Кто был автором стихотворения "Древность"?

  Главная      Учебники - Литература     О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  .. 

 

 

Кто был автором стихотворения "Древность"?

        

   В 1933  г.  в  статье "Подпольная поэзия 1770-1800-х

годов" (Литературное наследство.  М., 1933. Т. 9/10) Г.

А. Гуковский опубликовал неизвестное прежде стихотворе-

ние "Древность".  В публикации, на основании места сти-

хотворения  в рукописном сборнике,  оно было датировано

1796-1797 гг.                                         

  


1 Напомним, что именно после этих стихов у Державина

идет:  "Я царь, - я раб, - я червь, - я Бог!" (Державин

Г. Р. Стихотворения. Л., 1933. С. 107).               

   2 Однако и традиционное  истолкование  стихов  Пнина

как направленных против Державина интересно:  оно отра-

жает давление на исследователей мировоззрения  новейшей

эпохи,  с  точки зрения которого более заметно не отли-

чие,  а сходство держа-винской и традиционно  церковной

позиции.  Так, Марина Цветаева не делала различия между

державинской и библейской трактовкой этого образа,  от-

вергая их во имя богоборческой идеи - "человеческое вы-

ше божественного":                                    

  

     Бог - слишком Бог,                                 

    червь - слишком червь.                             

  

(Цветаева М. И. Избранное. М., 1961. С. 211)       


 

В качестве возможного автора был назван Радищев. Позже,

в 1941 г., во втором томе академического Полного собра-

ния  сочинений,  куда  стихотворение  было  введено как

"приписываемое",  Г.  А.  Гуковский повторил  аргументы

первой публикации. Их можно свести к следующим:       

   1. Политический  радикализм  стихотворения  ("Именно

Радищеву была свойственна та независимость политической

мысли, которая видна в оде "Древность"...").         

   2. Необычность  языка и редкость поэтического разме-

ра:  "Самый размер ее (шестистопный хорей) необычен для

оды конца XVIII в."2. Г. А. Гуковский считал, что "даже

своеобразие размера стиха оды может быть сопоставлено с

фактами  теоретических и практических метрических иска-

ний Радищева,  в частности с его тенденцией бороться  с

засилием ямба в поэзии"3. При этом указывалось на силь-

ное влияние Оссиана и Клопштока на стиль оды.         

   Легко заметить, что ни эти аргументы, ни указание на

сочувственное  отношение автора "Древности" к Державину

и Рейналю еще не представляют  сколь-либо  убедительной

аргументации в пользу авторства Радищева.  Наиболее ин-

дивидуально характеризует неизвестного автора следующее

наблюдение Г. А. Гуковского:                          

   "...в строфе 2-ой оды есть слово "сопки";  это - си-

бирское слово, в XVIII в., по-видимому, неупотребитель-

ное в литературном русском языке. Естественно возникает

предположение, что это слово вывезено из Сибири челове-

ком,  привыкшим  к  нему именно там;  Радищев в 1797 г.

приехал из Сибири"4.                                  

   Г. А.  Гуковский отметил условность своей атрибуции:

"Не исключена, конечно, возможность, что ее написал че-

ловек, находившийся под сильным влиянием Радищева..."5

   Таким образом,  соглашаясь с Г.  А.  Гуковским,  что

"Древность"  - незаурядное произведение русской полити-

ческой лирики XVIII в. ("Это - не стиль любого среднего

поэта эпохи,  это - стиль, отмеченный яркой печатью ин-

дивидуального мастерства определенного поэта")6, мы вы-

нуждены  отметить,  что вопрос об авторстве этого инте-

ресного текста остается открытым.                     

   Однако, как нам представляется,  на этот счет  можно

высказать некоторые предположения.                    

   Размер стихотворения  - пятистопный хорей - действи-

тельно редок. Однако он, вопреки мнению Г. А. Гуковско-

го,  не уникален в XVIII в.  Прежде всего,  и размер, и

структура строфы "Древности",  крайне редкие в  русской

поэзии,  хорошо  известны  были  в немецкой конца XVIII

столетия,  в частности в  творчестве  молодого  Шиллера

(строфы  "Древности" AbAbCCdEEd представляют собой сое-

динение такта шестистопных хореев -  строфы  "Phantasie

an Laura" - AbAb - "Rousseau" - CCdEEd).              

 


 1 Радищев А.  Н.  Полн.  собр. соч.: [В 3 т.] М.; Л"

1941. Т. 2. С. 421.                                   

   2 Там же.  Неточность:  ода "Древность" написана пя-

тистопным, а не шестистопным хореем.                  

   3 Там же.                                          

   4 Там же. С. 422.                                  

   5 Там же.                                          

   6 Там же. С. 421.                                   


 

Однако пятистопный хорей - размер  редкий,  но  все  же

встречающийся (им,  в частности,  написан лермонтовский

"Утес").  Вот что об этом пишет К. Тарановский: "Пятис-

топный  хорей  - весьма редкий размер в русской поэзии.

Впервые встречаем его у Тредиаковского в одном из пере-

водов  Горация ("Строфы похвальные поселянскому житию").

Кроме как в песенниках  XVIII  века  этот  размер

нигде  не  встречается.  Мы  его находим у Сумарокова в

комбинации с шестистопным ("Песня CIV") или у Державина

в  одном стихотворении 1796 года ("Доказательство твор-

ческого бытия") в комбинации с четырехстопным. Державин

обратился к этому размеру еще в 1812 году (в стих. "Жи-

лище богини Фригии")1.  В поэзии современников Пуш-

кина  этот размер встречается редко"2.  Далее К.  Тара-

новский указывает на выполненный Кюхельбекером  перевод

"Амура-живописца" Гёте (1825),  ряд стихотворений Шевы-

рёва (1825-1826) и один сонет Дельвига (1827).        

   Таким образом, "Древность" написана почти уникальным

для русской поэзии XVIII в. размером, и если мы обнару-

жим такой же  размер  в  творчестве  какого-либо  поэта

(Державина с основанием отвел Гуковский,  Тредиаковский

отпадает),  то это будет поводом присмотреться  к  нему

как к возможному автору.                               

   В XVIII в.  - и именно в 1796 г.  - было стихотворе-

ние, написанное пятистопным хореем и выпавшее из внима-

ния специалистов.  Это "Дополнение к вечернему разгово-

ру" П.  А. Словцова - его стихотворное письмо к сотова-

рищу по семинарии молодому М. М. Сперанскому.         

   Стихотворение было списано П.  И. Саввантовым в 1842

г. "у одного из учеников М. М. Сперанского" и опублико-

вано  в  "Русской  старине"3.  Процитируем начало этого

текста:                                                

  

   Полно, друг, с фортуною считаться                  

    И казать ей философский взор;                       

   Время с рассуждением расстаться,                   

   Если счастие катит на двор.                        

   Лучше с светом в вихрь тебе пуститься              

   И крутиться по степям честей,                      

   Чем в пустыню с Прологом забиться                  

   И посохнуть с горя без людей...                     

  

Наблюдение над ритмикой стихотворения П. А. Словцова

позволяет  сделать  некоторые выводы.  К.  Тарановский,

проанализировав процент ритмических ударений в  сильных

метрических положениях, получил следующие данные:     

 


 1 Весьма  интересно отношение Державина к этому сти-

ху. В одном из писем к графу П. Г. Головину от 7 февра-

ля 1812 г. он признает, что стихотворение написано "не-

обычным и тяжелым" размером. (Примеч. К. Тарановского.)

   2 Тарановский К.  Руски двоеделни ритмови.  Београд,

1953.  С. 273; Тарановский К. О взаимоотношении стихот-

ворного ритма и тематики // American  Contributions  to

the  fifth  International Congress of Slavists.  Sofia,

1963.  В этой работе с большой подробностью рассмотрены

русские  пятистопные  хореи.  Однако  интересующие  нас

тексты остались автором незамеченными.                

   3 См.:  Русская старина.  1872. Янв. С. 80-81. Уточ-

ненная публикация: Там же. Март. С. 469-470.          

   4 Там же. Март. С. 469.                            


слоги

1

3

5

7

   Тредиаковский

65,7

91,7

84,4

56,3

100

  Державин  (1812)

65

80

80

60

100

   Кюхельбекер (1825-1830)

63,6

91,5

77,6

62,4

100

   Соответствующие подсчеты по  стихотворению  Словцова

дают цифры, существенно отличающиеся от довольно равно-

мерной картины от Тредиаковского до Кюхельбекера.  Осо-

бенно показательны первый и седьмой слоги.            

  

 

1

3

5

7

9

Словцов

45

80

82,5

35

100

               

   Если мы  рассмотрим  соответствующие цифры по "Древ-

ности", то обнаружим, что они существенно отличаются от

приводимых К. Тарановским данных, ближе всего соответс-

твуя показателям "Дополнения к вчерашнему разговору": 

  

 

1

3

5

7

9

"Древность"

  55,9

75,9

83,5

47,6

100

     

   Эти цифры представляют интерес: хотя пятистопный хо-

рей   крайне  редкий размер - сам уже показателен при

определении авторства, но еще более важна его индивиду-

альная трактовка.                                     

   Все, что мы знаем о мировоззрении Словцова - челове-

ка радикальных настроений, вполне соответствует той ха-

рактеристике, которую дал Г. А. Гуковский автору "Древ-

ности".  Дошедшее до нас наследие Словцова слишком не-

велико,  чтобы на основании его идейного анализа делать

какие-либо категорические  заключения,  но  оно  делает

предположение об авторстве Словцова не лишенным большой

доли вероятности.  "Древность" - не произведение теоре-

тика-революционера радищевского типа.  Скорее оно напо-

минает нам о людях из того лагеря, к которому принадле-

жали, например, С. Бобров или, по всей вероятности, мо-

лодой Сперанский. Это были люди глубоко демократических

симпатий, поповичи и семинаристы, поклонявшиеся Ньютону

и Ломоносову в науке,  Гельвецию и Руссо - в философии.

Их  волновали  картины космических и социальных катаст-

роф.  Традиционные церковные представления о  бренности

"земных"  отличий  вельможи от бедняка они воспринимали

как проповедь равенства. В поэзии они были противниками

легкости  и изящества.  Их интерес к затрудненной форме

резче всего проявился в "странных" и гениальных поисках

"темного" С. Боброва. Черты эти присущи поэзии Словцова

- они свойственны и "Древности".                      

  


 О П. А. Словцове см.: Степанов Н. П. А. Словцов: У

истоков сибирского областничества. Л., 1935; Светлое Л.

Радищев и политические процессы конца XVIII века //  Из

истории русской философии XVIII-XIX веков. М., 1952.  


 

В стихотворении "Древность" есть еще одна -  отмеченная

Г. А. Гуковским - деталь: употребление сибирского слова

"сопки". Кроме Радищева и явно не могущего быть автором

"Древности" П. Сумарокова, среди поэтов-сибиряков Слов-

цов должен быть назван в первую очередь:  П. А. Словцов

родился на Урале, с 1779 по 1788 г. учился в тобольской

семинарии,  в 1772 г.,  по окончании Александро-Невской

семинарии,  снова был послан в Тобольск. С Сибирью была

связана и дальнейшая его жизнь. Словцов любил вставлять

в свои стихотворения местные речения.  Так, например, в

ярком стихотворении "Материя" (сб. "Муза И. И. Мартыно-

ва") он употребляет слово "калан",  поясняя: "по-камча-

дальски "бобер"".                                      

   Поэтическое наследие П.  А.  Словцова до нас  дошло,

видимо,  очень неполно и никогда не было предметом спе-

циального изучения.  Когда подобная работа будет произ-

ведена, возможно, и авторство "Древности", определяемое

пока лишь гипотетически, прояснится в значительно боль-

шей мере1.                                            

  

1968      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  ..