в сфере ООС находятся в компетенции Совета директоров 

ОАО «Газпром».

14  Подробное описание подходов к управлению и результаты природоохранной деятельности представлены в Экологических отчетах 

ОАО «Газпром» за 2010 и 2011 гг.

15  Конвенция Эспо – международная конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, которая 

была принята в г. Эспо (Финляндия) в 1991 г.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..