SKF. Повреждения подшипников качения и их причины - часть 11

 

  Главная      Учебники - Производство     SKF. Повреждения подшипников качения и их причины - 2002 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11 

 

 

 

SKF. Повреждения подшипников качения и их причины - часть 11

 

 

 
 
Трещины вследствие задиров 
 
Картина явления 

Причины 

Мероприятия 

Трещина или трещины в 
сочетании с задирами на 
кольцах подшипников. 
Кольцо может расколоться. 
Трещины, обусловленные 
задирами, как правило 
направлены поперёк 
задиров. 

См.  раздел «Задиры» 

См.  раздел «Задиры» 

 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.77   Внутреннее 
кольцо сферического 
роликоподшипника 
треснуло в результате 
развития задиров на 
торцовой поверхности. 
Кольцо подшипника было 
установлено в контакте с 
проставочным 
дистанционным кольцом, 
не имевшим достаточно 
плотной посадки на вал, 
так, что происходило  
движение дистанционного 
кольца относительно вала 
и скольжение по кольцу 
подшипника. 

Рис.78    Задиры на торцовой поверхности кольца 
подшипника. Перпендикулярно задирам развиваются так 
называемые поперечные трещины. 

 

43 

 
 
Трещины вследствие контактной (фреттинг) коррозии 
 
 
Картина явления 

Причины 

Мероприятия 

Трещины в сочетании с 
контактной коррозией, 
направленные у внутреннего 
кольца перпендикулярно, а у 
наружного – вдоль дорожки 
качения. 

См.  раздел «Контактная 
коррозия» 

См.  раздел «Контактная 
коррозия» 

 

 

Рис.79  Поперечная трещина на внутреннем 
кольце сферического роликоподшипника, 
обусловленная контактной коррозией. 
Увеличение объема кольца в месте его 
посадки приводит к его растягиванию и 
образованию трещины, когда растягивающие 
напряжения становятся слишком большими. 

Рис.80   Продольная трещина  в 
наружном кольце радиального 
шарикоподшипника, обусловленная 
контактной коррозией. Вследствие 
увеличения объема в кольце 
возникают напряжения сжатия. 

 

 

Содержание

 

 

 

44 

 
 

Повреждения сепаратора 

 

Если при проверке вышедшего из строя подшипника сепаратор оказался 

поврежденным, то во многих случаях бывает трудно однозначно установить причину 
повреждения. При этом в большинстве случаев повреждаются и другие детали, что 
затрудняет определение действительной причины повреждений. Однако имеются 
основные причины повреждения сепараторов, а именно: вибрации, чрезмерно высокие 
частоты вращения, износ и заклинивание. 
 
 

Повреждение сепаратора вследствие вибраций

 

Если подшипник работает в условиях вибраций, то силы инерции могут оказаться 

настолько большими, что через некоторое время в материале сепаратора возникают 
усталостные трещины. Раньше или позже эти трещины приводят к разрушению 
сепаратора. 
 
 

Повреждения сепаратора вследствие чрезмерно высокой частоты вращения

 

Если подшипник работает с более высокой частотой вращения, чем это допускает 

конструкция сепаратора, возникают силы инерции, действие которых приводит к поломке 
сепаратора. 
 
 

Повреждение сепаратора вследствие износа

 

Причинами износа сепаратора могут быть недостаточное смазывание и абразивные 

частицы. Поскольку трение скольжения между сепаратором и другими компонентами 
подшипника устранить невозможно, сепаратор является той деталью подшипника, 
которая при недостаточном смазывании выходит из строя в первую очередь. Сепараторы 
всегда изготавливаются из материалов более мягких, чем прочие детали подшипника, 
поэтому они изнашиваются более интенсивно. У подшипников с центрированием 
сепаратора по телам качения размер карманов сепаратора из-за износа увеличивается. Это 
приводит к отклонениям от нормальной кинематики подшипника. Силы, возникающие 
при таком явлении, могут в короткое время разрушить сепаратор. 
 
 

Повреждение сепаратора вследствие заклинивания 

 

Выкрошенные частицы материала подшипника и внешние загрязнения, попадая 

между сепаратором и телами качения, препятствуют вращению последних. Заклинивание 
сепаратора приводит к выходу его из строя. 
 
 

Прочие причины повреждений сепаратора 

 

При перекосе колец подшипника друг относительно друга след качения имеет 

форму овала. Если сепаратор ведет тела качения, то в таких условиях он деформируется 
при каждом обороте. При этом в материале сепаратора возникают усталостные трещины, 
постепенно приводящие к его разрушению. Подобные явления могут происходить, когда в 

 

45 

 
 

 

паре работают упорный шарикоподшипник и радиальный подшипник скольжения. Если 
зазор в подшипнике скольжения слишком велик, то кольца подшипника качения 
смещаются друг относительно друга, шарики не двигаются «след в след», и в сепараторе 
возникают большие напряжения, приводящие к его разрушению.  
В подшипниках, работающих с переменной частотой вращения, т.е. в условиях 
знакопеременного ускорения, на сепаратор действуют силы инерции, порождающие 
значительные напряжения сжатия в местах контакта и обусловленный этим сильный 
износ. 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

 

одержание

 

Рис. 81  Треснувшая поверхность 

 Хорошо 

сепаратора, показанного на рис.82.
видны усталостные трещины 

Рис. 82    Сепаратор сферического 

роликоподшипника. В углублениях 
образовались усталостные трещины

С

 

 
 

 

46 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11