Мы уже говорили о том, как осторожен был карамзинизм

  Главная      Учебники - Литература     О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

Анализ поэзии 1790-1810-х годов - часть 7

 

 

Мы уже говорили о том, как осторожен был карамзинизм в признании фантастики. Фантастика свя-

зана была с сюжетностью и уже этим противостояла основ-

ным структурообразующим принципам карамзинизма,  однов-

ременно она создавала мир аномальный и неожиданный.   

   В дальнейшем  в сознании читателей последующих поко-

лений и историков литературы произошло  перераспределе-

ние понятий:  баллада начала восприниматься как высокий

и определяющий всю систему жанр,  типично  карамзинист-

ские жанры переместились на периферию.  Трудно судить о

том, что представляло собой творчество Мещевского в це-

лом - значительная часть его произведений до нас, види-

мо,  не дошла. Однако мы можем вполне представить себе,

каким  Мещевский  хотел предстать перед читателем в том

решающем для него сборнике,  который готовился им, уми-

рающим  от  чахотки и солдатчины.  Надежда сделать свое

имя известным была для него единственным шансом на сво-

боду:  два подготовленных им сборника, побывавшие в ру-

ках Жуковского и Вяземского,  сохранились. Сборники Ме-

щевского  - это сборники баллад;  один из них полностью

переведен с немецкого.                                

   Однако Мещевский не был  простой  поэтической  тенью

Жуковского.  В  его  поэзии есть примечательная особен-

ность:  легко владея интонациями,  введенными в  поэзию

Жуковским,  он часто предпочитает стиль темный, синтак-

сис запутанный,  возрождая  поэтику  "трудных"  лириков

XVIII  в.  и перекликаясь с архаистами из лагеря "Бесе-

ды".                                                   

   "Беседа любителей русского слова" давно уже переста-

ла  быть тем исто-рико-литературным пугалом,  каким она

выглядела в трудах ученых прошлого столетия.  В ней уже

не  видят анекдотическое собрание безграмотных и неода-

ренных литераторов. Программе "Беседы" посвящен ряд ка-

питальных работ, среди которых особенно выделяются тру-

ды Ю. Н. Тынянова. И все же сделать некоторые уточнения

к существующим историко-литературным концепциям по это-

му вопросу необходимо.                                 

   Идейные истоки "Беседы" были сложны и противоречивы.

Интерес к старине, архаическому языку и жанрам, пробле-

ме народности вырастал на основе различных,  порой про-

тивоположных  идейных систем.  Однако ни одна из них не

ассоциировалась в сознании современников  с  классициз-

мом. Более того, если для романтизма классицизм и куль-

тура XVIII в.  представали как  старина,  которой  надо

противопоставить  новое  искусство,  то для тех идейных

движений,  на основе которых выросла "Беседа", XVIII в.

был веком ложного,  с их точки зрения, новаторства, ко-

торому следовало  противопоставить  некоторую  исконную

традицию.                                             

   Защищать традицию можно было с трех позиций. Во-пер-

вых,  это могла  быть  реакционно-феодальная  оппозиция

просветительству.  Просвещение XVIII в.  в основу своей

системы положило противопоставление природы и общества.

Истинное  мыслилось как естественное,  антропологически

свойственное отдельному человеку.  Зло же  -  синонимом

его  считалась ложь - имеет общественное происхождение.

Одной из реализации этой основной антитезы была оппози-

ция "теория - история".  Теория, основанная на. природе

человека, естественно-научном изучении его существа как

отдельной личности,  постигает истинные потребности лю-

дей, история - лишь печальная , иллюстрация длинной це-

пи заблуждений и злодейств. Прецедент ничего не доказы-

вает, он - скорее предостережение, чем аргумент.      

   В борьбе с Просвещением защитники феодального поряд-

ка ссылались на традицию:  именно ею оправдывались сос-

ловные привилегии и церковные обряды.  Обычаи,  сложив-

шийся жизненный уклад,  порядок,  не объяснимый с точки

зрения разума,  но утвержденный  традицией,  поэтизация

средневековья  в разных концах Европы выдвигались в ка-

честве средства против теорий Просвещения.  На этой ос-

нове  вырастала и немецкая школа права,  и казенная на-

родность,  культивировавшаяся при  дворе  Екатерины  II

(ср.  написанные по высочайшему заказу И.  Богдановичем

"народные" пословицы),  и павловский  культ  рыцарского

средневековья.  Когда  Державин,  прославляя Екатерину,

писал в "Фелице":

                                     

   Храня обычаи, обряды,

   Не донкишотствуешь собой... -

                     

   он имел в виду все ту  же  антитезу:  "донкишотству"

теоретика-просветителя противопоставлялись "обычаи, об-

ряды".                                               

   Однако интерес к прошлому мог рождаться и  в  недрах

Просвещения:                                           

   прошлое и  настоящее можно было рассматривать не как

два звена непрерывной цепи,  а в качестве крайних, про-

тивоположных полюсов.  В этом случае прошлое можно было

отождествить с "природой", а в настоящем увидеть ее ис-

кажение. Кроме того, поскольку просветитель склонен был

видеть в трудовой, народной жизни идеал нормального су-

ществования, а в народной поэзии - непосредственный го-

лос Природы,  интерес к фольклору и древнейшим периодам

истории  возникал  и  в кругах Просвещения.  Правда,  в

фольклоре при этом подчеркивалась не художественная ри-

туалистика, а импровизация, история же неизменно приоб-

ретала черты опрокинутой в прошлое  утопии.  Интерес  к

античной и древненациональной героике, противопоставле-

ние гомеровского мира - именно как  демократического  -

современному свойственны были и Радищеву,  и Гнедичу, и

Мерзлякову, и Востокову.                              

   Если к этому добавить, что отрицательное отношение к

"легкой"  салонной поэзии приобретало в этих кругах ха-

рактер апологии эпических жанров, античных и "народных"

размеров  и славянизированного языка,  то связь поэтики

Просвещения и  "архаистов"  начала  XIX  столетия,  чьи

взгляды, таким образом, питались из противоположных ис-

точников,  становится очевидной.  Не случайно  в  рядах

"Беседы" мы находим Крылова и Гнедича.                

   Однако был  и  третий  источник,  который необходимо

учитывать,  говоря о генезисе интересующего нас литера-

турного явления, - это масонская тра- 

     


   1 Отождествление "донкихотства" с политическим докт-

ринерством,  теоретичностью кабинетной  революционности

входило  в словоупотребление той эпохи.  Так употреблял

этот термин Карамзин. Пушкин в первом наброске статьи о

Радищеве  характеризовал его как "политического Дон-Ки-

хота,  заблудившегося, конечно, но действующего с энер-

гией  удивительной  и с рыцарской совестливостью" (XII,

353).                    


                            

диция, идущая от Новикова,  А.  М. Кутузова, Хераскова,

Ключарева,  непосредственно повлиявшая на поэтов "Бесе-

дующего гражданина" и "Покоящегося трудолюбца", а через

Прокоповича-Антонского - на молодое  поколение  поэтов,

связанных в начале века с Университетским пансионом.  

   Поэтика этого  круга была тесно связана с предроман-

тическим эпосом:                                      

   Клопштоком, Юнгом,  Геснером или писателями, популя-

ризировавшимися предромантиками (Мильтон,  Беньян). От-

ношение к легкому стихотворству здесь было резко  отри-

цательным.  Поэзии  предписывалась нравственно-воспита-

тельная роль,  культивировался  аллегоризм.  Стремление

насытить художественный текст философской проблематикой

определило то, что Кутузов в прозаических переводах Юн-

га,  Мендельсона (возможно, ему же принадлежат переводы

из Геснера в "Утреннем свете"),  Херасков и Ключарев  в

поэзии смело  вводили неологизмы,  создавая на основе

старославянской лексики самобытную философскую и психо-

логическую терминологию.  Поэзия насыщалась архаизмами.

Искусству отводилась активная роль в нравственном  вос-

питании  человека.  Вся всемирная история мыслилась как

грандиозная эпопея падения и возрождения  человечества,

причем путь к общему возрождению лежит через нравствен-

ное воскресение отдельного человека.  Культуре XVIII в.

в  целом была присуща идея изоморфизма человека и чело-

вечества:                                             

   все свойства человечества заложены в отдельном чело-

веке  и всемирная история лишь повторяет судьбу индиви-

да.  От этого - многочисленные робинзонады, опыты моде-

лирования свойств человечества на материале судьбы изо-

лированной личности. Поэтому роман XVIII в. получил со-

вершенно иной смысл, чем аналогичные жанры последующего

столетия. Повествование всегда дву-планово: в просвети-

тельской  литературе  двуплановость  эта  проявляется в

том,  что бытовой сюжет, рассказывая о конкретных собы-

тиях из жизни героя, одновременно повествует о наиболее

общих закономерностях человеческой природы. Так постро-

ены "Робинзон", "Эмиль", "Новая Элоиза", "Отрывок путе-

шествия в... И*** Т***", "Житие Федора Васильевича Уша-

кова". Масонское повествование также двупланово, однако

смысл этой двуплановости иной: сюжетное повествование -

мифологическое или сказочное, чаще всего строящееся как

описание пути, странствия, - приобретает характер алле-

горического рассказа о нравственных исканиях. Одни и те

же эпизоды на одном уровне трактуются как элементы  сю-

жетного повествования, а на другом - в качестве деталей

утонченного психологического анализа.                 

   Результаты этого двупланового построения были проти-

воположны.  В  просветительской литературе свойства от-

дельной личности были заданы - это  была  склонность  к

добру и собственной пользе,  разумность, красота и тому

подобное.  Человеческая личность бралась как  конечная,

нераздробимая единица социума. Исследованию подвергался

не человек, а коллизии его общественного бытия.       

  


 Ключарев как поэт оценивался  в  некоторых  кругах

очень  высоко.  Карамзин  писал Лафатеру:  "В господине

Ключареве мы имеем теперь поэта-философа,  но он  пишет

немного" (цит. по: Карамзин Н. М. Письма русского путе-

шественника. Л., 1984. С. 469 ).                      


Если в просветительской литературе сюжетное повествова-

ние об отдельной личности или небольшой группе станови-

лось  моделью  всемирно-исторических событий (рассказ о

бунте группы студентов - модель  рождения  революции  в

"Житии Федора Васильевича Ушакова" Радищева), то в про-

изведениях масонов повествуется  о  всемирных  событиях

(например,  крещение  Руси  во "Владимире Возрожденном"

Хераскова),  но подлинное  значение  текста   история

воскресения  или  гибели  Человека.  Человек  перестает

рассматриваться как простое целое:  душа  его   арена

борьбы, столкновения противоборствующих враждебных сил.

Она-то и есть загадочный объект изучения.             

   Масонская поэзия была пропитана  мотивами  катастро-

физма, кратковременности и греховности жизни. Юнговские

мотивы "ночной" души,  поставленной  лицом  к  лицу  со

смертью,  с трагической непонятностью человеческого бы-

тия,  находили широкий отклик в русских масонских изда-

ниях.                                                 

   Хотя в философском смысле масонские идеи были основ-

ным оппонентом Просвещения  (реакционно-правительствен-

ный лагерь, как это часто бывало в России, проявил пол-

ную теоретическую  импотентность  и  никаких  достойных

внимания идей не выдвинул), политически они были не ре-

акционными, а либеральными: отвергалась не только рево-

люция,  но и деспотизм.  И деспотизму, и революционному

насилию противопоставлялась постепенная  эволюция,  со-

вершаемая путем просвещения, умственного и нравственно-

го прогресса,  деятельной филантропии и самоусовершенс-

твования.  В разные моменты напряженной общественно-по-

литической жизни конца XVIII - начала XIX в.  соотноше-

ние  масонской  и  демократической  мысли  складывалось

по-разному:                                           

   от крайней враждебности до союза в борьбе  с  деспо-

тизмом и феодальным насилием.                          

   По-разному складывалось  отношение названных лагерей

к духовному наследию допетровской Руси,  причем  вопрос

этот не отделялся в XVIII - начале XIX в.  от воззрений

на живую православную церковную традицию и стихию  ста-

рославянского языка, несущую для человека тех лет целый

мир культурных и нравственных ассоциаций.             

   Официальная культура по традиции, шедшей еще от Пет-

ра, имела отчетливо секуляризованный характер. От церк-

ви требовались лояльность и отсутствие собственной  по-

зиции во всем, выходящем за пределы узкообрядовые. Зато

здесь она признавалась безусловным авторитетом. Поэтому

привнесение  элементов православной церковности в поли-

тику и общественную идеологию, которое начали практико-

вать определенные круги в начале александровского царс-

твования, имело характер оппозиции правительству справа

и весьма настороженно воспринималось императором.     

   Литература Просвещения относилась к церковной тради-

ции отрицательно и если могла принять идею бога-разума,

то  обрядность,  в том числе и православную,  отрицала.

Одновременно европеизированный стиль жизни ослаблял бы-

товые  связи с православной обрядностью (столичный дво-

рянин мог годами не бывать  у  причастия,  даже  не  по

вольнодумству,  а  просто по лени и нежеланию выполнять

утратившие смысл обряды,  соблюдение постов  в  большом

петербургском свете уже к началу XIX в.  считалось неп-

риличным ханжеством,  не истинной,  а  показной  набож-

ностью),  а  утвердившийся  на вершинах общества обычай

проводить начальное образование  по-французски   даже

Евангелие детям читали во французских переводах - осла-

бил знание старославянского языка.  Уже  А.  Сумароков,

когда пожелал спародировать стиль В. Тредиаковского, не

смог составить грамотной старославянской  фразы.  После

Ломоносова старославянский язык в сознании образованно-

го дворянина секуляризировался, превратившись в опреде-

ленный   поэтический   стиль светской речи,  причем

воспринимался не как язык,  а как специфическая лексика

русского языка.                                        

   Иным было положение в образованных недворянских кру-

гах.  Связь с церковной культурой здесь была органичес-

кой. Ее поддерживали и воспоминания детства (образован-

ный разночинец из крестьян,  купцов или мещан - явление

в интересующую нас эпоху сравнительно редкое:  основная

масса рекрутировалась из поповичей),  и характер обуче-

ния:  начального - по церковнославянским книгам, даль-

нейшего - в семинарии. Показателен анализ старославянс-

кого  языка Радищева - писателя,  стремившегося проник-

нуть в дух допетровской, в частности церковной, культу-

ры  и  сделавшего  архаизацию языка программой.  Анализ

убеждает,  что знание языка церковных книг не было  для

Радищева органичным - очень многое из того, что он счи-

тал архаизмами,  было,  по сути дела, неологизмами, не-

возможными в реальных памятниках2.  Нормы старославянс-

кого синтаксиса в его сознании, видимо, сливались с ла-

тинскими в некий единый архаический строй речи.       

   Но тем более примечателен интерес Радищева к языку и

содержанию церковных книг.  При этом,  если  Ломоносов,

свободно владевший церковной традицией, игнорировал со-

держание церковных книг,  видя в них лишь источник лек-

сического обогащения языка, то Радищева привлекали сами

тексты. Не случайно два из его центральных произведений

писаны в форме житий, а в главе "Клин" из всех произве-

дений русского фольклора он  избрал  духовный  стих  об

Алексии,  человеке Божием. Радищеву были необходимы об-

разы,  проникнутые идеей  самопожертвования,  героизма,

готовности  к гибели.  Просветитель и гельвецианец,  он

внутри своей системы находил идеалы общества, построен-

ного  на  интересах  всех  и  каждого,  разумно понятом

счастье отдельного человека.  А идеал самопожертвования

ему, как позже Некрасову, приходилось искать в мире об-

разов и идей, выработанных церковной культурой.       

   Все больший отклик эта  сторона  идейно-литературной

программы  русского  Просвещения находила по мере того,

как мысли идеологов получали распространение,  проникая

в  ту разночинно-семинарскую среду,  для которой образы

эти и языковая стихия были  родными,  органичными.  Так

получилась та амальгама европейских идей XVIII в., рус-

соизма, культа Природы, в конце                       

  


 По церковным книгам учились читать в  конце  XVIII

в.  и провинциальные дворяне. 2 Ошибки, свидетельствую-

щие о неорганическом,  поверхностном усвоении старосла-

вянского языка, допускал и Шишков. Карамзин, в годы ра-

боты над "Историей" овладевший им безукоризненно, в мо-

лодости спутал "кущу" и "рощу".                       


века уже окрашенного влиянием  штюрмерства  и  молодого

Шиллера,  гель-вецианской этики и древнерусской литера-

турной традиции,  церковнославянской языковой стихии  и

идеала  готовности  к героической гибели,  мученической

смерти,  почерпнутого из житийной  литературы,  которая

была присуща русскому массовому демократическому созна-

нию конца XVIII в. Типичным человеком этой среды был П.

А.  Словцов. Словцов (фамилия его - семинарского проис-

хождения,  родовая фамилия -  Слопцев,  от  диалектного

названия детали охотничьего вооружения; Слопцевы проис-

ходили из  крещеных  охотников-вогулов)  принадлежал  к

наследственному сибирскому духовенству. Автор его руко-

писной биографии свидетельствует:  "Род  "Слопцевых"  -

так  писались  дед  и отец ученого мужа - один из самых

старинных между духовенством Ирбитского края и славился

издавна  как  бы наследственною даровитостию своих чле-

нов".  Товарищ Сперанского по семинарии,  Словцов рано

сделался  вольнодумцем,  поклонником  философии  Руссо.

Прежде чем ему удалось снять рясу,  он прошел длинный и

мучительный путь инквизиторских преследований.  Принад-

лежащая его перу ода "Древность" - один из наиболее ин-

тересных  образцов  русской  вольнодумной поэзии 1790-х

гг.     

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..