выражения в литературе народной

  Главная      Учебники - Литература     О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

Стихотворение Андрея Тургенева "К отечеству" и его речь в Дружеском литературном обществе - часть 4

 

 

 

   Все вышеизложенное позволяет говорить  о  неправиль-

ности характеристики В.  М.  Истрина,  считавшего,  что

Андрей Тургенев воспитан "в традициях  безусловной  по-

корности  власти" и что "для него не так важен был про-

тест против зла и тирании,  сколько правдивое и талант-

ливое его литературное изображение"'.                 

   Одновременно с  усилением  вольнолюбивых  настроений

Андрей Тургенев из сторонника Карамзина превращается  в

его  сурового  критика.  Произнесенная  им на заседании

Дружеского  литературного  общества  речь  замечательна

своим сходством с основными пунктами литературной прог-

раммы декабристов. В речи "О русской литературе" Андрей

Тургенев  выступил  с  резким  осуждением карамзинского

направления:  "Он [Карамзин] более вреден, нежели поле-

зен  нашей литературе..." В чем же заключается вред Ка-

рамзина?  По мнению Тургенева, прежде всего в отказе от

гражданственной тематики и, во-вторых, в отсутствии на-

циональной самобытности творчества:  "...пусть бы русс-

кие  продолжали писать хуже и не так интересно,  только

бы занимались они важнейшими предметами, писали бы ори-

гинальнее, важнее..."2.                               

   Требуя оригинального,  не  заимствованного  ниоткуда

содержания литературы,  выражения в литературе народной

жизни,  Андрей  Тургенев смело отвергает существовавшую

литературную  традицию,  противопоставляя  ей  народное

творчество: "Что можешь ты узнать о русском народе, чи-

тая Ломоносова,  Сумарокова,  Державина, Хераскова, Ка-

рамзина;  в  одном только Державине найдешь очень малые

оттенки русского;  в прекрасной повести Карамзина "Илья

Муромец" также увидишь русское название, русские стопы3

и больше ничего  Теперь только в одних  сказках  и

песнях находим мы остатки русской литературы,  в сих-то

драгоценных остатках, а особливо в песнях, находим мы и

чувствуем  еще характер нашего народа.  Они так сильны,

так выразительны в веселом ли то или в печальном  роде,

что  над всяким непременно должны произвести свое дейс-

твие.  В большей части из них,  особливо  в  печальных,

встречается  такая  пленяющая  унылость,  такие красоты

чувства,  которых тщетно стали бы искать мы в  новейших

подражательных  произведениях нашей литературы".  Особо

примечательна мысль Тургенева о связи литературы и жиз-

ни. Он считает, что характер современной литературы из-

менился бы только с изменением дей- 

         


    Архив братьев Тургеневых. Вып. 2. С. 82, 83.     

   2 Фомин А. А. Андрей Иванович Тургенев и Андреи Сер-

геевич Кайсаров // Русский библиофил. 1912. № 1. С. 29.

Требование самобытности литературы для единомышленников

Андрея Тургенева имело программный характер.  В речи "О

трудности учения" Мерзляков говорил:  "Кажется, вкус по

зернышку рассыпан по всем краям света. Итак, чтобы соб-

рать его,  поезжай в Англию,  во Францию,  в Германию и

пр.   бедный молодой человек теряет свой собствен-

ный дух,  дух своего  языка,  пишет  по-французскому  и

по-немецкому,  на  русском  лишается  навсегда истинной

части оригинала. Мне скажут, что благоразумное внимание

к  красотам иностранным может избежать сих пороков.  Не

знаю. Представим русского - мы не имеем еще собс-

твенных образцов во всех родах сочинений,  все наши пи-

сатели рождаются, так сказать, во французской библиоте-

ке  воспитывают нас иностранно, начиная от катехи-

зиса,  от календаря   все  на  иностранном"  (л.  104

об.-105 об.).                                         

   3 В публикации Фомина ошибочно:  "стоны". Исправляем

по рукописи.                                          


   ствительности: "Для сего нужно,  чтобы мы и в обыча-

ях,  и в образе жизни, и в характере обратились к русс-

кой оригинальности".                                  

   Итак, Тургенев требует,  чтобы содержание литературы

было "великое,  важное и притом истинно русское". Обос-

новывая необходимость высокой торжественной поэзии,  он

противопоставляет Карамзину Ломоносова и даже  Хераско-

ва. Реформатором русской литературы "должен быть теперь

второй Ломоносов,  а не  Карамзин.  Напитанный  русской

оригинальностью,  одаренный творческим даром, должен он

дать другой оборот нашей литературе;                  

   иначе дерево увянет,  покрывшись приятными  цветами,

но не показав ни широких листьев,  ни сочных, питатель-

ных плодов".                                         

   В критике Карамзина и в противопоставлении ему Ломо-

носова  позиции Андрея Тургенева и Мерзлякова,  видимо,

совпадали,  но дальше  начинались  различия.  Неприязнь

Мерзлякова к Карамзину и его симпатии к литературе XVI-

II в.  были определены общим демократическим характером

его  мировоззрения.  Дворянскому,  карамзинскому идеалу

"внутренней свободы" Мерзляков противопоставлял  требо-

вание  общественно-полезной  деятельности.  Здесь между

ним - в будущем профессором-разночинцем, представителем

университетской науки - и Андреем Тургеневым,  в созна-

нии которого, видимо, зрели элементы дворянской револю-

ционности,  можно отметить существенное различие. Отри-

цательно относясь к современной ему дворянской  литера-

туре. Мерзляков считал Ломоносова непререкаемым автори-

тетом.  Литературная программа  Андрея  Тургенева  была

иной: она включала требование поэзии не только торжест-

венной, но и свободолюбивой. С этих позиций он критико-

вал и Ломоносова. В речи "О поэзии и о ее злоупотребле-

нии" он утверждал: "Смею сказать, что Ломоносов, творец

российской поэзии, истощая все дарования на похвалы мо-

нархам, много потерял для славы своей. Бессмертная муза

его должна бы избирать и предметы столь же бессмертные,

как она сама.  Все почти оды его писаны на  восшествие,

на день рождения и тому подобное"2.                 

   Таковы были  литературные  взгляды Андрея Тургенева.

Анализ их объясняет появление  столь  яркого  гражданс-

твенного, патриотического произведения, как стихотворе-

ние "К отечеству", - произведения, сыгравшего известную

роль в подготовке гражданской поэзии декабризма3.

     

                                           1956

                                              

  


1 Фомин А. А. Андреи Иванович Тургенев и Андреи Сер-

геевич Кайсаров // Русский библиофил.  1912.  №  1.  С.

26-30.                                                

   2 Цитирую по черновому наброску. РНБ. Ф. 286. On. 2.

Ед. хр. 326. Л. 19.                                   

   3 Любопытно, что В. К. Кюхельбекер в дневнике, напи-

санном  в  крепости,  отметив,  что "никогда не знавал"

"рано отцветшего Андрея  Тургенева",  "память  которого

была  мне  всегда  - не знаю почему - любезна",  писал:

"Несчастна Россия насчет людей с талантом:  этот юноша,

который  в Благородном пансионе был счастливый соперник

Жуковского и, вероятно, превзошел бы его, умер, не дос-

тигнув  и 20-ти лет".  Поэзия Андрея Тургенева в начале

XIX в. пользовалась известностью. В том же дневнике Кю-

хельбекер записал: "С удовольствием я встретил в "Вест-

нике" известную элегию покойного Андрея Тургенева (бра-

та моих приятелей). Еще в лицее я любил это стихотворе-

ние,  и тогда даже больше "Сельского кладбища",  хотя и

бьы  в то время энтузиастом Жуковского" (Кюхельбекер В.

К.  Путешествие.  Дневник.  Статьи.  Л.,  1979. С. 159,

155).        

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..