|
|
содержание .. 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 ..
Анализ поэзии 1790-1810-х годов - часть 8
Само слово "древность" употреблено в этом тексте так, что соединяет значение времени (узко - прошедшего времени, но шире - всякого) в семантическом употребле- нии, свойственном масонским текстам конца века, и исто- рии. Отношение к последней отражает всю сложность реше- ния этой проблемы для просветителя. В системе культуры всегда выделяется группа текстов высшей авторитетности. На протяжении длительного перио- да европейской культуры признаком такой авторитетности считалась древность памятника, традиционность его со- держания. На этом строилось средневековое чувство текс- та, которое в XVIII в. продолжало жить в церковной культуре. В антитезе "старое - новое" первое всегда бе- зусловно оценивалось выше. В рационалистической системе положение изменилось - "новое" стало синонимом хороше- го. Масонство в этом смысле восстановило средневековую традицию. Убеждение в синонимичности понятий "древ- ность" и "истина" было столь глубоко, что породило мно- гочисленные псевдоархаические документы. Отношение Просвещения к этой проблеме было специфическим. Понятие древнего (исконного) отделялось от исторического прош- лого. Второе оценивалось безусловно отрицательно. Ему противопоставлялось "новое", которое, однако, мыслилось лишь как восстановление исконного порядка вещей, то есть "древности". Весь этот круг проблем и привлекает автора стихотворения. Он прежде всего отвергает отож- дествление старины и истины:
Стоит, чтоб оракулом явиться, Лишь на персях древности родиться. Разве гений истины слетал На сосцы вселенной тот лишь термин,
Вологдин И. Кое-что для биографии Петра Андреевича Словцова // ИРЛИ. Ф. 265. Oп. 1. Ед. хр. 39. Л. 465. В коем разум, первенец Минервин, В сирой колыбели почивал?
Из этого делался крайне смелый в своем неприкрытом вольнодумстве вывод: можно ли полагать, что Библия сохраняет авторитет- ность, когда все меняется (следует характерная ссылка на изменения в космосе, выполненная на уровне астроно- мии конца XVIII в.):
Должно ль, чтоб отцы столпотворенья, Скрывши темя в сумраке небес И вися над бездной заблужденья, На истлевшей вазе древних грез, Уцелели до всеобща труса...
"Старое" отрицается не только потому, что оно - оп- равдание для отвергаемых разумом заблуждений. Ведь его же привлекают как обоснование мнимых прав дворянства!
Кто ж присвоит право первородства? Ты, остаток древния резьбы, Сын наследственного благородства, Тщетно режешь старые гербы, Тщетно в славе предков ищешь тени...
Историческому как отрицательному противопоставляется "древность". Толкование ее несет явные следы поэтики масонов, в особенности - С. Боброва. Катастрофические картины, соединение мистики с естествознанием, нагнета- ние антиэстетических образов гниения, гибели, разруше- ния связывались в 1790-е гг. именно с поэтикой Боброва (например, в полемическом предисловии Карамзина к "Ао- нидам"). Однако этот налет сочетается в стихотворении с чисто просветительским отождествлением исконно древнего с но- вым, а позитивного прогресса - с восстановлением искон- ных норм человеческого общежития. Характерен заключаю- щий стихотворение образ радуги, объединяющий "бывшее - будущее" (не-сущее) в противопоставлении настоящему (сущему). Древность и будущее - царство разума и гения; исторически сложившееся - область предрассудков, рели- гиозных и политических:
Мирна радуга для них явилась, Половиной в древность наклонилась, А другой - в потомстве оперлась.
Стихотворение отражает настроения русской прогрес- сивной интеллигенции конца XVIII в. в один из наиболее мрачных исторических периодов. И именно поэтому следует подчеркнуть такую особенность: резко выраженное сочувс- твие Польше, разорванной европейскими монархами, и в первую очередь Екатериной II. Печатная литература сох- ранила нам лишь панегирики на взятие Варшавы (осмеянные Дмитриевым в "Чужом толке"), - только литература руко- писных сборников могла выразить подлинные чувства, ко- торые испытывала по этому поводу лучшая часть русского общества, - чувства горечи и стыда. Герцен в XIX в. своими выступлениями в защиту Польши, по словам Ленина, "спас честь русской демократии". Строфа в стихотворе- нии Словцова говорит о том же. Иначе строилось отношение к древнерусской культуре в масонской поэзии. Хотя церковная обрядность и отверга- лась масонами и отношения с православной церковью у них были более чем натянутыми (церковники были главными го- нителями масонства и доносчиками на него), связи с древнерусской культурой, церковной письменностью в их среде были глубоки и постоянно поддерживались. Интерес этот питался прежде всего убеждением, что истина скрыта в древних текстах. Она дается не путем изобретения но- вого, а умелым чтением старого. Поиски сокровенной муд- рости для масонов складываются из разыскания забытых и утерянных текстов (чем древнее, тем истиннее) и поисков "ключей" к обнаружению скрытого в них содержания. Сама непонятность документа в этом случае делается привлека- тельной - она залог наличия в нем тайного смысла. Идеи кружка Новикова - Кутузова широко проникли в сознание молодежи 1790-х гг., особенно группировавшейся вокруг Московского университета. Они определили лицо таких журналов, как "Покоящийся трудолюбец", "Беседую- щий гражданин", журналов, которые можно назвать зерка- лом массовой, еще не успевшей профессионализироваться литературы той эпохи. Целое поколение русской интелли- генции конца XVIII в. - писателей, переводчиков, журна- листов, педагогов, преподавателей Невской семинарии и морских офицеров Балтийского флота - выросло в атмосфе- ре идей кружка Новикова - Кутузова. Однако обстановка конца XVIII в. вызвала идейную пе- регруппировку: с одной стороны, правительственный ла- герь и тяготевшие к нему литературные силы, с другой - все группировки, искавшие путей социального, политичес- кого, морального возрождения общества. Внутри каждого из лагерей границы размывались и теряли четкость по ме- ре усиления правительственной реакции. В реальной дейс- твительности происходили сдвиги и потрясения. В связи с этим менялась функция и общественная оценка существую- щих идей. Просветительство, бывшее в течение второй по- ловины XVIII в. наиболее прогрессивным историческим направлением, обернулось новыми сторонами: стал очеви- ден утопизм прямолинейно-оптимистического взгляда прос- ветителей на природу человека, раскрылись отрицательные стороны исторического прогресса, резко обострились мо- ральные аспекты политических проблем. Революция в Пари- же и реакция в России о многом заставили подумать русс- кого человека на рубеже двух веков. В этих условиях де- ятели Просвещения стремятся найти ответы на новые, выд- винутые историей вопросы. На протяжении 1790-1800-х гг. это выразилось в стремлении пополнить свои воззрения тезисами, идущими из других идеологических систем. Раз- вивается тенденция к своеобразному эклектизму - пере- ходному этапу на пути выработки нового
1 Ленин В. И. Памяти Герцена // Полн. собр. соч. Т. 21. С. 260. монизма. Частным случаем такого эклектизма было взаи- мопроникновение просветительских и масонских идей. Ти- пичным героем этой переходной эпохи, отразившим сложное переплетение идей, был Семен Бобров. Хотя, с одной стороны, поэзия Боброва ярко выражала этот эклектизм (можно добавить к этому отчетливое стремление поэта отвернуться от современной ему поэзии, обратиться к более ранней традиции - Ломоносову и Тре- диаковскому), с другой стороны, она представала как внутренне единая система. Из разнообразных материалов, само соединение которых оказалось возможным только в силу особого стечения исторических обстоятельств, Боб- ров построил внутренне органическую систему, представ- ляющую яркое явление в истории русской поэзии. В основе поэзии Боброва лежит отрицание того направ- ления, которое выразилось в создании "легкой поэзии". С Боброва начинается русская "поэзия мысли". Понятие "по- эзия мысли" определяется не глубиной философских идей (очевидно, что не глубина мысли, не значимость фило- софской концепции позволяет определить Боброва, Бара- тынского или Шевырева как "поэтов мысли", в отличие от Державина, Пушкина или Лермонтова'), а особой авторской установкой на философскую значимость художественного текста. Границы между этими типами текстов снимаются: философия таит в себе поэзию, и поэзия обязана быть фи- лософией. Мысль у Боброва - это неожиданное сближение понятий. Глубокая мысль в поэзии - это мысль поражающая, неожи- данная. А неожиданность создается нетривиальными, странными сочетаниями слов и образов. От этого принци- пиальная странность поэзии Боброва. Неудивительно, что, с позиций карамзинистов, это был "дикий" поэт: вся поэ- тика карамзинизма строилась на выполнении некоторых норм (например, норм "вкуса"), стиль Боброва - принци- пиальное нарушение норм и правил. Неожиданность семан- тических сближений фигурировала в качестве риторическо- го приема еще в системе Ломоносова. Это знаменитое "сопряжение далековатых идей". Вообще новаторство Боб- рова не отрывает его поэзию от культуры XVIII в., а, наоборот, парадоксально ее с нею связывает: это наруше- ние системы, которое ощутительно, художественно значимо лишь до тех пор, пока художественно активна, жива в культурном сознании и представляет ценность сама эта система. Новаторство такого типа всегда комбинаторное: оно строится как новые, до сих пор запретные сочетания в пределах данной системы элементов. Однако то, что в системе Ломоносова допускалось лишь в одной сфере - метафоризма - и касалось собственно се- мантической (в лингвистическом значении) области текс- та, у Боброва возводится во всеобщий принцип. Помимо принципиальной установки на неожиданную, смелую метафо- ру, Бобров
1 Понимание этого термина как некоего комплимента, характеризующего философскую значимость мыслен поэта, проскальзывает в работах, определяющих как "поэтов мыс- ли" и Пушкина, и Кольцова, и Некрасова. Наше определе- ние "поэзии мысли" приближается к тому, которое дал в ряде работ Е. А. Маимин (см., например, статьи: Державинские традиции и философская поэзия 20-30-х годов XIX столетия // XVIII век. Л., 1969. Сб. 8. С. 127-143; Философская лирика поэтов-любомудров // Исто- рия русской поэзии. Л., 1969. Т. 1. С. 435-441). вступает на путь сближений, примеров которым мы уже не найдем у Ломоносова: сопрягаются не "далековатые" в се- мантическом отношении слова, а несоединимые культурные концепции. Так, идея постепенного культурного прогресса истолковывается как одухотворение, победа мысли и духа над материей. Прогресс для народа то же, что самовоспи- тание для человека. Отсюда и апология Петра I, и трак- товка его дела в "Столетней песни...".
Он сам себя переродил, Чтоб преродить сынов России.
Отсюда общекультурная метафорическая антитеза "свет - тьма" приобретает специфически масонский характер, в соответствии с чем переосмысляется значение деятельнос- ти Петра:
Держа светильник, простирает Луч в мраках царства своего; Он область нощи озаряет, И не объемлет тьма его.
Однако вера в прогресс соединяется у Боброва с эсха- тологическими представлениями, казалось бы отвергающими ее. Всеобщая гибель миров неоднократно становилась предметом его поэтического изображения:
Взревут горящи океаны, Кровавы реки потекут, Плеснут на твердь валы багряны, Столпы вселенной потрясут.
Не менее характерно другое сближение. Бобров высту- пает как прямой продолжатель Ломоносова в стремлении создать научную поэзию. Физический мир, его законы и терминология занимают в его стихах наибольшее, после Ломоносова, место в русской поэзии XVIII-XIX вв. Однако физика у Боброва соединяется с мистикой, научное - с таинственным. Космос, в который выводит поэта научная мысль, - это не размеренный и уравновешенный по законам ньютоновской механики космос Ломоносова, а дисгармонич- ный, разрушающийся и возникающий, взвихренный мировой поток. Бобров боготворит Ломоносова, но в нем чувству- ется приближение эпохи Кювье и Лобачевского. Идея неизбежности катастроф пронизывала не только космогоническую поэзию Боброва - на ней строится и его политическая лирика. Не случайно Бобров так упорно возвращался к теме убийства Павла I. Бобров соединяет, однако, не только различные смыс- ловые системы, но и элементы несоединимых стилистичес- ких пластов. Сближение одушевленного (и одухотворенно- го) с неодушевленным, отвлеченно-абстрактного с картин- но-вещественным делает его во многом учеником Держави- на.
Идея торжества динамического духа над косной мате- рией, вообще свойственная Фальконе (ср. его "Пигмалио- на"), положена в основу знаменитого памятника Петру I.
содержание .. 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 ..
|
|
|