Анализ деятельности микрокредитных организаций в условиях спада кредитного цикла - часть 7

 

  Главная      Учебники - Разные     Анализ деятельности микрокредитных организаций в условиях спада кредитного цикла (дипломная работа) - 2009 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

Анализ деятельности микрокредитных организаций в условиях спада кредитного цикла - часть 7

 

 

 

49

половины от анализируемых МФИ отмечают годовой прирост клиентской 

базы более чем в 2 раза в 2007 году. по сравнению с 2003 годом. В течение 

2003-2007гг.  темп  роста  клиентской  базы,  в  зависимости  от  вида  МФИ 

составлял от 1,1 до 3,8 раз. Наибольшие темпы роста клиентской базы за 

2003-2007гг.  наблюдаются  у  частных  МФИ – 3,8 раза,  кредитных 

кооперативов (КК) – 3 раза. 

Структура  клиентской  базы  российских  МФИ  представлена  на 

рисунке 19. Основными  получателями  микрофинансовых  услуг  в 2007 г. 

были  физические  лица

8

 (88% МФИ,  принявших  участие  в  обследовании, 

работают  с  этой  категорией  клиентов),  а  в 2003-2006 годах  лидирующее 

место  занимали  индивидуальные  предприниматели.  Такая  же  ситуация 

наблюдается  и  в  банковском  секторе - активные  операции  кредитных 

организаций в 2007 году характеризовались прежде всего ростом кредитов 

нефинансовым  организациям  и  физическим  лицам  (кредитование 

физических лиц в 2007 г. возросло на 57%).  

64%

40%

80%

54%

88%

33%

69%

37%

Физические лица

Крестьянские

хозяйства

Индивидуальные

предприниматели

Малые предприятия

64%

40%

80%

54%

88%

33%

69%

37%

Физические лица

Крестьянские

хозяйства

Индивидуальные

предприниматели

Малые предприятия

2003 год

2007 год

 

Рисунок 19 – Структура клиентской базы российских МФИ, % от 

числа опрошенных 

С 

индивидуальными 

предпринимателями 

работают 69% 

проанализированных 

МФИ. 

Учитывая 

российскую 

специфику 

микрофинансирования, а именно - его нацеленность на поддержку малого 

бизнеса, полученный результат вполне закономерен.  

Стоит отметить, что сократилось число МФО, работающих с малыми 

предприятиями и крестьянскими хозяйствами с 54% и 40% до 37% и 33% 

                                                      

8

 В том числе кредитные потребительские кооперативы граждан (КПКГ) 

 

50

соответственно.  Этот    факт  можно  объяснить  тем,  что  для  малых 

предприятий иногда проще взять заем как физическому лицу и направить 

средства  на  развитие  собственного  бизнеса.  Кроме  того,  это  можно 

объяснить активизацией банковского сектора по кредитованию бизнеса. 

Изменения  в  структуре  клиентов  МФИ  в  целом  следует  общим 

закономерностям  финансового  рынка.  Повышающаяся  активность  банков 

в  области  финансирования  малого  и  среднего  бизнеса  вызывает 

определенный отток клиентов микрофинансовых институтов. В основном, 

это  касается  наиболее  крупных  представителей  бизнеса,  которые  не 

попадают  в  профильную  группу  «микропредприятий»  и  до  этого 

обслуживались  МФИ  во  многом  вынужденно,  в  силу  недостаточного 

банковского  предложения.  Эту  тенденцию  можно  охарактеризовать  как 

позитивную  и  ведущую  к  большему  совпадению  объявленной  миссии 

микрофинансирования  как  поддержки  начинающих  и  наиболее  мелких 

предпринимателей, и фактической клиентской базы МФИ.     

Выявленная 

тенденция 

(сокращение 

доли 

индивидуальных 

предпринимателей  в  структуре  клиентской  базы)  объясняет  результат, 

полученный  ранее – изменение  структуры  портфеля  займов  (сокращение 

займов  на  предпринимательские  цели  и  увеличение  займов  на 

потребительские цели). 

Услуги, предоставляемые микрофинансовыми организациями 

К основным видам услуг, предоставляемых МФО, относятся: 

-

  кредитование; 

-

  сберегательные операции; 

-

  лизинговые операции; 

-

  гарантийные операции. 

 

51

0%

20%

40%

60%

80%

100%

2003

2004

2005

2006

2007

Прочие
Гарнтийные операции
Лизинговые операции
Сбережение
Кредитование

 

Рисунок 20 – Структура предоставляемых услуг МФО 

Основной  услугой  МФИ  в  период  с 2003 по 2007 годы  являлось 

кредитование.  Доля  сберегательных  операций  в  структуре  услуг  в 2007 

году  увеличилась  и  стала  равной  доле  выдачи  займов.  Увеличение  доли 

МФИ, 

осуществляющих 

сберегательные 

операции, 

объясняется 

доминирующей  долей  кооперативов  в  общем  массиве  обследованных 

предприятий.  Следует  также  отметить,  что  величина  сберегательных 

операции  в 2007 году  значительно  увеличились  по  сравнению  с 2003 

годом:  ежегодный  темп  прироста  составляет 20%. Эти  тенденции 

позволяют  утверждать  о  привлекательности  сберегательных  операций  со 

стороны клиентов.  

Следует отметить, что количество займов в 2007 году заметно ниже 

аналогичного  показателя 2005 года.  Но  размер  выдаваемых  займов  имеет 

совсем другую тенденцию (увеличивается). Таким образом, можно сделать 

следующий  вывод – количество  займов  сократилось,  но  увеличилась 

сумма выдаваемых займов на одного клиента. 

 

52

500

1 000

1 500

2 000

2 500

2003

2004

2005

2006

2007

Количество займов

единиц

 

Рисунок 21 – Динамика количества займов, единиц 

Спектр  услуг,  предоставляемый  микрокредитной  организацией, 

непосредственно 

зависит 

от 

ее 

типа. 

Так, 

государственные 

(муниципальные) 

фонды 

поддержки 

малого 

бизнеса 

в 

силу 

законодательных  ограничений  не  могут  осуществлять  сберегательных 

операций.  Тем  не  менее,  учитывая  функции  фондов  поддержки  как 

элемента  инфраструктуры  развития  малого  бизнеса,  спектр  их  услуг 

достаточно широк. Они занимаются лизингом, гарантийными операциями, 

обучением – то есть комплексно подходят к поддержке малого бизнеса. В 

2007г.  государственные  фонды  поддержки  малого  бизнеса  увеличили 

количество  лизинговых  и  гарантийных  услуг  и  сократили  объемы 

консультационной помощи.  

Следует также отметить, что в 2007 году все исследуемые кредитные 

кооперативы  включили  в  спектр  предоставляемых  услуг  сбережения.  Что 

касается  предоставления  консультационных  услуг,  то  ими  активно 

занимаются частные фонды. МФИ, консультирующие своих клиентов, во-

первых,  помогают  более  профессионально  вести  свою  деятельность,  во-

вторых, 

обеспечивают 

более 

высокий 

уровень 

возвратности 

предоставляемых средств. 

Расширяются  виды  микрофинансовых  услуг - если  на  этапе 

становления  микрофинансирование  было  направлено  исключительно  на 

обеспечение  финансовых  потребностей  малых  предпринимателей,  то 

 

53

сейчас  наблюдается  интенсивный  рост  объемов  потребительского 

кредитования,  а  также  повышение  привлекательности  сберегательных 

программ.  При  этом  микрофинансирование  не  перестает  быть 

инструментом поддержки малого бизнеса, а также существенно расширяет 

параметры  социальной  отдачи,  способствуя  не  только  развитию  бизнеса, 

но  и  повышению  уровня  жизни  и  семейного  благосостояния  своих 

контрагентов. 

Одним из главных достоинств микрофинансовых программ является 

гибкая  политика  в  отношении  предоставляемого  обеспечения  под 

выдаваемые  займы.  В  отличие  от  банков,  МФИ  в  основном  не  связаны 

формальными  требованиями  к  наличию  и  качеству  залога  и  наработали 

большую практику по нетрадиционным формам и методам гарантирования 

возвратности  выдаваемых  средств.  МФИ  более  гибко  подходят  к  оценке 

кредитоспособности заемщика, кроме того, проводимые МФИ обучающие 

мероприятия  для  своих  клиентов  позволяют  им  повышать  финансовую 

грамотность 

своих 

клиентов 

и 

косвенно 

управлять 

их 

платежеспособностью. 

Все  МФИ  применяют  различные  системы  обеспечения  выданных 

займов,  опираясь  в  основном  на  классические  формы – залоги  и 

поручительства (соответственно, 85% и 96% от числа исследуемых МФИ). 

Эти формы обеспечения применяются во всех выделенных группах МФИ. 

2.3.  Анализ  факторов,  влияющих  на  потоки  кредитования 

клиентов российскими микрофинансовыми организациями 

На  основе  анализа,  проведенного  в  параграфах 2.1.– 2.3. настоящей 

работы,  можно  составить  «портрет»  типичной  микрофинансовой 

организации, 

функционирующей 

на 

российском 

рынке 

микрофинансирования.  

 

54

Типичная 

микрокредитная 

организация – микрокредитная 

организация в форме кредитной кооперации, функционирующая на рынке 

микрофинансовых  услуг 4 года  в  Южном  федеральном  округе. 

Совокупный  портфель  займов  составляет 3 млн.  рублей,  из  них 28% 

составляют займы на предпринимательские цели. Средний заем на одного 

клиента  составляет 53 тыс.  рублей.  В  общем  портфеле  займов  доля 

долгосрочных  займов  составляет 16%. В  соответствии  с  политикой 

типичной  микрокредитной  организации  минимальная  процентная  ставка 

составляет 20%, максимальная -  36%. 

Размер  привлеченных  сбережений  составляет 8,8 млн.рублей,  что 

составляет  около 70% в  структуре  привлеченных  средств.  Политика 

типичной  МКО  определила  максимальный  размер  привлекаемых 

сбережений  равный 500 тыс.  рублей,  минимальный – 1 тыс.  рублей. 

Минимальный  процент  по  сбережениям  составляет 12%, максимальный  -

24%. 

Что  касается  ресурсов  типичной  микрокредитной  организации: 

собственный капитал составляет 1,4 млн. рублей, размер активов компании 

– 13,9 млн. рублей (в том числе совокупный портфель финансовых услуг – 

12,5 млн. рублей, стоимость основных средств – 200 тыс. рублей). 

Величина риска портфеля по задолженности, просроченной на период 

более 30 дней,  составляет 4,7%. Уровень  просрочек  по  задолженности, 

просроченной  на  период  более 30 дней,  составляет 3%. Операционная 

окупаемость – 108%, коэффициент общей ликвидности – 111%. 

Суммарное число активных клиентов составляет 256 человек, из них 

основную  долю  занимают  физические  лица.  Типичный  спектр 

оказываемых услуг: кредитование, сберегательные операции. 

Описанная  МКО  является  типичным  представителем  игрока  рынка 

микрофинансовых 

услуг. 

Таким 

образом, «портрет» 

типичной 

микрокредитной  организации  позволяет  утверждать,  что  компания 

способна  погашать  текущие  (краткосрочные)  обязательства  за  счёт 

 

55

оборотных  активов.  В  структуре  привлеченных  средств  основную  долю 

составляют  привлеченные  сбережения  (более 80%). Низкий  уровень 

просрочек  по  задолженности  свидетельствует  о  стабильности  компании, 

что,  в  свою  очередь,  делает  привлекательным  рынок  микрофинансовых 

услуг для новых организаций.  

Рассмотрим  результаты  анализа  факторов,  влияющих  на  количество 

выданных  займов - основную  характеристику  натурально-вещественного 

потока финансовых услуг, оказываемых МФО. Поиск факторов, влияющих 

на  количество  займов,  осуществлялся  на  основе  регрессионного  анализа 

показателей их деятельности за 2003 – 2007 годы. 

Таким  образом,  зависимой  переменной  будет  количество  выданных 

займов.  Поскольку  показатель  количества  выданных  займов  является 

одним из основных показателей, характеризующих деятельность МФО.  В 

анализе  будут  рассмотрены  следующие  факторные  переменные,  которые 

потенциально могут оказывать влияние на зависимую переменную: 

−  Размер выданных займов, руб.; 
−  Размер активов, руб.; 
−  Собственный капитал, руб.; 
−  Число  активных  клиентов  (пайщиков),  имеющих  сбережения, 

единиц; 

−  Прирост  количества  клиентов,  имеющих  сбережения  за  год, 

единиц; 

−  Риск  портфеля  по  задолженности,  просроченной  на  период 

более 30 дней, %; 

−  Уровень просрочек по задолженности, просроченной на период 

более 30 дней, %. 

Анализ будет проводиться по следующей схеме:  

−  Сначала  строятся  линейные  регрессии  с  пошаговым 

исключением незначимых переменных (выбор линейной формы 

 

56

регрессии обоснован тем, что эта форма лучше всего описывает 

имеющийся массив данных),  

−  Затем  из  полученных  моделей  выбирается  модель,  которая 

имеет наибольший коэффициент детерминации (R-квадрат). 

Таким  образом,  для  каждого  года  определяются  факторы, 

оказывающие  влияние  на  количество  выданных  займов.  Итоговый 

результат  представлен  в  таблице  ниже  (анализ  и  промежуточные 

результаты представлены в Приложении). 

Таблица 6 – Результат регрессионного анализа 

Год

Полученная зависимость

2003

Количество выданных займов=290+2,8*Прирост количества 
клиентов, имеющих сбережения

2004

Количество выданных займов=557,9+2,4*Прирост количества 
клиентов, имеющих сбережения

2005

Количество выданных займов=-484+2,5*Число активных клиентов, 
имеющих сбережения+0,00002*Размер активов

2006

Количество выданных займов=-128+2,1*Прирост количества 
клиентов, имеющих сбережения+0,00002*Размер активов

2007

Количество выданных займов=-276-2,4*Прирост количества 
клиентов, имеющих сбережения+1,5*Число активных клиентов, 
имеющих сбережения+0,00002*Размер выданных займов

 

Коэффиценты  детерминации  для  представленных  в  таблице 6 

зависимостей составили: в 2003 году – 0,73, в 2004 году – 0,43, в 2005 году 

– 0,5, в 2006 году – 0,72, в 2007 году – 0,81. 

Таким образом,  количество  факторов, влияющих на число выданных 

займов,  увеличивается.  В 2003 году  на  число  выданных  займов 

положительно влиял прирост количества клиентов, имеющих сбережения. 

Это  вполне  закономерно,  поскольку  с  увеличением  числа  клиентов, 

имеющих сбережения, растет величина сбережений, а они, в свою очередь, 

являются  одним  из  источников  привлеченных  средств,  за  счет  которых 

можно выдавать займы. 

В 2007 году  регрессионный  анализ  показал  совсем  другую 

зависимость. Количество выданных займов положительно зависит от числа 

активных клиентов, имеющих сбережения (что вполне обоснованно – рост 

сбережений  приводит  к  увеличению  объема  привлеченных  средств,  что 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..