"Человек природы" в русской литературе XIX века и "цыганская тема" у Блока - часть 5

  Главная      Учебники - Литература     О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   101  102  103  104  105  106  107  ..

 

 

 

 

"Человек природы" в русской литературе XIX века и "цыганская тема" у Блока - часть 5

 

 

 

 Что все вы знаете, молодые? Смотрели бы в старину зорко - там все отгадки найдутся...  А вот

вы не смотрите и не умеете жить оттого"'. Действие всех

легенд,  рассказанных Макаром Чудрой и Изергиль, проис-

ходит в старину:  "Многие тысячи лет прошли с той поры,

когда случилось это"; "Жили на земле в старину одни лю-

ди" (с.  339,  353) и т.  д.2;  с другой стороны,  если

"старина" для Толстого - это время патриархально-земле-

дельческого уклада жизни,  то для Горького  героическая

"старина" связана с иным идеалом.  Для Горького, не ве-

рящего в "крестьянский социализм" народников и  кресть-

янски-эгалитарный  идеал Л.  Толстого,  подлинные "дети

природы" - это люди  доземледельческого  уклада  жизни.

Герои большинства так называемых романтических произве-

дений М.  Горького - это свободные от  земли  (следова-

тельно, и от земельной собственности) кочевники. Понят-

но, что многие из них - цыгане: именно с образами цыган

сливается представление о свободной, ничем не связанной

кочевой жизни.  Цыган - Макар Чудра, цыганка (молдаван-

ка) - Изергиль, цыгане - Лойко Зобар и Радда; а Ларра и

Данко - герои молдавских преданий.  Племена,  в которых

рождены Лойко Зобар,  Радда и Данко, тоже ведут кочевой

образ жизни,  живут "табором",  "пасут стада и на охоту

за зверями тратят свою силу и мужество" (с. 353, 339).

Что подчеркивает М.  Горький в этих героях?  Во-пер-

вых,  то, что они противопоставлены членам современного

общества  как лишенные земельной собственности и потому

свободные люди - собственникам-рабам.  Земля  связывает

человека,  подчиняет его себе; поэтому и в городах, и в

деревнях (для Горького,  в  отличие,  например,  от  Л.

Толстого,  город и деревня в этот период не противопос-

тавлены,  а объединены темой собственности и мещанства)

живут рабы:  "Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу

и давят друг друга.  Видишь, как человек пашет, и

думаешь:  вот  он по капле с потом силы свои источит на

землю,  а потом ляжет в нее и сгинет в ней.  Ничего  по

нем не останется,  ничего он не видит с своего поля,  и

умирает, как родился - дураком. Что ж, - он родился за-

тем, что ли, чтобы поковырять землю да и умереть?

Он раб - как только родился, всю жизнь раб, и всё тут!"

(с.  10). Напротив, кочевой образ жизни, не связывающий

человека  земельной  собственностью,  порождает  натуры

свободные, презирающие рабство. Макар Чудра формулирует

свою жизненную программу так:  "А ну-ка, скажи, в каких

краях я не был? И не скажешь. Ты и не знаешь таких кра-

ев,                                                    

  


 Горький М.  Собр. соч.: В 30 т. М., 1949. Т. 1. С.

352. В дальнейшем ссылки на этот том приводятся в текс-

те с указанием страницы.                              

   2 Отсюда же - и то,  что положительными героями этих

и близких по художественной структуре произведений час-

то являются старики (Максим Буадзе в первой части расс-

каза "Месть",  хан в "Хане и его сыне" и т. д., Аким во

"Власти тьмы" Л.  Толстого или рассказы типа  "Зерно  с

куриное яйцо" и другие).                               


 

где я бывал. Так нужно жить: иди, иди - и всё тут. Дол-

го  не стой на одном месте - чего в нем?" (там же).  Но

если в последних словах можно уловить мысль о бродяжни-

честве как об исконно присущей герою страсти,  то в це-

лом даже самые первые  произведения  М.  Горького  дают

возможность  и для иной трактовки "цыганской темы".  Не

страсть к бродяжничеству,  а кочевой, доземледельческий

образ жизни определяет облик героев1.                 

   В самом их характере, как мы уже говорили, подчерки-

вается презрение к собственности и неистребимое  свобо-

долюбие. Особенно настоятельно подчеркивается презрение

к деньгам: "Он любил только коней и ничего больше, и то

недолго - поездит,  да и продаст,  а деньги, кто хочет,

тот и возьми" (с.  12).  "Ходили ко мне богатые паны  и

пировали  у меня.  Это им дорого стоило.  Дрались из-за

меня они,  разорялись.  Один добивался меня долго и раз

вот что сделал:  пришел,  а слуга за ним идет с мешком.

Золотые монеты стукали меня по голове,  и мне ве-

село было слушать их звон,  когда они падали на пол. Но

я все-таки выгнала пана.   Да, я выгнала его, хотя

он и говорил,  что продал все земли свои, и дома, и ко-

ней, чтобы осыпать меня золотом" (с. 348)2. Аналогичный

смысл  имеет  и  сцена встречи старого магната с Раддой

(с.  12-13).  Все эти и многие близкие им  сцены  носят

предельно отчетливо выраженный антибуржуазный характер.

Но этим характеристика героев-цыган и  противопоставле-

ние  их  современникам не ограничивается.  Свободолюбие

порождает яркость характера героев.  Все они -  смелые,

сильные  натуры.  О  Лойко Зобаре говорится почти как о

гоголевских запорожцах:  "Эге! разве он кого боялся? Да

приди к нему сатана со всей своей свитой, так он бы ко-

ли б не пустил в него ножа,  то наверно бы крепко пору-

гался, а что чертям подарил бы по пинку в рыла - это уж

как раз!" (с.  11-12).  А старуха  Изергиль  произносит

знаменитое горьковское:                               

   "В жизни... всегда есть место подвигам" (с. 348) - и

рассказывает о подвиге Данко.                         

   В исследовательской литературе уже неоднократно  от-

мечалось, что мотив подвига, образы героической тональ-

ности у молодого Горького связаны со стремлением, в ко-

нечном счете,  к революционному преобразованию действи-

тельности (даже тогда, когда реальные исторические кон-

туры революци-                                        

 


 1 В  связи  с  этим возникает вопрос о правомерности

применения к этим  произведениям  термина  "романтичес-

кий". По-видимому, здесь было бы вернее говорить о жан-

ре условно-"символического" (от "символика",  а  не  от

"символизм"!) рассказа в рамках реализма:  герои ранних

произведении М.  Горького всегда, так или иначе, порож-

дены средой,  определенным образом жизни, хотя сама эта

среда подчас услов-но-героична.  В этом смысле и яркая,

красочная природа в "Макаре Чудре" и "Старухе Изергиль"

- не параллель к ярким характерам героев,  а скорее ус-

ловие,  предпосылка  их появления.  Даже композиционно,

как и в реалистических произведениях XIX  в.,  описание

природы предшествует появлению героя.                 

   2 Ср. отношение к деньгам как "основание для сравне-

ния" в "Челкаше" и других рассказах молодого Горького о

бродягах. Рассказы о бродягах родственны "Макару Чудре"

и "Старухе Изергиль" не только стилистической окраской,

не  только образами героической тональности,  но и тем,

что основа героического характера ищется в презрении  к

собственности,  порожденном "не оседлым" (бродячим) об-

разом жизни, в непривязанности к земле.               


 

онного "подвига" были неясны писателю). Но образ смель-

чака-героя,  проходящий через все "цыганские"  рассказы

М. Горького, имеет и другой смысл. Смелость, воля - это

яркое выявление личности в человеке,  противопоставлен-

ное  мещанской серости и скуке.  Для Горького очень су-

щественно,  что и Лойко Зобар,  и Радда ценят  свободу,

своеобразие  нравов и привычек выше собственной жизни и

счастья.                                              

   Но не только волевое начало и яркость личности опре-

деляют героев-цыган. Не менее существенная черта их ха-

рактеристики - красота, причем постоянно подчеркивается

связь  этих понятий:  "Красивые всегда смелы".  "Всяких

люден я нынче вижу,  а вот сильных нет. И красав-

цев становится все меньше" (с.  354,  352) и т.  д. Все

герои-цыгане красивы:  Нонка, дочь Макара Чудры, - "ца-

рица девка" и тут же:  "Ну а Радду с ней равнять нельзя

- много чести Нонке!  О ней,  этой Радде,  словами и не

скажешь  ничего.  Может быть,  ее красоту можно было на

скрипке сыграть". Так же красив и Лойко Зобар:        

   "Усы легли на плечи и смешались с кудрями,  очи, как

ясные звезды,  горят". И через несколько страниц - сно-

ва:  Лойко и Радда - "гордая пара красавцев-цыган"  (с.

12,  13, 21). Данко - "молодой красавец". Старуха Изер-

гиль прежде славилась красотой,  а старик  Макар  Чудра

"полулежал в красивой, сильной позе" (с. 9).          

   Постоянным спутником  этих героев является и их жиз-

нерадостность,  веселость. У Лойко Зобара "улыбка - це-

лое  солнце,  ей-богу!" (с.  13);  молдаване в "Старухе

Изергиль" "шли, пели и смеялись", их "женщины и девушки

- веселые";  в старину, говорит Изергиль, "жилось весе-

лее и лучше";                                         

   в племени,  откуда произошел Данко,  жили  "веселые,

сильные и смелые люди" и т. д.                        

   Красота, сила  и  веселость  создают облик человека,

живущего разносторонне яркой жизнью. В этой жизни боль-

шое  место  занимает  земная страсть - любовь.  Правда,

когда героям молодого Горького надо выбирать между  лю-

бовью и свободой, они предпочитают свободу ("Макар Чуд-

ра"). Но любовь может и не противопоставляться стремле-

нию  к  свободе.  В "Старухе Изергиль" любовь - одна из

самых ярких страстей,  в  которых  проявляется  земная,

сильная и гармонически-прекрасная натура героини.    

   И еще  одна  деталь  подчеркивает  яркость и красоту

бродячей цыганской жизни. Это жизнь в окружении искусс-

тва, жизнь людей поющих, играющих на скрипке, постоянно

слушающих "нежный и страстный" напев  цыганской  песни.

"Пела красавица Нонка,  дочь Макара", поет Лойко Зобар:

"слышим:                                              

   музыка плывет по степи.  Хорошая  музыка!"  (с.  11,

13). "Слышал ли ты, чтоб где-нибудь так пели? - спроси-

ла Изергиль.  И не услышишь.  Мы любим петь"  (с.

343). Песнями завоевывает любовь феи чабан ("валашская"

сказка "О маленькой фее и молодом чабане") и т. д.    

   Именно в образах музыки, искусства синтезируется ху-

дожественное  представление  о жизни,  предельно яркой,

максимально полно выраженной:  "Всем нам,  мы чуяли, от

той  музыки захотелось чего-то такого,  после чего бы и

жить уж не нужно было, или, коли жить, так - царями над

всей землей,

                 


   1 Ср. также "Девушка и смерть".                     


 

сокол!". "Только красавцы могут хорошо петь,  - красав-

цы, которые любят жить" (с. 13, 343).                 

   По-видимому, в  этой  же связи раскрывается и сопос-

тавление жизни цыган со сказкой, фантазией: ветер "раз-

вевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшие-

ся вокруг их головы. Это делало женщин странными и ска-

зочными.   ...Ночь и фантазия одевали их все прек-

раснее" (с.  337).  Исследовательская традиция включает

эти образы,  столь характерные для молодого Горького, в

характерную для романтического искусства антитезу:    

   "серая действительность" - "яркая фантазия".  Однако

для Горького, по-видимому, образы сказки, фантазии име-

ют не только этот смысл:  сказка (как и  музыка)   не

предпосылка появления положительного героя,  а средство

характеристики жизни  свободного  человека  как  жизни,

погруженной в искусство. Красавица Нонка поет цыганские

песни - старуха Изергиль рассказывает старинные сказки.

Сказка,  как  и  песня,  здесь концентрирует "старинную

мудрость" свободной и прекрасной кочевой жизни, но сама

является  не романтически трактуемой предпосылкой,  а -

вполне в духе реалистической эстетики - следствием или,

по крайней мере, постоянным аккомпанементом этой жизни.

Вместе с тем очень важно,  что  представление  молодого

Горького  о положительном герое весьма далеко от ницше-

анского идеала "сверхчеловека",  столь близкого русским

"старшим символистам".  В последнем этическая, гуманная

сторона идеала в лучшем случае затушевывалась,  отодви-

галась на задний план, чаще же прямо и откровенно отри-

цалась. Идеал ницшеанского толка всегда окрашен в более

или менее яркие тона индивидуализма, антигуманизма. Для

Горького уже в "Макаре Чудре" чрезвычайно важна этичес-

кая  характеристика  положительного героя.  Лойко Зобар

добр,  и это неоднократно подчеркивается,  связываясь с

такой  центральной  чертой  характеристики  героя,  как

презрение к собственности.  Во фразе:  "У него не  было

заветного - нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его

из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хоро-

шо  было" (с.  12) - фактически уже заложена и характе-

ристика Данко.  Однако в "Макаре Чудре" и в  сказке  

маленькой  фее и молодом чабане" стремление подчеркнуть

силу героя (связанное,  в конечном счете, с революцион-

ными  представлениями  молодого Горького) и яркость его

личного выявления (так как  "нормальное"  общество  для

писателя - союз гармонически развитых личностей) приво-

дило к построению центрального конфликта как  конфликта

двух ярких личностей, делающего невозможным их внутрен-

нее слияние (например,  в любви:  Радда - Лойко,  фея -

чабан). Это, действительно, придавало центральной оппо-

зиции рассказа  сходство  с  конфликтом  романтического

произведения.                                          

   Но уже в "Старухе Изергиль" постановка вопроса иная:

два героя,  Ларра и Данко,  объединенные тем,  что  оба

сильны  и  оба прекрасны,  резко противопоставлены друг

другу',  причем основой для противопоставления является

отношение "сильной личности" к коллективу.  Тем самым в

характеристике гармонической,  яркой личности на первый

план выдвигается общественно-                         

 


 1 Радда и Лойко противостоят друг Другу только в сю-

жете, но не в оценке их автором.                      


 

этический критерий - отношение к людям,  целенаправлен-

ность силы свободного героя.                          

   Более того,  Горький считает (мысль эта перейдет и в

"Мать",  и  в  пьесу  "Враги",  и в другие произведения

1900-х гг.), что если лишь свобода и борьба за нее дают

человеку силу и яркость, то реализовываться эти качест-

ва могут только до тех пор, пока человек живет с людьми

и для людей.  Изгнанный из племени Ларра становится бе-

зобразной, высохшей, бледной тенью.                   

   Так оказывается,  что гуманистический идеал гармони-

ческой  личности  в  творчестве молодого Горького тесно

связан не с романтическими традициями, а с одной из ос-

новных тенденций русского реализма XIX в.  - с поисками

идеала "естественной",  "нормальной" жизни. "Нормальной

жизнью"  оказывается  лишенная земельной собственности,

свободная жизнь,  противопоставленная как нормам буржу-

азной действительности, так и народнической идеализации

крестьянской общины.  Идеал этот хотя и утопичен  (пос-

кольку  противопоставлен современности и истории,  а не

выведен из нее),  однако пропитан отчетливыми утопичес-

ки-социалистическими  симпатиями.  В кругу этих проблем

естественно возникают и находят объяснение и образы цы-

ган.  Если для Л. Толстого при этом образы, связанные с

"цыганской темой",  противоречат его собственным патри-

архальным настроениям "руссоистско-аскетической" окрас-

ки (ср.  Акима во "Власти тьмы" и Машу из "Живого  тру-

па"),  то молодой Горький полностью оказывается продол-

жателем той линии, которая восходит к революционным де-

мократам  и,  в  конечном счете,  к этике просветителей

XVIII в.  "Цыганские" образы встречаются  в  лирике  А.

Блока  на протяжении почти всей жизни поэта.  Однако их

смысл,  их художественная структура и место, занимаемое

этими образами в творчестве А. Блока, существенно изме-

няются.  Одним из важных итогов развития "цыганской те-

мы" в лирике Блока окажется постепенный вывод цыганских

образов из рамок романтических традиций и  сближение  с

традицией, прослеженной выше.                          

   Для Блока первого тома характерны поиски гармоничес-

кого  идеала,  противопоставленного  "суетливым   делам

мирским",  "народам шумным". В подобной антитезе образы

цыган могут восприниматься как относящиеся, скорее все-

го, к отрицаемому поэтом миру "шума" и земных страстей.

А поскольку в эстетику первого тома входит такой  близ-

кий  романтизму принцип,  как игнорирование дисгармони-

ческой реальности и устремленность к мистически прозре-

ваемой идеальной основе мира,  постольку и образы цыган

встречаются довольно редко.                           

   К периоду "Ante lucem" все же относится одно стихот-

ворение, связанное с интересующей нас темой. Это "Табор

шел.  Вверху  сверкали  звезды..."  (1898).  Снабженное

эпиграфом из "Цыган" ("Цыгане шумною толпой / По Бесса-

рабии кочуют..."), стихотворение это1 не поражает само-

бытностью в решении                                   

 


 1 На  это  стихотворение впервые обратил внимание Д.

Д.  Благой,  сопоставивший его с "Цыганской  венгеркой"

Ап. Григорьева (см.: Благой Д. Александр Блок и Аполлон

Григорьев // Об Александре Блоке. М., 1929. С. 142).  


 

"цыганской темы" и интересно в основном как проявление

первичного интереса к ней.  Следует отметить,  пожалуй,

постоянное  подчеркивание "страстей" как главного приз-

нака "цыганской" жизни  ("буйной  прихоти  наезды",  

сердцах еще играла дико / Кровь, и темный лес гремел. /

Пробужденный звоном,  звонкой прихоти наезд" - 1, 384),

а также сопоставление жизни цыган с жизнью природы.   

  

Табор шел. Вверху сверкали звезды.                

  

В высоте, на темном океане,                        

    Меркли, гасли легионы звезд -                          

  

сопоставление, иногда  принимающее  и характер конт-

раста:

                                                 

темный лес                                      

   На веселье сумрачно глядел (1, 384; курсив и разряд-

ка наши. - Ю. Л., 3. М.).

                             

   Однако поскольку и отношение к "страстям", и отноше-

ние к природе у Блока периода "Ante lucem"  еще  доста-

точно туманно,  то неясна (а скорее, и попросту отсутс-

твует) сколь бы то ни было целостная концепция "цыганс-

ких" образов. Первым стихотворением, в котором "цыганс-

кая тема" решена не традиционно, а органически входит в

поэтическую эволюцию А.  Блока,  было "По берегу плелся

больной человек..." (28 декабря 1903 г.) из цикла "Рас-

путья".  Стихотворение  это - очень важная веха на пути

от "Распутий" к "Городу" и "Разным стихотворениям" вто-

рого  тома.  За  ним последовали "Потеха!  Рокочет тру-

ба..." (июль 1905 г.) и ряд  стихотворений,  "погранич-

ных"  с  "цыганской  темой" ("Мне гадалка с морщинистым

ликом..." - 11 декабря 1903 г.  и другие). Они образуют

сложное единство и характеризуют отношение Блока к этой

теме в 1903-1905 гг.  В это время "цыганская тема"  еще

отнюдь не прямо связана именно с демократической тради-

цией,  прослеженной нами выше, однако связь эта уже на-

мечается.     

 

 

 

 

содержание   ..   101  102  103  104  105  106  107  ..