Анализ поэзии 1790-1810-х годов

  Главная      Учебники - Литература     О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

 
Анализ поэзии 1790-1810-х годов - часть 1
                             
   Русская литература конца XVIII - начала XIX в. - яв-
ление переходной эпохи.  Не случайно при характеристике
этого  периода  в  трудах  литературоведов  чаще  всего
встречаются   выражения   "разрушался",   "распадался",
"складывался",  "еще не сформировался", а соответствую-
щие историко-литературные термины образуются с пристав-
кой "пред" или "пре".  "Распадался" классицизм, "разру-
шалась" просветительская вера в неизменность и  доброту
природы  человека,  "складывался"  романтизм,  "еще  не
сформировалась" дворянская революционность. "Предроман-
тизм" (или "преромантизм"), "предреализм", а иногда еще
"неоклассицизм" ("постклассицизм") -  такими  терминами
пользуются  чаще всего для определения сущности литера-
турной эволюции этого времени.                        
   Такой взгляд не лишен оснований.  Оценивая эпоху  по
ее  итогам,  мы  выделяем в ней наиболее существенное -
то,  что стало ведущей тенденцией (или  тенденциями)  в
последующие  периоды.  Однако при этом не следует забы-
вать сложности исторических закономерностей:  далеко не
всегда  реальностью  в истории становится то,  что было
единственно возможным, - история закономерна, но не фа-
тальна. Это приводит к тому, что в каждую эпоху имеются
нереализованные возможности,  тенденции,  которые могли
бы развиться, хотя этого и не произошло. Кроме того, не
все исторические посевы прорастают  с  одинаковой  ско-
ростью  - черты эпохи,  которые представляются незначи-
тельными,  если смотреть на нее с дистанции в  два  или
три десятка лет, могут показаться историку определяющи-
ми через несколько столетий.                          
   Все это приводит к тому,  что взгляд на ту или  иную
переходную эпоху с точки зрения ее непосредственных ис-
торических итогов может не  только  существенно  расхо-
диться  с представлением современников,  но значительно
обеднять ее значение с точки зрения более широких исто-
рических перспектив.                                  
   Сказанное в полной мере относится к интересующей нас
эпохе. Если знакомиться с периодом конца XVIII - начала
XIX в., и в особенности с                             
первым десятилетием нового столетия,  по историям лите-
ратуры,  то  создастся  впечатление  времени  глухого и
тусклого:  Г. Державин уже пережил "золотой век" своего
творчества,  А. Радищев и Н. Карамзин уже выбыли из ли-
тературы,  век Пушкина еще не наступил, да и В. Жуковс-
кий,  К. Батюшков и И. Крылов еще не определили размера
своего дарования и места в  русской  поэзии.  Сочетание
"уже  не" и "еще не" становится основным признаком эпо-
хи.  Однако если погрузиться в чтение мемуаров,  писем,
журналов,  перебрать  сборники  забытых поэтов и просто
вспомнить,  кто же вырастал в русской культуре  за  эти
годы, то впечатление сложится прямо противоположное:  
   перед нами эпоха яркая, полная своеобразного обаяния
и глубокого культурного смысла.  Начало XIX в. оставило
неизгладимый след в русской культуре, во многом опреде-
лив пути ее дальнейшего развития. Значение этого време-
ни еще и в другом. Юношество определяет последующие пу-
ти развития характера зрелого человека - вот в чем зна-
чимость этого возраста для человеческой жизни как исто-
рического целого. Однако поэзия его - в том, что он еще
содержит возможности, которым не суждено реализоваться;
пути,  по которым человек не пойдет,  еще ему  открыты,
роковые ошибки - не совершены. В характере меньше опре-
деленности, но больше выбора. Он труднее втискивается в
классификационные рамки, но зато внутренне богаче. Он -
переход от детства к зрелости,  сочетание  "уже  не"  и
"еще не".                                             
   Начало XIX  в.  было  юностью русской культуры между
эпохой Петра и 1917 г. Именно поэтому на материале поэ-
зии конца XVIII - начала XIX в. - времени, исторический
и культурный аромат которого заключен в богатстве,  не-
определенности, незавершенности, - становится очевидной
несостоятельность отождествления понятий "история лите-
ратуры" и "история великих писателей".  Не очень четкое
понятие литературного "фона",  так называемых второсте-
пенных и третьестепенных поэтов, приобретает здесь осо-
бенное значение.  Так возникает проблема "массовой поэ-
зии" - литературного "фона" эпохи, служащего и контрас-
том,  и резервом для "большой  литературы".  Именно  на
примере  этой  эпохи  с  особенной ясностью видно,  что
культура - не собрание шедевров,  а живой  организм,  в
единой системе которого живут и противоборствуют разные
по самостоятельному значению и ценности силы.  Создавая
картинную  галерею,  мы  можем отобрать наиболее ценные
полотна,  а все остальное убрать.  Но живая культура  -
организм,  а не картинная галерея.  В галерее греческих
героев нет места Тирситу,  но поэма Гомера без него не-
возможна.  Культура - не клумба,  а лес. Для того чтобы
помнить это,  полезно иногда читать забытых поэтов. От-
рывая  шедевры от их реального исторического контекста,
мы убиваем их.  Забывая литературный "фон"  начала  XIX
в., мы убиваем Пушкина.                               
   Таков смысл  обращения к поэтам,  творчество которых
предлагается читателям.                               
   Основные идеи, определявшие духовные искания литера-
туры  начала XIX в.,  - проблема личности и народность.
Сами вопросы не были новыми - новым было их  истолкова-
ние в эпоху между революциями XVIII в. и наполеоновски-
ми войнами, дыхание которых уже ощущалось в воздухе.  
XVIII в.  не видел антагонизма между свободной, естест-
венной личностью и народом. Гармонически развитый чело-
век представлял в своем лице и индивида, и народ, и че-
ловечество.  Движение  к народу - это возвращение к ес-
тественности,  доброте и красоте, которые скрыты в каж-
дом человеке, это путешествие к природным основам своей
собственной личности.  С этой точки зрения  преодоление
разрыва  между идеологически активной личностью и наро-
дом не могло казаться ни трудным, ни трагическим.     
   В новых условиях личность и  народ  стали  восприни-
маться  не  как две стадии развития одной и той же сущ-
ности (безразлично,  трактуется  ли  этот  процесс  как
"просвещение"  или "искажение"),  а как два различных и
противопоставленных начала. Трагическое напряжение меж-
ду ними,  попытки сближения,  обличение - до ненависти,
смирение - до религиозного преклонения станут  основным
содержанием  духовной  жизни России на многие десятиле-
тия.                                                  
   Проблема личности сохранила и в начале XIX  столетия
ряд основных признаков, присущих ей в системе Просвеще-
ния: свободолюбие, жажду гармонического развития, отож-
дествление  красоты и социальной нормы,  героизм,  чаще
всего окрашивавшийся в тона античности. Новым было сое-
динение пламенной жажды свободы, доходящей до патриоти-
ческого экстаза,  до мечтаний героического тираноубийс-
тва, с идеей моральной ответственности. Мысль о необхо-
димости связать тактику с этикой, о перерождении героя,
идущего  к  свободе  морально запрещенными путями,  и о
трагической неизбежности этих путей,  высказанная впер-
вые  Шиллером,  обеспечила  его юношеским драмам бурный
успех у русской молодежи 1800-х гг.                   
   Соединение свободолюбия и морального пафоса  опреде-
лило  новое соотношение политической и интимной лирики.
Элегия,  любовная лирика,  поэтический мир человеческой
души,  с одной стороны, и гражданственный пафос, с дру-
гой, перестали восприниматься как антагонисты. Внутрен-
няя ценность человека, измеряемая богатством его душев-
ного мира,  определяет и жажду свободы.  Элегическая  и
патриотическая поэзия у Андрея Тургенева,  М.  Милонова
или Ф.  Иванова взаимно дополняют друг друга, а не про-
тивостоят.                                            
   Не менее острым в поэзии начала XIX в.  был вопрос о
сущности народа, его прав и значения и морального долга
свободолюбивой  личности  по  отношению  к угнетенной и
страдающей массе.  В соединении с требованием  создания
культуры,  зиждущейся на национальной основе, это опре-
деляло контуры проблемы народности в спорах того време-
ни.                                                   
   Конец XVIII - начало XIX в.  - время переоценки цен-
ностей. В первую очередь переоценке подверглись общест-
венно-философские идеалы предшествующего столетия. Бури
французской революции,  уроки террора и термидорианской
реакции,  упорство  реакции  и взрывы народного гнева в
России - все это порождало идеи и представления, с точ-
ки зрения которых теории философов прошедшего века ста-
ли казаться наивно оптимистическими и головными, прямо-
линейно рационалистическими.  Слова "философия" и "тео-
рия",  недавно вызывавшие представления о высших  куль-
турных ценностях, зазвучали иронически. Книжной мудрос-
ти стали противопоставлять мудрость                   
жизненную, просвещению - народность.  Крылов, вольноду-
мец и вольтерьянец в XVIII в.,  создал на рубеже столе-
тий комедию "Трумф" ("Подщипа"), в которой подверг бес-
пощадному осмеянию все  ценности  дворянской  культуры,
все ее теоретические представления о высоком и прекрас-
ном в искусстве и героическом в жизни, а заодно и самые
основы того героико-теоретического мышления,  без кото-
рого Просвещение XVIII  в.  было  бы  невозможно.  Если
просветители XVIII в. пользовались скепсисом как оружи-
ем против верований,  завещанных "варварским"  прошлым,
то  теперь  он  был  повернут против них самих.  Однако
скептицизм как общественно-философское  оружие  слишком
связан с психологией культурной элиты.  Он не мог стать
голосом жизни,  путем к народности, и Крылов обращается
к здравому смыслу каждодневного опыта, народному толку,
вековой мудрости народных пословиц и лукавству  просто-
народной речи.  На место героизированного и идеализиро-
ванного,  возведенного до философской модели народа Ра-
дищева ставится реальный крестьянин.  Его точку зрения,
выраженную во  фразеологизмах,  непереводимых  оборотах
народной речи,  - практический здравый смысл,  незыбле-
мость религиозно-нравственных представлений,  добродуш-
ное лукавство и жизненный консерватизм - Крылов выбира-
ет в качестве своей точки зрения.   

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..