На мотоциклах с 6-вольтовым электрооборудованием установлен элементный
реле-регулятор типа РР-302, который состоит из реле обратного тока и
регулятора напряжения. Реле-регулятор работает в комплекте с генератором
Г-414.
Напряжение, В,
которое поддерживается регулятором напряжения при 3500 об./мин и
токе нагрузки 0 А 10 А
Не более 8 6,5-7,0
Рис. 6. 14. Схема реле-регулятора РР302: ШО -
шунтовая обмотка; КО - компенсационная обмотка, СО - сервисная обмотка
Рис. 6. 15. Схема соединения реле-регулятора для
испытания реле обратного тока
Шунтовая обмотка регулятора напряжения изготовлена из провода марки ПЭЛ
диаметром 0,29 мм Состоит из 1120110 витков, намотанных против часовой
стрелки. Сопротивление обмотки составляет 14,9±0,9 Ом. Компенсационная
обмотка регулятора напряжения изготовляется из провода марки ПЭЛ
диаметром 0,72 мм. Она состоит из 25 витков, намотанных против часовой
стрелки в один слой. Шунтовая обмотка реле - обратного тока, изготовлена
из провода марки ПЭЛ диаметром 0,17 мм, состоит из 1420110 витков,
намотанных против часовой стрелки. Сопротивление этой обмотки составляет
3714,5. Сериесная обмотка, изготовленная из марки провода ПЭВ-2
диаметром 1,81 мм, состоит из 1,5 витков обмотки регулятора напряжения и
14, 25 витков, намотанных в два слоя против движения часовой стрелки
обмотки реле обратного хода. Сопротивления включены последовательно с
шунтовой обмоткой регулятора напряжения, но параллельно между собой.
Сопротивления проволочные 1,211 Ом (R1), диаметр 0,5 мм проволоки марки
05ОЦ-Х15Н60 длиной 350 мм и 4,410,2 Ом (R2), диаметр проволоки 0,4 мм
марки Х15Н60 длиной 497 мм.
Схема реле-регулятора показана на рис. 6.14.
Для проверки работы реле обратного тока включают реле-регулятор в
соответствии со схемой (рис. 6.15). Проверку можно проводить на
мотоцикле.
Постепенно увеличивая скорости вращения якоря генератора, определяют
напряжение, при котором замыкаются контакты реле обратного тока
Вольтметр должен показывать напряжение в пределах 6-6,6 В. Момент
замыкания контактов реле обратного тока определится по отклонению
стрелки амперметра. Для проверки регулятора напряжения присоединяют
реле-регулятор согласно схеме, показанной рис. 6.16 . При частоте
вращения якоря генератора 3500 об /мин и напряжении реостата 10 А
показания вольтметра должны быть в пределах 6,5 - 7 В.
Рис. 6.16. Схема присоединения реле-регулятора
для испытания регулятора напряжения
РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРА
Реле-регулятор регулируют при наличии таких неисправностей: напряжение
включения реле имеет отклонение 0,5 В от граничных, указанных в
технической характеристике; разница между регулированным напряжением и
напряжением включения реле обратного тока составляет меньше 0,3 В;
регулированное напряжение имеет отклонение 0,5 В от граничной величины,
указанной в характеристике, обратный ток включения реле обратного тока
превышает граничные, указанные в технической характеристике на 0,5 В.
Перед ремонтом осматривают поверхность контактов якорей и стояков, так
как от чистоты и состояния их поверхности в значительной мере зависит
четкая работа реле-регулятора. Загрязненные контакты промывают спиртом,
а подгорелые защищают мелкой шкуркой зернистостью 80 или 100, а затем
промывают спиртом.
Регулирование реле-регулятора рекомендуется выполнять в специальной
мастерской. В крайнем случае, можно сменить натяжение пружин
соответствующих якорей подворачиванием уголков хвостовиков.
При увеличенном значении параметров натяжение соответствующих пружин
ослабляют, при уменьшенном - увеличивают Не рекомендуется подворачивать
хвостовики отверткой. ' После зачистки контактов или ремонта
реле-регулятора, связанного с заменой контактных узлов катушек и других
деталей, проверяют и в случае надобности регулируют величину зазоров
между якорем и сердечником, а также между контактами. Зазор между якорем
и сердечником регулятора напряжения устанавливают в пределах 0,9 - 1,1
мм при замкнутой верхней паре контактов перемещения угольника с
держателями контактов. Величина, превышающая XXX движущего контакта
между неподвижными устанавливается в пределах 0,25 - 0,30 мм
подворачиваем ограничителя хода якоря регулятора напряжения.
Несовпадение осей контактов допускается не более 0,2 мм. Зазор между
якорем и сердечником у реле обратного хода устанавливается в пределах
0,6 - 0,8 мм при разомкнутых контактах. Зазор между контактами
выставляется в пределах 0,25 мм. Несовпадение осей контактов допускается
не больше 0,25 мм.