Контактная (фреттинг) коррозия
Когда тонкий слой окислов на поверхности детали подшипника повреждён,
процесс окисления распространяется вглубь материала. Такой процесс, например,
происходит при относительном движении в местах сопряжения (посадках) колец
подшипников с валами и корпусами и обусловлен посадками с зазором. Описанное
явление именуют контактной коррозией. В развитой стадии разрушения могут местами
проникнуть глубоко в материал подшипника. Благодаря относительному движению,
маленькие частицы материала отделяются от поверхности. На воздухе эти частицы быстро
окисляются, образуя слой контактной ржавчины. Контактная коррозия приводит к тому,
что кольца подшипников неравномерно прилегают к посадочным поверхностям. Это
неблагоприятно воздействует на распределение нагрузки в подшипнике. Кроме того,
окисленные частицы действуют как абразив.
Картина явления
Причины
Мероприятия
Посадочная поверхность
наружного кольца или
поверхность отверстия
внутреннего кольца
покрыты ржавчиной. Следы
качения позволяют
обнаружить значительный
износ на соответствующих
местах дорожек качения.
Слишком свободная
посадка. Погрешность
формы посадочных
поверхностей вала или
отверстия в корпусе.
Выбирать правильную
посадку. Устранить
погрешности формы
деталей, сопряженных с
подшипником.
Использовать специальные
смазочные материалы
(«антифреттинговые
пасты»).
Рис.48 Контактная коррозия
на наружном кольце
сферического
роликоподшипника
Рис.49 Сильная контактная
коррозия в отверстии
сферического
роликоподшипника
Содержание
27