SKF. Повреждения подшипников качения и их причины - часть 6

 

  Главная      Учебники - Производство     SKF. Повреждения подшипников качения и их причины - 2002 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  4  5  6  7   ..

 

 

SKF. Повреждения подшипников качения и их причины - часть 6

 

 

 
 

Задиры на посадочных поверхностях 

 

Задиры могут возникать и на посадочных поверхностях тяжело нагруженных 

подшипников. Они являются следствием перемещения колец подшипников относительно 
вала или корпуса. Задиры в отверстиях внутренних колец, на посадочных поверхностях 
наружных колец или на торцах колец можно предотвратить, правильно выбирая посадку 
колец подшипников. Посадки должны быть достаточно плотными, чтобы не допускать 
относительного смещения  колец подшипников и сопряженных деталей. 
 
 
Картина явления 

Причины 

Мероприятия 

Шероховатые и окрашенные 
отверстия внутреннего 
кольца, наружной 
посадочной поверхности и 
торцев. 

Перемещения колец 
подшипника относительно 
вала или корпуса 

Выбирать посадки с 
большим натягом 

 
 

 

 
 
 
 
 
 
 

Рис.40 Задиры на поверхности 
торца внутреннего кольца 
цилиндрического роликоподшипника 
 
 
 
 
Рис.41 Задиры на посадочной 
поверхности наружного кольца 
сферического роликоподшипника. 
Материал переносится от отверстия 
корпуса на кольцо подшипника.  

 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

23 

 
 

Задиры в упорных шарикоподшипниках 

 

Задиры на дорожках качения упорных шарикоподшипников могут возникать в тех 

случаях, когда частота вращения относительно нагрузки слишком высокая. При этом 
центробежные силы выталкивают шарики на края дорожек качения. Дальнейшее качение 
происходит не безупречно. Это означает возникновение большой составляющей 
скольжения на поверхности контакта шарика с дорожкой качения, что, в свою очередь, 
приводит к образованию диагонально направленных синусоидальных задиров на внешних 
участках дорожки качения. Если упорные шарикоподшипники работают при малой 
нагрузке и высоких частотах вращения, то подобных повреждений можно избежать, 
дополнительно нагрузив подшипник, например, пружиной, создающей предварительный 
натяг (рис. 43). Указания по расчёту минимально необходимой осевой силы приведены в 
«Общем каталоге» SKF. 
 
Картина явления 

Причины 

Мероприятия 

Диагонально направленные 
синусоидальные задиры 

Слишком низкая по 
отношению к частоте 
вращения нагрузка 

Увеличить нагрузку, 
например, применяя 
пружины для создания 
предварительного 
нагружения. 

 
 

 
 
 
 
 
 

 

 

жание

Содер

 

Рис. 43   Подшипниковый узел с 
пружинным предварительным 
натягом упорных 
шарикоподшипников 

Рис. 42  Дорожка качения упорного шарикоподшипника с 
задирами в виде диагональных полосок. Относительная 
частота вращения слишком высока. 

 

 

24 

 
 

Поверхностные разрушения

 

Если смазывающий слой между дорожками и телами качения слишком тонкий, то 

вершины шероховатостей кратковременно соприкасаются друг с другом. При этом на 
поверхностях возникают мельчайшие трещины. Такой процесс именуют поверхностным 
разрушением. Трещины подобного рода не следует смешивать с усталостными 
трещинами, которые образуются в подповерхностном слое и приводят к образованию 
усталостных раковин (шелушение, питтинг). В рассматриваемом процессе поверхностные 
разрушения первоначально микроскопически малые, затем быстро увеличиваются и, в 
конце концов, препятствуют плавному вращению подшипника. 

Трещины описанного вида могут ускорить процесс образования усталостных 

трещин под поверхностью дорожек качения и этим снизить долговечность подшипника. 
При достаточном смазывании нет опасности возникновения разрушений описанного вида 
до тех пор, пока смазывающий слой не становится слишком тонким, либо вследствие 
изменения вязкости масла из-за повышения температуры, либо при чрезмерном 
возрастании нагрузки.  
 
Картина явления 

Причины 

Мероприятия 

Первоначально 
невооруженным глазом 
обнаружить повреждения 
невозможно. На 
последующих стадиях 
разрушения поверхности 
становятся заметными 
маленькие, плоские лунки с 
кристаллическим изломом. 

Недостаточное смазывание 
или неблагоприятные 
условия смазывания 
(возрастание температуры, 
чрезмерная нагрузка). 

Улучшить смазывание. 

 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 44   Разрушение поверхности, 
распространившееся как полоса по 
всей окружности ролика 
сферического роликоподшипника 
 
Рис.45   Разрушение поверхности 
ролика, показанного на рис.44 при 
100-кратном увеличении 

 

Содержание

 

 

25 

 
 

Коррозия 

 

Если в подшипник проникает вода или агрессивные среды в таком объеме, что 

смазочные материалы не могут защищать стальные поверхности, то возникает коррозия. 
Процесс глубокой («щелевой»)  коррозии быстро приводит к образованию явных следов 
коррозии – коррозионных  язвин. 

Иным видом коррозии является контактная коррозия, иначе называемая фреттинг-

коррозией. 
 

Глубокая коррозия 

 

На светлой стальной поверхности, доступной воздуху, образуется тонкий 

защитный слой окислов. Однако этот слой не является непроницаемым; как только вода 
или агрессивные среды контактируют со стальной поверхностью, возникают химические 
реакции и образуются коррозионные язвины (ржавчина). 

Глубокая или «щелевая» коррозия представляет большую опасность для 

подшипников, т.к. при этом развиваются раковины и трещины. Кислоты воздействуют на 
сталь более интенсивно, чем растворы едкой щелочи. Соли образуют в соединении с 
водой электролиты, обуславливающие гальваническую коррозию, называемую также 
водяным травлением. Соляные растворы и морская вода поэтому особенно опасны. 
 
Картина явления 

Причины 

Мероприятия 

Серо-черные полосы, 
направленные поперёк 
дорожек качения и 
расположенные в 
большинстве случаев на 
расстоянии тел качения. В 
более поздней стадии 
сквозная коррозия на 
дорожках качения и прочих 
поверхностях подшипника. 

Воздействие воды, влаги, 
агрессивных сред на 
подшипник в течение 
длительного времени. 

Улучшить уплотнение. 
Применять коррозионно-
стойкие смазочные 
материалы. 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.46  Следы коррозии на 
наружном  кольце 
цилиндрического 
роликоподшипника 
 
Рис.47   Сильная коррозия 
вследствие воздействия воды на 
внутреннее кольцо сферического 
роликоподшипника 

 
 
 
 
 
 
 

 

26 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  4  5  6  7   ..