Механизмы в современной технике (Артоболевский) - часть 495

 

  Главная      Учебники - Производство     Механизмы в современной технике. Том 1-7 (Артоболевский). Справочное пособие для инженеров, конструкторов и изобретателей - 1979 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  493  494  495  496   ..

 

 

Механизмы в современной технике (Артоболевский) - часть 495

 

 

2777

ЗУБЧАТЫЙ МЕХАНИЗМ

НЕРЕВЕРCИРУЕМОГО ВРАЩЕНИЯ

ВЫХОДНОГО ЗВЕНА

СЗ

М

Цепному колесу 1, жестко насаженному на втулку 2,

сообщается вращение от реверсируемого мотора. При

этом зубчатому колесу 4 сообщается вращение от зуб-

чатого колеса 3 в одном направлении, а цепному колесу

6 сообщается вращение от цепного колеса 5 в противо-

положном направлении. При вращении колеса 4 в оп-

ределенном направлении цепное колесо 7 винтовыми

зубьями d входит в зацепление с винтовыми зубьями

колеса 4 и совершает вращение в том же направлении.

При вращении колеса 4 в обратном направлении зуб а

колеса 4, воздействуя на зуб d колеса 7, перемещает

его в осевом направлении. При этом зубья b колеса 7

входят в зацепление с зубьями f колеса 6 и колесу 7

сообщается вращение в том же направлении. Таким

образом, изменение направления вращения колеса 1

не влияет на направление вращения колеса 7.

545

546

2778

ЗУБЧАТО-КЛИНОВЫЙ МЕХАНИЗМ

ТРАНСФОРМИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ

СЗ

М

Шкив 5, приводимый во вращение от электромотора, зубчатое ко-

лесо 4 и фланец 17 жестко посажены на трубчатой оси. От колеса 4

вращение передается колесу 7, на оси которого жестко сидят

цилиндрические клинья 10 и 11 и шайба-кривошип 12. Палец

шайбы 12 входит в паз кулисы 13, приводя ее в качательное дви-

жение. Кулиса оканчивается зубчатым сектором, который вхо-

дит в зацепление с зубчатым колесом 18, в результате чего по-

следнее совершает возвратно-вращательное движение. Колесо 18

и шайба 1 жестко сидят на одной трубчатой оси, сквозь которую

проходит вал 3, оканчивающийся шкивом 6. На валу 3 сидит

на шпонке муфта 2, управляемая отводкой 9. При сцеплении

муфты 1 с шайбой 2 шкиву 6 сообщается возвратно-вращательное

движение; при включении шайбы 17 шкиву 6 сообщается враща-

тельное движение. Перемещение отводки 9 вправо или влево

осуществляется при помощи цилиндрических клиньев 10 и 11

при вхождении их в контакт с пальцами 8. Последние опускаются

под действием угловых рычагов 14 и 15 (см. вид по A — A), ко-

торые в свою очередь получают движение от кулачков 16, сидя-

щих на распределительном валике, не показанном на рисунке.

2779

ЗУБЧАТО-РЕЕЧНЫЙ МЕХАНИЗМ

С ДВУМЯ РЕЙКАМИ

СЗ

М

Рейка 2 приводится в возвратно-поступательное

движение от колеса 1 зубчатым колесом 4, жестко

укрепленным на валу 5. Рейка 3 получает движе-

ние от свободно вращающегося на валу 5 зуб-

чатого колеса 6 с диском 8, которое приводится

в движение от колеса 1 посредством последова-

тельного зацепления цевок а, b, с на колесе 1

и дисках 7 и 8, свободно вращающихся на

валу 5. В начале прямого и обратного ходов зуб-

чатой рейки 2 зубчатая рейка 3 остается непод-

вижной до тех пор, пока колесо 1 не сделает около

двух оборотов; только после этого цевки а, b, с

придут в зацепление и зубчатое колесо 6 начнет

вращаться, приводя в движение рейку 3.

547

2780

РЕЕЧНО-ЗУБЧАТЫЙ МЕХАНИЗМ

ДЛЯ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ

ПРЕРЫВИСТОГО ВРАЩАТЕЛЬНОГО

ДВИЖЕНИЯ ВЫХОДНОГО ВАЛА

СЗ

М

С валом 6, вращающимся вокруг неподвижной оси A,

жестко связано колесо 3, входящее в зацепление

с колесом 2, вращающимся вокруг оси В — В и

входящим в зацепление с рейкой 1, совершающей

возвратно-поступательное движение в неподвиж-

ных направляющих. Фланцы 4 поджимаются к ко-

лесу 2 посредством пружины 5 и могут переме-

щаться вместе с колесом 2 в неподвижных направ-

ляющих а. При возвратно-поступательном движении

рейки 1 фланцы 4 упираются в левую или правую

сторону прорези а. При упоре фланцев в левую

сторону, как это показано на рисунке, колесо 2

находится в зацеплении с колесом 3 и сообщает ему

вращение в сторону, указанную стрелкой. При упоре

фланцев в правую сторону колесо 2 будет выходить

из зацепления с колесом 3 и оно будет неподвиж-

ным. Таким образом, выходной вал 6 совершает

прерывистое вращательное движение в одном и том

же направлении.

548

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  493  494  495  496   ..