Пушкин и М.А.Дмитриев-Мамонов - часть 2

  Главная      Учебники - Литература     О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..

 

 

 

Пушкин и М.А.Дмитриев-Мамонов - часть 2

                                     

   Интерес Пушкина к судьбе Мамонова подсказал  ему  не

только  образ  безумца в тюрьме:  он был источником еще

двух творческих сюжетов.                               

   Размышления о судьбах России в  1812  г.  неожиданно

переплелись  у Пушкина с мыслями о Мамонове.  В повесть

"Рославлев" Пушкин ввел упоминание о нашумевшем  в  том

году событии,  являвшемся первым проявлением политичес-

кой активности Дмитриева-Мамонова:  "Везде  повто-

ряли бессмертную речь молодого графа Мамонова,  пожерт-

вовавшего всем своим имением.  Некоторые маменьки после

того заметили, что граф уже не такой завидный жених, но

мы все были от него в восхищении" (VIII, 154).         

   Пушкин обошел ту сторону выступления Мамонова, кото-

рая  придавала ему политическую остроту и высоко подни-

мала над длинным рядом патриотических речей этого пери-

ода.  Указанный  текст Мамонова до нас не дошел,  но мы

можем судить о нем по косвенным данным:  Мамонов ставил

 конечно,  в осторожной форме - патриотические жертвы

дворянства в зависимость от получения сословием полити-

ческих прав: дворянство, выполняющее, по его убеждению,

ведущую роль в спасении Отечества, должно получить пра-

ва,  ограничивающие самодержавие, и сделаться "помощни-

ком" царя в управлении. Выступление Мамонова не получи-

ло поддержки со стороны собравшихся в Москве представи-

телей дворянства, но мстительный Александр I его не за-

был.                                                   

   Эпизод этот  интересным образом отразился в "Войне и

мире".  Л. Н. Толстой разделил поступок Мамонова на две

части. Одну из них он сохранил за историческим лицом, а

другую передал Пьеру Безухову (образ Пьера  Безухова  -

богача-магната,  масона  и  декабриста - вобрал в себя,

бесспорно, некоторые черты М. А. Дмитриева-Мамонова). В

романе есть упоминание о том, что "граф Мамонов жертву-

ет полк"2, и этот патриотический поступок толкает Пьера

на аналогичные пожертвования. Политическую сторону ак-

  


 Расправа с Т. Е. фон Боком при Александре I хотя и

была предварением подобных действии  правительства,  но

все  же имела несколько иной характер:  Т.  фон Бок был

осужден за дерзкий поступок, но освобожден из крепости,

когда действительно сошел с ума (см.: Записка Т. Е. Бо-

ка / Публ. А. В. Предтеченского // Декабристы и их вре-

мя.  М.; Л., 1951). Мамонова же не освободило от заклю-

чения даже безумие: он умер, как и жил, под замком.   

   2 Толстой Л.  Н. Собр. соч.: В 22 т. М., 1980. Т. 6.

С. 104.                                               


 

тивности Мамонова Толстой полностью передал своему  ге-

рою: "Пьер с раннего утра  был в волнении: необык-

новенное собрание не только дворянства, но и купечества

 сословий,  etats  generaux - вызвало в нем целый ряд

давно оставленных,  но глубоко врезавшихся в  его  душе

мыслей о Contrat social и французской революции".    

   Толстой влагает в уста Пьера речь в пользу дарования

дворянству ограниченных конституционных прав:  "Я пола-

гаю, - говорил он, воодушевляясь, - что государь был бы

сам недоволен,  ежели бы он нашел в нас только владель-

цев мужиков, которых мы отдаем ему, и... chair a canon,

которую мы из себя делаем,  но не нашел бы в нас  со...

со... совета"2.                                        

   Пушкин еще раз вспомнил имя Мамонова в "Рославлеве":

жених Полины "вступил в Мамоновский полк"  и  погиб  на

Бородинском поле (VIII,  154). Исторически мамоновцы не

принимали участия в Бородинском сражении (Мамонов лично

был на Бородинском поле,  но полк его еще только форми-

ровался).  Однако Пушкину,  видимо,  было важно связать

жениха  Полины с именем этого популярного в Москве пол-

ка.                                                   

   Другой "мамоновский" замысел Пушкина  связан  с  его

устной  импровизацией  "Уединенный  домик на Васильевс-

ком". Текст этой повести дошел до нас в записи (и, воз-

можно,  в некоторой обработке) В.  П. Титова, опублико-

вавшего ее в 1829 г.  в альманахе "Северные  цветы"  за

подписью  "Тит  Космократов".  Текст  не был мгновенным

капризом фантазии Пушкина:                            

   известны по крайней мере два случая  его  исполнения

автором   в  доме  Карамзиных и у Дельвигов.  Повесть

впервые рассмотрена А.  А. Ахматовой, убедительно пока-

завшей ее органичность в творчестве Пушкина3.         

   Если до Ахматовой исследователи склонны были считать

основным автором Титова, отводя Пушкину весьма скромную

роль,  то  после ее статьи связь "Уединенного домика" с

сокровенными пушкинскими замыслами сделалась очевидной.

Для интересующего нас сюжета особенно важны те наблюде-

ния исследовательницы,  которые касаются эпилога повес-

ти:  "Безумие  Павла совпадает с реальным "безумием" М.

А. Дмитриева-Мамонова. Политический характер не то гам-

летовского, не то чаадаевского помешательства"4. Эпизод

этот А.  А. Ахматова охарактеризовала как таинственный.

Таким он и остается для исследователей.  Ключом к пони-

манию может быть наблюдение самой Ахматовой,  связавшей

окончание  "Домика"  с  обстоятельствами жизни Дмитрие-

ва-Мамонова. После смерти Веры Павел замыкается в стро-

гом  уединении,  ведя таинственную и странную жизнь,  в

которой отчетливо выступают детали  реальной  биографии

Дмитриева-Мамонова.                                   

   Вместе с тем не все утверждения А.  А. Ахматовой ка-

жутся одинаково убедительными.  Так,  исследовательница

настойчиво подчеркивает мысль о том, что в пейзаже "Уе-

диненного домика" зашифровано описание места  захороне-

ния казненных декабристов.  Напомним,  что Б.  В. Тома-

шевский придерживался иного мнения,  связывая географию

"Домика" с окраинами Пе-

             


   1 Толстой Л. Н. Собр. соч. Т. 6. С. 98.            

   2 Там же. С. 100.                                  

   3 Ахматова А.  А. Пушкин в 1828 году // Соч.: В 2 т.

М., 1986. Т. 2.                                       

   4 Там же. С. 173.                                  


 

тербурга в "Медном всаднике" и "Домике в Коломне". Мне-

ние это представляется более убедительным.  Укажем, что

"Уединенный домик" не был произведением конспиративным:

Пушкин публично читал его, как уже отмечалось, по край-

ней мере дважды.  Место захоронения декабристов,  окру-

женное глубокой  тайной,  было  сюжетом,  категорически

запрещенным. П. А. Вяземский, хранивший дома пять щепо-

чек с места казни декабристов,  почел за благо не снаб-

жать их никакой надписью, несмотря на то, что трагичес-

кая памятка была глубоко запрятана в его кабинете.    

   Какую цель могло иметь описание  места  трагического

мемориала в повести,  которой развлекают дам? Очевидная

связь с романтическим описанием городских окраин в  по-

вести А. Погорельского "Лафертовская маковница" (1825),

в ироническом варианте - с "Домиком в Коломне", а позже

 с дьяволизмом города в "Портрете" Гоголя и "Хозяйке"

Достоевского создает устойчивую жанровую традицию, объ-

ясняющую  замысел  "Уединенного  домика" гораздо лучше,

чем сомнительные биографические интерпретации.        

   Без ответа,  однако, остается поставленный Ахматовой

вопрос: "После смерти Веры Павел сходит с ума. Но поче-

му,  скажите мне,  он делает это точь-в-точь как  самый

знаменитый  московский богач Матвей Александрович Дмит-

риев-Мамонов?.."'                                     

   Ответа на этот вопрос А.  А. Ахматова не дает (в од-

ном из вариантов работы она даже высказывает малоубеди-

тельное предположение, будто весь конец повести следует

приписать  В.  П.  Титову,  который,  "когда было нужно

изобразить безумие, просто записал все слухи о Дмитрие-

ве-Мамонове"2).  Это неубедительно хотя бы потому,  что

никак не объясняет, чем связан такой конец повести с ее

содержанием, кто бы ни был ее автором. Осмелимся выска-

зать некоторые предположения,  нимало не скрывая их су-

губой гипотетичности.                                 

   Известно, что  Пушкина  интересовал  сюжет  "Фауста"

(или "русского Фауста") и он многократно к  нему  обра-

щался. Если рассмотреть повесть как рассказ о предысто-

рии "петербургского Фауста", сделавшегося сначала жерт-

вой  волшебных сил,  а затем погрузившегося в чернокни-

жие, то можно указать на некоторые дополнительные сооб-

ражения.  Основная  часть сюжета повести рассказывает о

торжестве нечистой силы над молодым героем, который "не

со  своим братом связался".  Далее следует традиционное

описание овладения героем колдовскими тайнами.  Продол-

жение "фаустовского" сюжета должно было превратить Пав-

ла во владыку нечистых сил или в  лицо,  заключившее  с

ними  договор.  Завязанный таким образом сюжет открывал

исключительные возможности для бытового или  сатиричес-

кого изображения в гётевском духе, а это, как известно,

очень волновало Пушкина.  По крайней мере,  предполагая

возможное развитие сюжета,  нужно учитывать, что декаб-

ристские связи Мамонова остались  для  Пушкина  тайной,

как  они  были тайной и для исследователей до последних

лет.  В Дмитриеве-Мамонове Пушкин видел не жертву поли-

тических преследований, а таинственную фан-           

  


 Ахматова А. А. Пушкин в 1828 году // Соч. Т. 2. С.

176. 2 Там же. С. 178.        


                        

тастическую фигуру  "русского  Фауста",  чернокнижника,

которого императорская реальность превратила в безумца.

"Странные люди" вроде Мамонова или брата Орлова,  изра-

ненного в 1812 г.,  а позже  сделавшегося  разбойником,

неизменно  волновали  Пушкина  - они давали возможность

увидеть бытовую реальность при свете  фантасмагории,  а

фантасмагорию понять как бытовую реальность.

          

   1990     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..