Анализ поэзии 1790-1810-х годов - часть 8

  Главная      Учебники - Литература     О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

Анализ поэзии 1790-1810-х годов - часть 8

 

 

   Само слово "древность"  употреблено  в  этом  тексте

так,  что соединяет значение времени (узко - прошедшего

времени,  но шире - всякого) в семантическом употребле-

нии, свойственном масонским текстам конца века, и исто-

рии. Отношение к последней отражает всю сложность реше-

ния этой проблемы для просветителя.                   

   В системе  культуры всегда выделяется группа текстов

высшей авторитетности. На протяжении длительного перио-

да  европейской культуры признаком такой авторитетности

считалась древность памятника,  традиционность его  со-

держания. На этом строилось средневековое чувство текс-

та,  которое в XVIII в.  продолжало  жить  в  церковной

культуре. В антитезе "старое - новое" первое всегда бе-

зусловно оценивалось выше. В рационалистической системе

положение  изменилось - "новое" стало синонимом хороше-

го.  Масонство в этом смысле восстановило средневековую

традицию.  Убеждение  в  синонимичности  понятий "древ-

ность" и "истина" было столь глубоко, что породило мно-

гочисленные   псевдоархаические   документы.  Отношение

Просвещения к этой проблеме было специфическим. Понятие

древнего  (исконного) отделялось от исторического прош-

лого.  Второе оценивалось безусловно отрицательно.  Ему

противопоставлялось "новое", которое, однако, мыслилось

лишь как восстановление  исконного  порядка  вещей,  то

есть  "древности".  Весь этот круг проблем и привлекает

автора стихотворения.  Он прежде всего отвергает  отож-

дествление старины и истины:

                          

   Стоит, чтоб оракулом явиться,

   Лишь на персях древности родиться.

   Разве гений истины слетал

   На сосцы вселенной тот лишь термин,

                

  


 Вологдин И. Кое-что для биографии Петра Андреевича

Словцова // ИРЛИ. Ф. 265. Oп. 1. Ед. хр. 39. Л. 465.  


В коем разум, первенец Минервин,

    В сирой колыбели почивал?

                         

   Из этого  делался  крайне смелый в своем неприкрытом

вольнодумстве вывод:                                   

   можно ли полагать,  что Библия сохраняет  авторитет-

ность,  когда  все меняется (следует характерная ссылка

на изменения в космосе,  выполненная на уровне астроно-

мии конца XVIII в.): 

                                

   Должно ль, чтоб отцы столпотворенья,               

   Скрывши темя в сумраке небес                       

   И вися над бездной заблужденья,                    

   На истлевшей вазе древних грез,                    

   Уцелели до всеобща труса...                         

                         

   "Старое" отрицается не только потому,  что оно - оп-

равдание для отвергаемых разумом заблуждений.  Ведь его

же привлекают как обоснование мнимых прав дворянства!

 

   Кто ж присвоит право первородства?                 

   Ты, остаток древния резьбы,                        

   Сын наследственного благородства,                  

   Тщетно режешь старые гербы,                        

   Тщетно в славе предков ищешь тени...                

             

   Историческому как отрицательному противопоставляется

"древность".  Толкование ее несет явные  следы  поэтики

масонов,  в особенности - С.  Боброва. Катастрофические

картины, соединение мистики с естествознанием, нагнета-

ние антиэстетических образов гниения,  гибели, разруше-

ния связывались в 1790-е гг.  именно с поэтикой Боброва

(например,  в полемическом предисловии Карамзина к "Ао-

нидам").                                              

   Однако этот налет сочетается в стихотворении с чисто

просветительским отождествлением исконно древнего с но-

вым, а позитивного прогресса - с восстановлением искон-

ных норм человеческого общежития.  Характерен заключаю-

щий стихотворение образ радуги,  объединяющий "бывшее -

будущее"  (не-сущее)  в  противопоставлении  настоящему

(сущему). Древность и будущее - царство разума и гения;

исторически сложившееся - область предрассудков,  рели-

гиозных и политических:

                               

   Мирна радуга для них явилась,                      

   Половиной в древность наклонилась,                  

   А другой - в потомстве оперлась.                    

                   

   Стихотворение отражает настроения  русской  прогрес-

сивной интеллигенции конца XVIII в.  в один из наиболее

мрачных исторических периодов. И именно поэтому следует

подчеркнуть такую особенность: резко выраженное сочувс-

твие Польше,  разорванной европейскими монархами,  и  в

первую очередь Екатериной II.  Печатная литература сох-

ранила нам лишь панегирики на взятие Варшавы (осмеянные

Дмитриевым в "Чужом толке"),  - только литература руко-

писных сборников могла выразить подлинные чувства,  ко-

торые  испытывала по этому поводу лучшая часть русского

общества,  - чувства горечи и стыда.  Герцен в  XIX  в.

своими выступлениями в защиту Польши, по словам Ленина,

"спас честь русской демократии".  Строфа в стихотворе-

нии Словцова говорит о том же.                        

   Иначе строилось отношение к древнерусской культуре в

масонской поэзии.  Хотя церковная обрядность и отверга-

лась масонами и отношения с православной церковью у них

были более чем натянутыми (церковники были главными го-

нителями  масонства  и  доносчиками  на него),  связи с

древнерусской культурой,  церковной письменностью в  их

среде были глубоки и постоянно поддерживались.  Интерес

этот питался прежде всего убеждением, что истина скрыта

в древних текстах.  Она дается не путем изобретения но-

вого, а умелым чтением старого. Поиски сокровенной муд-

рости  для масонов складываются из разыскания забытых и

утерянных текстов (чем древнее, тем истиннее) и поисков

"ключей" к обнаружению скрытого в них содержания.  Сама

непонятность документа в этом случае делается привлека-

тельной - она залог наличия в нем тайного смысла.     

   Идеи кружка  Новикова   Кутузова широко проникли в

сознание молодежи 1790-х гг., особенно группировавшейся

вокруг  Московского  университета.  Они определили лицо

таких журналов,  как "Покоящийся трудолюбец", "Беседую-

щий гражданин",  журналов, которые можно назвать зерка-

лом массовой,  еще не успевшей  профессионализироваться

литературы той эпохи.  Целое поколение русской интелли-

генции конца XVIII в. - писателей, переводчиков, журна-

листов,  педагогов,  преподавателей Невской семинарии и

морских офицеров Балтийского флота - выросло в атмосфе-

ре идей кружка Новикова - Кутузова.                   

   Однако обстановка конца XVIII в. вызвала идейную пе-

регруппировку:  с одной стороны,  правительственный ла-

герь и тяготевшие к нему литературные силы,  с другой -

все группировки, искавшие путей социального, политичес-

кого,  морального возрождения общества.  Внутри каждого

из лагерей границы размывались и теряли четкость по ме-

ре усиления правительственной реакции. В реальной дейс-

твительности происходили сдвиги и потрясения. В связи с

этим  менялась функция и общественная оценка существую-

щих идей. Просветительство, бывшее в течение второй по-

ловины  XVIII  в.  наиболее  прогрессивным историческим

направлением,  обернулось новыми сторонами: стал очеви-

ден утопизм прямолинейно-оптимистического взгляда прос-

ветителей на природу человека, раскрылись отрицательные

стороны исторического прогресса,  резко обострились мо-

ральные аспекты политических проблем. Революция в Пари-

же и реакция в России о многом заставили подумать русс-

кого человека на рубеже двух веков. В этих условиях де-

ятели Просвещения стремятся найти ответы на новые, выд-

винутые историей вопросы. На протяжении 1790-1800-х гг.

это  выразилось  в  стремлении пополнить свои воззрения

тезисами, идущими из других идеологических систем. Раз-

вивается  тенденция  к своеобразному эклектизму - пере-

ходному этапу на пути выработки нового

    


   1 Ленин В.  И. Памяти Герцена // Полн. собр. соч. Т.

21. С. 260.                                           


монизма. Частным случаем такого эклектизма  было  взаи-

мопроникновение просветительских и масонских идей.  Ти-

пичным героем этой переходной эпохи, отразившим сложное

переплетение идей, был Семен Бобров.                  

   Хотя, с одной стороны,  поэзия Боброва ярко выражала

этот  эклектизм  (можно  добавить  к  этому  отчетливое

стремление поэта отвернуться от современной ему поэзии,

обратиться к более ранней традиции - Ломоносову и  Тре-

диаковскому),  с  другой  стороны,  она представала как

внутренне единая система.  Из разнообразных материалов,

само  соединение  которых  оказалось возможным только в

силу особого стечения исторических обстоятельств,  Боб-

ров построил внутренне органическую систему,  представ-

ляющую яркое явление в истории русской поэзии.        

   В основе поэзии Боброва лежит отрицание того направ-

ления, которое выразилось в создании "легкой поэзии". С

Боброва начинается русская "поэзия мысли". Понятие "по-

эзия  мысли"  определяется не глубиной философских идей

(очевидно,  что не глубина мысли,  не значимость  фило-

софской  концепции позволяет определить Боброва,  Бара-

тынского или Шевырева как "поэтов мысли",  в отличие от

Державина, Пушкина или Лермонтова'), а особой авторской

установкой на  философскую  значимость  художественного

текста.  Границы  между этими типами текстов снимаются:

философия таит в себе поэзию, и поэзия обязана быть фи-

лософией.                                             

   Мысль у Боброва - это неожиданное сближение понятий.

Глубокая мысль в поэзии - это мысль поражающая,  неожи-

данная.   А   неожиданность  создается  нетривиальными,

странными сочетаниями слов и образов.  От этого принци-

пиальная странность поэзии Боброва. Неудивительно, что,

с позиций карамзинистов, это был "дикий" поэт: вся поэ-

тика  карамзинизма  строилась  на  выполнении некоторых

норм (например,  норм "вкуса"), стиль Боброва - принци-

пиальное нарушение норм и правил.  Неожиданность семан-

тических сближений фигурировала в качестве риторическо-

го  приема  еще  в  системе Ломоносова.  Это знаменитое

"сопряжение далековатых идей".  Вообще новаторство Боб-

рова  не  отрывает его поэзию от культуры XVIII в.,  а,

наоборот, парадоксально ее с нею связывает: это наруше-

ние системы, которое ощутительно, художественно значимо

лишь до тех пор,  пока художественно  активна,  жива  в

культурном  сознании  и  представляет ценность сама эта

система.  Новаторство такого типа всегда комбинаторное:

оно строится как новые,  до сих пор запретные сочетания

в пределах данной системы элементов.                  

   Однако то, что в системе Ломоносова допускалось лишь

в одной сфере - метафоризма - и касалось собственно се-

мантической (в лингвистическом значении) области  текс-

та,  у  Боброва возводится во всеобщий принцип.  Помимо

принципиальной установки на неожиданную, смелую метафо-

ру, Бобров

                    


   1 Понимание  этого  термина как некоего комплимента,

характеризующего философскую значимость  мыслен  поэта,

проскальзывает в работах, определяющих как "поэтов мыс-

ли" и Пушкина,  и Кольцова, и Некрасова. Наше определе-

ние  "поэзии мысли" приближается к тому,  которое дал в

ряде работ Е. А. Маимин (см., например, статьи:       

   Державинские традиции и философская  поэзия  20-30-х

годов XIX столетия // XVIII век.  Л.,  1969.  Сб. 8. С.

127-143;  Философская лирика поэтов-любомудров // Исто-

рия русской поэзии. Л., 1969. Т. 1. С. 435-441).      


вступает на путь сближений,  примеров которым мы уже не

найдем у Ломоносова: сопрягаются не "далековатые" в се-

мантическом отношении слова,  а несоединимые культурные

концепции. Так, идея постепенного культурного прогресса

истолковывается как одухотворение,  победа мысли и духа

над материей. Прогресс для народа то же, что самовоспи-

тание для человека.  Отсюда и апология Петра I, и трак-

товка его дела в "Столетней песни...".

               

   Он сам себя переродил,

   Чтоб преродить сынов России.

                       

   Отсюда общекультурная  метафорическая антитеза "свет

- тьма" приобретает специфически масонский характер,  в

соответствии с чем переосмысляется значение деятельнос-

ти Петра:

                                            

   Держа светильник, простирает

   Луч в мраках царства своего;

   Он область нощи озаряет,

   И не объемлет тьма его.

                           

   Однако вера в прогресс соединяется у Боброва с эсха-

тологическими представлениями, казалось бы отвергающими

ее.  Всеобщая  гибель  миров  неоднократно  становилась

предметом его поэтического изображения: 

             

   Взревут горящи океаны,

   Кровавы реки потекут,

   Плеснут на твердь валы багряны,

   Столпы вселенной потрясут.

                        

   Не менее характерно другое сближение.  Бобров высту-

пает как прямой продолжатель  Ломоносова  в  стремлении

создать  научную поэзию.  Физический мир,  его законы и

терминология занимают в его  стихах  наибольшее,  после

Ломоносова, место в русской поэзии XVIII-XIX вв. Однако

физика у Боброва соединяется с мистикой,  научное   с

таинственным.  Космос,  в который выводит поэта научная

мысль, - это не размеренный и уравновешенный по законам

ньютоновской механики космос Ломоносова, а дисгармонич-

ный,  разрушающийся и возникающий,  взвихренный мировой

поток.  Бобров боготворит Ломоносова, но в нем чувству-

ется приближение эпохи Кювье и Лобачевского.          

   Идея неизбежности катастроф  пронизывала  не  только

космогоническую  поэзию Боброва - на ней строится и его

политическая лирика.  Не  случайно  Бобров  так  упорно

возвращался к теме убийства Павла I.                  

   Бобров соединяет,  однако, не только различные смыс-

ловые системы,  но и элементы несоединимых стилистичес-

ких пластов.  Сближение одушевленного (и одухотворенно-

го) с неодушевленным, отвлеченно-абстрактного с картин-

но-вещественным  делает его во многом учеником Держави-

на.                                                    

  


 Идея торжества динамического духа над косной мате-

рией,  вообще свойственная Фальконе (ср. его "Пигмалио-

на"), положена в основу знаменитого памятника Петру I.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..