SKF. Общий каталог подшипников - часть 58

 

  Главная      Учебники - Производство     SKF. Общий каталог подшипников

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  56  57  58  59   ..

 

 

SKF. Общий каталог подшипников - часть 58

 

 

зависит от сопротивления смазки сдвигу, которая 

определяется загустителем. Для выражения 

скоростных характеристик пластичных смазок 

их изготовители нередко используют «пара­

метр быстроходности»

A = n d

m

где

A  = параметр быстроходности, мм/мин

n  = частота вращения, об/мин

d

m

 = средний диаметр подшипника; 

= 0,5 (d + D), мм

Для очень высоких частот вращения, напри­

мер, при A > 700 000 для шарикоподшипников 

наиболее пригодны пластичные смазки на 

основе маловязких масел.

Консистенция

Согласно классификации Национального инсти­

тута пластичных смазочных материалов (NLGI), 

имеется несколько классов консистенции 

пластичных смазок. Консистенция пластичной 

смазки, используемой для смазывания 

подшипника, не должна резко изменяться 

после перемешивания в пределах установлен­

ного интервала температур. Пластичные 

смазки, размягчающиеся при повышенных 

температурах, могут вытекать из полости 

подшипникового узла, а смазки, затвердеваю­

щие при низких температурах, могут 

затруднять вращение подшипника или обла­

дать недостаточной отделяемостью масла. 

Для подшипников качения используются 

пластичные смазки классов консистенции 1, 2 

или 3, где в качестве загустителя используется 

металлическое мыло. Наиболее распространен­

ные пластичные смазки имеют класс консистен­

ции 2. Пластичные смазки, имеющие более 

жидкую консистенцию, предпочтительны в 

условиях низких температур или в тех случаях, 

когда требуется повышенная прокачиваемость 

смазки. Пластичные смазки класса консис­

тенции 3 рекомендуются для подшипниковых 

узлов, работающих на вертикальных валах, где 

отражательная пластина для удержания 

смазки внутри подшипника расположена под 

подшипником. 

В тех случаях, когда подшипники работают 

в условиях вибрации, пластичная смазка под­

вергается интенсивной выработке, т.к. под 

воздействием вибрации она постоянно отбрасы­

вается назад в подшипник. В таких случаях  

на помощь могут прийти пластичные смазки 

более высокой консистенции, однако одна 

лишь консистенция смазки не гарантирует 

достаточное смазывание. Поэтому вместо них 

нужно использовать механически стабильные 

пластичные смазки. 

Пластичные смазки, загущенные полимоче­

виной, могут размягчаться или затвердевать  

в зависимости от условий сопротивляемости 

сдвигу. При вертикальном расположении вала 

существует опасность вытекания полимочевин­

ных смазок при определенных условиях.

Диапазон температур:  

принцип светофора SKF

Диапазон температур, в пределах которого 

может использоваться пластичная смазка, во 

многом зависит от используемого типа базо­

вого масла и загустителя, а также добавок. 

Соответствующие пределы температур схема­

тично показаны на диаграмме 1 в виде «двух 

светофоров». 

Здесь четко видны границы диапазона 

температур, т.е. нижний и верхний пределы 

диапазона температур.

•  Нижний температурный предел (LTL), т.е. 

самая низкая температура, при которой 

пластичная смазка позволит запустить 

подшипник без затруднения, во многом 

определяется типом базового масла и его 

вязкостью. 

•  Верхний температурный предел (HTL) 

определяется типом загустителя, а для 

пластичных смазок на мыльной основе он 

обозначен точкой каплепадения, обозначаю­

щей температуру, при которой смазка теряет 

свою консистенцию и превращается в 

жидкость.

Очевидно, что эксплуатация при температуре 

ниже нижнего температурного предела и 

выше верхнего температурного предела невоз­

можна, т.к. на диаграмме 1 эти температуры 

находятся в красных зонах. Несмотря на то, что 

в спецификациях смазочных материалов 

производители пластичных смазок указывают 

конкретные величины нижнего и верхнего 

температурного предела, в действительности 

Смазывание

232

для надежной работы подшипника имеют 

значение приводимые SKF величины: 

•  нижнего предела рабочих температур (LTPL) 

и

•  верхнего предела рабочих температур 

(HTPL).

Именно в этих двух пределах, т.е. в зеленой 

зоне на диаграмме 1, будет обеспечена надеж­

ная работа пластичной смазки и возможность 

точного определения ее срока службы. 

Поскольку метод определения верхнего темпе­

ратурного предела еще не охвачен междуна­

родной стандартизацией, необходимо прояв­

лять осторожность при интерпретации 

технических данных, приводимых поставщи­

ками смазочных материалов. 

Т.к. при температурах, превышающих 

верхний предел рабочих температур (HTPL), 

старение и окисление пластичной смазки проис­

ходит с возрастающей быстротой, а побочные 

продукты окисления оказывают вредное воз­

действие на смазочный материал, температуры 

в желтой зоне между верхним пределом диапа­

зона рабочих температур и верхним пределом 

диапазона температур (HTL) должны возни­

кать только на весьма короткое время.

Имеется также желтая зона для низких 

температур. По мере понижения температуры 

тенденция к отделению масла снижается, а 

консистенция пластичной смазки возрастает.  

В конце концов это приводит к недостаточной 

подаче смазочного материала на поверхности 

контакта тел и дорожек качения. На 

диаграмме 1 этот температурный предел 

обозначен как нижний предел рабочей темпе­

ратуры (LTPL). Величины нижнего предела 

рабочего диапазона температур для роли­

ковых и шариковых подшипников различны. 

Поскольку шарикоподшипники легче смазы­

вать, чем роликоподшипники, нижний предел 

рабочего диапазона температур для них не 

имеет такого большого значения. Однако 

постоянная работа роликоподшипников  

в условиях температур ниже этого предела 

может привести к их серьезному повреждению. 

Короткие периоды работы в этой зоне, напри­

мер, в процессе холодного запуска, допустимы, 

т.к. тепло, генерируемое при трении, повышает 

температуру подшипника, и она быстро уста­

навливается в пределах зеленой зоны.

Диаграммa 1

Принцип светофора SKF 

Использовать запрещается

Ненадежная работа (только кратковременно)

Надежная работа, т.е. срок службы пластичной 

смазки предсказуем

Tемпературный

LTL 

Нижний температурный предел

LTPL  Нижний предел рабочих температур

HTPL  Верхний предел рабочих температур

HTL  Верхний температурный предел

 

LTL 

LTPL 

HTPL 

HTL

233

Примечание

Принцип светофора SKF применим к любой 

пластичной смазке, однако температурные 

зоны для разных пластичных смазок будут 

различными и могут быть определены только 

путем функциональной проверки. Пределы, 

соответствующие цветам светофора для

•  типов пластичных смазок, которые обычно 

используются для подшипников, показаны 

на диаграмме 2 и для

•  пластичных смазок SKF – на диаграмме 3

Приведенные на этих диаграммах величины 

базируются на результатах многочисленных 

испытаний, проведенных в лабораторных усло­

виях, и могут отличаться от тех, что указаны 

производителями пластичных смазок. Они 

действительны на диаграмме 2 только в отно­

шении широко распространенных пластичных 

смазок класса консистенции NLGI 2, не содер­

жащих добавок EP. Величины температур, при­

веденные на диаграммах, относятся к наблюдае­

мой температуре самонагрева подшипника 

(как правило, измеряемой на неподвижном 

кольце). Поскольку характеристики, приведен­

ные для каждого типа пластичной смазки, 

являются суммарными данными смазок более 

или менее аналогичного состава, границы 

цветов на диаграммах меняются не резко,  

а при помощи плавных переходов одного 

цвета в другой.

Защита от коррозии, поведение  

в присутствии воды

Пластичная смазка должна защищать подшип­

ник от коррозии и не должна вымываться из 

полости подшипникового узла  в случае 

попадания воды. Водостойкость пластичной 

смазки определяется исключительно типом 

загустителя: пластичные смазки на основе 

комплекса лития и кальция, а также полимоче­

вины являются исключительно водостойкими. 

Тип антикоррозийной добавки определяет, 

главным образом, антикоррозионные свойства 

пластичных смазок.

При очень медленных скоростях для защиты 

от коррозии и предотвращения поступления 

воды рекомендуется полное заполнение 

полости подшипника пластичной смазкой.

Антизадирные и антиизносные 

добавки

Срок службы подшипника будет меньше, если 

толщина смазочной пленки недостаточна для 

обеспечения разделения контактирующих 

неровностей, имеющихся на металлических 

поверхностях контакта. Компенсировать этот 

дефицит можно, в частности, при помощи так 

называемых антизадирных (EP) добавок. Высо­

кие температуры, возникающие в точках кон­

такта неровностей, активируют эти добавки,  

в результате чего обеспечивается умеренный 

износ поверхности в точках контакта. Таким 

образом, EP добавки сглаживают поверхности, 

уменьшают напряжение в точках контакта  

и увеличивают срок службы подшипника. 

Диаграммa 2

Принцип светофора SKF – стандартные пластичные смазки















Температура, °C

Тип загустителя 

Базовое масло

Литиевое мыло 

Минеральное

Литиевое мыло 

Диэфирное

Литиевый  

Минеральное

комплекс 

Литиевый  

PAO

комплекс

Кальциевый  

Минеральное

комплекс

Алюминиевый  

Минеральное

комплекс

Полимочевина 

Минеральное

Смазывание

234

Многие современные добавки EP произ­

водятся на основе серы/фосфора. К сожале­

нию, эти добавки могут оказывать отрицатель­

ное воздействие на контактную выносливость 

подшипника. Это объясняется тем, что химиче­

ское воздействие таких добавок невозможно 

ограничить только зонами контакта неровно­

стей. Если рабочая температура и напряжение 

контакта слишком высоки, то химическая 

активность этих добавок может проявляться 

даже при отсутствии контакта неровностей. 

Это может активизировать механизмы коррозии/

диффузии в зонах контакта и привести к уско­

ренному разрушению подшипника в резуль­

тате образования микрораковин. Поэтому SKF 

рекомендует ограничить использование доба­

вок EP в тех случаях, когда рабочие температуры 

превышают 80 °C. Смазочные материалы, 

содержащие добавки EP, не следует использо­

вать для смазывания подшипников, работаю­

щих при температурах свыше 100 °C. Для 

усиления антизадирного эффекта на очень 

малых скоростях в состав смазок иногда вклю­

чают твердые смазочные добавки, как, напри­

мер, графит и дисульфид молибдена (MoS

2

). 

Такие добавки должны иметь высокую химиче­

скую чистоту и очень мелкие частицы, в против­

ном случае углубления, образуемые в резуль­

тате прокатки частиц, могут сократить срок 

службы подшипника.

Поскольку противоизносные добавки (AW) 

предназначены для той же цели, что и добавки 

EP, т.е. для предотвращения контакта «металл 

по металлу», между ними зачастую не проводят 

никаких различиe. Между тем, механизмы их 

работы разные. Главное отличие состоит в том, 

что добавка AW создает прилипающий к повер­

хности защитный слой. При этом выступы шеро­

ховатости поверхности скользят без металличес­

кого контакта. Таким образом, они не подвер­

гаются умеренному износу, как в случае с добав­

ками ЕР. Здесь также необходимо проявлять 

особую осторожность, поскольку добавки AW 

могут содержать частицы, которые, также как и 

частицы добавок EP, могут проникать в подшип­

никовую сталь и ослаблять ее структуру.

Диаграммa 3

Принцип светофора SKF – пластичные смазки SKF















Для рабочих температур свыше 150 °C рекомендуется использовать 

пластичную смазку SKF LGET 2

Пластичные

 смазки SKF

Обозначение 

LGMT 2

LGMT 3

LGEP 2

LGWM 1

LGFP 2

LGHB 2

LGEM 2

LGEV 2

LGLT 2

LGWA 2

LGGB 2

LGHP 2

Температура, °C

235

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  56  57  58  59   ..