"Человек природы" в русской литературе XIX века и "цыганская тема" у Блока

  Главная      Учебники - Литература     О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  ..

 

 

"Человек природы" в русской литературе XIX века и "цыганская тема" у Блока - часть 1

                                

   Вопрос о связях Блока с русской культурой изучен все

еще  недостаточно.  Традиционным  является  указание на

связь поэзии молодого Блока с творчеством В.  Жуковско-

го,  А.  Фета, на влияние, которое оказали на Блока Ап.

Григорьев,  частично Я. Полонский и Ф. Тютчев. Эти наб-

людения, порой весьма интересные и содержательные, при-

вычно обобщались в схему: поэзия Блока завершает разви-

тие русской дворянской поэзии XIX в.,  она включается в

традицию: романтизм Жуковского - "чистое искусство" Фе-

та - символизм.  Вопрос о связях Блока с русской демок-

ратической культурой XIX в. не ставился, поскольку под-

разумевалось, что ответ здесь может быть только отрица-

тельный.  Между тем появившиеся, главным образом в пос-

ледние  годы,  исследования  на  тему  о связях Блока с

русским народным  творчеством,  Пушкиным,  Лермонтовым,

Гоголем, Некрасовым, Л. Толстым2 позволяют             

  


Статья написана совместно с 3. Г. Минц.          

   2 Померанцева Э. В. Блок и фольклор // Русский фоль-

клор.  М.,  1958.  Т.  3;  Гроссман Л. Блок и Пушкин //

Собр.  соч.: В 4 т. М., 1928. Т. 4; Гессен С. Коммента-

рии А.  Блока к стихотворениям Пушкина // Пушкин:  Вре-

менник Пушкинской комиссии АН СССР. М.; Л., 1936. Т. 1;

Розанов И.  Александр Блок и Пушкин // Книга  и  проле-

тарская революция. 1936. № 7; Бонды С. Драматургия Пуш-

кина и русская драматургия XIX в.  // Пушкин -  родона-

чальник новой русской литературы.  М.;  Л.,  1941;  То-

ма-шенский Б.  Поэтическое наследие Пушкина  (лирика  и

поэмы) // Там же; Цейтлин А. "Евгении Онегин" и русская

литература // Там же; Орлов В. Александр Блок:        

   Очерк творчества.  М.,  1956;  Голицына В.  Пушкин и

Блок // Пушкинский сборник.  Псков, 1962; Шувалов С. В.

Блок и Лермонтов // О Блоке. М., 1929; Максимов Д. Лер-

монтов и Блок // Ленинград. 1941. № 13-14; Жак Л. Алек-

сандр Блок о Лермонтове // Литературный Саратов.  Сара-

тов,  1946. Кн. 7; Максимов Д. Лермонтов и Блок // Мак-

симов Д. Поэзия Лермонтова. Л., 1959; Белый А. Мастерс-

тво Гоголя.  М.; Л., 1934; Крук И. Ал. Блок и Гоголь //

Русская литература.  1961.  № 1;  Орлов В. Н. Александр

Блок  и  Некрасов  //  Научный бюллетень ЛГУ.  1947.  

16-17; Левин Ю., Дикман М. Пометки А. А. Блока на собр.

стих.  Некрасова // Учен.  зап.  ЛГУ. 1957. № 229. Вып.

30;  Минц 3.  Г. Ал. Блок и Л. Н. Толстой // Учен. зап.

Тартуского гос. ун-та. 1962. Вып. 119.                


 

взглянуть на вопрос с совершенно другой стороны. Однос-

торонняя  трактовка  вопроса отрицательно сказывалась и

на построениях общих концепций в области литературы XIX

в. Обрыв связей между ней и крупнейшими художественными

явлениями XX в.  приводил к искажению  историко-литера-

турной перспективы.  При этом следует подчеркнуть,  что

пересмотр традиционных взглядов не  может  произойти  в

порядке смены одной априорной концепции другой: необхо-

дим ряд конкретных изучении. Хотелось бы указать на та-

кие узловые темы, как "Блок и древняя русская литерату-

ра",  "Блок и культура русского XVIII  века",  "Блок  и

традиции русской литературы XIX века" в ее сложных гра-

нях от Достоевского до Чехова.  Все  эти  вопросы  ждут

своего решения.  Настоящий очерк ставит перед собой го-

раздо более скромную,  но аналогично направленную цель:

изучить  на конкретном примере "цыганской темы" в твор-

честве Блока связь его с глубокой предшествующей  куль-

турной традицией и посмотреть,  не бросит ли это,  хотя

бы частично, новый свет как на Блока, так и на саму эту

традицию.  Так  называемая  цыганская тема в творчестве

Блока предоставляет нам удобную возможность  проследить

некоторые  глубинные связи поэта с демократической тра-

дицией русской общественной мысли предшествующего пери-

ода.                                                  

   Зарождение "цыганской  темы"  естественно связано с

появлением в литературе образов цыган как особого  типа

персонажей.  А это,  в свою очередь,  связывалось с тем

интересом к местному колориту, национальной характерис-

тичности персонажей и живописности образов, которые по-

явились в литературе как составная часть романтического

стиля.  Так воспринимали дело и современники.  Пушкин в

письме А.  Г.  Родзянко писал 8 декабря 1824 г. о поэме

Баратынского: "Эта чухонка говорят чудо как мила. - А я

про Цыганку;  каков? подавай же нам скорее свою Чупку -

ай да Парнасе!  ай да героини!  ай да честная компания!

Воображаю,  Аполлон, смотря на них, закричит: зачем ве-

дете  мне не ту?  А какую ж тебе надо,  проклятый Феб?"

(XIII, 128-129).                                      

   Связь "цыганской темы" с романтическими настроениями

столь очевидна, что именно она бросилась в глаза иссле-

дователям, заслонив другие, более глубинные связи. Меж-

ду тем обращение только к данному историческому матери-

алу убеждает,  что оба основных аспекта темы: "общество

цыган  как  особый  социальный  организм" и "цыгане как

специфический национально-

               


   (Труды по рус.  и слав.  филологии. Т. 5); Благой Д.

Д.  Александр Блок и Аполлон Григорьев // Благой Д.  Д.

Три века... М., 1933; Розанов И. Блок - редактор поэтов

// О Блоке;  Асеев Н.  Работа над стихом.  Л.,  1929. В

последних из перечисленных работ освещены некоторые ас-

пекты "цыганской темы" в творчества Блока; это позволя-

ет нам несколько сузить рассматриваемый вопрос, опуская

то, что уже привлекало внимание исследователей.       

   1 См.:  Герман  А.  В.  Библиография о цыганах.  М.,

1930; обширная, хотя и беспорядочно нагроможденная, ли-

тература приведена в кн.:  Штейнпресс Б. К истории "цы-

ганского пения" в России.  М., 1934. Пользуемся случаем

принести благодарность академику М. П. Алексееву, обра-

тившему наше внимание на эту книгу.                   


 

психологический тип" - были даны еще в просветительской

литературе доромантического периода, и связи эти оказы-

ваются  более значительными и долгодействующими в общей

историко-литературной  перспективе,  чем   сравнительно

кратковременная трактовка вопроса.                    

   Напомним хотя  бы  о  таком факте.  По авторитетному

свидетельству В.  П.  Гаевского, Пушкин еще в лицее, то

есть задолго до периода романтических настроений, напи-

сал роман "Цыган".  Вполне можно согласиться с  Б.  В.

Томашевским,  который дал такую характеристику этому не

дошедшему до нас произведению:  "Принимая  во  внимание

моду времени, а также литературу, которой напитан был с

детства Пушкин, можно предполагать, что так названа бы-

ла философская повесть небольшого размера в духе прос-

ветительской литературы XVIII в. Вероятно, цыган

- герой романа - попадал в чуждую ему среду европейской

цивилизации, и в его простодушных суждениях вскрывались

противоречия,  свойственные  "цивилизованному"  общест-

ву"2. Такое толкование представляется весьма вероятным.

'Однако  следует  подчеркнуть,  что в этом случае образ

цыгана рассматривается как  равнозначный  понятию  "ди-

карь" в распространенной в XVIII в. литературной ситуа-

ции:  "естественный человек в цивилизованном обществе".

Оснований  для выделения "цыганской темы" как специфич-

ной и отличающейся от сюжетной ситуации "гурон (или во-

обще  "дикий" - без какой-либо конкретизации) в Европе"

при такой постановке вопроса еще не возникает. Для того

чтобы  понять  специфичность "цыганской темы",  следует

произвести некоторые дополнительные исследования.     

   Антитеза "дикарь - цивилизованный человек",  которой

оперирует  современный  исследователь для уяснения себе

круга идей конца XVIII - начала XIX в., слишком упроще-

на и совсем не отражает богатства идей той эпохи.      

   Оставляя в стороне ряд весьма существенных отличий в

истолковании разными лагерями проблемы  "естественного"

человека, остановимся на двух возможных трактовках это-

го вопроса внутри демократического комплекса идей XVIII

в.                                                     

   Следуя первой точке зрения, человек социален по сво-

ей природе3, он "рожден для общежития". "Народ есть об-

щество  людей,  соединившихся  для  снискания своих вы-

год"4. Права гражданина не ограничивают свободы челове-

ка:  "Предписание  же закона положительного не иное что

быть должно, как безбедное употребление прав естествен-

ных"5.  Вторая  же точка зрения утверждала мысль о том,

что естественное состояние первобытно-свободного      

  


 См.:  Летопись жизни и творчества А.  С.  Пушкина.

1799-1826 // Сост.  М. А. Цявловский. 2-е изд., испр. и

доп. Л., 1991. С. 63, 641.                            

   2 Томашмский Б.  В.  Пушкин.  М.;  Л.,  1956. Кн. 1:

(1813 -1824). С. 33.                                  

   3 См.  гл. "De la Sociabilite" в кн.: De 1'homme, de

ses facultes intellectuelles et son education,  ouvrage

posthume  de М.  Helvetius.  Liege,  MDCCLXXIV.  T.  1.

(Oeuvres completes. T. 3). P. 160-179 (русский перевод:

Гельвецш К.  А. О человеке, его умственных способностях

и его воспитании. М., 1938).                          

   * Радищев А.  Н.  Поли.  собр.  соч.: В 3 т. М.; Л.,

1936. Т. 1. С. 187.                                   

   5 Там же. Т. 3. С. 11.                             


 

человека - одиночество.  Из первой концепции вытекало,

что  вступающий в общество индивид сохранял всю полноту

своей естественной свободы. Согласно второй - становясь

гражданином,  он  переставал  быть свободным человеком,

так как часть его личной свободы приносилась  в  жертву

требованиям общего блага. Между тем философы типа Гель-

веция или Радищева полагали, что до рождения деспотизма

интересы человека и общества совпадали безусловно.    

   Обе концепции,  с разных сторон, приводили к сходным

выводам:  первое "гражданское" общество  мыслилось  как

общество оседлое. Особенно на этом настаивал Руссо, ко-

торый,  прозорливо связывая возникновение государства с

появлением собственности,  особенно земельной,  считал,

что оседлость была первым условием  превращения  дикого

человека,  номада,  в человека,  покорного законам,  то

есть гражданина.  При этом и семья для Руссо -  не  ес-

тественная,  а договорная, гражданская организация. Для

Радищева - первое,  "нормальное" общество - всегда  об-

щество оседлых земледельцев.  А с этим связано, как и у

Руссо, понятие собственности: "Представим себе мысленно

мужей,  пришедших  в пустыню,  для сооружения общества.

Помышляя о прокормлении своем,  они делят поросшею зла-

ком землю"2. Таким образом, справедливое договорное об-

щество - это общество, основанное ради охраны счастья и

трудовой,  эгалитарной  собственности  всех его членов.

Такое общество не может быть обществом кочевников.    

   В этом смысле образ цыгана как положительного героя,

идеализация  человека  именно потому,  что он стоит вне

собственности,  владения клочком земли,  оседлости, - в

литературе XVIII в.  встречались весьма редко.  Важен и

другой аспект вопроса.  В литературе XVIII в. осуждение

собственности или даже проповедь имущественного равенс-

тва сопровождались, как правило, апологией героического

аскетизма. Она свойственна была в высшей мере Мабли, ее

не чуждался Руссо,  и с особенной силой она зазвучала в

этической концепции якобинцев, пытавшихся противопоста-

вить стихийному напору буржуазного эгоизма доктрину са-

мопожертвования во имя общего блага и античных доброде-

телей.  Сторонниками же гармонической личности,  страс-

тей,  бьющих через край, полноты жизненных сил, многог-

ранной и эгоистически (в  философском  понимании  XVIII

в.) счастливой жизни были,  как правило, мыслители, ко-

торые, борясь с феодальным ограничением свободы челове-

ка, еще не видели беды в свободной игре частных интере-

сов.                                                  

   Однако в предреволюционную эпоху различие между эти-

кой, которую можно условно определить как этику "разум-

ного эгоизма",  и этикой, столь же условно определяемой

как система "героического аскетизма", проявлялось внут-

ри демократического лагеря лишь  как  потенциально  су-

ществующая тенденция.  На примере Руссо мы видим их ор-

ганическое сплетение. Очень                           

  


1 Руссо считал,  что человек,  "становясь  существом

общежительным,  и вместе с тем рабом", "становится сла-

бым, болезненным и приниженным, и спокойный, изнеживаю-

щий образ жизни надрывает в конце концов его силы и его

мужество" (Руссо Ж.-Ж.  О причинах  неравенства   Под

ред. и с предисл. С. Н. Южакова. СПб., 1907. С. 36).  

   2 Радищев А. Н. Полн. собр. соч. Т. 1. С. 314.     


 

своеобразно сложилось  развитие  русской   общественной

мысли  XVIII  в.  В  трудах Радищева мы видим сочетание

этики счастья,  полного развития всех заложенных в при-

роде человека возможностей, с теорией общественного до-

говора.  Этика французских материалистов XVIII в.  ока-

жется очень важной для Пушкина.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  ..