SKF. Повреждения подшипников качения и их причины - часть 5

 

  Главная      Учебники - Производство     SKF. Повреждения подшипников качения и их причины - 2002 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..

 

 

SKF. Повреждения подшипников качения и их причины - часть 5

 

 

 
 

Задиры 

 

Если две недостаточно смазываемые поверхности скользят одна относительно 

другой под нагрузкой, то происходит перенос частиц металла с одной поверхности на 
другую. Это явление называют задиром. Поверхности при этом явлении выглядят 
шероховатыми. При возникновении задиров материал подшипника нагревается до 
температуры, при которой происходит отпуск. Возникает местная концентрация 
напряжений, следствием которой является образование трещин и раковин. 

У роликоподшипников трение скольжения происходит преимущественно между 

торцами роликов и направляющими бортами колец. Также задиры могут возникать тогда, 
когда тела качения входят в нагруженную зону с большим ускорением. Следствием 
перемещения колец подшипников относительно шеек валов, посадочных отверстий 
корпусов и их торцов также может быть возникновение задиров  в отверстиях внутренних 
колец, на наружных поверхностях наружных колец и их торцах. 

В упорных шарикоподшипниках задиры могут возникать в тех случаях, когда 

нагрузка слишком мала относительно частоты вращения. 
 

Задиры на торцах роликов и направляющих бортах 

 

У цилиндрических и конических подшипников, а также у сферических 

подшипников с направляющими бортами, задиры могут возникать на поверхностях 
бортов и на торцах роликов. Причиной этого является недостаточное смазывание 
сопряжений торцов роликов с бортами. Задиры возникают и тогда, когда на 
роликоподшипник длительное время действует большая осевая нагрузка, например, когда 
конические роликоподшипники установлены в паре со слишком большим 
предварительным натягом. 

При переменной по направлению осевой нагрузке задиры возникают реже, 

поскольку при изменении направления осевой силы на разгруженную поверхность 
поступает смазывающий материал. 
 
Картина явления 

Причины 

Мероприятия 

Шероховатые и окрашенные 
торцы роликов и 
направляющих бортов 

Скольжение в условиях 
большой осевой нагрузки 
при недостаточном 
смазывании 

Выбрать подходящие 
смазочные материалы. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 32 Задиры на 
торцевой поверхности 
ролика сферического 
роликоподшипника; 100-
кратное увеличение 

19 

Рис. 33 Задиры на торцах 
цилиндрического ролика, 
обусловленные большой 
осевой нагрузкой и 
недостаточным смазыванием 

Рис. 34 Задиры направляющего 
бурта, обусловленные большой 
осевой нагрузкой и 
недостаточным смазыванием 

 

 
 
 

Задиры на роликах и дорожках качения 

 

При определённых условиях возникают задиры на роликах и дорожках качения 

сферических и цилиндрических роликоподшипников. Это имеет место тогда, когда 
ролики тормозятся в ненагруженной зоне, поскольку кольца более не ведут их (нет 
достаточной силы трения). Поэтому при входе в нагруженную зону они сразу получают 
настолько значительное ускорение, что проскальзывают относительно дорожки качения, 
порождая задиры. 
 
Картина явления 

Причины 

Мероприятия 

Шероховатые и окрашенные 
участки поверхности на 
входе в зону нагружения и 
на поверхности роликов 

Ускорение роликов при 
входе в зону нагружения 

Выбрать подходящие 
смазочные материалы. 
Применить подшипник с 
меньшим внутренним 
зазором 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 35   Задиры на обеих 
дорожках качения наружного 
кольца сферического 
роликоподшипника, 
обусловленные 
проскальзыванием роликов 

 
 
 
 
 
 

 

 

20 

 
 

Задиры на дорожках качения на расстоянии тел качения 

 

Одна из самых распространённых причин повреждений при монтаже 

цилиндрических роликоподшипников заключается в том, что в процессе монтажа 
подшипника кольцо с сепаратором и телами качения перекашивают относительно другого 
кольца и, кроме того, не вращают одно кольцо относительно другого. При этом ролики 
скользят по сопряжённой дорожке качения второго кольца, вследствие чего возникают 
задиры в виде полосок, направленных перпендикулярно плоскости вращения. 
Одновременно также могут быть повреждены и ролики.  

Описанный вид повреждений можно предотвратить, если в процессе сборки 

хорошо смазывать дорожки качения и поворачивать кольца друг относительно друга. При 
серийном производстве целесообразно применение монтажных направляющих втулок, как 
показано на рис.36. 

Подобного же рода повреждения цилиндрических роликоподшипников могут 

иметь место в условиях, когда кольца посажены с большим натягом, и , соответственно, 
радиальный зазор в подшипнике слишком мал. 

На дорожках качения сферических и конических роликоподшипников задиры в 

виде полосок образуются вследствие неправильного обращения с подшипниками или 
ошибок в процессе монтажа. Ударные или чрезмерные нагрузки, приложенные «не к 
тому» кольцу могут породить узкие поперечные (к дорожке качения) задиры, если кольца 
подшипника в процессе сборки не поворачиваются (см.рис.38). 
 
Картина явления 

Причины 

Мероприятия 

Задиры на расстоянии 
роликов на дорожке качения 
цилиндрического 
роликоподшипника в виде 
полосок, направленных 
перпендикулярно к 
направлению вращения. 

В процессе сборки кольцо с 
сепаратором и комплектом 
тел качения перекошено 
относительно второго 
кольца.  
Удары или чрезмерный 
натяг при не вращающихся 
в процессе сборки кольцах. 

При монтаже поворачивать 
внутреннее или наружное 
кольцо. Поверхности 
хорошо смазать. При 
серийном производстве 
использовать монтажные 
направляющие втулки. При 
монтаже вращать кольца 
подшипника. Усилие 
монтажа прикладывать к 
кольцу, устанавливаемому с 
натягом. Ни в коем случае 
не передавать усилие 
монтажа через тела качения. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

21 

Рис. 36  Направляющая втулка 
 
Рис. 37. Цилиндрический роликоподшипник с 
задирами в виде полосок на дорожке качения 
внутреннего кольца на расстоянии роликов. Кольца 
в процессе монтажа были перекошены и не 
поворачивались друг относительно друга. 

 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 

 

Рис.38   Наружная дорожка качения 
сферического роликоподшипника с 
задирами в виде полосок, 
образовавшихся вследствие 
нанесённых в процессе монтажа 
ударов по внутреннему кольцу 
подшипника 
 
Рис.39  Задир в виде полоски; 50-
кратное увеличение изображения, 
показанного на рис.38. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

22 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..