|
|
содержание .. 101 102 103 104 105 106 107 ..
"Человек природы" в русской литературе XIX века и "цыганская тема" у Блока - часть 5
Что все вы знаете, молодые? Смотрели бы в старину зорко - там все отгадки найдутся... А вот вы не смотрите и не умеете жить оттого"'. Действие всех легенд, рассказанных Макаром Чудрой и Изергиль, проис- ходит в старину: "Многие тысячи лет прошли с той поры, когда случилось это"; "Жили на земле в старину одни лю- ди" (с. 339, 353) и т. д.2; с другой стороны, если "старина" для Толстого - это время патриархально-земле- дельческого уклада жизни, то для Горького героическая "старина" связана с иным идеалом. Для Горького, не ве- рящего в "крестьянский социализм" народников и кресть- янски-эгалитарный идеал Л. Толстого, подлинные "дети природы" - это люди доземледельческого уклада жизни. Герои большинства так называемых романтических произве- дений М. Горького - это свободные от земли (следова- тельно, и от земельной собственности) кочевники. Понят- но, что многие из них - цыгане: именно с образами цыган сливается представление о свободной, ничем не связанной кочевой жизни. Цыган - Макар Чудра, цыганка (молдаван- ка) - Изергиль, цыгане - Лойко Зобар и Радда; а Ларра и Данко - герои молдавских преданий. Племена, в которых рождены Лойко Зобар, Радда и Данко, тоже ведут кочевой образ жизни, живут "табором", "пасут стада и на охоту за зверями тратят свою силу и мужество" (с. 353, 339). Что подчеркивает М. Горький в этих героях? Во-пер- вых, то, что они противопоставлены членам современного общества как лишенные земельной собственности и потому свободные люди - собственникам-рабам. Земля связывает человека, подчиняет его себе; поэтому и в городах, и в деревнях (для Горького, в отличие, например, от Л. Толстого, город и деревня в этот период не противопос- тавлены, а объединены темой собственности и мещанства) живут рабы: "Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга. Видишь, как человек пашет, и думаешь: вот он по капле с потом силы свои источит на землю, а потом ляжет в нее и сгинет в ней. Ничего по нем не останется, ничего он не видит с своего поля, и умирает, как родился - дураком. Что ж, - он родился за- тем, что ли, чтобы поковырять землю да и умереть? Он раб - как только родился, всю жизнь раб, и всё тут!" (с. 10). Напротив, кочевой образ жизни, не связывающий человека земельной собственностью, порождает натуры свободные, презирающие рабство. Макар Чудра формулирует свою жизненную программу так: "А ну-ка, скажи, в каких краях я не был? И не скажешь. Ты и не знаешь таких кра- ев,
Горький М. Собр. соч.: В 30 т. М., 1949. Т. 1. С. 352. В дальнейшем ссылки на этот том приводятся в текс- те с указанием страницы. 2 Отсюда же - и то, что положительными героями этих и близких по художественной структуре произведений час- то являются старики (Максим Буадзе в первой части расс- каза "Месть", хан в "Хане и его сыне" и т. д., Аким во "Власти тьмы" Л. Толстого или рассказы типа "Зерно с куриное яйцо" и другие).
где я бывал. Так нужно жить: иди, иди - и всё тут. Дол- го не стой на одном месте - чего в нем?" (там же). Но если в последних словах можно уловить мысль о бродяжни- честве как об исконно присущей герою страсти, то в це- лом даже самые первые произведения М. Горького дают возможность и для иной трактовки "цыганской темы". Не страсть к бродяжничеству, а кочевой, доземледельческий образ жизни определяет облик героев1. В самом их характере, как мы уже говорили, подчерки- вается презрение к собственности и неистребимое свобо- долюбие. Особенно настоятельно подчеркивается презрение к деньгам: "Он любил только коней и ничего больше, и то недолго - поездит, да и продаст, а деньги, кто хочет, тот и возьми" (с. 12). "Ходили ко мне богатые паны и пировали у меня. Это им дорого стоило. Дрались из-за меня они, разорялись. Один добивался меня долго и раз вот что сделал: пришел, а слуга за ним идет с мешком. Золотые монеты стукали меня по голове, и мне ве- село было слушать их звон, когда они падали на пол. Но я все-таки выгнала пана. Да, я выгнала его, хотя он и говорил, что продал все земли свои, и дома, и ко- ней, чтобы осыпать меня золотом" (с. 348)2. Аналогичный смысл имеет и сцена встречи старого магната с Раддой (с. 12-13). Все эти и многие близкие им сцены носят предельно отчетливо выраженный антибуржуазный характер. Но этим характеристика героев-цыган и противопоставле- ние их современникам не ограничивается. Свободолюбие порождает яркость характера героев. Все они - смелые, сильные натуры. О Лойко Зобаре говорится почти как о гоголевских запорожцах: "Эге! разве он кого боялся? Да приди к нему сатана со всей своей свитой, так он бы ко- ли б не пустил в него ножа, то наверно бы крепко пору- гался, а что чертям подарил бы по пинку в рыла - это уж как раз!" (с. 11-12). А старуха Изергиль произносит знаменитое горьковское: "В жизни... всегда есть место подвигам" (с. 348) - и рассказывает о подвиге Данко. В исследовательской литературе уже неоднократно от- мечалось, что мотив подвига, образы героической тональ- ности у молодого Горького связаны со стремлением, в ко- нечном счете, к революционному преобразованию действи- тельности (даже тогда, когда реальные исторические кон- туры революци-
1 В связи с этим возникает вопрос о правомерности применения к этим произведениям термина "романтичес- кий". По-видимому, здесь было бы вернее говорить о жан- ре условно-"символического" (от "символика", а не от "символизм"!) рассказа в рамках реализма: герои ранних произведении М. Горького всегда, так или иначе, порож- дены средой, определенным образом жизни, хотя сама эта среда подчас услов-но-героична. В этом смысле и яркая, красочная природа в "Макаре Чудре" и "Старухе Изергиль" - не параллель к ярким характерам героев, а скорее ус- ловие, предпосылка их появления. Даже композиционно, как и в реалистических произведениях XIX в., описание природы предшествует появлению героя. 2 Ср. отношение к деньгам как "основание для сравне- ния" в "Челкаше" и других рассказах молодого Горького о бродягах. Рассказы о бродягах родственны "Макару Чудре" и "Старухе Изергиль" не только стилистической окраской, не только образами героической тональности, но и тем, что основа героического характера ищется в презрении к собственности, порожденном "не оседлым" (бродячим) об- разом жизни, в непривязанности к земле.
онного "подвига" были неясны писателю). Но образ смель- чака-героя, проходящий через все "цыганские" рассказы М. Горького, имеет и другой смысл. Смелость, воля - это яркое выявление личности в человеке, противопоставлен- ное мещанской серости и скуке. Для Горького очень су- щественно, что и Лойко Зобар, и Радда ценят свободу, своеобразие нравов и привычек выше собственной жизни и счастья. Но не только волевое начало и яркость личности опре- деляют героев-цыган. Не менее существенная черта их ха- рактеристики - красота, причем постоянно подчеркивается связь этих понятий: "Красивые всегда смелы". "Всяких люден я нынче вижу, а вот сильных нет. И красав- цев становится все меньше" (с. 354, 352) и т. д. Все герои-цыгане красивы: Нонка, дочь Макара Чудры, - "ца- рица девка" и тут же: "Ну а Радду с ней равнять нельзя - много чести Нонке! О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно было на скрипке сыграть". Так же красив и Лойко Зобар: "Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят". И через несколько страниц - сно- ва: Лойко и Радда - "гордая пара красавцев-цыган" (с. 12, 13, 21). Данко - "молодой красавец". Старуха Изер- гиль прежде славилась красотой, а старик Макар Чудра "полулежал в красивой, сильной позе" (с. 9). Постоянным спутником этих героев является и их жиз- нерадостность, веселость. У Лойко Зобара "улыбка - це- лое солнце, ей-богу!" (с. 13); молдаване в "Старухе Изергиль" "шли, пели и смеялись", их "женщины и девушки - веселые"; в старину, говорит Изергиль, "жилось весе- лее и лучше"; в племени, откуда произошел Данко, жили "веселые, сильные и смелые люди" и т. д. Красота, сила и веселость создают облик человека, живущего разносторонне яркой жизнью. В этой жизни боль- шое место занимает земная страсть - любовь. Правда, когда героям молодого Горького надо выбирать между лю- бовью и свободой, они предпочитают свободу ("Макар Чуд- ра"). Но любовь может и не противопоставляться стремле- нию к свободе. В "Старухе Изергиль" любовь - одна из самых ярких страстей, в которых проявляется земная, сильная и гармонически-прекрасная натура героини. И еще одна деталь подчеркивает яркость и красоту бродячей цыганской жизни. Это жизнь в окружении искусс- тва, жизнь людей поющих, играющих на скрипке, постоянно слушающих "нежный и страстный" напев цыганской песни. "Пела красавица Нонка, дочь Макара", поет Лойко Зобар: "слышим: музыка плывет по степи. Хорошая музыка!" (с. 11, 13). "Слышал ли ты, чтоб где-нибудь так пели? - спроси- ла Изергиль. И не услышишь. Мы любим петь" (с. 343). Песнями завоевывает любовь феи чабан ("валашская" сказка "О маленькой фее и молодом чабане") и т. д. Именно в образах музыки, искусства синтезируется ху- дожественное представление о жизни, предельно яркой, максимально полно выраженной: "Всем нам, мы чуяли, от той музыки захотелось чего-то такого, после чего бы и жить уж не нужно было, или, коли жить, так - царями над всей землей,
1 Ср. также "Девушка и смерть".
сокол!". "Только красавцы могут хорошо петь, - красав- цы, которые любят жить" (с. 13, 343). По-видимому, в этой же связи раскрывается и сопос- тавление жизни цыган со сказкой, фантазией: ветер "раз- вевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшие- ся вокруг их головы. Это делало женщин странными и ска- зочными. ...Ночь и фантазия одевали их все прек- раснее" (с. 337). Исследовательская традиция включает эти образы, столь характерные для молодого Горького, в характерную для романтического искусства антитезу: "серая действительность" - "яркая фантазия". Однако для Горького, по-видимому, образы сказки, фантазии име- ют не только этот смысл: сказка (как и музыка) - не предпосылка появления положительного героя, а средство характеристики жизни свободного человека как жизни, погруженной в искусство. Красавица Нонка поет цыганские песни - старуха Изергиль рассказывает старинные сказки. Сказка, как и песня, здесь концентрирует "старинную мудрость" свободной и прекрасной кочевой жизни, но сама является не романтически трактуемой предпосылкой, а - вполне в духе реалистической эстетики - следствием или, по крайней мере, постоянным аккомпанементом этой жизни. Вместе с тем очень важно, что представление молодого Горького о положительном герое весьма далеко от ницше- анского идеала "сверхчеловека", столь близкого русским "старшим символистам". В последнем этическая, гуманная сторона идеала в лучшем случае затушевывалась, отодви- галась на задний план, чаще же прямо и откровенно отри- цалась. Идеал ницшеанского толка всегда окрашен в более или менее яркие тона индивидуализма, антигуманизма. Для Горького уже в "Макаре Чудре" чрезвычайно важна этичес- кая характеристика положительного героя. Лойко Зобар добр, и это неоднократно подчеркивается, связываясь с такой центральной чертой характеристики героя, как презрение к собственности. Во фразе: "У него не было заветного - нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хоро- шо было" (с. 12) - фактически уже заложена и характе- ристика Данко. Однако в "Макаре Чудре" и в сказке "О маленькой фее и молодом чабане" стремление подчеркнуть силу героя (связанное, в конечном счете, с революцион- ными представлениями молодого Горького) и яркость его личного выявления (так как "нормальное" общество для писателя - союз гармонически развитых личностей) приво- дило к построению центрального конфликта как конфликта двух ярких личностей, делающего невозможным их внутрен- нее слияние (например, в любви: Радда - Лойко, фея - чабан). Это, действительно, придавало центральной оппо- зиции рассказа сходство с конфликтом романтического произведения. Но уже в "Старухе Изергиль" постановка вопроса иная: два героя, Ларра и Данко, объединенные тем, что оба сильны и оба прекрасны, резко противопоставлены друг другу', причем основой для противопоставления является отношение "сильной личности" к коллективу. Тем самым в характеристике гармонической, яркой личности на первый план выдвигается общественно-
1 Радда и Лойко противостоят друг Другу только в сю- жете, но не в оценке их автором.
этический критерий - отношение к людям, целенаправлен- ность силы свободного героя. Более того, Горький считает (мысль эта перейдет и в "Мать", и в пьесу "Враги", и в другие произведения 1900-х гг.), что если лишь свобода и борьба за нее дают человеку силу и яркость, то реализовываться эти качест- ва могут только до тех пор, пока человек живет с людьми и для людей. Изгнанный из племени Ларра становится бе- зобразной, высохшей, бледной тенью. Так оказывается, что гуманистический идеал гармони- ческой личности в творчестве молодого Горького тесно связан не с романтическими традициями, а с одной из ос- новных тенденций русского реализма XIX в. - с поисками идеала "естественной", "нормальной" жизни. "Нормальной жизнью" оказывается лишенная земельной собственности, свободная жизнь, противопоставленная как нормам буржу- азной действительности, так и народнической идеализации крестьянской общины. Идеал этот хотя и утопичен (пос- кольку противопоставлен современности и истории, а не выведен из нее), однако пропитан отчетливыми утопичес- ки-социалистическими симпатиями. В кругу этих проблем естественно возникают и находят объяснение и образы цы- ган. Если для Л. Толстого при этом образы, связанные с "цыганской темой", противоречат его собственным патри- архальным настроениям "руссоистско-аскетической" окрас- ки (ср. Акима во "Власти тьмы" и Машу из "Живого тру- па"), то молодой Горький полностью оказывается продол- жателем той линии, которая восходит к революционным де- мократам и, в конечном счете, к этике просветителей XVIII в. "Цыганские" образы встречаются в лирике А. Блока на протяжении почти всей жизни поэта. Однако их смысл, их художественная структура и место, занимаемое этими образами в творчестве А. Блока, существенно изме- няются. Одним из важных итогов развития "цыганской те- мы" в лирике Блока окажется постепенный вывод цыганских образов из рамок романтических традиций и сближение с традицией, прослеженной выше. Для Блока первого тома характерны поиски гармоничес- кого идеала, противопоставленного "суетливым делам мирским", "народам шумным". В подобной антитезе образы цыган могут восприниматься как относящиеся, скорее все- го, к отрицаемому поэтом миру "шума" и земных страстей. А поскольку в эстетику первого тома входит такой близ- кий романтизму принцип, как игнорирование дисгармони- ческой реальности и устремленность к мистически прозре- ваемой идеальной основе мира, постольку и образы цыган встречаются довольно редко. К периоду "Ante lucem" все же относится одно стихот- ворение, связанное с интересующей нас темой. Это "Табор шел. Вверху сверкали звезды..." (1898). Снабженное эпиграфом из "Цыган" ("Цыгане шумною толпой / По Бесса- рабии кочуют..."), стихотворение это1 не поражает само- бытностью в решении
1 На это стихотворение впервые обратил внимание Д. Д. Благой, сопоставивший его с "Цыганской венгеркой" Ап. Григорьева (см.: Благой Д. Александр Блок и Аполлон Григорьев // Об Александре Блоке. М., 1929. С. 142).
"цыганской темы" и интересно в основном как проявление первичного интереса к ней. Следует отметить, пожалуй, постоянное подчеркивание "страстей" как главного приз- нака "цыганской" жизни ("буйной прихоти наезды", "в сердцах еще играла дико / Кровь, и темный лес гремел. / Пробужденный звоном, звонкой прихоти наезд" - 1, 384), а также сопоставление жизни цыган с жизнью природы.
Табор шел. Вверху сверкали звезды.
В высоте, на темном океане, Меркли, гасли легионы звезд -
сопоставление, иногда принимающее и характер конт- раста:
темный лес На веселье сумрачно глядел (1, 384; курсив и разряд- ка наши. - Ю. Л., 3. М.).
Однако поскольку и отношение к "страстям", и отноше- ние к природе у Блока периода "Ante lucem" еще доста- точно туманно, то неясна (а скорее, и попросту отсутс- твует) сколь бы то ни было целостная концепция "цыганс- ких" образов. Первым стихотворением, в котором "цыганс- кая тема" решена не традиционно, а органически входит в поэтическую эволюцию А. Блока, было "По берегу плелся больной человек..." (28 декабря 1903 г.) из цикла "Рас- путья". Стихотворение это - очень важная веха на пути от "Распутий" к "Городу" и "Разным стихотворениям" вто- рого тома. За ним последовали "Потеха! Рокочет тру- ба..." (июль 1905 г.) и ряд стихотворений, "погранич- ных" с "цыганской темой" ("Мне гадалка с морщинистым ликом..." - 11 декабря 1903 г. и другие). Они образуют сложное единство и характеризуют отношение Блока к этой теме в 1903-1905 гг. В это время "цыганская тема" еще отнюдь не прямо связана именно с демократической тради- цией, прослеженной нами выше, однако связь эта уже на- мечается.
содержание .. 101 102 103 104 105 106 107 ..
|
|
|