Демонтированные детали генератора очищают от грязи Проверяют состояние
шариковых подшипников; не цепляется ли якорь за статор, не заедают ли
щетки в щеткодержателях; не произошло ли межвитковое замыкание обмотки
статора и не отпаялись ли концы обмотки якоря от колец; не произошло ли
замыкание щетка вывода "Ш" на | "массу". Проверяют износ контактных
колец. Площадь соприкосновение щеток с контактными кольцами должна быть
не меньше 80 % всей рабочей поверхности. Если есть большие! сколы на
щетке или ее высота -меньше 10 мм, щетку заменяют. Контактные кольца,
которые имеют большой износ по всей поверхности, как исключение, можно
проточить. Гладкая блестящая пленка на поверхности контактных
колец свидетельствует о нормальной работе, и удалять ее не надо.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ ГЕНЕРАТОРА
Если контрольная лампа работы генератора и реле-регулятора не загорается
при включении зажигания, надо проверить исправность цепи контрольной
лампы от панели приборов к выводу "ЛК" реле-регулятора РР-330. Для этого
отсоединяют провод от вывода "ЛК", включают зажигание и замыкают
отсоединенный провод с выводом "ВЗ'' реле-регулятора. Если в этом случае
лампа не загорается, следует проверить провод, надежность контактов и
контрольную лампу. Если при замыкании лампа загорается, то
реле-регулятор неисправен, его надо заменить. Если контрольная лампа
генератора и реле-регулятора не гаснет после запуска двигателя, то при
работающем двигателе надо включить дальний свет, а затем вынуть плавкий
предохранитель на блоке предохранителей в цепи возбуждения
аккумуляторных батарей. При исправном генераторе в цепи его возбуждения
двигатель продолжает работать, а свечение лампы в фаре изменяется мало.
В этом случае свечение контрольной лампы свидетельствует о неисправности
реле-регулятора, его следует заменить. Ни в коем случае нельзя проверять
работоспособность генератора замыканием на корпус вывода помеченным
знаком "+", иначе в этом случае может выйти из строя выпрямительный блок
в генераторе.
Такие же последствия может причинить ошибочное присоединение вывода
"+"аккумуляторных батарей к корпусу ("массы") мотоцикла.
Если двигатель на средних оборотах глохнет при отсоединении вывода "+"
аккумуляторной батареи, то, прежде всего, необходимо убедиться есть ли
ток в цепи возбуждения генератора. Для этого при неработающем двигателе
и включенном зажигании нужно отсоединить провод от клеммы "Ш"
реле-регулятора и прикоснуться им к выводу "ВЗ".
Если при этом появится небольшая искра, то цепь возбуждения генератора
исправна. Такое же искрение должно быть и на выводе "Ш" реле-регулятора,
что свидетельствует об исправности обмотки регулятора и нормальном
состоянии контактов регулятора напряжения.
Отсутствие искрения на выводе "ВЗ" указывает (если не поврежден провод
от клеммы "Ш" генератора до реле-регулятора) на неисправность
генератора.
После проверки целостности проводов и надежности
соединений на аккумуляторных батареях, генераторе и реле-регуляторе
проверяют исправность генератора.
Генератор и его полупроводниковый выпрямитель также можно проверить с
помощью контрольной лампы при неработающем двигателе. Для проверки
полупроводникового выпрямителя необходимо вывод "+" аккумуляторных
батарей присоединить к выводу "+" полупроводникового выпрямителя
генератора, а аккумуляторных батарей через контрольную лампу к корпусу
генератора. Контрольная лампа при этом не должна гореть.
Потом вывод "+" аккумуляторных батарей присоединяют к корпусу
генератора, а - к выводу "+" полупроводникового выпрямителя через
контрольную лампу. Лампа при этом должна гореть. Если в первом случае
лампа загорелась или в другом не горит - неисправен полупроводниковый
выпрямитель.
Кроме того, следует проверить исправность цепи возбуждения генератора,
что также можно сделать с помощью контрольной лампы. Для этого вывод "+"
аккумуляторных батарей через контрольную лампу присоединяют к клемме "Ш",
отсоединив клемму "Щ" от реле-регулятора, а аккумуляторных батарей - к
корпусу генератора.
Прокручивая ротор генератора с помощью рычага запуска двигателя, следят
за горением контрольной лампы. Если лампа горит и не мигает, то это
означает, что контакт цепи возбуждения в хорошем состоянии. Прерывистое
горение лампы указывает на плахой контакт щетки с кольцом или кольца с
выводами обмотки генератора.
• ЧЕМ МОЖНО ЗАМЕНИТЬ ВЫШЕДШИЙ ИЗ СТРОЯ ВЫПРЯМИТЕЛЬНЫЙ БЛОК ГЕНЕРАТОРА
Г-424
Выпрямительный блок генератора Г-424 можно заменить блоком генератора
Г-502А автомобиля ЗАЗ, который полностью идентичен.