|
|
содержание .. 100 101 102 103 104 105 ..
"Человек природы" в русской литературе XIX века и "цыганская тема" у Блока - часть 1
Вопрос о связях Блока с русской культурой изучен все еще недостаточно. Традиционным является указание на связь поэзии молодого Блока с творчеством В. Жуковско- го, А. Фета, на влияние, которое оказали на Блока Ап. Григорьев, частично Я. Полонский и Ф. Тютчев. Эти наб- людения, порой весьма интересные и содержательные, при- вычно обобщались в схему: поэзия Блока завершает разви- тие русской дворянской поэзии XIX в., она включается в традицию: романтизм Жуковского - "чистое искусство" Фе- та - символизм. Вопрос о связях Блока с русской демок- ратической культурой XIX в. не ставился, поскольку под- разумевалось, что ответ здесь может быть только отрица- тельный. Между тем появившиеся, главным образом в пос- ледние годы, исследования на тему о связях Блока с русским народным творчеством, Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Некрасовым, Л. Толстым2 позволяют
Статья написана совместно с 3. Г. Минц. 2 Померанцева Э. В. Блок и фольклор // Русский фоль- клор. М., 1958. Т. 3; Гроссман Л. Блок и Пушкин // Собр. соч.: В 4 т. М., 1928. Т. 4; Гессен С. Коммента- рии А. Блока к стихотворениям Пушкина // Пушкин: Вре- менник Пушкинской комиссии АН СССР. М.; Л., 1936. Т. 1; Розанов И. Александр Блок и Пушкин // Книга и проле- тарская революция. 1936. № 7; Бонды С. Драматургия Пуш- кина и русская драматургия XIX в. // Пушкин - родона- чальник новой русской литературы. М.; Л., 1941; То- ма-шенский Б. Поэтическое наследие Пушкина (лирика и поэмы) // Там же; Цейтлин А. "Евгении Онегин" и русская литература // Там же; Орлов В. Александр Блок: Очерк творчества. М., 1956; Голицына В. Пушкин и Блок // Пушкинский сборник. Псков, 1962; Шувалов С. В. Блок и Лермонтов // О Блоке. М., 1929; Максимов Д. Лер- монтов и Блок // Ленинград. 1941. № 13-14; Жак Л. Алек- сандр Блок о Лермонтове // Литературный Саратов. Сара- тов, 1946. Кн. 7; Максимов Д. Лермонтов и Блок // Мак- симов Д. Поэзия Лермонтова. Л., 1959; Белый А. Мастерс- тво Гоголя. М.; Л., 1934; Крук И. Ал. Блок и Гоголь // Русская литература. 1961. № 1; Орлов В. Н. Александр Блок и Некрасов // Научный бюллетень ЛГУ. 1947. № 16-17; Левин Ю., Дикман М. Пометки А. А. Блока на собр. стих. Некрасова // Учен. зап. ЛГУ. 1957. № 229. Вып. 30; Минц 3. Г. Ал. Блок и Л. Н. Толстой // Учен. зап. Тартуского гос. ун-та. 1962. Вып. 119.
взглянуть на вопрос с совершенно другой стороны. Однос- торонняя трактовка вопроса отрицательно сказывалась и на построениях общих концепций в области литературы XIX в. Обрыв связей между ней и крупнейшими художественными явлениями XX в. приводил к искажению историко-литера- турной перспективы. При этом следует подчеркнуть, что пересмотр традиционных взглядов не может произойти в порядке смены одной априорной концепции другой: необхо- дим ряд конкретных изучении. Хотелось бы указать на та- кие узловые темы, как "Блок и древняя русская литерату- ра", "Блок и культура русского XVIII века", "Блок и традиции русской литературы XIX века" в ее сложных гра- нях от Достоевского до Чехова. Все эти вопросы ждут своего решения. Настоящий очерк ставит перед собой го- раздо более скромную, но аналогично направленную цель: изучить на конкретном примере "цыганской темы" в твор- честве Блока связь его с глубокой предшествующей куль- турной традицией и посмотреть, не бросит ли это, хотя бы частично, новый свет как на Блока, так и на саму эту традицию. Так называемая цыганская тема в творчестве Блока предоставляет нам удобную возможность проследить некоторые глубинные связи поэта с демократической тра- дицией русской общественной мысли предшествующего пери- ода. Зарождение "цыганской темы" естественно связано с появлением в литературе образов цыган как особого типа персонажей. А это, в свою очередь, связывалось с тем интересом к местному колориту, национальной характерис- тичности персонажей и живописности образов, которые по- явились в литературе как составная часть романтического стиля. Так воспринимали дело и современники. Пушкин в письме А. Г. Родзянко писал 8 декабря 1824 г. о поэме Баратынского: "Эта чухонка говорят чудо как мила. - А я про Цыганку; каков? подавай же нам скорее свою Чупку - ай да Парнасе! ай да героини! ай да честная компания! Воображаю, Аполлон, смотря на них, закричит: зачем ве- дете мне не ту? А какую ж тебе надо, проклятый Феб?" (XIII, 128-129). Связь "цыганской темы" с романтическими настроениями столь очевидна, что именно она бросилась в глаза иссле- дователям, заслонив другие, более глубинные связи. Меж- ду тем обращение только к данному историческому матери- алу убеждает, что оба основных аспекта темы: "общество цыган как особый социальный организм" и "цыгане как специфический национально-
(Труды по рус. и слав. филологии. Т. 5); Благой Д. Д. Александр Блок и Аполлон Григорьев // Благой Д. Д. Три века... М., 1933; Розанов И. Блок - редактор поэтов // О Блоке; Асеев Н. Работа над стихом. Л., 1929. В последних из перечисленных работ освещены некоторые ас- пекты "цыганской темы" в творчества Блока; это позволя- ет нам несколько сузить рассматриваемый вопрос, опуская то, что уже привлекало внимание исследователей. 1 См.: Герман А. В. Библиография о цыганах. М., 1930; обширная, хотя и беспорядочно нагроможденная, ли- тература приведена в кн.: Штейнпресс Б. К истории "цы- ганского пения" в России. М., 1934. Пользуемся случаем принести благодарность академику М. П. Алексееву, обра- тившему наше внимание на эту книгу.
психологический тип" - были даны еще в просветительской литературе доромантического периода, и связи эти оказы- ваются более значительными и долгодействующими в общей историко-литературной перспективе, чем сравнительно кратковременная трактовка вопроса. Напомним хотя бы о таком факте. По авторитетному свидетельству В. П. Гаевского, Пушкин еще в лицее, то есть задолго до периода романтических настроений, напи- сал роман "Цыган". Вполне можно согласиться с Б. В. Томашевским, который дал такую характеристику этому не дошедшему до нас произведению: "Принимая во внимание моду времени, а также литературу, которой напитан был с детства Пушкин, можно предполагать, что так названа бы- ла философская повесть небольшого размера в духе прос- ветительской литературы XVIII в. Вероятно, цыган - герой романа - попадал в чуждую ему среду европейской цивилизации, и в его простодушных суждениях вскрывались противоречия, свойственные "цивилизованному" общест- ву"2. Такое толкование представляется весьма вероятным. 'Однако следует подчеркнуть, что в этом случае образ цыгана рассматривается как равнозначный понятию "ди- карь" в распространенной в XVIII в. литературной ситуа- ции: "естественный человек в цивилизованном обществе". Оснований для выделения "цыганской темы" как специфич- ной и отличающейся от сюжетной ситуации "гурон (или во- обще "дикий" - без какой-либо конкретизации) в Европе" при такой постановке вопроса еще не возникает. Для того чтобы понять специфичность "цыганской темы", следует произвести некоторые дополнительные исследования. Антитеза "дикарь - цивилизованный человек", которой оперирует современный исследователь для уяснения себе круга идей конца XVIII - начала XIX в., слишком упроще- на и совсем не отражает богатства идей той эпохи. Оставляя в стороне ряд весьма существенных отличий в истолковании разными лагерями проблемы "естественного" человека, остановимся на двух возможных трактовках это- го вопроса внутри демократического комплекса идей XVIII в. Следуя первой точке зрения, человек социален по сво- ей природе3, он "рожден для общежития". "Народ есть об- щество людей, соединившихся для снискания своих вы- год"4. Права гражданина не ограничивают свободы челове- ка: "Предписание же закона положительного не иное что быть должно, как безбедное употребление прав естествен- ных"5. Вторая же точка зрения утверждала мысль о том, что естественное состояние первобытно-свободного
См.: Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина. 1799-1826 // Сост. М. А. Цявловский. 2-е изд., испр. и доп. Л., 1991. С. 63, 641. 2 Томашмский Б. В. Пушкин. М.; Л., 1956. Кн. 1: (1813 -1824). С. 33. 3 См. гл. "De la Sociabilite" в кн.: De 1'homme, de ses facultes intellectuelles et son education, ouvrage posthume de М. Helvetius. Liege, MDCCLXXIV. T. 1. (Oeuvres completes. T. 3). P. 160-179 (русский перевод: Гельвецш К. А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. М., 1938). * Радищев А. Н. Поли. собр. соч.: В 3 т. М.; Л., 1936. Т. 1. С. 187. 5 Там же. Т. 3. С. 11.
человека - одиночество. Из первой концепции вытекало, что вступающий в общество индивид сохранял всю полноту своей естественной свободы. Согласно второй - становясь гражданином, он переставал быть свободным человеком, так как часть его личной свободы приносилась в жертву требованиям общего блага. Между тем философы типа Гель- веция или Радищева полагали, что до рождения деспотизма интересы человека и общества совпадали безусловно. Обе концепции, с разных сторон, приводили к сходным выводам: первое "гражданское" общество мыслилось как общество оседлое. Особенно на этом настаивал Руссо, ко- торый, прозорливо связывая возникновение государства с появлением собственности, особенно земельной, считал, что оседлость была первым условием превращения дикого человека, номада, в человека, покорного законам, то есть гражданина. При этом и семья для Руссо - не ес- тественная, а договорная, гражданская организация. Для Радищева - первое, "нормальное" общество - всегда об- щество оседлых земледельцев. А с этим связано, как и у Руссо, понятие собственности: "Представим себе мысленно мужей, пришедших в пустыню, для сооружения общества. Помышляя о прокормлении своем, они делят поросшею зла- ком землю"2. Таким образом, справедливое договорное об- щество - это общество, основанное ради охраны счастья и трудовой, эгалитарной собственности всех его членов. Такое общество не может быть обществом кочевников. В этом смысле образ цыгана как положительного героя, идеализация человека именно потому, что он стоит вне собственности, владения клочком земли, оседлости, - в литературе XVIII в. встречались весьма редко. Важен и другой аспект вопроса. В литературе XVIII в. осуждение собственности или даже проповедь имущественного равенс- тва сопровождались, как правило, апологией героического аскетизма. Она свойственна была в высшей мере Мабли, ее не чуждался Руссо, и с особенной силой она зазвучала в этической концепции якобинцев, пытавшихся противопоста- вить стихийному напору буржуазного эгоизма доктрину са- мопожертвования во имя общего блага и античных доброде- телей. Сторонниками же гармонической личности, страс- тей, бьющих через край, полноты жизненных сил, многог- ранной и эгоистически (в философском понимании XVIII в.) счастливой жизни были, как правило, мыслители, ко- торые, борясь с феодальным ограничением свободы челове- ка, еще не видели беды в свободной игре частных интере- сов. Однако в предреволюционную эпоху различие между эти- кой, которую можно условно определить как этику "разум- ного эгоизма", и этикой, столь же условно определяемой как система "героического аскетизма", проявлялось внут- ри демократического лагеря лишь как потенциально су- ществующая тенденция. На примере Руссо мы видим их ор- ганическое сплетение. Очень
1 Руссо считал, что человек, "становясь существом общежительным, и вместе с тем рабом", "становится сла- бым, болезненным и приниженным, и спокойный, изнеживаю- щий образ жизни надрывает в конце концов его силы и его мужество" (Руссо Ж.-Ж. О причинах неравенства / Под ред. и с предисл. С. Н. Южакова. СПб., 1907. С. 36). 2 Радищев А. Н. Полн. собр. соч. Т. 1. С. 314.
своеобразно сложилось развитие русской общественной мысли XVIII в. В трудах Радищева мы видим сочетание этики счастья, полного развития всех заложенных в при- роде человека возможностей, с теорией общественного до- говора. Этика французских материалистов XVIII в. ока- жется очень важной для Пушкина.
содержание .. 100 101 102 103 104 105 ..
|
|
|