|
|
содержание .. 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 ..
Пушкин и М.А.Дмитриев-Мамонов - часть 2
Интерес Пушкина к судьбе Мамонова подсказал ему не только образ безумца в тюрьме: он был источником еще двух творческих сюжетов. Размышления о судьбах России в 1812 г. неожиданно переплелись у Пушкина с мыслями о Мамонове. В повесть "Рославлев" Пушкин ввел упоминание о нашумевшем в том году событии, являвшемся первым проявлением политичес- кой активности Дмитриева-Мамонова: "Везде повто- ряли бессмертную речь молодого графа Мамонова, пожерт- вовавшего всем своим имением. Некоторые маменьки после того заметили, что граф уже не такой завидный жених, но мы все были от него в восхищении" (VIII, 154). Пушкин обошел ту сторону выступления Мамонова, кото- рая придавала ему политическую остроту и высоко подни- мала над длинным рядом патриотических речей этого пери- ода. Указанный текст Мамонова до нас не дошел, но мы можем судить о нем по косвенным данным: Мамонов ставил - конечно, в осторожной форме - патриотические жертвы дворянства в зависимость от получения сословием полити- ческих прав: дворянство, выполняющее, по его убеждению, ведущую роль в спасении Отечества, должно получить пра- ва, ограничивающие самодержавие, и сделаться "помощни- ком" царя в управлении. Выступление Мамонова не получи- ло поддержки со стороны собравшихся в Москве представи- телей дворянства, но мстительный Александр I его не за- был. Эпизод этот интересным образом отразился в "Войне и мире". Л. Н. Толстой разделил поступок Мамонова на две части. Одну из них он сохранил за историческим лицом, а другую передал Пьеру Безухову (образ Пьера Безухова - богача-магната, масона и декабриста - вобрал в себя, бесспорно, некоторые черты М. А. Дмитриева-Мамонова). В романе есть упоминание о том, что "граф Мамонов жертву- ет полк"2, и этот патриотический поступок толкает Пьера на аналогичные пожертвования. Политическую сторону ак-
Расправа с Т. Е. фон Боком при Александре I хотя и была предварением подобных действии правительства, но все же имела несколько иной характер: Т. фон Бок был осужден за дерзкий поступок, но освобожден из крепости, когда действительно сошел с ума (см.: Записка Т. Е. Бо- ка / Публ. А. В. Предтеченского // Декабристы и их вре- мя. М.; Л., 1951). Мамонова же не освободило от заклю- чения даже безумие: он умер, как и жил, под замком. 2 Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 22 т. М., 1980. Т. 6. С. 104.
тивности Мамонова Толстой полностью передал своему ге- рою: "Пьер с раннего утра был в волнении: необык- новенное собрание не только дворянства, но и купечества - сословий, etats generaux - вызвало в нем целый ряд давно оставленных, но глубоко врезавшихся в его душе мыслей о Contrat social и французской революции". Толстой влагает в уста Пьера речь в пользу дарования дворянству ограниченных конституционных прав: "Я пола- гаю, - говорил он, воодушевляясь, - что государь был бы сам недоволен, ежели бы он нашел в нас только владель- цев мужиков, которых мы отдаем ему, и... chair a canon, которую мы из себя делаем, но не нашел бы в нас со... со... совета"2. Пушкин еще раз вспомнил имя Мамонова в "Рославлеве": жених Полины "вступил в Мамоновский полк" и погиб на Бородинском поле (VIII, 154). Исторически мамоновцы не принимали участия в Бородинском сражении (Мамонов лично был на Бородинском поле, но полк его еще только форми- ровался). Однако Пушкину, видимо, было важно связать жениха Полины с именем этого популярного в Москве пол- ка. Другой "мамоновский" замысел Пушкина связан с его устной импровизацией "Уединенный домик на Васильевс- ком". Текст этой повести дошел до нас в записи (и, воз- можно, в некоторой обработке) В. П. Титова, опублико- вавшего ее в 1829 г. в альманахе "Северные цветы" за подписью "Тит Космократов". Текст не был мгновенным капризом фантазии Пушкина: известны по крайней мере два случая его исполнения автором - в доме Карамзиных и у Дельвигов. Повесть впервые рассмотрена А. А. Ахматовой, убедительно пока- завшей ее органичность в творчестве Пушкина3. Если до Ахматовой исследователи склонны были считать основным автором Титова, отводя Пушкину весьма скромную роль, то после ее статьи связь "Уединенного домика" с сокровенными пушкинскими замыслами сделалась очевидной. Для интересующего нас сюжета особенно важны те наблюде- ния исследовательницы, которые касаются эпилога повес- ти: "Безумие Павла совпадает с реальным "безумием" М. А. Дмитриева-Мамонова. Политический характер не то гам- летовского, не то чаадаевского помешательства"4. Эпизод этот А. А. Ахматова охарактеризовала как таинственный. Таким он и остается для исследователей. Ключом к пони- манию может быть наблюдение самой Ахматовой, связавшей окончание "Домика" с обстоятельствами жизни Дмитрие- ва-Мамонова. После смерти Веры Павел замыкается в стро- гом уединении, ведя таинственную и странную жизнь, в которой отчетливо выступают детали реальной биографии Дмитриева-Мамонова. Вместе с тем не все утверждения А. А. Ахматовой ка- жутся одинаково убедительными. Так, исследовательница настойчиво подчеркивает мысль о том, что в пейзаже "Уе- диненного домика" зашифровано описание места захороне- ния казненных декабристов. Напомним, что Б. В. Тома- шевский придерживался иного мнения, связывая географию "Домика" с окраинами Пе-
1 Толстой Л. Н. Собр. соч. Т. 6. С. 98. 2 Там же. С. 100. 3 Ахматова А. А. Пушкин в 1828 году // Соч.: В 2 т. М., 1986. Т. 2. 4 Там же. С. 173.
тербурга в "Медном всаднике" и "Домике в Коломне". Мне- ние это представляется более убедительным. Укажем, что "Уединенный домик" не был произведением конспиративным: Пушкин публично читал его, как уже отмечалось, по край- ней мере дважды. Место захоронения декабристов, окру- женное глубокой тайной, было сюжетом, категорически запрещенным. П. А. Вяземский, хранивший дома пять щепо- чек с места казни декабристов, почел за благо не снаб- жать их никакой надписью, несмотря на то, что трагичес- кая памятка была глубоко запрятана в его кабинете. Какую цель могло иметь описание места трагического мемориала в повести, которой развлекают дам? Очевидная связь с романтическим описанием городских окраин в по- вести А. Погорельского "Лафертовская маковница" (1825), в ироническом варианте - с "Домиком в Коломне", а позже - с дьяволизмом города в "Портрете" Гоголя и "Хозяйке" Достоевского создает устойчивую жанровую традицию, объ- ясняющую замысел "Уединенного домика" гораздо лучше, чем сомнительные биографические интерпретации. Без ответа, однако, остается поставленный Ахматовой вопрос: "После смерти Веры Павел сходит с ума. Но поче- му, скажите мне, он делает это точь-в-точь как самый знаменитый московский богач Матвей Александрович Дмит- риев-Мамонов?.."' Ответа на этот вопрос А. А. Ахматова не дает (в од- ном из вариантов работы она даже высказывает малоубеди- тельное предположение, будто весь конец повести следует приписать В. П. Титову, который, "когда было нужно изобразить безумие, просто записал все слухи о Дмитрие- ве-Мамонове"2). Это неубедительно хотя бы потому, что никак не объясняет, чем связан такой конец повести с ее содержанием, кто бы ни был ее автором. Осмелимся выска- зать некоторые предположения, нимало не скрывая их су- губой гипотетичности. Известно, что Пушкина интересовал сюжет "Фауста" (или "русского Фауста") и он многократно к нему обра- щался. Если рассмотреть повесть как рассказ о предысто- рии "петербургского Фауста", сделавшегося сначала жерт- вой волшебных сил, а затем погрузившегося в чернокни- жие, то можно указать на некоторые дополнительные сооб- ражения. Основная часть сюжета повести рассказывает о торжестве нечистой силы над молодым героем, который "не со своим братом связался". Далее следует традиционное описание овладения героем колдовскими тайнами. Продол- жение "фаустовского" сюжета должно было превратить Пав- ла во владыку нечистых сил или в лицо, заключившее с ними договор. Завязанный таким образом сюжет открывал исключительные возможности для бытового или сатиричес- кого изображения в гётевском духе, а это, как известно, очень волновало Пушкина. По крайней мере, предполагая возможное развитие сюжета, нужно учитывать, что декаб- ристские связи Мамонова остались для Пушкина тайной, как они были тайной и для исследователей до последних лет. В Дмитриеве-Мамонове Пушкин видел не жертву поли- тических преследований, а таинственную фан-
Ахматова А. А. Пушкин в 1828 году // Соч. Т. 2. С. 176. 2 Там же. С. 178.
тастическую фигуру "русского Фауста", чернокнижника, которого императорская реальность превратила в безумца. "Странные люди" вроде Мамонова или брата Орлова, изра- ненного в 1812 г., а позже сделавшегося разбойником, неизменно волновали Пушкина - они давали возможность увидеть бытовую реальность при свете фантасмагории, а фантасмагорию понять как бытовую реальность.
1990
содержание .. 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 ..
|
|
|