SKF. Общий каталог подшипников - часть 65

 

  Главная      Учебники - Производство     SKF. Общий каталог подшипников

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  63  64  65  66   ..

 

 

SKF. Общий каталог подшипников - часть 65

 

 

Порядок обращения с подшипниками

В большинстве случаев целесообразно использо-

вать перчатки, а также грузоподъемное оборудо-

вание, специально предназначенное для мон-

тажа и демонтажа подшипников. Это позволяет 

не только сэкономить время и деньги, но и упро-

щает работу, делая ее более безопасной. 

По этим же причинам рекомендуется рабо-

тать с нагретыми и промасленными подшипни-

ками в жаро- и маслостойких перчатках. Такие 

перчатки должны быть прочными снаружи  

и иметь не вызывающую кожной аллергии под-

кладку. Этим требованиям отвечают, например, 

перчатки SKF серии TMBA. 

Зачастую причина проблем, возникающих с 

нагретыми и/или крупногабаритными подшипни-

ками, кроется в отсутствии безопасного и эффек-

тивного подсобного инструмента, при помощи 

которого подъем и транспортировку подшипни-

ков могли бы осуществлять один или два чело-

века. Между тем, подходящий подсобный 

инструмент может быть изготовлен непосред-

ственно в сборочном цехе. Одним из возможных 

вариантов решения этой проблемы является 

выпускаемый SKF инструмент для подшипников 

серии TMMH (

† рис. 2), который упрощает 

подъем и транспортировку подшипников,  

а также их установку и демонтаж.

При необходимости перемещения и удержа-

ния крупногабаритных подшипников с помощью 

подъемного механизма, они должны подвеши-

ваться не за одную точку, а при помощи сталь-

ной или тканевой ленты (

† рис. 3). Пружина, 

установленная между крюком подъемного меха-

низма и лентой, облегчает позиционирование 

подшипника в процессе его монтажа на вал.

Для подъема крупногабаритных подшипников 

по заказу на торцах колец могут быть предусмот-

рены резьбовые отверстия под рым-болты. Так как 

размер отверстий ограничен толщиной кольца, за 

рым-болты должен производится подъем только 

самого подшипника или его отдельного кольца. 

Также необходимо внимательно следить за тем, 

чтобы нагрузка на рым-болты была направлена 

вдоль их оси (

† рис. 4). В противном случае необ-

ходимо использовать специальные приспособ-

ления.

При монтаже крупногабаритного корпуса на под-

шипник, уже смонтированный на вал, рекомен-

дуется использовать трехточечную подвеску для 

корпуса с возможностью регулировки длины одной 

стропы, что обеспечит точное выравнивание 

отверстия корпуса относительно подшипника.

Pис. 3

Pис. 4

Pис. 2

Монтаж и демонтаж

260

Монтаж

В зависимости от типоразмера подшипника 

могут использоваться механические, нагрева-

тельные или гидравлические способы мон-

тажа. В любом случае важно, чтобы кольца 

подшипника, сепараторы и тела качения или 

уплотнения не подвергались прямым ударам  

и чтобы монтажное усилие никогда не переда-

валось через тела качения.

Некоторые детали могут иметь свободную 

посадку, поэтому для предотвращения контакт-

ной коррозии между сопряженными поверх-

ностями рекомендуется покрывать их тонким 

слоем антифреттинговой пасты SKF LGAF 3 E.

Монтаж подшипников с цилиндри­

ческим отверстием

При монтаже неразборных подшипников 

первым обычно монтируют кольцо, имеющее 

более тугую посадку. Посадочную поверхность 

перед монтажом следует слегка смазать маслом.

Холодный монтаж

В случае не очень тугой посадки монтаж малых 

подшипников производится легкими ударами 

молотком по втулке, прижатой к торцу кольца 

подшипника. Во избежание перекоса удары 

должны равномерно распределяться по окруж-

ности кольца. Использование оправки вместо 

втулки позволяет направлять монтажное уси-

лие по центру (

† рис. 5). 

При одновременной напрессовке неразбор-

ного подшипника на вал и в отверстие корпуса 

монтажное усилие должно быть в равной 

степени распределено между обоими кольцами, 

а опорные поверхности монтажного инструмента 

должны лежать в одной плоскости. В этом 

случае следует использовать инструмент, 

ударное кольцо которого опирается на торцы 

внутреннего и наружного колец, а втулка 

позволяет направлять монтажное усилие по 

центру (

† рис. 6). 

При монтаже самоустанавливающихся 

подшипников использование промежуточного 

монтажного кольца позволяет избежать пере-

коса наружного кольца в момент ввода подшип-

ника и вала в отверстие корпуса (

† рис. 7).

Следует помнить о том, что шарики некоторых 

самоустанавливающихся подшипников высту-

пают за границу боковых плоскостей подшип-

ника, поэтому, чтобы не повредить шарики  

Pис. 5

Pис. 6

Pис. 7

261

в промежуточном монтажном кольце должны 

быть предусмотрены соответствующие вырезы. 

Для монтажа подшипников больших размеров, 

как правило, используются механические или 

гидравлические прессы.

В случае с разборными подшипниками внут-

реннее кольцо может устанавливаться незави-

симо от наружного кольца, что упрощает про-

цедуру монтажа, особенно когда оба кольца 

имеют посадку с натягом. При установке вала с 

уже установленным на нем внутренним кольцом  

в корпус с наружным кольцом необходимо внима-

тельно следить за отсутствием перекоса колец, 

возникновение которого может вызвать задиры 

на дорожках и телах качения. При монтаже 

цилиндрических и игольчатых роликоподшип-

ников с внутренними кольцами без бортов или 

внутренними кольцами, имеющими борт с одной 

стороны, SKF рекомендует использовать направ-

ляющую втулку (

† рис. 8). Наружный диаметр 

втулки должен быть равен диаметру дорожки 

качения внутреннего кольца и обработан с до-

пуском d10.

Монтаж с нагревом

В большинстве случаев монтаж крупногабарит-

ных подшипников в холодном состоянии не 

представляется возможным, т.к. усилие, требуе-

мое для монтажа подшипника, значительно 

возрастает по мере увеличения его размера. 

Поэтому подшипники, внутренние кольца или 

корпуса (например, ступицы) перед монтажом 

нагревают.

Требуемая разница температур между коль-

цом подшипника и валом или корпусом зави-

сит от степени натяга и диаметра посадочного 

места подшипника. Подшипники в общем 

случае нельзя нагревать свыше 125 °C, т.к. это 

может привести к изменению размеров в резуль-

тате изменения структуры материала. Подшип-

ники с защитными шайбами или уплотнениями 

нельзя нагревать свыше 80 °C из-за имею-

щейся в них пластичной смазки или материала 

уплотнений. 

При нагреве подшипников следует избегать 

их перегрева в отдельных местах. Для равномер-

ного нагрева подшипников рекомендуется 

использовать индукционные нагреватели SKF 

(

† рис. 9). В случае использования нагреватель-

ных плит в процессе нагрева подшипник должен 

быть перевернут несколько раз. Запрещается 

использовать нагревательные плиты для 

нагрева подшипников с уплотнениями.

Регулировка подшипников

В отличие от других радиальных подшип-

ников, внутренний зазор однорядных радиаль-

ноупорных шарикоподшипников и конических 

роликоподшипников определяется лишь 

после регулировки положения одного подшип-

ника по отношению к второму подшипнику. 

Обычно эти подшипники устанавливают 

парами по О-образной или Х-образной схеме, 

при этом один из подшипников смещают  

в осевом направлении до тех пор, пока не будет 

достигнута заданная величина зазора или 

предварительного натяга. Выбор величины 

зазора или преднатяга зависит от требований, 

предъявляемых к подшипниковому узлу,  

и условий эксплуатации. Дополнительную 

информацию о величинах преднатяга можно 

Pис. 8

Pис. 9

Монтаж и демонтаж

262

найти в подразделе «Предварительный натяг 

подшипников», начиная со стр.

 

206, поэтому 

приведенные ниже рекомендации относятся 

только к регулировке внутреннего зазора под-

шипниковых узлов, состоящих из радиально-

упорных шарикоподшипников и конических 

роликоподшипников.

Соответствующая величина зазора, устанав-

ливаемая при монтаже, определяется условия-

ми нагружения подшипника при рабочей 

температуре. В зависимости от размера и распо-

ложения подшипников, материала, из которого 

изготовлен вал и корпус и расстояния между 

двумя подшипниками после запуска подшип-

ников в работу фактическая величина зазора 

может оказаться больше или меньше началь-

ной величины, установленной при монтаже. 

Если, например, разница в тепловом расшире-

нии внутреннего и наружного колец вызывает 

уменьшение зазора в процессе эксплуатации, 

начальная величина зазора должна быть 

достаточно большой, чтобы не возникла дефор-

мация подшипников со всеми последствиями.

Поскольку существует определенная зависи-

мость между радиальным и осевым зазором 

радиально-упорных шарикоподшипников  

и конических роликоподшипников, достаточно 

задать одну величину, как правило, величину 

осевого внутреннего зазора. Затем эта задан-

ная величина устанавливается из положения 

нулевого зазора ослабления или затяжки гайки 

на валу или резьбового кольца в отверстии 

корпуса либо путем установки калиброванных 

шайб или регулировочных прокладок между 

торцами колец и опорой одного из подшип-

ников. Выбор способа регулировки зазора и 

измерения величины установленного зазора 

зависит от количества монтируемых подшип-

ников. 

Один из таких способов предполагает про-

верку установленного осевого зазора, например, 

ступичного подшипника при помощи индика-

тора часового типа, устанавливаемого на ступи-

цу (

† рис. 10). При регулировке и измерении 

зазора конических роликоподшипников важно 

прокрутить вал или корпус на несколько оборо-

тов в обоих направлениях, чтобы убедиться в 

наличии надлежащего контакта между торцами 

роликов и направляющим бортом внутреннего 

кольца. При отсутствии такого контакта резуль-

таты измерений будут неточными, а требуемая 

регулировка не будет достигнута. 

Монтаж подшипников с коническим 

отверстием

Внутренние кольца подшипников с коническим 

отверстием всегда устанавливаются на валу  

с натягом. При этом степень натяга определя-

ется не величиной допуска вала, как в случае с 

подшипниками с цилиндрическим отверстием,  

а величиной смещения подшипника при его 

посадке на коническое посадочное место на 

валу, закрепительной или стяжной втулке. По 

мере смещения подшипника вдоль кониче-

ского посадочного места его радиальный 

внутренний зазор уменьшается. Величину 

такого уменьшения можно измерить, чтобы 

определить степень натяга и требуемую 

посадку.

При монтаже самоустанавливающихся 

шарикоподшипников, тороидальных ролико-

подшипников CARB, сферических роликопод-

шипников, а также прецизионных цилиндри-

ческих роликоподшипников с коническим 

отверстием определяют или величину умень-

шения радиального внутреннего зазора, или 

величину осевого смещения на коническом 

посадочном месте, на основе которой опре-

деляют степень натяга. Рекомендуемые вели-

чины уменьшения зазора и осевого смещения 

приведены во вступительных текстах соот-

ветствующих разделов.

Pис. 10

263

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  63  64  65  66   ..