SKF. Общий каталог подшипников - часть 56

 

  Главная      Учебники - Производство     SKF. Общий каталог подшипников

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  54  55  56  57   ..

 

 

SKF. Общий каталог подшипников - часть 56

 

 

Одно­ или многоступенчатые лабиринтные 

уплотнения значительно эффективнее, чем 

простые щелевые уплотнения, но дороже  

в производстве. Они используются, главным 

образом, при смазывании пластичной смазкой. 

Их эффективность можно повысить путем 

регулярной подачи влагостойкой пластичной 

смазки, например, на литиево­кальциевой 

основе. Смазка подается через канал, ведущий 

к проходам лабиринта. В зависимости от кон­

струкции корпуса уплотнения (цельная или  

разъемная), процедур монтажа и наличия свобод­

ного пространства, гребни лабиринтного уплот­

нения могут быть расположены вдоль оси 

(

† рис. 54) или по радиусу († рис. 55).  

При возникновении осевого смещения вала  

в процессе работы ширина осевых каналов 

лабиринта остается неизменной, поэтому 

каналы могут быть достаточно узкими. Если 

предполагается возникновение углового 

перекоса вала относительно корпуса, следует 

использовать лабиринтные уплотнения с 

наклонными проходами (

† рис. 56).

Эффективные и недорогие лабиринтные 

уплотнения могут быть изготовлены из стан­

дартных комплектующих, имеющихся  

в продаже, например, при помощи уплотни­

тельных шайб SKF (

† рис. 57). 

Эффективность уплотнения возрастает по мере 

увеличения числа комплектов шайб и может 

быть еще больше увеличена путем установки 

шайб  

с ворсовым покрытием. Дополнительную 

информацию об этих уплотнениях можно найти 

Рис. 54

Рис. 55

Рис. 56

Рис. 57

Применение подшипников

224

Рис. 61

Рис. 60

Рис. 59

Рис. 58

в разделе «Уплотнения» в «Интерактивном 

инженерном каталоге SKF».

Для улучшения уплотняющего действия 

защитных шайб на вал нередко устанавливают 

вращающиеся диски (

† рис. 58). Кроме того, 

при смазывании маслом для этой же цели 

используют отражательные кольца, канавки 

или диски. Масло, задерживаемое маслоотра­

жательным кольцом, собирается в проходе 

корпуса и возвращается в полость корпуса 

через соответствующие маслоотводящие 

каналы (

† рис. 59).

Контактные уплотнения

Манжетные уплотнения вала представляют 

собой контактные уплотнения, которые исполь­

зуются прежде всего для уплотнения подшипни­

ков, смазываемых маслом. Эти готовые к монтажу 

уплотнительные элементы из эластомерных 

материалов обычно армированы металлом или 

имеют металлический корпус. Кромки уплотне­

ния обычно изготавливаются из синтетического 

каучука и прижимаются к уплотняемой поверх­

ности вала при помощи стяжной пружины. В 

зависимости от материала уплотнения и удержи­

ваемой/отражаемой среды манжетные уплот­

нения могут эксплуатироваться при температуре 

от –60 до +190 °C. 

Первостепенное значение для эффективности 

уплотнения имеет площадь контакта между 

кромкой уплотнения и сопряженной поверх­

ностью. Твердость сопряженной поверхности, 

как правило, должна быть не менее 55 HRC, 

глубина закаленного слоя не менее 0,3 мм,  

а шероховатость поверхности согласно ISO 

225

4288:1996 ориентировочно в пределах  

R

a

 0,2–0,8 мкм.

В условиях небольшой скорости, хорошего 

смазывания и минимального уровня загрязнен­

ности допускается меньшая твердость сопряжен­

ной поверхности. Для устранения насосного 

действия, вызываемого винтовыми следами от 

шлифования, обработку поверхности рекомен­

дуется выполнять врезным шлифованием. Если 

главным предназначением манжетного уплот­

нения вала является удержание смазочного 

материала в полости корпуса, кромка уплотне­

ния должна быть обращена внутрь (

† рис. 60). 

Если главной целью является защита от проник­

новения загрязняющих веществ, кромка уплот­

нения должна быть обращена наружу, т.е. от 

подшипника (

† рис. 61).

V­образные уплотнения (

† рис. 62) могут 

использоваться как при смазывании маслом, так 

и пластичной смазкой. Гибкое резиновое кольцо 

уплотнения прочно охватывает вал и вращается 

вместе с ним, при этом кромка уплотнения оказы­

вает легкое осевое давление на неподвижную 

деталь, например, корпус. В зависимости от 

материала V­образные кольца могут эксплуати­

роваться при температуре от –40 до +150 °C. 

Они просты в установке и на малых скоростях 

вращения допускают сравнительно большие 

угловые перекосы вала. Шероховатость сопря­

женной поверхности R

a

 может находится  

в пределах 2–3 мкм. При окружных скоростях, 

превышающих 8 м/с, V­образное кольцо должно 

иметь осевую фиксацию на валу. При скоростях 

свыше 12 м/с необходимо принять меры по 

предотвращению «отрыва» кольца от вала, 

например, путем установки стального штампо­

ванного удерживающего кольца. Если окружная 

скорость превышает 15 м/с, уплотнительная 

кромка отрывается от уплотняемой поверхности 

и контактное уплотнение превращается в щеле­

вое. Эффективность V­образных уплотнений 

достигается, главным образом, за счет того, что 

корпус кольца выполняет роль маслоотражатель­

ного кольца, предотвращающего попадание 

грязи и жидкостей. Поэтому при смазывании 

пластичной смазкой это уплотнение обычно 

располагается снаружи корпуса, а при смазы­

вании маслом – внутри корпуса с кромкой, 

обращенной от подшипника. При использо­

вании в качестве вторичного уплотнения V­

образные кольца защищают первичное 

уплотнение от проникновения чрезмерного 

количества загрязняющих веществ и влаги.

Рис. 64

Рис. 63

Рис. 62

Применение подшипников

226

Осевые зажимные уплотнения (

† рис. 63

используются в качестве вторичных уплотнений 

для валов больших диаметров в тех случаях, 

когда требуется защита первичного уплотнения. 

Они фиксируются на неподвижной детали при 

помощи хомута и обеспечивают осевое уплотне­

ние вращающейся сопряженной поверхности. 

Для этого типа уплотнений достаточно, если 

сопряженная поверхность будет иметь шерохо­

ватость R

a

 2,5 мкм.

Механические уплотнения (

† рис. 64

используются для уплотнения подшипников, 

смазываемых пластичной смазкой или маслом  

и работающих на относительно небольших 

частотах вращения и в тяжелых условиях. Они 

состоят из двух скользящих стальных колец с 

тонко обработанными уплотняющими поверх­

ностями и двух пластиковых тарельчатых 

пружин, которые фиксируют скользящие кольца 

в отверстии корпуса и создают необходимую 

силу преднатяга уплотняющих поверхностей. 

Особых требований к обработке сопряженных 

поверхностей в отверстии корпуса нет.

Войлочные уплотнения (

† рис. 65) обычно 

применяются при смазывании пластичной смаз­

кой. Эти уплотнения просты и дешевы и могут 

использоваться при окружных скоростях до 4 м/с 

и рабочих температурах до +100 °С. Уплотняемая 

поверхность должна шлифоваться до шерохова­

тости R

a

 < 3,2 мкм. Эффективность войлочных 

уплотнений можно значительно улучшить, если 

установить простое лабиринтное уплотнение в 

качестве вторичного уплотнения. Перед тем, как 

вставить уплотнение в канавку корпуса, войлоч­

ные кольца или полоски должны быть пропи­

таны маслом при температуре около 80 °С.

Пружинные шайбы (

† рис. 66) – простое, 

дешевое и компактное уплотнение для 

подшипников, смазываемых пластичной смазкой 

и имеющих осевую фиксацию, особенно для 

радиальных шарикоподшипников. Шайбы 

фиксируются при помощи зажимов на наружном 

или внутреннем кольце и оказывают упругое 

давление на другое кольцо. По прошествии 

определенного периода приработки эти 

уплотнения превращаются в бесконтактные за 

счет образования очень узкого щелевого зазора.

Более подробную информацию по уплотне­

ниям, поставляемым SKF, можно найти в ката­

логе «Промышленные уплотнения валов» или 

в «Интерактивном инженерном каталоге SKF» 

на интернет­сайте www.skf.com. Прочие 

уплотнения, встроенные в изделия SKF, такие 

Рис. 66

Рис. 65

как корпуса подшипников, подробно описаны в 

соответствующей технической литературе.

227

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  54  55  56  57   ..