Анализ деятельности микрокредитных организаций в условиях спада кредитного цикла - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     Анализ деятельности микрокредитных организаций в условиях спада кредитного цикла (дипломная работа) - 2009 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

Анализ деятельности микрокредитных организаций в условиях спада кредитного цикла - часть 4

 

 

 

25

-

  возраст  организации:  более  опытная  организация  должна 

работать эффективнее, чем более молодая; 

-

  скорость  роста  организации:  быстро  растущие  организации 

обычно менее эффективны, поскольку им необходимо справиться 

с ростом; 

-

  оборот  портфеля  займов:  чтобы  сумма  портфеля  была 

постоянной,  более  краткосрочные  займы  должны  выдаваться 

чаще, что обычно увеличивает расходы; 

-

  средний размер займа: выдать десять займов по $100 дороже, чем 

один заем в $1,000

6

;  

-

  частота  погашения:  оформление  небольших,  частых  платежей 

стоит дороже, чем оформление более редких и крупных; 

-

  географический  охват:  охват  городских  районов  с  высокой 

плотностью  населения  стоит  дешевле,  чем  охват  сельских 

районов с низкой плотностью населения; 

-

  специализированные  и  многоцелевые  организации,  а  также 

минималистские 

и 

интегрированные 

организации: 

специализированные организации предлагают только услуги для 

бизнеса,  в  то  время  как  многоцелевые  организации  также 

предлагают 

другие 

услуги, 

такие, 

как 

услуги 

по 

здравоохранению,  планированию  здорового  питания,  а  также 

другие  услуги  населению.  Минималистские  программы 

предлагают  только  финансовые  услуги,  а  интегрированные 

организации  вдобавок  к  финансовым  предлагают  ряд  других 

услуг,  таких,  как  обучение  маркетингу  и  менеджменту  и/или 

техническое  обучение.  В  многоцелевых  и  интегрированных 

программах  для  вычисления  финансовых  коэффициентов 

                                                      

6

  Источник: [8] 

 

 

26

стоимость  финансовых  и  нефинансовых  услуг  может 

учитываться раздельно. Однако, не всегда возможно сделать это 

точно, что влияет на получаемые в итоге коэффициенты. 

-

  инфляция: при сравнении организаций из разных стран различия 

в  уровне  инфляции,  курсах  валют  и  относительной 

покупательной  способности  могут  спутать  многие  сравнения 

коэффициентов. 

Краткие выводы 

 

Описанные  выше  системы  показателей  эффективности  деятельности 

микрокредитных  организаций,  позволяют  сделать  следующие  выводы. 

Российская и международная система показателей отличаются. Поскольку 

российский  рынок  микрофинансовых  услуг  находится  на  стадии 

становления,  довольно  сложно  применять  на  практике  международные 

стандарты,  сформированные  на  развивающемся  рынке  микрофинансовых 

услуг. 

Российская  система  показателей  эффективности  деятельности 

микрокредитных  организаций  практически  не  отличается  от  системы 

показателей  деятельности  компании  в  любом  другом  секторе  экономики. 

Иными 

словами, 

специфика 

организаций, 

осуществляющих 

микрокредитные услуги, никак не отражена в текущей российской системе 

показателей. 

Что  касается  международной  системы  показателей,  то,  на  мой  взгляд, 

она  достаточно  полно  охватывает  деятельность  МКО.  В  этой  системе  не 

хватает  показателей  продуктивности  менеджеров  займов  и  персонала 

организации,  которые,  следует  отметить,  есть  в  российской  системе.  Эти 

показатели  позволяют  оценить  способность  компании  обслужить 

максимальное  количество  людей  при  помощи  своих  ресурсов  при 

минимально возможных расходах. 

 

27

Основным  недостатком  описанных  систем,  как  мне  кажется,  является 

отсутствие  целевых  показателей.  Таким  образом,  текущие  версии  систем 

показателей  (как  российская,  так  и  международная)  не  позволяют 

проводить сопоставимый анализ МКО.  

Таким 

образом, 

текущие 

системы 

оценки 

деятельности 

микрокредитных организаций имеют ряд достоинств и недостатков, но все 

они  несовершенны.  Несовершенство  систем  обусловлено  тем,  что  рынок 

микрокредитования еще очень молодой, отсутствуют базы для сравнения. 

На  мой  взгляд,  все  недостатки  будут  устранены  при  накоплении  опыта  и 

развитии рынка микрофинансовых услуг. 

 

 

28

2. 

Глава 2. Рынок микрофинансовых услуг в России 

Для  анализа  рынка  микрофинансовых  услуг  важным  является 

получение  количественных  и  качественных  оценок  его  состояния.  В 

настоящее  время  централизованной  официальной  статистики  по  этому 

сегменту  не  формируется,  поэтому  в  анализе  будут  использована  база 

данных,  предоставленная  Российским  Микрофинансовым  Центром. 

Российский  Микрофинансовый  Центр  (РМЦ)  был  создан  в  июле 2002 г. 

вследствие  возникшей  потребности  микрофинансового  сектора  в 

появлении  организации,  которая  представляла  бы  интересы  всего 

микрофинансового  сообщества.  РМЦ  служит  ресурсным  центром 

микрофинансового  сектора  и  общенациональным  форумом  для 

взаимодействия 

с 

правительством, 

обществом 

и 

инвесторами, 

способствует  формированию  благоприятной  правовой  среды,  оказывает 

микрофинансовым  организациями  профессиональные  услуги  обучения  и 

консалтинга,  а  также  содействует  внедрению  национальных  стандартов 

микрофинансовой  деятельности.  Центр  активно  сотрудничает  с 

международными 

организациями, 

для 

которых 

развитие 

микрофинансирования  является  одним  из  стратегических  приоритетов. 

Среди них – CGAP, SEEP, USAID, Citigroup, DAI Int., World Bank, EBRD, 

European Union, Barrick Gold Mining, European Microfinance Network 

(EMN), MFC и многие другие стратегические партнеры Центра. 

База  данных  МФИ,  разработанная  Российским  Микрофинансовым 

Центром,  сформирована  на  основе  лонгитюдного  метода  (многократное 

обследование  одних  и  тех  же  лиц  на  протяжении  длительного  периода 

времени) – это  единственный  вариант  отслеживания  динамики  в 

микрофинансовом секторе.  

 

29

 Информационной базой служат результаты выборочного обследования 

деятельности  МФИ  за 5 лет (2003-2007гг).  Поскольку  единый 

общероссийский 

перечень 

организаций, 

осуществляющих 

микрофинансовую  деятельность,  отсутствует,  список  этих  организаций 

формировался  на  основе  наиболее  актуальной  базы  данных,  держателем 

которой является Российский Центр Микрокредитования. Таким  образом, 

база данных МФИ в 2003 году состоит из 229 организаций, в 2004 году – 

183,  в 2005 году – 168, в 2006 году – 176, в 2007 году – 187. Именно  на 

основе  этой  базы  данных  будет  проводиться  анализ  рынка 

микрофинансовых  услуг.  Именно  на  основе  этой  базы  данных  будет 

проводиться  анализ  рынка  микрофинансовых  услуг.  Уровень  ротации  по 

обследуемой  совокупности  в  течение  периода  наблюдения  определялся 

естественными  процессами  движения  МФО  (под  влиянием  рыночных 

тенденций) и составил в 2004 году 32%, в 2005 – 17%, в 2006 – 25%, в 2007 

– 44%. Можно  предположить,  что  рост  ротации  в 2006-2007 годах – это 

результат постепенного приближения кредитного спада. 

 

2.1.  Структура и динамика российского рынка микрофинансовых 

услуг  

Рынок  минкрофинансовых  услуг  в  период  с 2003 по 2007 годы 

характеризуется 

положительной 

динамикой. 

Количество 

микрофинаносвых  институтов  (включая  обособленные  подразделения)  в 

2007  году  увеличилось  на 42% по  сравнению  с 2003 годом  (см.рисунок 

ниже).  Как  видно  из  представленного  рисунка,  число  структурных 

подразделений  в 2003-2007 гг.  практически  не  менялось,  а  число 

обособленных  подразделений  увеличивалось.  Таким  образом,  можно 

сделать  вывод,  что  за 5 лет  новых  игроков  практически  не  появилось,  а 

существующие игроки расширили свою филиальную сеть. 

 

30

0

100

200

300

400

500

600

700

800

900

1000

2003

2004

2005

2006

2007

обособленные подразделения
структурные подразделения

единиц

 

Рисунок 1 – Количество МФИ, единиц 

Микрофинансовые  институты  могут  создаваться  в  различных 

организационно-правовых формах. Для целого ряда МФИ деятельность по 

предоставлению  займов  является  основной  деятельностью,  ради  которой 

они созданы. В настоящее время на рынке представлены следующие типы 

МФИ: 

−  кредитные потребительские кооперативы граждан (КПКГ); 

−  кредитные кооперативы и потребительские общества (КК); 

−  государственные  (региональные  и  муниципальные)  фонды 

поддержки малого предпринимательства; 

−  сельскохозяйственные 

кредитные 

потребительские 

кооперативы (СКПК); 

−  частные фонды; 

−  частные МФИ, зарегистрированные в форме коммерческих 

организаций; 

−  небанковские депозитно-кредитные организации и банки. 

От выбора правового статуса организации зависит перечень услуг и 

структура  клиентской  базы,  которые  определяются  законодательными 

ограничениями. 

 

31

Наиболее  массовой  формой  МФИ  в 2007 году  является  кредитная 

кооперация, доля которой ежегодно увеличивается с 69% в 2003г. до 86% в 

2007г.  Среди  кооперативов  преобладают  кредитные  потребительские 

кооперативы граждан - в этой форме работают 54% от общего числа МФИ.  

34%

54%

15%

15%

20%

17%

10%

3%

18%

7%

4%

2003

2007

КПКГ

СКПК

КК

Частный

фонд

Госфонд

поддержки

МБ

Частные

МФИ (2%)

Другое(1%)

 

Рисунок 2 – Структура МФИ по типам за 2003, 2007 гг.

7

 

Далее в анализе будет приводиться укрупненная группировка типов 

МФИ. Будут рассматриваться: кредитные кооперативы, государственные и 

частные  организации  (см.  рисунок  ниже).  В 2007 году  значительно 

сократилась  (в 3 раза  по  сравнению  с 2003 годом)  доля  государственных 

организаций,  оказывающих  микрофинансовые  услуги.  Доля  кредитных 

кооперативов каждый год увеличивалась и в 2007 году составила 86% (как 

было  отмечено  выше).  Доля  частных  организаций  за  весь  исследуемый 

период практически не изменилась. 

                                                      

7

 Без учета обособленных подразделений, филиалов и сетей 

 

32

0%

20%

40%

60%

80%

100%

2003

2004

2005

2006

2007

КК
Частная организация
Государственная организация

 

Рисунок 3 – Динамика структуры МФИ 

То  обстоятельство,  что  снижается  доля  государственных 

микрофинансовых институтов, а их место занимают успешные кредитные 

кооперативы, 

является 

прямым 

доказательством 

стабильности, 

жизнеспособности,  востребованности  и  высокого  потенциала  развития 

микрофинансового сектора финансовых услуг. 

Средний возраст микрокредитных организаций в 2003 году составил 

2  года  (типичный  возраст  также  составил 2 года),  в 2007 году – 5 лет 

(типичный  возраст – 4 года).  Полученные  результаты  свидетельствуют  о 

том, что на рынке микрокредитных услуг за 5 лет ряд организаций ушли с 

рынка  и  появились  новые  МФО,  то  есть  игроки  рынка  постоянно 

меняются. Следует отметить, что средний возраст существования на рынке 

микрофинансовых  услуг – 5 лет,  одинаков  для  всех  типов  МФИ 

(кредитных  кооперативов,  государственных  и  частных  организаций).  Но 

типичный возраст для частных организаций в 2007 году составил – 1 год, в 

а 2006 году этот показатель составил 7 лет (см. таблицу ниже). Исходя из 

показателей  типичного  возраста  МФО,  наиболее  жизнеспособным  типом 

МФО является форма кредитной кооперации (типичный возраст – 4 года). 

Такая тенденция свидетельствует о том, что в 2007 году произошла смена 

частных организаций: рынок покинули «взрослые» организации, но взамен 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..