SKF. Общий каталог подшипников - часть 55

 

  Главная      Учебники - Производство     SKF. Общий каталог подшипников

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  53  54  55  56   ..

 

 

SKF. Общий каталог подшипников - часть 55

 

 

технические требования, предъявляемые к 

уплотнениям, а также точно определить 

внешние условия. 

При наличии полных технических 

спецификаций можно обратиться к следующим 

изданиям SKF

•  Каталог «Промышленные уплотнения валов»

•  Справочник «Рекомендации по 

конструированию узлов уплотнений» или

•  “Интерактивный инженерный каталог SKF» 

на интернет­сайте www.skf.com.

В случае нехватки или отсутствия опыта  

в выборе уплотнений для конкретного подшип­

никового узла SKF – крупнейший производи­

тель уплотнений – может оказать содействие  

в процессе выбора или предложить готовый 

вариант подходящих изделий. 

Для подшипников качения, как правило, 

используется два типа внешних уплотнений: 

контактные и бесконтактные. Выбор типа 

уплотнения зависит от конкретных требований, 

предъявляемых к подшипниковому узлу.

Бесконтактные уплотнения

Эффективность внешних бесконтактных уплотне­

ний зависит от уплотняющего действия узкого 

зазора между вращающимся и неподвижными 

деталями. Этот зазор может быть расположен  

в радиальном, осевом или радиально­осевом 

направлении (

† рис. 46). Такие уплотнения 

могут иметь простую щелевую конструкцию или 

более сложную конструкцию лабиринтного 

типа. Как в первом, так и во втором случае 

контакт в уплотнениях отсутствует, поэтому в них 

практически нет трения и они не подвержены 

износу. Как правило, бесконтактные уплотнения 

не подвержены воздействию твердых частиц 

загрязняющих веществ и особенно пригодны 

для высоких скоростей вращения и высоких 

температур. Повысить эффективность уплотне­

ния можно путем закачки пластичной смазки  

в зазоры, образуемые лабиринтом.

Контактные уплотнения

Эффективность контактного уплотнения зависит 

от способности этого уплотнения создавать 

минимальное давление на сопряженной поверх­

ности благодаря сравнительно узкой кромке или 

поверхности уплотнения. Такое давление 

(

† рис. 47) может создаваться за счет 

•  упругости, вызываемой свойствами 

материала уплотнения (a

•  расчетного натяга между поверхностью 

уплотнения и его сопряженной 

поверхностью (b) или 

•  радиальной силы, создаваемой внутренней 

пружиной уплотнения (c).

В целом контактные уплотнения очень надежны, 

особенно если их износ поддерживается на 

минимальном уровне за счет соответствующей 

обработки сопряженной поверхности и смазы­

вания кромки уплотнения/сопряженной поверх­

ности. Трение уплотнения по сопряженной 

поверхности, сопровождаемое нагревом, является 

недостатком; поэтому контактные уплотнения 

могут применяться только до определенных 

Рис. 46

Применение подшипников

Рис. 47

 

c

220

окружных скоростей в зависимости, главным 

образом, от типа уплотнения и шероховатости 

сопряженной поверхности . Контактные уплот­

нения также подвержены механическим повреж­

дениям, например, в результате неправильного 

монтажа или воздействия твердых загрязняю­

щих частиц. Для защиты контактного уплотне­

ния от повреждения твердыми частицами перед 

ним возможна установка бесконтактного уплот­

нения.

Встроенные уплотнения подшипников

SKF поставляет широкий спектр подшипников, 

снабженных защитными шайбами или контакт­

ными уплотнениями с одной или с обеих сторон, 

которые во многих случаях являются экономич­

ным и компактным решением для подшипнико­

вого узла. Подшипники с защитными шайбами 

или уплотнениями на обеих сторонах поставля­

ются уже заполненными пластичной смазкой и, 

как правило, не требуют технического обслужи­

вания. Конструкции используемых уплотнений 

подробно описаны во вступительном тексте 

разделов, посвященных соответствующим типам 

подшипников.

Подшипники с защитными шайбами

Подшипники с защитными шайбами (

† рис. 48

используются для узлов, работающих в условиях 

средней загрязненности, где отсутствует опас­

ность воздействия воды, пара и т.д. на подшип­

ник. Защитные шайбы также используются в тех 

случаях, когда важно снизить трение по скорост­

ным или температурным соображениям.

Защитные шайбы изготовляются из стали и 

образуют

•  относительно длинную горизонтальную 

кромку уплотнения с фаской заплечика 

внутреннего кольца (a) или 

•  эффективное лабиринтное уплотнение в ком­

бинации с выточкой внутреннего кольца (b).

Подшипники с контактными уплотнениями

Подшипники с контактными уплотнениями, 

именуемые для краткости «уплотнения», 

предпочтительны для узлов, работающих  

в условиях средней загрязненности, где нельзя 

исключить вероятность присутствия влаги или 

водяных брызг или требуется долгий срок 

службы без технического обслуживания. 

Рис. 48

 

b

Рис. 49

 

221

Компанией SKF разработана серия уплотне­

ний (

† рис. 49). В зависимости от типоразмера 

подшипники могут быть снабжены стандарт­

ными уплотнениями, кромки которых сопряга­

ются:

•  с поверхностью внутреннего кольца (a) и/или 

с поверхностью выточки на внутреннем 

кольце (b, c) или 

•  с фасками на внутреннем (d, e) или наружном 

кольце (f).

Для радиальных шарикоподшипников ком­

панией SKF разработаны следующие два 

дополнительных типа уплотнений (

† рис. 50):

•  уплотнение малого трения (a, b, c), которое 

практически является бесконтактным  

и совмещает повышенные требования  

к уплотнению при малом трении

•  манжетное уплотнение вала Waveseal

®

 (d), 

установленное на одну из боковых плоско­

стей подшипника и образующее подшипни­

ковый узел с уплотнением типа ICOS.

Встроенные уплотнения подшипников обычно 

производятся из эластомерных материалов, 

армированных листовой сталью. В зависимости 

от серии, размера и предъявляемых требований 

уплотнения изготавливаются из:

Применение подшипников

Рис. 50

 

d

•  бутадиенакрилнитрильного каучука (NBR)

•  гидрированного бутадиенакрилнитрильного 

каучука (HNBR)

•  фторэластомера (FKM)

•  полиуpетана (AU).

Выбор соответствующего материала уплот­

нения зависит от предполагаемой рабочей 

температуры и используемого смазочного 

материала. Допустимые рабочие температуры 

приведены в разделе «Материалы уплотне­

ний», начиная со стр. 142.

222

Внешние уплотнения

Для тех случаев, когда эффективное уплотнение 

подшипникового узла важнее, чем соображе­

ния экономии пространства и стоимости, 

существует выбор из нескольких возможных 

вариантов.

Настоящий раздел специально посвящен 

описанию внешних уплотнений, предлагаемых 

компанией SKF. Многие готовые к монтажу 

типы внешних уплотнений имеются в 

коммерческой продаже. Информация по 

уплотнениям, не входящим в ассортимент 

поставок SKF, должна рассматриваться только 

в качестве ознакомительной. SKF не несет 

ответственности за качество работы изделий, 

выпускаемых другими поставщиками. Прежде 

чем включать какое­либо уплотнение в 

конструкцию подшипникового узла, наведите 

справки об этом изделии  

у его поставщика.

Бесконтактные уплотнения

Самым простым внешним уплотнением является 

щелевое уплотнение, образующее узкую  

щель между поверхностью вала и корпуса 

(

† рис. 51). Такое уплотнение является доста­

точным для подшипников, смазываемых пласти­

чной смазкой и работающих в условиях сухой и 

незагрязненной среды. Эффективность этого 

уплотнения можно повысить, если выточить 

одну или несколько концентрических канавок в 

отверстии корпуса на выходе вала (

† рис. 52). 

Пластичная смазка, проникающая через щель, 

заполняет канавки и помогает предотвратить 

проникновение загрязняющих веществ.

Если применяется смазывание маслом и вал 

расположен горизонтально, то на валу или  

в отверстии корпуса можно проточить спираль­

ные канавки – правого или левого направле­

ния в зависимости от направления вращения 

вала (

† рис. 53). Эти канавки служат для 

возврата вытекающего масла в полость под­

шипника. При этом важно, чтобы направление 

вращения вала не изменялось.

Рис. 51

Рис. 52

Рис. 53

223

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  53  54  55  56   ..