Задиры
Если две недостаточно смазываемые поверхности скользят одна относительно
другой под нагрузкой, то происходит перенос частиц металла с одной поверхности на
другую. Это явление называют задиром. Поверхности при этом явлении выглядят
шероховатыми. При возникновении задиров материал подшипника нагревается до
температуры, при которой происходит отпуск. Возникает местная концентрация
напряжений, следствием которой является образование трещин и раковин.
У роликоподшипников трение скольжения происходит преимущественно между
торцами роликов и направляющими бортами колец. Также задиры могут возникать тогда,
когда тела качения входят в нагруженную зону с большим ускорением. Следствием
перемещения колец подшипников относительно шеек валов, посадочных отверстий
корпусов и их торцов также может быть возникновение задиров в отверстиях внутренних
колец, на наружных поверхностях наружных колец и их торцах.
В упорных шарикоподшипниках задиры могут возникать в тех случаях, когда
нагрузка слишком мала относительно частоты вращения.
Задиры на торцах роликов и направляющих бортах
У цилиндрических и конических подшипников, а также у сферических
подшипников с направляющими бортами, задиры могут возникать на поверхностях
бортов и на торцах роликов. Причиной этого является недостаточное смазывание
сопряжений торцов роликов с бортами. Задиры возникают и тогда, когда на
роликоподшипник длительное время действует большая осевая нагрузка, например, когда
конические роликоподшипники установлены в паре со слишком большим
предварительным натягом.
При переменной по направлению осевой нагрузке задиры возникают реже,
поскольку при изменении направления осевой силы на разгруженную поверхность
поступает смазывающий материал.
Картина явления
Причины
Мероприятия
Шероховатые и окрашенные
торцы роликов и
направляющих бортов
Скольжение в условиях
большой осевой нагрузки
при недостаточном
смазывании
Выбрать подходящие
смазочные материалы.
Рис. 32 Задиры на
торцевой поверхности
ролика сферического
роликоподшипника; 100-
кратное увеличение
19
Рис. 33 Задиры на торцах
цилиндрического ролика,
обусловленные большой
осевой нагрузкой и
недостаточным смазыванием
Рис. 34 Задиры направляющего
бурта, обусловленные большой
осевой нагрузкой и
недостаточным смазыванием