Не случайно народность воспринимается Пушкиным в эти годы

  Главная      Учебники - Литература     О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   101  102  103  104  105  106  ..

 

 

 

 

"Человек природы" в русской литературе XIX века и "цыганская тема" у Блока - часть 3

 

 

Не случайно народность воспринимается Пушкиным в эти годы,  в частности,  как страстность, способность к

полноте сердечной жизни. (Ср. "Черную шаль", явно тяго-

теющую в своем замысле к "Братьям-разбойникам",  перво-

начально  задуманным в том же романсно-балладном ключе,

- ср. набросок "Молдавской песни":                    

 

     Нас было два брата - мы вместе росли -             

    И жалкую младость в нужде провели... (IV, 373)    

  

И то, что ключ к народности ищется в "цыганской" или

"молдавской" теме, - не случайно. Дело и в том, что об-

раз русского крестьянина влек за собой совершенно  иной

круг  идей   тему  крепостничества ("но мысль ужасная

здесь душу омрачает..."),  а не идеальной жизни, народа

в чистой субстанции этого понятия.  Но и в другом:  еще

со времени  Державина  установилось  противопоставление

бурного,  страстного, темпераментного "цыганского" типа

и "чинного" облика русской крестьянки.                

  

   Возьми, египтянка, гитару,                         

   Ударь по струнам, восклицай;                       

   Исполнясь сладострастна жару,                      

    Твоей всех пляской восхищай.                      

   Жги души, огнь бросай в сердца                     

   От смуглого лица.                                  

   Неистово, роскошно чувство,                        

   Нерв трепет, мление любви,                           

Волшебное зараз искусство                        

     Бакханок древних оживи.                               

   Жги души, огнь бросай в сердца                      

    От смуглого лица.                                    

                                                       

      Как ночь, - с ланит сверкай зарями,                   

   Как вихорь, - прах плащом сметай,                  

   Как птица, - подлетай крылами,                     

   И в длани с визгом ударяй.                          

   Жги души, огнь бросай в сердца                     

   От смуглого лица...                                

   Нет, стой, прелестница довольно,                   

    Муз скромных больше не страши;                    

   Но плавно, важно, благородно,                      

   Как русска дева, пропляши...                       

  

("Цыганская пляска". 1805)

 

 Здесь уже находим и существенный для "цыганской" те-

мы образ яркой, жгущей душу страсти, и не менее сущест-

венное для нее сочетание любви и смерти - не имеющее  и

тени мистицизма свидетельство силы земного чувства:   

  

   Топоча по доскам гробовым                          

   Буди сон мертвой тишины.                           

  

Страсть, которая  не удерживается в пределах умерен-

ной гармонии,  а пожирает человека, страсть - дисгармо-

ния ("в длани с визгом ударяй") - вместе с тем и полное

проявление человека,  вызывающее воспоминание об антич-

ной полноте жизни, то есть о "нормальном" человеке:   

  

Волшебное зараз искусство

 Вакханок древних оживи.  

  

Мысль о том,  что только страсть, выводящая человека

за пределы привычного,  в "ненормальном" обществе возв-

ращает человека к человеческой норме,  родилась в XVIII

в.,  но, пройдя сквозь века, прозвучала и в "Сказках об

Италии" Горького ("Тарантелла" и другие), и в известных

словах Блока:                                         

 

 ...только влюбленный                               

   Имеет право на звание человека .                   

  

Показательно, что еще для И.  Дмитриева  "цыганская"

тема оказалась за пределами искусства:  в стихотворение

"К Г. Р. Державину" (1805) он ввел образ условно-поэти-

ческой буйной толпы:                                  

  

Рдяных Сатиров и Вакховых жриц -                   

 

 и лишь в примечаниях пояснил:  "Здесь описаны цыгане

и цыганки,  которые во все лето промышляют  в  Марьиной

роще песнями и пляскою".  Итак, не только яркость, при-

поднятость над обыденностью героя-цыгана привлекают на-

ше внимание при рассмотрении темы настоящего исследова-

ния. Для того

                     


   1 Блок А.  А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л., 1960. Т. 2.

С. 289. В дальнейшем ссылки на это издание приводятся в

тексте с указанием тома и страницы.                   


 

чтобы отличить,  к  романтической  или неромантической,

идущей из глубин демократической мысли XVIII в.  тради-

ции  следует  отнести  тот или иной образ,  существенно

другое: отношение героя к народу, понимание природы че-

ловека и природы народа. В этом смысле очень характерна

поэма Е. Баратынского "Цыганка" ("Наложница"), позволя-

ющая проследить различие между Земфирой Пушкина и Сарой

Баратынского.  Поэма  Баратынского  написана  в  период

сближения  поэта  с пушкинскими требованиями психологи-

ческого реализма (это очень сильно отразилось в предис-

ловии,  вызвавшем одобрение Белинского), однако принцип

структуры характера у Баратынского  романтический.  Это

тем  более  заметно,  что  влияние пушкинской традиции,

вплоть до прямых цитат',  ощущается очень явно. Свобод-

ный,  основанный лишь на любви, а не на долге и тем бо-

лее не на юридических обязательствах, союз героя и Сары

определен словами,  почти точно заимствованными из пуш-

кинской поэмы. И все же сказанное лишь ярче подчеркива-

ет  разницу в структуре образов.  Два женских персонажа

поэмы Баратынского противопоставлены,  в духе  романти-

ческих поэм,  по принципу темперамента, напоминая анти-

тезу Зарема - Мария в "Бахчисарайском фонтане". То, что

героиня   цыганка,  в данной связи должно подчеркнуть

темперамент как основу характера. Иной смысл имеет про-

тивопоставление Сары герою.  Их характеры приравнивают-

ся. За покрывалом бытового повествования вырисовываются

романтические контуры сильных,  страстных, одиноких на-

тур.  Оба героя находятся в одинаковых отношениях к лю-

дям,  народу.  "Люди" - это сила,  которая не принимает

своеобразия, самобытности яркой личности, стремится ни-

велировать ее под общий уровень и тем губит.  Для героя

это "свет",  который  осудил  его  разгульную  жизнь  и

властно  навязывает  ему требования "приличий",  безжа-

лостно казня за их нарушение.  И то,  что дело здесь не

только в сатире на "свет",  а в романтическом осуждении

"толпы" (то есть народа),  ясно, поскольку по отношению

к Саре ту же роль играет хор.  Хор в поэме Баратынского

- совсем не свободный союз ярких, полных жизни людей, в

среде  которых и личность человека получает полное раз-

витие:                                                

   хор нивелирует, он не терпит своеволия. Порыв Сары к

счастью  он  наказывает  убийством  ее  возлюбленного и

властно возвращает героиню к  общему  существованию.  С

этим связан трагический конец: герой-отщепенец погибает

под двойным ударом общества и хора,  а  героини  влачат

свое существование, подчинившись власти коллектива. Ве-

ра становится холодной и приличной  женщиной  света,  а

Сара   подчиненной хору и утратившей власть над своей

судьбой цыганкой. Общество казнит "беззаконную комету".

Все это бесконечно далеко от соотношения человека и на-

рода в мире пушкинских цыган.                          

   Само появление "цыганской" темы было связано с  воз-

никновением интереса к народу,  литературному изображе-

нию народного характера, с тем специфическим пониманием

природы  человека и народа,  которое зародилось в XVIII

в.  Однако оформиться эта тема смогла лишь в начале XIX

в.,  когда  стало  возникать представление о мире собс-

твенности как не меньшем носителе                     

  


 Ср.  стихи:  "И от людей благоразумных...", "Своим

пенатам  возвращенный..."  с "Евгением Онегиным".  Есть

совпадения и с другими поэмами Пушкина.               


 

зла, чем мир бюрократического гнета.  Именно тогда воз-

ник герой-номад,  цыган,  бродяга,  погруженный, вместо

имущественных забот,  в поэзию, музыку, искусство. Под-

линный народ в своих высших потенциях - "племя,  поющее

и пляшущее". Не случайно рядом с "цыганской темой" воз-

никает образ народа,  живущего в краю песен   "стране

искусства".  Так возникает сначала гоголевская Украина,

затем гоголевская Италия, а позже - тема Италии в русс-

кой литературе,  которая дойдет до Горького и Блока как

своеобразный двойник "цыганской темы".  По сути дела, и

казаки в "Тарасе Бульбе" - номады, которые отреклись от

мира семейственного,  имущественного и предались "това-

рийству", войне и веселью. Это (что чрезвычайно сущест-

венно) воспринимается автором как приобщение личности к

стихии, коллективу и коллективным страстям. Но, принци-

пиально отличаясь от романтиков,  Гоголь  считает,  что

такое  приобщение  человека к чему-то большему,  чем он

сам (дружбе,  народу,  истории, в конечном счете - сти-

хии), не означает потери себя. Вместо романтической ан-

титезы: яркая личность, отделенная от народа, - смирен-

ная безличность,  приобщенная к целому (народу,  семье,

обычаю,  обряду,  религии, фольклору), здесь бедность и

раздробленность,  вплоть до полной призрачности личнос-

ти,  взятой в отдельности,  - и яркость, индивидуальная

полнота человека, отдавшего себя стихии.              

   Такова стихия боя - веселая, поглощающая и обогащаю-

щая личность.  Это тоже - погружение в искусство, в му-

зыку:  "Андрий  весь погрузился в очаровательную музыку

пуль и мечей.  Он не знал, что такое значит обдумывать,

или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие си-

лы.  Бешеную негу и упоенье он видел в битве.  Пиршест-

венное зрелось ему в те минуты,  когда разгорится у че-

ловека голова,  в глазах все мелькает и мешается, летят

головы,  с  громом падают на землю кони,  а он несется,

как пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске и в собс-

твенном жару..."'                                      

   Связь темы  жизни,  погруженной  в искусство,  с той

полнотой индивидуального бытия,  которая  и  составляла

для Пушкина основу свободолюбия (ср.  "Из Пиндемонти"),

раскрыта в знаменитом описании танца запорожцев в  "Та-

расе  Бульбе":  "Земля глухо гудела на всю округу,  и в

воздухе только отдавалось: тра-та-та, тра-та-та. Толпа,

чем далее,  росла; к танцующим приставали другие, и вся

почти площадь покрылась приседающими  запорожцами.  Это

имело  в  себе что-то разительно-увлекательное.  Нельзя

было без движения всей души видеть, как вся толпа отди-

рала танец,  самый вольный, самый бешеный, какой только

видел когда-либо мир,  и который, по своим мощным изоб-

ретателям, носит название казачка. Только в одной музы-

ке есть воля человеку.  Он в оковах везде.   Он  -

раб,  но  он  волен только потерявшись в бешеном танце,

где душа его не боится тела и возносится вольными прыж-

ками, готовая завеселиться на вечность"2.             

   Таким образом, "цыганская" тема на первом этапе сво-

его исторического  существования  была  связана  с  той

"двуплановостью"  художественного изображения,  которая

составляла основу образной структуры просветительского

 


  1 Гоголь Н. В. Полн. собр. соч.: [В 14 т. М.], 1937.

Т. 2. С. 85.                                           

   2 Там же. С. 299-300 (курсив наш. - Ю. Л.. 3. М.). 


 

мышления. Прямолинейное деление  всего  художественного

материала  на выражающий "норму" человеческих отношений

и ее противоестественное искажение порождало интерес  к

таким  художественным  образам,  которые  могли бы быть

противопоставлены действительности как ее  неискаженная

субстанциональная сущность.                          

   Дальнейшее развитие   реализма  усложняло  отношение

между этими планами,  снимая механистическую антитезу и

раскрывая их сложное,  диалектическое взаимопроникнове-

ние. Процесс этот повлиял и на художественное раскрытие

"цыганской темы" в литературе второй половины XIX в.  

   Образ цыгана, бродяги-артиста, художника, презревше-

го власть собственности,  втягивается в мир бытовой жи-

вописи.  Он теряет философическую идеальность, из героя

вне современной среды он становится героем  артистичес-

кой среды.  "Цыганская тема" сливается с образом жизни,

погруженной в искусство,  но уже не в  абстрактно-фило-

софском,  а  бытовом смысле,  то есть с образом богемы.

Показательна этимология слова "богема" (от французского

"boheme" - в буквальном смысле "цыганщина"). То, что на

ранней стадии существовало как антитетические  образные

планы:  артистичность,  погруженность в стихию, музыку,

яркость личности,  полная внутренняя раскованность и ее

политический адекват - свободолюбие,  органическое неп-

риятие всего  бюрократического,  мертвенного,  то  есть

верность  природе человека,  с одной стороны,  - и пош-

лость, мелкое корыстолюбие, эгоистический расчет, вклю-

ченность  в уродливую и ничтожную социальную жизнь,  то

есть искажение характера художника,  бунтаря и отщепен-

ца, в реальной жизни общества, с другой, - теперь прев-

ращается в  компоненты  одного,  сложно-противоречивого

образа.                                               

   Это очень ясно видно на примере "Живого трупа" Л. Н.

Толстого.                                             

   Федя .  (махает рукой, подходит к Маше, садится

на диван рядом с ней).  Ах, Маша, Маша, как ты мне раз-

ворачиваешь нутро все.                                

   Маша. Ну, а что я вас просила...                   

   Федя. Что?  Денег? (Вынимает из кармана штанов). Ну,

что же, возьми.                                        

   Маша смеется, берет деньги и прячет за пазуху.      

   Федя (цыганам) Вот и разберись тут.  Мне открывает

небо, а сама на душки просит. Ведь ты ни черта не пони-

маешь того, что сама делаешь2.                        

   Цыганка Маша здесь изображена не в условно-философс-

ком, а в социально-бытовом ключе. Она причастна опреде-

ленной  среде,  а через среду - всей совокупности соци-

ально-исторических обстоятельств.  Это накладывает  пе-

чать на ее характер.  Господствующие в мире ложные цен-

ности - особенно деньги - приобретают власть и над ней,

а  бытовая "заземленность" образа приводит к тому,  что

природа человека только проглядывает сквозь мелочь    

 


 1 О "двуплановости" художественного мышления просве-

тителей см.: Лотман Ю. М. Пути развития русской просве-

тительской прозы XVIII века // Проблемы русского  Прос-

вещения в литературе XVIII века. М.; Л., 1961.        

   2 Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 22 т. М., 1982. Т. 11.

С. 285-286.                                            


 

и пошлость  "обстоятельств".  Эта,  присутствующая  как

возможность, природа человека, прекрасная норца, вопло-

щается в стихии искусства - в музыке,  песне. Она возв-

ращает человека к красоте "нормальных", не опосредован-

ных никакими фикциями, подлинно человеческих отношений.

Не случайно здесь появляется  антитеза  полной  свободы

человека,  живущего в нормальном мире естественных цен-

ностей,  и условной, мнимой свободы, доступной в рамках

политики  и  цивилизации.  Слова  Феди Протасова:  "Это

степь,  это десятый век,  это не свобода,  а  воля"  -

сродни пушкинскому: "Иная, высшая потребна мне свобода"

(III, 420). И там, и здесь политика противопоставляется

искусству.  Но, поскольку искусство мыслится как высшее

проявление человеческой нормы, антитеза эта имеет смысл

противопоставления  политического организма ("свобода",

по Феде Протасову) - обществу, социально, то есть чело-

вечески справедливому ("воля"),  обществу, организован-

ному по законам счастья и искусства.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   101  102  103  104  105  106  ..