Анализ поэзии 1790-1810-х годов - часть 9

  Главная      Учебники - Литература     О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

Анализ поэзии 1790-1810-х годов - часть 9

 

 

Мы сузили бы значение Боброва,  отведя ему место только

в ряду предшественников "Беседы": развиваясь параллель-

но  исканиям Державина и Радищева (известно сочувствен-

ное внимание последнего к поэзии  Боброва),  его  твор-

чество  через  Дмитриева-Мамонова,  Кюхельбекера вело к

Шевыреву,  в определенной мере - Баратынскому,  "поэтам

мысли" 1830-1840-х гг.                                

   Как мы видели,  истоки поэзии "Беседы" были многооб-

разны и не сводились к какой-либо единой формуле. И все

же  для  современников "Беседа" не была формальным объ-

единением поэтов и критиков, собиравшихся "по разрядам"

в  державинском  доме  на  Фонтанке.  Объединяющим было

программное требование создания национальной  культуры.

Требование  это  не было изобретением Шишкова и не сос-

тавляло его монополии: с разных позиций к этой же проб-

леме обращались и деятели Просвещения,  и карамзинисты,

и, в дальнейшем, романтики. Однако именно Шишков в сво-

их наступательных, агрессивных, часто переходящих в по-

литический донос писаниях придал ей характер  первосте-

пенного общественного вопроса.                         

   Сложность позиции Шишкова была в том,  что и сам он,

и его противники доказывали,  что он архаист,  защитник

старины,  который стремится вернуть Русь к прошлому. На

самом деле он был новатором-утопистом,  который старины

не знал, как не знал он ни церковных книг, ни старосла-

вянского языка.  Его архаизированные неологизмы, конеч-

но, не имели ничего общего с реальной историей русского

языка.  Реакционность же позиции Шишкова  сообщала  его

писаниям определенный привкус,  не только политический,

но и моральный:  всячески акцентируя  свою  оппозицион-

ность  (это  придавало ему общественную значимость,  на

которую он не мог бы рассчитывать в качестве  покорного

царедворца,  и, в известной мере, удовлетворяло безмер-

ное честолюбие адмирала-литератора),  он, однако, неиз-

менно становился в полемике в неуязвимую позу официаль-

ного патриотизма и первым в  русской  словесности  стер

грань между критикой и доносом.                       

   Специфика позиции  вождя  школы заслонила для совре-

менников многие интересные опыты и поиски  его  далеких

от  доносительства  учеников.  Наиболее  талантливым из

них, бесспорно, был С. А. Ширинский-Шахматов.         

   Одним из наиболее значительных итогов поэзии  начала

XIX  в.  было создание декабристской лирики - не только

как суммы поэтических текстов,  написанных членами тай-

ных обществ или людьми,  вовлеченными в их орбиту, но и

как некоего единого идейно-художественного целого.  Де-

кабристская поэзия возникла не на пустом месте. Если не

говорить о более глубоких исторических  корнях  и  отв-

лечься от того,  что всякое серьезное историческое дви-

жение получает материалы и от многих боковых, порой са-

мых неожиданных источников,  непосредственной предшест-

венницей декабристской поэзии была русская  гражданская

лирика конца XVIII - начала XIX в. Направление это име-

ло своих классиков,  таких, как Гнедич, Востоков, Мерз-

ляков.  Одной  из ярких его фигур был Милонов,  который

принадлежал к заметным поэтам своей эпохи.  Даже  злоя-

зычный  Воейков  в  своем  "Парнасском адрес-календаре"

назвал Милонова "действительным поэтом" (кроме него,  в

этом  чине  числились лишь столь ценимые современниками

поэты, как Нелединский-Мелецкий, Батюшков, Д. Давыдов и

Горчаков; Дмитриев и Крылов находились в чине "действи-

тельного поэта первого класса"). Несомненно влияние его

на Рылеева,  молодого Пушкина. Милонов был ярким и раз-

носторонним  поэтом.  Современниками  он  воспринимался

прежде  всего как гражданский поэт.  Гражданская поэзия

1800-1810-х гг. представляла своеобразное явление с оп-

ределенными чертами структурной целостности. Ближе все-

го его можно поставить в соответствие с архитектурным и

общекультурным стилем "ампир". Оба они возникают на ос-

нове системы идей и представлений  Просвещения.  Однако

пройдя  через эпоху революции конца XVIII в.,  идеи эти

претерпели существенную эволюцию.  Если  гельвецианская

этика  счастья,  преломленная сквозь призму легкой поэ-

зии,  создавала мир условной античности,  погруженный в

эгоизм счастья и любви, в изящное наслаждение чувствен-

ностью, то для очень широкого круга идеологов - от Шил-

лера до якобинцев - непременным условием "высокого" ми-

ра был  героизм,  который мыслился лишь как самоотвер-

жение,  отказ  от счастья,  готовность к гибели.  Этика

счастья сменяется идеалом героического аскетизма.  "Ес-

тественный  человек"  продолжает  переноситься в антич-

ность.  Но это не ленивый мудрец, счастливый эпикуреец,

а воин, гибнущий в безнадежном бою, гражданин, не приз-

нающий деспотизма в век,  когда все перед  ним  склони-

лись.  Поэтизация ранней гибели, боевого подвига, само-

отречения сделала этот стиль удобным для выражения  бо-

напартистской  идеологии.  Однако в русской культуре он

имел  отчетливо  гражданский  характер.  Замена  идеала

"чувствительности" требованием "героизма" (а именно под

этим лозунгом шла критика карамзинизма,  начиная с  из-

вестного выступления Андрея Тургенева в Дружеском лите-

ратурном обществе) получала недвусмысленно политическую

окраску.         

Первые же образцы гражданской поэзии начала века: "К

отечеству" Андрея Тургенева, "Слава" и переводы из Тир-

тея Мерзлякова,  "Перуанец к гишпанцу" Гнедича, стихот-

ворения Востокова,  Попугаева, Пнина создали определен-

ную литературную традицию.  Милонов и Бенитцкий явились

наиболее значительными продолжателями  этого  направле-

ния.                                                  

   Гражданская поэзия  под пером Милонова,  Ф.  Иванова

хотя и связана  генетически  с  нормами,  выработанными

"старшим" поколением поэтов "ампира",  однако и сущест-

венно отличается от них: Востокова, Мерзлякова, Гнедича

интересовала проблема "подлинной античности". В связи с

этим - попытки перенесения на  русскую  почву  античных

метров, изучение гомеровского языка и системы образнос-

ти,  проникновение в античный быт.  Это приводит к  той

"обыденной" и учено-археологической трактовке античнос-

ти,  которая характерна для этих поэтов. Античность Ми-

лонова или Ф. Иванова значительно более условна, тради-

ционна, зато - более героична. Из метров устанавливает-

ся  александрийский  стих,  из жанров - высокая сатира,

послание, героида, о специфике которых мы уже говорили.

Если поэты первой группы культивировали филологический,

ученый перевод, демонстративно давая над текстом метри-

ческую схему (Востоков, Мерзляков) или снабжая его ком-

ментариями (Гнедич,  Мартынов), то во второй группе вы-

рабатывается традиция псевдоперевода,  в которой антич-

ный автор, чье имя ставится в заглавии стихотворения, -

лишь  знак определенной культурной традиции и цензурная

условность.  Таково фиктивное указание  на  перевод  из

Персия в подзаголовке сатиры "К Рубеллию", в дальнейшем

перешедшее в  рьлеевское  "К  временщику".  Возможность

"применений" ценится здесь выше исторической точности.

   Доведенная до логического конца поэзия гражданствен-

ной героики исключала любовную лирику. Однако дистрибу-

тивное отношение между этими двумя видами поэзии сложи-

лось лишь в литературе декабризма (ср.  начало пушкинс-

кой  оды "Вольность",  поэтические декларации Рылеева и

В.  Ф.  Раевского,  содержащие принципиальное осуждение

любовной лирики).  В поэзии Милонова любовная и полити-

ческая лирика еще совмещаются в едином контексте  твор-

чества.  Однако  не  всякая любовная поэзия оказывалась

совместимой  с  гражданской.  В  декабристской  критике

именно  элегия воспринималась как главный антипод высо-

ких жанров.  Милонов,  как в дальнейшем Ленский, предс-

мертная  элегия  которого  сделана с явной проекцией на

милоновские тексты,  совмещал в себе гражданского поэта

и  элегика.  Элегия воспринималась как высокая и благо-

родная именно в антитезе поэзии эротической и  гедонис-

тической, поскольку могла быть совмещена с этикой само-

отвержения, отказа от счастья-удовольствия. От этой по-

зиции  шли  два пути:  к поэзии декабристов - путь пре-

дельного сужения поэтической нормы,  гражданского, эти-

ческого  и поэтического максимализма,  отвергающего все

иные художественные пути как "неправильные",  - и  путь

Пушкина  с его принципиальной установкой на поэтический

синтез, на создание такой художественной нормы, которая

в  принципе  исключала  бы  возможность  "неправильных"

культур,  стилей или жанров, вовлекая в свою орбиту все

новые и новые типы построения текстов.                

   Такой синтез  стал  чертой  именно пушкинского твор-

чества.  На предшествующем этапе  ему  соответствовало,

как мы уже говорили,  с одной стороны, резкое разграни-

чение на произведения, которые в системе культуры восп-

ринимаются  как "тексты",  обладая высокими ценностными

показателями,  и на те,  которые таковыми  не  являются

("не-тексты"),  а с другой - представление о том, что в

пределах этого,  вне литературы лежащего творчества мо-

гут  создаваться  произведения,  имеющие  политический,

групповой или личный интерес.  Как  памятник  групповой

внелитературной поэзии особенно интересна "Зеленая кни-

га" Милонова и Политковских. Она представляет собой ин-

тереснейший документ той бытовой, слитой с поведением и

стилем жизни поэзии, о которой мы уже говорили.       

   Разрушение поэтики "трех штилей" в  России  началось

рано,  так  рано,  что  само существование этой поэтики

производит впечатление скорее идеала теоретиков литера-

туры, чем факта художественной жизни. На основании это-

го историки литературы порой видят в пушкинском  синте-

тизме непосредственное продолжение принципов,  восходя-

щих к Державину.  С этим трудно согласиться.  Дело не в

простом  разрушении жанровой иерархии - это был первич-

ный и наиболее элементарный процесс.  Одновременно про-

исходил  глубокий сдвиг в самых понятиях границ литера-

туры,  художественного текста и вообще текста.  В  этом

процессе второстепенные, лежащие вне различных "кадаст-

ров" типы текстов сыграли  глубоко  революционизирующую

роль. Не случайно Пушкин проявлял к ним такое внимание.

   В этой  связи следует остановиться на историко-лите-

ратурной роли так называемой плохой поэзии.           

   Примечателен постоянный интерес многих крупных писа-

телей к "плохой" литературе.  Известно, что Пушкин и Л.

Толстой любили "плохие" романы и много их читали. Стен-

даль однажды заметил:  "В Альторфе, кажется, высеченная

из камня статуя Телля, в какой-то короткой юбке, трону-

ла меня как раз тем,  что была плохая"1 (курсив мой.  -

Ю. Л.).                                               

   В чем же притягательность  "плохого"  искусства  для

больших  художников?  Иногда причину этого видят в том,

что в нем непосредственнее, в силу самой наивности, вы-

ражена жизнь.  Это не совсем точно.  Конечно,  действи-

тельность полнее отражается в Л.  Толстом,  а не в Поль

де  Коке.  Интерес к плохому произведению связан с тем,

что оно воспринимается не как  произведение  искусства,

не как отражение жизни,  а как одно из ее проявлений. И

тем не менее оно не сливается с фактами предметного ми-

ра,  вызывая  именно эстетическое переживание.  Способ-

ность  эстетически  переживать  нехудожественный  текст

всегда  является  свидетельством  приближения  глубоких

сдвигов в системе искусства2.  За развитием  внелитера-

турной литературы в 1800-1810-х гг.  последовало мощное

вовлечение ее в литературу и перестройка  всей  системы

словесного искусства.  В этом процессе тексты типа "Зе-

леной книги" Милонова сыграли знаменательную роль.    

   В недрах "гражданской лирики" 1800-1810-х гг. зарож-

далась декабристская поэзия. Процесс этот был сложным и

противоречивым, как и сам генезис декабристского движе-

ния.  Если эволюция декабристской поэзии не представля-

ется нам до конца ясной, то тем более туманным оказыва-

ется  вопрос вычленения преддекабристской и раннедекаб-

ристской стадий.  Прежде всего следует  учитывать,  что

если в эпоху зрелого декабризма его поэтическая система

представляла собой структурное целое,  то на более ран-

них  этапах это в принципе было невозможно.  Декабрист-

ская поэзия возникла из сложного соотнесения,  взаимов-

лияния  многих литературных систем более раннего этапа.

С одной стороны, происходило взаимооплодотворение граж-

данской  поэзии и карамзинизма,  с другой - аналогичный

процесс протекал на рубеже,  отделяющем ее от шишковис-

тов. В массовой литературе 1810-х гг. интересным предс-

тавителем первой тенденции был П.  Габбе,  второй -  М.

Дмитриев-Мамонов.                                     

   Если говорить о соотношении раннедекабристского дви-

жения и дворянского либерализма 1810-х  гг.,  то  рубеж

здесь  часто  будет  пролегать  не  в области идеалов и

программных установок,  а в сфере тактики.  Однако  это

происходит не потому, что между тактикой и общественны-

ми идеалами нет связи,  а как раз  напротив,  поскольку

именно тактика - наиболее чувстви-

          


   1 Стендаль. Автобиографические заметки // Собр. соч.

Л., 1933. Т. 6. С. 293.                               

   2 Ср.  аналогичные утверждения в ряде  работ  В.  Б.

Шкловского  1920-х  гг.,  посвященных проблеме очерка и

мемуаров.                                              


тельный барометр для измерения тех внутренних, спонтан-

ных изменений в области общественных  идеалов,  которые

еще  не  получили определения в терминах программы и не

стали фактом самосознания данной общественной группы. 

   

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..