SKF. Повреждения подшипников качения и их причины - часть 8

 

  Главная      Учебники - Производство     SKF. Повреждения подшипников качения и их причины - 2002 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  6  7  8  9   ..

 

 

SKF. Повреждения подшипников качения и их причины - часть 8

 

 

 
 
Раковины вследствие чрезмерного предварительного натяга 
 
 
Картина явления 

Причины 

Мероприятия 

Явно выраженные следы 
качения на дорожках 
качения обоих колец. 
Раковины в наиболее 
нагруженной зоне 

Избыточный 
предварительный натяг из-
за чрезмерно тугой посадки 
колец. Слишком тугая 
посадка внутреннего кольца 
на коническую шейку вала. 
Чрезмерный взаимный 
осевой натяг при спаренной 
установке радиально-
упорных или конических 
роликоподшипников. 
Слишком большой перепад 
температуры между 
внутренним и наружным 
кольцами подшипника. 

Изменить посадку или 
выбрать подшипник с 
большим радиальным 
внутренним зазором. 
Ослабить посадку на 
коническую шейку вала. 
Строго придерживаться 
указаний SKF по сборке 
подшипниковых узлов 
такого типа. Установить 
комплект подшипников с 
меньшим предварительным 
натягом. Улучшить 
термоизоляцию шейки вала. 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Рис. 56   Наружное кольцо сферического 
шарикоподшипника, который был напрессован на 
коническую шейку вала с чрезмерным натягом. 
Повреждения были обнаружены уже через небольшое 
число оборотов. Усталостные раковины возникли бы 
вскоре после пуска в работу. 

 
 
 
 
 
 

 

31 

 
 
Раковины вследствие некруглости посадочной поверхности 
 
Картина явления 

Причины 

Мероприятия 

Явно выраженные следы 
качения на двух 
противоположных участках 
дорожек качения обоих 
колец. Усталостные 
раковины на этих участках. 

Некруглость посадочных 
поверхностей вала или 
корпуса. Некруглость 
отверстий часто 
наблюдается у составных 
корпусов. Отверстия 
стандартных корпусов 
деформируются при затяжке 
болтов, фиксирующих 
корпуса на неплоском 
основании. 

Как правило, следует 
применять новые валы или 
корпуса. Если имеет место 
некруглость посадочной 
поверхности, то способом 
устранения является 
нанесение металлического 
покрытия и последующего 
его шлифования. В том 
случае, если подшипник 
установлен на некруглую 
шейку вала с помощью 
закрепительной или 
стяжной втулки, 
посадочную поверхность 
следует равномерно 
перешлифовать. . 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.57  Усталостные раковины на наружном кольце 
сферического роликоподшипника, установленного в 
овальное отверстие корпуса 

 
 
 
 

 

32 

 
 
Раковины вследствие чрезмерного осевого натяга 
 
Картина явления 

Причины 

Мероприятия 

Радиальные 
шарикоподшипники: явно 
выраженные следы качения 
на обоих кольцах, 
смещённые в осевом 
направлении в одну 
сторону. Сферические 
шарикоподшипники и 
роликоподшипники: явно 
выраженные следы качения 
одного из рядов роликов, 
усталостные раковины в 
этой области. Однорядные 
радиально-упорные 
шарикоподшипники и 
конические 
роликоподшипники: такая 
же картина явления, как при 
повреждениях вследствие 
чрезмерного 
предварительного натяга. 

Неправильная сборка, 
вследствие которой 
возникают дополнительные 
осевые силы, например, 
установка с большим 
предварительным натягом 
пары однорядных 
радиально-упорных 
шарикоподшипников и 
конических 
роликоподшипников. 
Препятствие осевому 
перемещению 
«плавающего» подшипника. 
Диапазон осевого 
перемещения не 
обеспечивает компенсацию 
температурной деформации. 

Контролировать взаимное 
расположение подшипников 
при установке их парами. 
Проверить величину натяга 
посадки и нанести тонкий 
слой масла на посадочную 
поверхность. Обеспечить 
больший диапазон осевого 
перемещения подшипника в 
случае, если невозможно  
уменьшить градиент 
температуры вала и корпуса. 

 
 

Рис.58 Наружное кольцо 
сферического  
шарикоподшипника, 
который был чрезмерно 
нагружен в осевом 
направлении; 
усталостные раковины в 
нагруженной зоне 
 
 
Рис.59  Усталостные 
раковины на внутреннем 
кольце сферического 
роликоподшипника. 
Распространение 
раковин по всей 
окружности одной из 
дорожек качения 
указывает на то, что 
отношение осевой 
нагрузки к радиальной 
было слишком большим. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

33 

 
 
Раковины вследствие перекоса 
 
Картина явления 

Причины 

Мероприятия 

Радиальные 
шарикоподшипники: 
диагонально направленный 
след качения с 
усталостными раковинами 
на противолежащих 
участках дорожки качения. 
Цилиндрические 
роликоподшипники: 
усталостные раковины на 
краях дорожек качения 

Несоосность посадочных 
мест. Перекос подшипников 
при сборке. 

Выверить и обеспечить 
соосность посадочных мест 
при сборке. 
Использовать монтажные 
втулки с параллельными 
торцовыми поверхностями. 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 60 Наружное кольцо радиального 
шарикоподшипника, установленного с 
перекосом относительно вала. При этом 
шарики катились по овальной дорожке 
качения. Последствия такие же как при 
овальности дорожки качения, 
обусловленной деформацией кольца. 

Рис. 61   Внутреннее кольцо 
цилиндрического роликоподшипника 
с раковинами на одной стороне 
дорожки качения, являющимися 
следствием перегрузки из-за 
перекоса. 

 
 

 

34 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  6  7  8  9   ..