|
|
содержание .. 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 ..
Стихотворение Андрея Тургенева "К отечеству" и его речь в Дружеском литературном обществе - часть 4
Все вышеизложенное позволяет говорить о неправиль- ности характеристики В. М. Истрина, считавшего, что Андрей Тургенев воспитан "в традициях безусловной по- корности власти" и что "для него не так важен был про- тест против зла и тирании, сколько правдивое и талант- ливое его литературное изображение"'. Одновременно с усилением вольнолюбивых настроений Андрей Тургенев из сторонника Карамзина превращается в его сурового критика. Произнесенная им на заседании Дружеского литературного общества речь замечательна своим сходством с основными пунктами литературной прог- раммы декабристов. В речи "О русской литературе" Андрей Тургенев выступил с резким осуждением карамзинского направления: "Он [Карамзин] более вреден, нежели поле- зен нашей литературе..." В чем же заключается вред Ка- рамзина? По мнению Тургенева, прежде всего в отказе от гражданственной тематики и, во-вторых, в отсутствии на- циональной самобытности творчества: "...пусть бы русс- кие продолжали писать хуже и не так интересно, только бы занимались они важнейшими предметами, писали бы ори- гинальнее, важнее..."2. Требуя оригинального, не заимствованного ниоткуда содержания литературы, выражения в литературе народной жизни, Андрей Тургенев смело отвергает существовавшую литературную традицию, противопоставляя ей народное творчество: "Что можешь ты узнать о русском народе, чи- тая Ломоносова, Сумарокова, Державина, Хераскова, Ка- рамзина; в одном только Державине найдешь очень малые оттенки русского; в прекрасной повести Карамзина "Илья Муромец" также увидишь русское название, русские стопы3 и больше ничего Теперь только в одних сказках и песнях находим мы остатки русской литературы, в сих-то драгоценных остатках, а особливо в песнях, находим мы и чувствуем еще характер нашего народа. Они так сильны, так выразительны в веселом ли то или в печальном роде, что над всяким непременно должны произвести свое дейс- твие. В большей части из них, особливо в печальных, встречается такая пленяющая унылость, такие красоты чувства, которых тщетно стали бы искать мы в новейших подражательных произведениях нашей литературы". Особо примечательна мысль Тургенева о связи литературы и жиз- ни. Он считает, что характер современной литературы из- менился бы только с изменением дей-
Архив братьев Тургеневых. Вып. 2. С. 82, 83. 2 Фомин А. А. Андрей Иванович Тургенев и Андреи Сер- геевич Кайсаров // Русский библиофил. 1912. № 1. С. 29. Требование самобытности литературы для единомышленников Андрея Тургенева имело программный характер. В речи "О трудности учения" Мерзляков говорил: "Кажется, вкус по зернышку рассыпан по всем краям света. Итак, чтобы соб- рать его, поезжай в Англию, во Францию, в Германию и пр. бедный молодой человек теряет свой собствен- ный дух, дух своего языка, пишет по-французскому и по-немецкому, на русском лишается навсегда истинной части оригинала. Мне скажут, что благоразумное внимание к красотам иностранным может избежать сих пороков. Не знаю. Представим русского - мы не имеем еще собс- твенных образцов во всех родах сочинений, все наши пи- сатели рождаются, так сказать, во французской библиоте- ке воспитывают нас иностранно, начиная от катехи- зиса, от календаря - все на иностранном" (л. 104 об.-105 об.). 3 В публикации Фомина ошибочно: "стоны". Исправляем по рукописи. ствительности: "Для сего нужно, чтобы мы и в обыча- ях, и в образе жизни, и в характере обратились к русс- кой оригинальности". Итак, Тургенев требует, чтобы содержание литературы было "великое, важное и притом истинно русское". Обос- новывая необходимость высокой торжественной поэзии, он противопоставляет Карамзину Ломоносова и даже Хераско- ва. Реформатором русской литературы "должен быть теперь второй Ломоносов, а не Карамзин. Напитанный русской оригинальностью, одаренный творческим даром, должен он дать другой оборот нашей литературе; иначе дерево увянет, покрывшись приятными цветами, но не показав ни широких листьев, ни сочных, питатель- ных плодов". В критике Карамзина и в противопоставлении ему Ломо- носова позиции Андрея Тургенева и Мерзлякова, видимо, совпадали, но дальше начинались различия. Неприязнь Мерзлякова к Карамзину и его симпатии к литературе XVI- II в. были определены общим демократическим характером его мировоззрения. Дворянскому, карамзинскому идеалу "внутренней свободы" Мерзляков противопоставлял требо- вание общественно-полезной деятельности. Здесь между ним - в будущем профессором-разночинцем, представителем университетской науки - и Андреем Тургеневым, в созна- нии которого, видимо, зрели элементы дворянской револю- ционности, можно отметить существенное различие. Отри- цательно относясь к современной ему дворянской литера- туре. Мерзляков считал Ломоносова непререкаемым автори- тетом. Литературная программа Андрея Тургенева была иной: она включала требование поэзии не только торжест- венной, но и свободолюбивой. С этих позиций он критико- вал и Ломоносова. В речи "О поэзии и о ее злоупотребле- нии" он утверждал: "Смею сказать, что Ломоносов, творец российской поэзии, истощая все дарования на похвалы мо- нархам, много потерял для славы своей. Бессмертная муза его должна бы избирать и предметы столь же бессмертные, как она сама. Все почти оды его писаны на восшествие, на день рождения и тому подобное"2. Таковы были литературные взгляды Андрея Тургенева. Анализ их объясняет появление столь яркого гражданс- твенного, патриотического произведения, как стихотворе- ние "К отечеству", - произведения, сыгравшего известную роль в подготовке гражданской поэзии декабризма3.
1956
1 Фомин А. А. Андреи Иванович Тургенев и Андреи Сер- геевич Кайсаров // Русский библиофил. 1912. № 1. С. 26-30. 2 Цитирую по черновому наброску. РНБ. Ф. 286. On. 2. Ед. хр. 326. Л. 19. 3 Любопытно, что В. К. Кюхельбекер в дневнике, напи- санном в крепости, отметив, что "никогда не знавал" "рано отцветшего Андрея Тургенева", "память которого была мне всегда - не знаю почему - любезна", писал: "Несчастна Россия насчет людей с талантом: этот юноша, который в Благородном пансионе был счастливый соперник Жуковского и, вероятно, превзошел бы его, умер, не дос- тигнув и 20-ти лет". Поэзия Андрея Тургенева в начале XIX в. пользовалась известностью. В том же дневнике Кю- хельбекер записал: "С удовольствием я встретил в "Вест- нике" известную элегию покойного Андрея Тургенева (бра- та моих приятелей). Еще в лицее я любил это стихотворе- ние, и тогда даже больше "Сельского кладбища", хотя и бьы в то время энтузиастом Жуковского" (Кюхельбекер В. К. Путешествие. Дневник. Статьи. Л., 1979. С. 159, 155).
содержание .. 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 ..
|
|
|