SKF. Повреждения подшипников качения и их причины - часть 10

 

  Главная      Учебники - Производство     SKF. Повреждения подшипников качения и их причины - 2002 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  8  9  10  11   ..

 

 

SKF. Повреждения подшипников качения и их причины - часть 10

 

 

 
 
Раковины вследствие образования бороздок и лунок 
 
Картина явления 

Причины 

Мероприятия 

Раковины, исходящие от 
блестящих или ржавых 
бороздок или лунок. 
Раковины, исходящие от 
окрашенных в тёмный цвет 
полосок или лунок с 
прижогами. 

Износ вследствие вибраций 
не вращающихся 
подшипников. 
Прохождение 
электрического тока. 

См. раздел «Износ 
вследствие вибраций». 
См. раздел «Повреждения 
вследствие прохождения 
электрического тока» 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 70 Наружное кольцо 
сферического шарикоподшипника с 
усталостными раковинами, 
первопричиной появления которых 
было прохождение электрического 
тока и обусловленное этим появление 
лунок. От лунок в обоих направлениях 
распространились усталостные 
раковины. 

Рис. 71  Усталостные раковины на обеих дорожках 
качения внутреннего кольца сферического 
роликоподшипника, развившиеся от повреждений 
вследствие вибраций 

 
 

Содержание

 

 

39 

 
 

Трещины 

 

Трещины в кольцах подшипников возникают по ряду причин. Одной из самых 

распространённых является неправильное обращение с подшипником во время монтажа 
или демонтажа. Удары молотком, наносимые непосредственно или через закалённую 
оправку по кольцу подшипника, могут стать причиной мельчайших трещин. В результате 
этого в процессе работы подшипника от него отламываются частицы металла. Другой 
причиной трещин в кольцах может стать слишком тугая посадка кольца на коническую 
шейку вала. Большие растягивающие напряжения, возникающие при описанной 
деформации кольца, во время работы подшипника приводят к возникновению трещин. 
Такой же процесс наблюдается при горячей посадке кольца подшипника на вал, если 
превышена максимально допустимая величина натяга в посадке.  

Трещины могут возникать при задирах. При этом они направлены 

перпендикулярно направлению скольжения. Такие трещины приводят к разрушению 
колец. 

Усталостные раковины также рано или поздно приводят к поломке колец 

подшипников. Это относится и к случаю контактной коррозии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.72   Треснутое наружное кольцо 
сферического шарикоподшипника. Вмятины на 
нижней кромке дорожки качения обусловлены 
неправильной сборкой. Трещина отходит от 
этой вмятины

 
 
 
 
 
 

 

40 

 
 
Трещины вследствие неправильного монтажа 
 
Картина явления 

Причины 

Мероприятия 

Трещины или сколы, как 
правило, на одной стороне 
кольца подшипника. 

Удары молотком или 
закаленной оправкой по 
кольцам подшипника в 
процессе монтажа. 

Всегда применять мягкие 
оправки или использовать 
специальные монтажные 
втулки. Никогда не 
наносить удары 
непосредственно по кольцам 
подшипника. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 73   Треснувшее внутреннее кольцо 
сферического роликоподшипника. Для 
инспекции дорожек качения ролики были 
удалены. Вследствие ударов молотком 
при сборке часть среднего борта 
внутреннего  кольца подшипника 
откололась. Удары передавались через 
ролики правого ряда, что также привело к 
скалыванию части кольца. Одновременно 
кольцо треснуло по всей ширине. 

Рис. 74  Внутреннее кольцо 
сферического роликоподшипника с
отколовшимся, вследствие 
ударов, буртом кольца. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

41 

 
 
Трещины вследствие слишком сильной напрессовки 
 
Картина явления 

Причины 

Мероприятия 

Кольцо подшипника 
разломано в поперечном 
направлении и свободно 
сидит на валу 

Слишком сильное 
напрессовывание (осевое 
смещение при монтаже) 
кольца на коническую 
шейку вала. 
Слишком большой натяг 
(слишком тугая посадка) на 
цилиндрическую шейку 
вала. 

Соблюдать рекомендации 
SKF. Использовать 
современные методы 
монтажа (Drive-Up Method). 
Изменить посадку. 

 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 

Рис.75   Разрез по внутреннему кольцу 
сферического роликоподшипника, увеличено 
в 3 – 5 раз. Кольцо треснуло из-за монтажа на 
коническую шейку со слишком большим 
натягом. Трещина развивалась из области 
рядом с закруглением (тёмное пятно). 

Рис.76   Плоскость излома 
внутреннего кольца, показанного 
на рис. 75 

 
 
 
 
 
 
 

 

42 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  8  9  10  11   ..