"Человек природы" в русской литературе XIX века и "цыганская тема" у Блока - часть 8

  Главная      Учебники - Литература     О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   104  105  106  107  108  109  110  ..

 

 

 

 

 

"Человек природы" в русской литературе XIX века и "цыганская тема" у Блока - часть 8

 

     

   Здесь уже не намеками лирического  стихотворения,  а

прямо  и детально раскрыты те черты "цыганского" харак-

тера,  которые противопоставляют Фаину современному го-

роду.  Эта "цыганка" прекрасна, она страстная и сильная

натура,  презирающая буржуазную мораль, слабость и без-

волие современного человека:                          

  

    Над красотой, над сединой,                         

   Над вашей глупой головой -                         

   Свисти, мои тонкий бич! (4, 129)                   

  

"Разве вы   мужчина?"   презрительно  кричит она

Спутнику (4, 143). Фаина требует от человека не слов, а

дел, - эта черта героини связывается в сознании Блока в

конечном итоге с  потребностью  полного  переустройства

жизни. Фаина гневно кричит "современному человеку" Гер-

ману:  "Я бью тебя за слова!  Много ты сказал  красивых

слов!  Да разве знаешь ты что-нибудь,  кроме слов?" - и

тут же ее потребность в  реальной,  полнокровной  жизни

раскрывается как жажда бури, пожара: "Даль зовет! Смот-

рите - там пожар!  Гарью пахнет!  Везде, где просторно,

пахнет гарью!" - она страстно молит "мать-землю":  "Ро-

димая!  Родимая!  Бури!  Бури!" (4, 163, 143, 145). Так

народное начало, прекрасная, гармоническая дочь народа,

оказывается связанной с мечтами поэта о коренном преоб-

ражении современной жизни.  Так идеал, уходящий корнями

в прошлое народной жизни,  в патриархальную  древность,

оказывается  связанным с будущим России - России народ-

ной.                                                  

   Так же трактуется образ цыганки и в статье  "Безвре-

менье".  Здесь  речь идет о путях выхода из современной

"паучьей" жизни.  Выход найден в уходе в народ, в беск-

райние  поля  России.  В этом нетрудно заметить влияние

характерного для прогрессивной, демократической (допро-

летарской)  мысли  представления  о  том,  что выход из

несправедливого современного строя -  в  возвращении  к

"естественным" нормам исконной народной жизни. И вот на

этом-то вьюжном пути,  трудном пути  вперед  к  истокам

жизни, и возникает среди метелей Родины образ цыганки.

   "Исчезает лицо,  и опять кутается в снежное кружево,

и опять возникает мечтой о бесконечной  равнине.  Мель-

кнувший взор, взор цыганки, чей бубен звенит, чей голос

сливается с песнями вьюги,  зовет в  путь  бесконечный"

(J, 72). С этим образом цыганки оказывается связанной и

героиня приведенного здесь  же  стихотворения  "Там,  в

ночной  завывающей  стуже...",  у  которой  тоже есть и

"взлетающий бубен метели", и возникающее "из кружев ли-

цо",  и "вьюжные трели" и которая тоже связана с поэти-

ческим идеалом Блока этого периода:  она - "от века за-

гаданный друг" поэта (5,  72). Но через это стихотворе-

ние (как и через песню Фаины в "Песне Судьбы") протяги-

вается мост к циклу "Фаина", ко всему тому, чем наделя-

ло поэтическое воображение Блока Фаину, - Н. Н. Волохо-

ву - "цыганку" и "русскую душой" одновременно.        

   Но Фаина,  как и Млада, неразрывно связана не только

с русским национальным характером,  но и с народным об-

разом жизни.  В пьесе детально, несколько раз рассказы-

вается о ее жизни в деревне (4,  115-117,  139,  144  и

др.).  И  вновь  звучит столь важный для понимания "цы-

ганской темы" мотив:                                   

   яркая цыганка Фаина - дочь народа; тусклость, безли-

кость  современных  людей - следствие отклонения совре-

менной жизни от ее естественных, воплощенных в народной

жизни  норм.  Блок  подчеркивает эту мысль своеобразной

композицией (обратной тому, что мы видели в стихотворе-

ниях первого тома), в которой понятия "народ" и "толпа"

становятся полярными:  дитя народа, яркая Фаина - в пь-

есе  - одна,  прекрасная и неповторимая.  А сегодняшние

"отдельные" люди,  собственники - серая и безликая тол-

па.  Фаина  смело  и решительно противопоставляет себя,

свои настроения окружающим - городская "толпа"  говорит

безликим хором:

                                      

   Старичок (громче)                                  

 

Вы убедитесь воочию,  сколь неутомима деятель-

ность человеческого ума...                            

 

Толпа                                           

 Ума! Ума!                                    

  

Старичок                                      

 И сколь велика  сила  человеческого  таланта...

                                                

   Толпа                                           

Таланта! Таланта! 0-го-го! (4, 123)           

  

Или ("интеллигентный" вариант той же "толпы"):     

  

Знаменитый писатель                          

...Да здравствует красота!                         

 

 Все (ревут)                                  

 Да здравствует красота!  Да здравствует Иван

Иванович! (4, 132)

                               

   Однако подобный прием не только не отражает романти-

ческой конструкции поэтического сознания,  но, по сути,

полемичен по отношению к нему: героиня противопоставле-

на  современной  "толпе"  именно потому,  что связана с

"настоящим" народом.                                   

   Но образ Фаины в "Песне Судьбы" связан не  только  с

представлением о "настоящей" жизни, о субстанции народ-

ного характера.  Кроме Фаины прошлой и Фаины будущей  в

пьесе есть и Фаина настоящая:  шантанная певица, испол-

няющая "общедоступные куплеты" с пошлыми словами. Фаина

- сегодняшняя Русь, сопровождаемая загадочным спутником

- Витте,  по словам Л.  Д. Блок. Фаина-Русь, великая в

своих возможностях,  сегодня сама еще не знает истинных

путей,  ищет,  но не находит Жениха,  изменяет ему с ей

самой ненавистным "спутником".  И здесь начинает распу-

тываться тот новый круг проблем, с которыми связан тре-

тий   последний  - этап в развитии "цыганской темы" у

Блока.  Этот последний этап тоже не дает  однолинейного

решения интересующих нас вопросов. Как увидим ниже, ли-

рика 1909-1911 и 1912-1913 гг. будет существенно разли-

чаться пониманием "цыганского".  Необходимо учитывать и

то,  что в живой хронологии творчества всякого писателя

(а  Блока в особенности) рамки отдельных "периодов" не-

избежно оказываются размытыми.  Типологически разные (в

динамике  развития  поэта)  произведения  на самом деле

часто оказываются синхронными.  Но тем не  менее,  пос-

кольку эволюция художника - не фикция, мы можем по ряду

наиболее общих признаков говорить о 1910-х  гг.  как  о

целостном периоде в развитии "цыганской темы" у Блока.

   Демократически-"антропологическое",  гуманистическое

мышление,  оказавшее заметное влияние на все творчество

Блока,  никак не могло, однако, стать ведущим в его ми-

роощущении. Причин для этого было более чем достаточно:

демократизм уже больше десяти лет как перестал быть ве-

дущей формой общественного сознания;  антропологический

материализм с его метафизической нормативностью все яс-

нее обнажал в век диалектики свою наивность;  все ясней

становилась и нежизненность,  антиисторичность патриар-

хальных идей.  Да и сам характер блоковского таланта  в

те годы был уже отнюдь не таков, чтобы поэт остановился

на нормативной,  устойчивой антитезе "естественной при-

роды человека" и ее искажения в современном обществе. 

   Блок все  неуклоннее идет к истории,  к сегодняшнему

дню Родины, к познанию закономерностей сложной и проти-

воречивой реальной жизни.                             

   Но это  уже  не были зыбкие очертания современности,

преломленной через призму "мистицизма в повседневности"

"Распутий"  и "Города".  Чувство "нераздельности" слож-

нейших противоречий жизни неотделимо теперь от ощущения

"неслиянности"  - поэт уже не может покрыть добро и зло

единым флером красоты,  "дымносизого обмана". Счастье и

горе  человека  в современной действительности - уже не

предмет "эстетизации" в стихах поэта,  впитавшего  воз-

действие Ф.  М.  Достоевского,  Н.  А. Некрасова, Л. Н.

Толстого. Острая потребность видеть Родину, народ прек-

расными и счастливыми, "негодование" и призыв к револю-

ционному "возмездию", "угрюмство" при взгляде на Россию

сегодняшнего дня и светлая надежда на будущее - все 

 


   1 Медведев П.  В лаборатории писателя.  Л., 1960. С.242.


                      

эти противоречия Блок теперь и не думает примирять. На-

оборот,  именно в показе этих противоречии действитель-

ности - сила позднего Блока.                          

   Но теперь  противоречия эти не расчленяются наивно и

механически на "естественное" и "современное" в челове-

ке.                                                   

   Именно в современности, в самом "страшном мире", на-

до было найти силы для  его  преодоления.  И  современ-

ность,  и современник занимают все более важное место в

лирике А. Блока.                                      

   Свой новый,  более историчный взгляд на жизнь (отра-

зившийся  в  третьем томе лирики) Блок определяет в за-

писной книжке 3 июля 1911 г.:  "Страшный мир. Но быть с

тобой  странно и сладко!" Вот с этой-то мыслью о слож-

ности сегодняшней жизни, о переплетении в ней "страшно-

го и прекрасного" (7,  86) и связываются "цыганские об-

разы" в творчестве Блока этих лет.  Не случайно размыш-

ление о страшном мире идет после такого рассказа: "Вче-

ра в сумерках ночи на Приморском вокзале  цыганка  дала

мне  поцеловать  свои длинные пальцы,  покрытые кольца-

ми"2.                                                 

   Художественная природа "цыганских" образов  третьего

тома  сложна.  Исследователи указывают на романтические

традиции, особенно очевидные в стихотворениях с романс-

ными интонациями. Действительно, центральное настроение

лирики третьего тома,  особенно заметное в  "цыганских"

стихотворениях, - чувство "нераздельности" "страшного и

прекрасного" в жизни - ведет к традициям  романтической

лирики,  впервые  внесшей  в  русскую  поэзию  ощущение

единства, разорванной и противоречивой цельности бытия.

Однако  пристальный  взгляд на художественную структуру

лирики Блока 1910-х гг.  приводит к выводу о  том,  что

связи с романтизмом здесь - не единственное. Очень час-

то с традициями романтизма связана тема,  но не ее  ос-

мысление (это мы увидим,  когда будем говорить о мотиве

любви-страсти в лирике третьего тома). Часто встречаем-

ся мы и с тем, что сам Блок в публицистических и теоре-

тических высказываниях осмысляет какие-то  важные  осо-

бенности  своих произведений в терминологии романтичес-

кой,  хотя в его творчестве эти особенности имеют  иной

смысл (таково,  например, представление Блока об интуи-

тивном,  стихийном характере творчества, на деле оказы-

вавшееся  в  1910-х  гг.  отказом от всех известных ему

буржуазно-либеральных "теорий", но никак не от познания

социального  мира  и его законов).  В целом можно смело

утверждать, что традиции Гоголя, Достоевского, Некрасо-

ва и Л. Толстого в третьем томе лирики А. Блока претво-

рены не менее органически,  чем романтические, и ощуща-

ются не менее заметно. Действительно, для романтической

лирики (как и для Вл.  Соловьева и для Блока "Стихов  о

Прекрасной Даме") основная антитеза - "небо" и "земля",

"я" и "не-я".  Мир "я" противостоит  миру  социальному,

"среде", или "я" растворяется в народе, теряя себя. Не-

повторимое художественное значение третьего тома лирики

Блока - в том, что "герои" цикла повторяют в своем     

  


 Блок А. А. Записные книжки. С. 183.              

   2 Там же.  В. Н. Орлов связал этот эпизод с сюжетной

канвой стихотворения "Седое утро" (см.: 3, 573).      


духовном облике,  в  своих интимнейших взаимоотношениях

"кричащие противоречия" эпохи,  впитывают их  в  себя.

Потому-то наиболее близким Блоку этого периода оказыва-

ется Аполлон Григорьев, в противоречивом творчестве ко-

торого неразрывно сплелись традиции позднеромантические

и тот стихийный демократизм, который сближал его с реа-

листическим искусством.                               

   "Цыганская тема"  в  лирике третьего тома имеет нес-

колько поворотов.  Первый связан с вопросом о  путях  и

стремлениях  лирического героя,  "я".  "Цыганская тема"

здесь возникает в связи с  одной  из  основных  проблем

позднего творчества Блока - с проблемой "народа" и "ин-

теллигенции". Соотношение образа поэта и цыганки отчет-

ливо  выражено в строках из стихотворения "Седое утро",

не вошедших в канонический текст:                     

  

"Любила, барин,  я тебя...

 Цыганки мы - народ рабочий..."

 

(3, 572; курсив наш. - Ю. Л., 3. М.)

          

   Герой блоковских стихов,  погружаясь в "темный морок

цыганских песен", в "поцелуев бред", сливается с народ-

ной стихией. Приблизительно так же осмыслялась и любовь

Германа к Фаине.  Однако здесь есть и существенное раз-

личие. Герои "Песни Судьбы" стремятся к "окончательной"

встрече, для которой Герман еще не созрел. Герой лирики

третьего тома погружается в стихию сегодняшней народной

жизни,  так как иного пути в завтра он не знает. А пос-

кольку  сегодняшняя народная жизнь - это и есть "страш-

ный мир" в его противоречиях,  то слияние с ним для ли-

рического  героя третьего тома есть вместе с тем разрыв

с "красивыми уютами" прошлого.  Герой приобщается к на-

роду в его страдании,  быть может,  - гибели,  и сам он

при этом "опускается".  Но его "опускание" - это однов-

ременно   "возмездие"   и  укор  виновникам  "позорного

строя".  "...Человек,  опускающий руки и  опускающийся,

прав.  Нечего спорить против этого. Все так ужасно, что

личная гибель, зарывание своей души в землю - есть пра-

во каждого.  Это - возмездие той кучке олигархии, кото-

рая угнетает весь мир",  - писал Блок в 1911 г. в плане

продолжения "Возмездия" (3,  465).  "Опускание" героя -

форма протеста.  В этой мысли  А.  Блока,  по-видимому,

особенно укрепил "Живой труп" Л.  Толстого,  постановка

которого произвела на Блока очень сильное             

  


 Можно сказать,  конечно,  что и любой герои любого

романтического  произведения  объективно  отражает  ка-

кие-то черты человека эпохи,  его внутреннего мира. Это

бесспорно.  Но  в  задание поэта-романтика входит нечто

совершенно иное - создание образа,  не "детерминирован-

ного" средой, эпохой, а противопоставленного им. Поэти-

ческое мышление Блока третьего  тома  включает  в  себя

представление  о  том,  что и лирическое "я" автора,  и

другие образы цикла погружены в эпоху и определены  ею.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   104  105  106  107  108  109  110  ..