Предназначен для управления однопроводной системой пневматического
привода тормозов скрепера.
Клапан состоит из корпуса 15 (рис.59), верхней 10 и
нижней I крышек, толкателя 12 с диафрагмой 9 и пружиной II, опоры 8
поршня, поршня 7, стержня клапана 4, направляющей 3 клапана, пружин и
уплотнительных колец. В корпусе имеются три вывода: вывод А соединен с
тормозным краном, вывод С с ресивером, вывод В - с однопроводной
магистралью скрепера. Полость над .диафрагмой 9 соединена с атмосферой,
под диафрагмой - с выводом А. Полость между поршнем 7 и опорой 8
соединена с выводом С, между поршнем и корпусом с выводом В.
При торможении сжатый воздух от тормозного крана действует на диафрагму
9, имеющую большую площадь и перемещает толкатель 12 вверх, преодолевая
сопротивление пружины II. При этом стержень клапана 4 под действием
пружины 5 прижимается к седлу толкателя до тех пор, пока он не упрется в
седло 14 клапана и не закроет впускное окно, разобщив выводы С и В. При
дальнейшем перемещении толкателя седло 13 толкателя отрывается от
стержня клапана 4, открывая выпускное окно, сообщая при этом вывод с
атмосферой. Сжатый воздух через полый толкатель 12 и отверстие в верхней
крышке 10 выходит в атмосферу. Следуадее действие осуществляется поршнем
7, который передает усилие на толкатель 12 через упорное кольцо 6.
При оттормаживании вывод А соединяется через тормозной кран с
атмосферой. Вывод В разобщается с атмосферой. Из вывода С сжатый воздух
поступает в вывод В. При достижении давления в магистрали скрепера
0,50-0,52 МПа (5,0---5,2 кгс/см2) направляющая 3 клапана под действием
этого давления перемещается вниз, сжимая пружину 2, закрывает впускное
окно и прекращает подачу сжатого воздуха в тормозную магистраль.
4.5.13. Клапан ускорительный скрепера
МоАЗ-6014 и тягача МоАЗ-6442
Предназначен для уменьшения времени срабатывания цилиндра с пружинным
энергоаккумулятором стояночного тормоза путем ускорения впуска и выпуска
сжатого воздуха. Устройство ускорительного клапана показано на рис.60.
Вывод Е соединен с ручным тормозным краном обратного действия. В нижнем
корпусе тлеются два вывода.-Вывод D соединен с воздушным баллоном. Вывод
В с цилиндром пружинного энергоаккумулятора.
В исходном положении (расторможенном) сжатый воздух подводится к выводам
Ей D.
При подведении сжатого воздуха к выводу б он поступает в полость А,
воздействуя на поршень 8,и перемещает его вниз. Пор-шень своим седлом
прижимается к клапану 6, при дальнейшем своем движении перемещает корпус
12 клапана вниз и отрывает клапан 6 от седла, выполненного в нижнем
корпусе II. Сжатый воздух, подведенный к выводу D через открытый клапан
из полости р,. проходит в полость С и далее через вывод В к цилиндру с
пружинным энергоаккумулятором.
Рис.60. Клапан ускорительный:
I - клапан атмосферный; 2 - кольцо стопорное; 3,7,10,13 - кольца
уплотнительные; 4 - тарелка пружины клапана; 5 - пружина клапана;
6 - клапан; 8 - поршень; 9 - корпус верхний; II - корпус нижний; 12 -
корпус клапана
При постоянном или аварийном торможении сжатый воздух из полости А через
атмосферное отверстие ручного тормозного крана выпускается в атмосферу.
При снижении давления в полости А усилие, действующее на поршень 8
сверху, уменьшается и становится сначала равным, а затем и меньшим, чем
усилие, действующее на поршень снизу; поршень начинает перемещаться
вверх. При движении поршня вместе с ним перемещается и корпус 12 клапана
6 под действием пружины 5.
Клапан 6, перемещаясь вместе с поршнем 8, упирается в седло, выполненное
в нижнем корпусе II, останавливается, разобщая полости Сир. При
дальнейшем движении поршня 8 седло поршня отрывается от клапана 6,
сообщая полость С через корпус 12 клапана 6 и атмосферный клапан I с
атмосферой.
Снижение давления в полости С происходит до тех пор, пока усилие,
действующее на поршень сверху, не уравновесит усилие, действующее на
поршень снизу, что и обеспечивает следящее действие клапана.
При повышении давления в полости А поршень
перемещается §низ и переводит клапан в исходное положение.
4.5.14.
Клапан двухмагистральный скрепера
МоАЗ-6014 и тягача МоАЗ-6442
Двухмагистральные клапана установлены в III контуре привода стояночного
и запасного тормозов и предназначены для обеспечения питания III контура
от контура I тормозов тягача и И контура тормозов скрепера и
непосредственно от "мокрого11 ресивера"
Клапан состоит из корпуса I (рис.61), крышки 4 корпуса и уплотнителя 2.
При подводе сжатого воздуха к выводу А он прижимает
уплотнитель к правому седлу и проходит к выводу В. При подводе сжатого
воздуха к выводу С он прижимает уплотнитель к левому седлу и проходит к
выводу В. При подводе сжатого воздуха к обоим выводам сразу уплотнитель
занимает промежуточное положение.