Действие советского уголовного закона в пространстве (М.И. Блум) - часть 32

 

  Главная      Учебники - Уголовное право     Действие советского уголовного закона в пространстве (М.И. Блум) - 1974 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33   ..

 

 

Действие советского уголовного закона в пространстве (М.И. Блум) - часть 32

 

 

менять только закон места совершения преступления исполнителем и т д. (см. Уголовное право. Часть общая. М., 1966, 
с. 65, 66; Ляпунов Ю. И. Советское уголовное право. Часть общая Советский уголовный закон. Понятие преступления 
по советскому уголовному праву. М., 1968, с. 15, 16).

64

   Подробнее см. Блум   М.   И.   Время и место совершения преступления. — В кн.: «Вопросы борьбы с 

преступностью». Рига, 1974.

65

   См.   Т и л л е   А.    А.    Указ.   соч.,   с.   143,   144;   также   К и р и н    В.    А. Союзный и республиканский 

уголовный закон. М., 1970, с. 144—149.

66

   Такое    решение    предлагается    в    следующих    работах:    Кудрявцев   В.   Н.   Квалификация  преступлений,  

совершенных  на  территории  нескольких союзных республик, с. 50—52; Кудрявцев   В.   Н.  Общая теория 
квалификации  преступлений,  с.  270—277;  Дурманов   Н.   Д.   Указ.  соч., с. 225; Научно-практический комментарий к
Уголовному кодексу Украинской ССР. Киев, 1969, с. 8, 9.

67

  Пленум  Верховного  Суда  Союза  ССР  в  постановлении  от   11   июля 1972 г. «О судебной практике по делам о 

хищениях государственного и общественного имущества» при установлении места совершения единого продолжаемого 
преступления, хищения в крупном размере не пошел по этому пути (см. «Бюллетень Верховного Суда СССР», 1972, № 
4, с. 12).

68

  Позицию   авторов,   которые   предлагают   в   случаях   коллизии   между уголовными законами союзных республик 

применять статью УК, устанавливающую более строгое наказание, с позиции суверенности каждой  союзной 
республики   справедливо   критикует  А.   В.  Наумов,  указывая   на   неприемлемость   такого   решения,   несмотря   на
кажущуюся   логичность   (см.   Наумов   А.   В. Применение уголовно-правовых норм. Волгоград,  1973, с.  124— 126.)
°

9

 Такое решение признано законодательством и теорией некоторых буржуазных государств, в частности ФРГ (См. 

Maurach R. Deutsches Strafrecht. Allg. ТеЛ. München, 1958, S. 100.

70

  «Ведомости Верховного Совета СССР», 1957, № 4.

71

  «Известия» от 22 декабря 1962 г.

72

  Мы считаем, что практические выводы из нашей концепции совпадают с   разъяснением   постановления   Пленума   

Верховного   суда   СССР   от   июля 1972 г. о квалификации продолжаемого хищения в крупных размерах по закону той
союзной республики, в которой преступная деятельность закончилась или была пресечена, так как в союзной 
республике осуществляется уголовная юрисдикция, главным образом, в отношении тех  преступлений, которые 
закончились или были пресечены в ее пределах.
К ГЛАВЕ VIII

1

  «Ведомости Верховного Совета СССР», 1966, № 22, ст. 387. В связи с утверждением этого Положения утратили силу 

ранее действовавшие «Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на 
территории Союза ССР», утвержденное постановлением ЦИК и СНК СССР  от  14 января   1927  г.   (СЗ  СССР,   1927, 
№  5,  ст.  48)   и  Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта  1956 г. «О порядке предоставления прав и 
преимуществ техническому, обслуживающему персоналу иностранных посольств и миссий в СССР»  («Ведомости 
Верховного Совета СССР», 1956, № 12, ст. 256).

2

  «Ведомости Верховного Совета СССР», 1964, № 18, ст. 221.

3

  Подробнее см. Романов   А.   Венская конвенция о дипломатических сношениях   и  основные  вопросы   кодификации 

международного  права   в  области дипломатических привилегий и иммунитетов. — «Советский ежегодник 
международного права», М., 1961; Мовчан   А.   П.,  Ушаков   Н.   А.   Венская конвенция о дипломатических сношениях
и иммунитете. — «Советское
250

государство и право»,   1963, №   11;  Блищенко   И.   П.   Дипломатическое право. М., 1972, с. 16—47.

4

  См.  Блищенко   И.   П.   Указ.  соч.,  с.   138—157;   Хлестов   О.   Н. Венская конвенция  1963 гота по консульским 

сношениям. — «Советское го-суапство и право-. 1963, № 11; Аваков  М   М..   Ильин  Ю.  Д.   Венская конвенция  по  
консульским  сношениям.  —  «Советский  ежегодник  международного права  196,3». Л.,  1965;  Ильин   Ю.   Д.   
Основные тенденции в развитии консульского права. Л., 1969.

5

  См. Дурденевский   В.   Е.,   Крылов   С.   Б.   Организация Объединенных Наций (сборник документов) Л., 1956, с. 335

—343.

6

  См. Богданов   О    В.   Иммунитет сотрудника  международных организаций   в   современном   международном   

праве.   —   «Советское   государство и право», 1956, № 4; Богданов   О.   В.   Привилегии и иммунитет ООН. — 
«Советский   ежегодник   международного   права    1959».   М.,   1960;   Шибаева  Е. А.  Специализированные 
учреждения ООН. М., 1966.

7

  «Ведомости Верховного Совета СССР», 1960, № 15.

8

  См. Блищенко   И.   П.,  Дурденевский В.   Н.  Дипломатическое и консульское право. М., 1962, с. 376.

9

  Там же.

10

  Там же, с. 375.

11

  См. Международное право М., 1970, с. 371.

12

  См. там же.

13

  Блищенко И. П. Указ. соч., с. 149.

14

  См. Соглашения СССР с иностранными государствами по консульским вопросам. М., 1962.

15

  Так, в п. 2 ст. 11 Советско-польской консульской конвенции особо подчеркивается,  что «в  случае совершения 

консулом действия,  наказуемого  по законам страны пребывания консула, вопрос о принятии каких-либо мер по 
отношению  к  консулу  будет  в   каждом  случае  предварительно  согласовываться с договаривающимися  сторонами». 
В  ст.  15 этой  конвенции  установлено положение о том, что консульские должностные лица, сотрудники консульства и
члены их семей, проживающие вместе с ними, пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции государства 
пребывания («Ведомости Верховного Совета СССР»,  1972, №  11, ст. 89). Такое же положение имеется  з Консульской 
конвенции между СССР и ВНР, в Консульском договоре между СССР и ГДР, в Консульской конвенции между СССР и 
МНР и др. («Ведомости Верховного Совета СССР», 1972, № 6, ст. 50; №24, ст. 208; № 46, ст. 435).

16

  В   1958  г.   заключены   консульские   конвенции   с   ФРГ   и   Австрией,   в 1964 г. с США, в 1965—1966 гг. с 

Великобританией и Финляндией, в 1967 г. с Италией, Францией, Японией и Швецией. В п. 1 ст. 7 Консульской 
конвенции с Финляндией   говорится,   что   консульские   должностные   лица   и   сотрудники консульства  пользуются 
иммунитетом  от уголовной  юрисдикции  государства пребывания, причем делается ссылка на ст. 31  Венской 
конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. Такая же ссылка имеется в п. 1 ст. 17 Конвенции   с   
Великобританией.   Конвенция   с   Японией   говорит   об   иммунитете   от юрисдикции государства пребывания, этот 
иммунитет распространяется и на членов семей консульских должностных лиц и сотрудников консульства (п. 2 ст. 18). 
На членов семей консульских должностных лиц и сотрудников консульства  распространяется  иммунитет от уголовной 
юрисдикции также кон-вениитми с Финляндией и Великобританией. В  Конвенции с Францией   (п. 3 ст.  11)  и 
Конвенции с Италией (  п. 3 ст. 33)   указывается, что консульское должностное лицо не подлежит ни аресту, ни 
задержанию в любой форме, иначе как по предъявленному ему судебными властями обвинению в совершении тяжкого 
преступления, влекущего в соответствии с законодательством государства пребывания лишение свободы сроком не 
менее пяти лет, или на
251

основании вступившего в силу приговора суда. Ст. 18 Консульской конвенций со Швецией предусмотрела, что 
консульское должностное лицо не подлежит на территории государства пребывания ни аресту, ни лишению свободы з 
любой форме до или в течение судебного процесса в отношении действий, совершенных им не при исполнении 
служебных обязанностей, если оно не обвиняется в совершении тяжкого преступления, влекущего в соответствии с 
законодательством государства пребывания лишение свободы сроком не менее пяти лет. Исключение из этого 
положения возможно по просьбе представляемого государства или с его согласия (подробнее см. Б л и щ е н-ко  И.  П.  
Указ. соч., с. 189—216).

17

   Генеральной Ассамблеей ООН 8 декабря  1969 г. был одобрен проект Конвенции о специальных  миссиях, которая  

установила, что глава  и члены специальной миссии пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции государства  
пребывания. Отказаться  от  иммунитета  может только  посьпаюхее государство, причем этот отказ должен быть 
определенно высказан. Данная конвенция предусматривает иммунитет от уголовной юрисдикции семей членов 
специальной  миссии. Конвенция  предусматривает изъятие  из уголовно."! юрисдикции государства пребывания также 
для лиц административно-технического и обслуживающего персонала, если последние входят в состав специальной 
миссии. Члены семьи административно-технического персонала пользуются  теми  же  иммунитетами,  что  и  сами 
члены  персонала, если  они  не являются   гражданами  принимающего   государства   и   не  проживают   в   нем 
постоянно   (подробнее   см.   Блищенко    И.    П.    Указ.   соч.,   с.   210—137).

18

  См.   Сборник  действующих   договоров,  соглашений   и  конвенций,  заключенных СССР с иностранными 

государствами. Выи. 12. М., 1956, с. 14—17.

19

   См. Современное международное право. Сборник документов. М., 1964, с. 426—435.

20

   Подробнее см. Блищенко  И. П. Указ. соч., с. 75—81.

21

   См.  «Ведомости Верховного Совета  СССР»,   I960, №   15, с.  170—173.

22

  Представители  стран  в  Совете  и  их  заместители, кроме того,  пользуются  иммунитетами, предоставляемыми  в 

данной стране дипломатическим представителям, т. е.  полным  иммунитетом  от уголовной  юрисдикции  государства 
пребывания. Каждая страна — член Совета имеет право и обязана отказаться от иммунитета  своего представителя  во 
всех случаях, когда, по мнению этой страны, иммунитет препятствует осуществлению правосудия  и отказ от 
иммунитета не нанесет ущерба целям, в связи с которыми он был предоставлен. Должностные лица Совета на 
территории каждой страны  — члена    Совета    не    подлежат    судебной    и    административной    ответственности за 
все действия, которые могут ими быть совершены в качестве должностных лиц. Секретарь Совета и его заместители 
пользуются также иммунитетами, предоставленными в данной стране дипломатическим представителям. Секретарь 
Совета имеет право и обязан отказаться от иммунитета, предоставляемого   любому   должностному   лицу,   если   
иммунитет   препятствует осуществлению правосудия. В отношении Секретаря Совета и его заместителей право 
отказаться от иммунитета принадлежит Совещанию Представителей стран в Совете.

23

   См.  Блищенко   И.   П.,   Дурденевский   В.   Н.   Указ. соч., с. 408, 409.

24

   См.  Шаргородский   М.   Д.   Уголовный   закон.  М.,  с.  244,  24Г-; Курс советского уголовнсго права. Часть обшая. 

Т.  1. Л.,  1963, с.  130; Советское уголовное право. Часть общая. М.,  1969, с. 49; Советское уголовное право. Часть 
общая. М., 1972, с. 40, 41; Уголовное право БССР. Часть общая. Минск, 1973, с. 23; Уголовное право. Часть общая. М., 
1966, с. 68; Уголовное право. Часть общая. М., 1969, с. 49; Гер ценз он  А.   А.   Уголовное право. Часть общая. М., 1948, 
с. 224, 225.

252

25

   Н. Д. Дурманов также полагает, что дипломатический  иммунитет не означает   исключения   преступности   и   

наказуемости   деяний,   которые   совершают на территории СССР лица, пользующиеся дипломатическим  
иммунитетом   Исключается только возможность привлечения к уголовной ответственности,  рассмотрения  уголовного 
дела  советским  судом  и  осуждение  виновного. Несмотря на это, он приходит к выводу, что в ч. 2 ст. 4 Основ 
уголовного   законодательства   закреплею   изъятие   из   территориального   принципа действия уголовного закона  в 
пространстве,   (см. Дурманов   Н.   Д.   Советский уголовный закон. М.,  1967, с. 226—233; Также:  Курс советского 
уголовного права в шести томах. Часть общая. Т. 1. М.. 1970, с. 216.

26

   См. Строгович   М.   С.   Курс советского уголовного процесса. Т. 1. М„ 1968, с. 91.

27

  Международно-правовые отношения могут возникнуть только при наличии достаточных доказательств, даюших 

основание для предъявления лицу, пользующемуся дипломатическим иммунитетом, т. е. при установлении 
доказательств о наличии события преступления, об умышленном или неосторожном  совершении  деяния  липом,  
почлежатгим  привлечению  в  качестве  

О

"

РИ

-няемсго, и об отсутствии обстоятельств, устраняющих уголовную 

ответственность за содеянное.

28

  См.   Шуршалов    В.   М.   Международные   правоотношения.   ИМО. 1971, с.   184—194;   Генов   Г.   П.   Учебник 

по междудържавното право. София, 1947, с   182—190.

29

  См. Ш у р ш а л о в  В. М. Указ. соч., с. 193, 194.

30

  В  1960 г. в Нью-Йорке был задержан посол Гватемалы в Бельгии и Нидерландах Морисио  Росаль с  116 фунтами 

наркотика  героина  на  сумму 4 млн. долларов. Полиция сообшила, что этот дипломат давно занимаете.! спекуляцией 
наркотиками. На следующий день после задержания посла правительство   Гватемалы   объявило   о   снятии   его   с   
дипломатического   поста (см.   Блищенко   И.   П.   Дурденевский   В.   Н.  Указ.  соч.,  с.  370); 21 февраля 1964 г. в Нио-
Иорке был арестован мексиканский посол в Боливии Сальвадор Прадо-Болланд, у которого был изъят и конфискован 61 
кг героина стоимостью  18,5 млн. долларов. Правительство Мексики отказалось от его иммунитета, и он был заключен в 
тюрьму  («Правда» от 23 февраля 1964 г.).
К ГЛАВЕ IX

1

  «Ведомости Верховного Совета СССР», 1938, № П.

2

  Это положение было установлено Конституцией   1924 г., на основании которой   б"ли   приняты   Положение   о   

союзном   гражчанстве,   утвержденное ЦИК СССР 29 октября 1924 г.  (СЗ СССР, 1924, № 23, ст. 202). Положение о 
гражданстве Союза  ССР, принятое ЦИК и СНК СССР   13 июня   1930 г. (СЗ  СССР,   1930, №  34,  ст.  367),  Положение
о  гражданстве  Союза  ССР, принятое ЦИК и СНК СССР от 22 апреля  1931 г.  (СЗ СССР,  1931, № 24, ст. 196).

3

  В законе о гражтанстве СССР  1936 г. прямо не установлено приобретение гражданства СССР в силу рождения, 

однако такой вывод можно сделать на основании толкования ст. 6 Закона, поэтому данное положение всегда считалось 
бесспорным. В настоящее время этот вопрос решен в ст. 30 «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о
браке и семье», принятых 27 июня 1968 г. («Ведомости Верховного Совета СССР», 1968, № 27, ст. 241).

4

  См. Указ Презичиума  Верховного Совета СССР от 7 сентября   1940 г. «О порядке приобретения  гражданства СССР  

гражданами Литовской, Латвийской  и  Эстонской  Советских  Социалистических  Республик»   («Ведомости
253

Верховного Совета СССР», 1940 г., № 31); Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 марта 1941 г. «О 
восстановлении в гражданстве СССР жителей Бессарабии и о приобретении советского гражданства жителями Северной
Буковины»   («Ведомости  Верховного  Совета  СССР»,   1941,  №   13).

5

  См. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 31  октября  1946 г. «О выходе из советского гражданства лиц 

чешской и словацкой национальностей, переселяющихся из СССР в Чехословакию, и приобретение советского 
гражданства   лицами   русской,   украинской   и   белорусской   национальностей, переселяющихся из Чехословакии в 
СССР»  («Ведомости Верховного Совета СССР»,  1946, № 40); Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 
декабря 1947 г. «О порядке приобретения гражданства СССР лицами литовской национальности, коренными жителями 
города Клайпеды, Клайпедского, Ши-лутского и Пагетского уездов Литовской ССР»  («Ведомости Верховного Совета 
СССР», 1946, № 39).

6

  См. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 октября  1946 г. «О порядке приобретения гражданства СССР 

лицами армянской национальности,  возвратившимися  из-за  границы  на  Родину  в  Советскую  Армению» 
(«Ведомости Верховного Совета СССР», 1946, № 39).

7

  См. Указ Президиума Верховного Совета СССР от  10 ноября  1945 г. «О   восстановлении   в   гражданстве   СССР   

подданных   бывшей   Российской империи, а также лиц, утративших советское гражданство, проживающих на 
территории   Манчжурии»    («Ведомости   Верховного    Совета   СССР»,    1945, № 78); Указ Президиума Верховного 
Совета СССР от  14 июня  1946 г. «О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи, а  
также лиц,  утративших  советское  гражданство,  проживающих  на  территории Франции»  («Ведомости Верховного 
Совета СССР»,  1946, № 21). Аналогичные постановления содержатся в Указах Президиума Верховного Совета СССР от
13 июня, 26 сентября, 5 октября 1946 г., 28 мая 1947 г. в отношении лиц, состоявших к 7 ноября  1917 г. подданными 
бывшей Российской империи, а также лиц, состоявших  в советском  гражданстве и утративших это гражданство,  а  
равно  их  детей, проживающих  на  территориях  Югославии, Болгарии, Японии, Чехословакии и Бельгии. Лица, 
проживающие в Японии, должны были направлять соответствующие заявления Члену Союзного Совета по Японии от 
СССР   («Ведомости Верховного Совета»,  1946, № 21, 36, 37; 1947, № 16).

8

  Указ   Президиума   Верховного   Совета   СССР   от   31   октября   1946   г. установил, что лица чешской и словацкой 

национальностей и члены их семей, переселяющиеся из СССР в Чехословакию на основании Соглашения  между 
Правительством   СССР   и   Правительством   Чехословацкой   Республики    от 10 июля 1946 г. об оптации и 
переселении, признаются вышедшими из советского гражданства с момента их выезда из СССР  («Ведомости 
Верховного Совета   СССР»,   1946,  №  40);   Указ  Президиума   Верховного  Совета   СССР от 22 июня  1944 г. «О 
праве на  переход в польско гражданство военнослужащих польской армии в СССР и лиц, помсгаюч'их ей в борьбе за 
освобождение  Польши,   а  также  членов  их   семей»   и  Указ  Презихиума  Верховного Совета   СССР   от  22  июня   
1944   г.   «О   распространении   Указа   Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1944 г. «О праве на переход в
польское гражданство военнослужащих польской армии в СССР и лиц, помогающих ей в  борьбе  за  освобождение  
Польши,  а  также  членов  их  семей»  на  жителей районов,  переданных  Советским  Сскпом  в  состав  Литовской 
ССР»   («Ведомости Верховного Совета СССР». 1944, № 38).

9

  «Ведомости Верховного Совета СССР», 1961, № 4.

10

  В литературе по советскому государственному праву подчеркивается, что хотя действующее законодательство не 

устанавливает оснований для лишении- гражданства, однако из смысла закона вытекает, что «лишение граж-
254

данства, это чрезвычайная, исключительная мера, направленная против лиц, недостойных носить высокое звание 
советского' гражданина» (См. Шевцов В. С. Гражданство в Советском союзном государстве. М., 1969, с. 156), что 
лишение гражданства рассматривается «как тягчайшее наказание и применяется к лицам, выступающим против 
социалистического строя или подрывающим своими действиями его основы» (см. «Курс советского государственного 
права». М., 1971, с. 197, также см Государственное право СССР. М 1967, с. 185).

11

  См. с. 196, 197 данной работы.

12

  См. п. «а» § 5 УК ВНР  1961  г.; §  1  ст   114 УК ПНР  1969 г.; § 20 УК ЧССР 1961 г ; п. 4 ч. 3 § 80 УК ГДР 1968 г.

13

  22 мая  1956 г. была подписана конвенция с Югославией, 24 августа 1957 г.  с Венгрией, 4  сентября   1957 г.  с 

Румынией,   18  сентября   1957  г.  с Албанией, 5 октября 1957 г. с Чехословакией, 12 декабря 1957 г. с Болгарией, 16 
декабря 1957 г. с КНДР, 21 января 1958 г. с Польшей, 25 августа 1958 г. с МНР, 21 января 1963 г. с Венгрией; 31  марта 
1965 г. с Польшей, 6 июля 1966 г.  с  Болгарией   (См.  «сборник  действующих  договоров,  соглашений  и конвенций, 
заключенных СССР с иностранными государствами»   Вып. 20. М., 1961,  с.  205—230);   «Ведомости  Верховного  
Совета  СССР»,   1956  г., №   16; 1963 г. № 30; 1966 г., № 15; 1967 г., № 7.

14

  См.  Черно мордик   Е.   Я-   К  вопросу о  двойном  гражданстве  в иностранном и  международном праве. — 

«Советское государство и право», 1947, № 1; Шевцов  В   С. Указ. соч., с 55.

15

  Подробнее   см.   Ч е р н и ч е н к о    С.   В.   Международно-правовые   вопросы гражданства. М., 1УоЗ, с. —1^7.

16

  Так, в ст. 5 УК РСФСР сказано, «что граждане СССР, совершившие преступление за границей, если они привлечены к

уголовной ответственности или   преданы   суду   на   территории   РСФСР,   подлежат   ответственности   по 
настоящему   Кодексу».   То   же   самое  записано   в   соответствующих   статьях уголовных кодексов всех союзных 
республик.

17

  Так,  в  соответствии со ст.  44 УПК РСФСР  в  отдельных  случаях  в целях наиболее быстрого, полного и 

объективного рассмотрения дела, а равно в   целях   наилучшего   обеспечения   воспитательной   роли   судебного   
разбирательства дела оно может быть передано для рассмотрения из одного суда в другой такой же суд. В ст. 31 
указывается, что при необходимости передачи уголовного дела в суд другой республики дело направляется через 
Верховный   Суд   РСФСР.   Аналогичные   статьи   имеются   во   всех   уголовно-процессуальных кодексах союзных 
республик.

18

  Основы уголовного судопроизводства Союза  ССР  и союзных республик, как и уголовно-процессуальные кодексы 

всех союзных республик, содержат нормы, запрещающие изменение обвинения в суде, если этим ухудшается, 
положение подсудимого (ст. 254 УПК РСФСР).

19

  См.  Положение  о  союзном  гражданстве  от  29  октября   1924  г.   (СЗ СССР,   1924  г.,  №  23,  ст.  202);   

Положение  о  гражданстве  Союза  ССР  о? 13 июня 19С0 г. (СЗ СССР, 1930 г., №   4. ст. 367); По-ожение о гражданстве
Союза ССР от 22 аперля 1931 г. (СЗ СССР, 1931 г., № 24, ст. 196).

20

   См. Черниченко С.  В.  Указ. соч., с. 145.

21

  См. подробнее там же, с. 138—140.

22

   См.  Златопольский   Д.   Л.   Государственное устройство  СССР. М., 1960, с. 258.

23

   См. Лепешкин А. И.  Курс советского государственного права. Т. 1. М„ 1961, с. 471.

24

  См. «Ведомости Верховного Совета СССР», 1966, № 30, ст. 592.

25

  См. ч. 2 § 80 УК ГДР 1963 г.; ст. 4 УК СРР 1958 г.; § 18 УК ЧССР 1961 г.

26

  См. УК ПНР 1969 г.; УК НРБ 1968 г.; УК ВНР 1961 г.

27

  См. ст. 10 Итальянского уголовного кодекса  19 0 г.; ст. 694 Уголовно-процессуального  кодекса   Франции   195S  г.;  

ст.   5  Уголовного   кодекса   ФРГ ред. 1969 г.; ч. 2 ст. 3 Швейцарского Уголовного кодекса 1937 г.
К ГЛАВЕ X

1

  Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами  Вып.

11. М , 1955. с. 16i—172.

2

  См. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных  СССР с иностранными государствами. 

Вып.   16.  М.,   1957,  с.  65—71.

3

  Подробнее о точке зрения представителя СССР см.:  Андрохин М. Н. Геноцид  —  тягчайшее  преступление  против  

человечества.   М.,   1951,   с.   114.

4

  См. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. 

Вып. 16, с.  101—233.

5

  Галенская   Л.   Н.   Международная   борьба   с   преступностью.  М, 1972,   с.   6.

6

  См. Сборник международных конвенций, договоров, соглашений и правил по вопросам торгово.о мореплавания. М., 

1959, с. 220—222.

7

  СЗ СССР, 1926, № 22.

8

  См. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами.  

Вып. 9, М.,  1954, с.  100—105.

9

  См. Сборник действующих до.оворов, соглашений и конвенций   заключенных СССР с иностранными государствами. 

Вып. 17, 18. М., 1960, 274—279.

10

  См.   Сборник   действующих   договоров,   соглашений   и   конвенций,   заключенных СССР с иностранными 

государствами. Вып. 19, М., I960, с. 219— 232; «Ведомости Верховного Совета СССР», 1955 г., № 13.

11

   «Ведомости Верховного Совета СССР», 1957 г., № 8.

12

  См.   Галенская   Л.   Н.  Указ. соч., с. 40.

13

  Сборник действующих договоров, соглашений  и  конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. 

Вып. 16, с. 2^0—289.

14

  Сборник действующих договоров, соглашений  и  конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. 

Вып. 7. М.,  1933, с. 40—53.

15

  «Ведомости Верховного Совета СССР». 1963, № 52, ст. 546.

16

  См.   Галенская   Л.  Н.   Указ соч., с. 66.

17

    Подробнее см. там же, с. 61—73.

18

  Ст.  15 Конвенции об открытом  море признает пиратством:   1)  любой неправомерный  акт насилия, задержания  или 

грабежа, совершаемый  с личными целями экипажем или  пассажирами какого-либо частновладельческого судна или 
частновладельческого лета1ельного аппарата и направ-.елный в открытом море против како-либо другого судна или 
летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся  на  их борту;  против какого-либо судна или 
летательного аппарата, лиц или имущества в месте, находящемся за пределами юрисдикции какого бы то ни было 
государства; 2) любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летательного аппарата, если 
тот, кто этот акт совершает, знает обстоятельства, в силу которых это судно или этот летательный аппарат является 
пиратским судном или пиратским летательным аппаратом; 3) люоое действие, являющееся подстрекательством или 
сознательным содействием совершению действия, предусматриваемого в пп. 1 или 2 настоящей статьи.
В международно-правовой литературе высказываются  различные мнения по   вопросу   о   т.   н.   «государственном   
пиратстве».   Следует   согласиться   с

256

Л. Н. Галенской, что дело не в принадлежности судна, а в том, совершаются ли пиратские действия по собственному 
почину капитана или команды корабля или же по специальному полномочию государства (см. Гален-ская  Л.  Н.  Указ. 
соч., с 84, Ьэ).

13

 См.   Фердросс   А.   Международное право. М.,  1959, с. 252.

20

   См.   Га ленская   Л.   Н.   Указ. соч., с. 92.

21

   См. «Сборник международных конвенций, договоров, соглашений и правил  по вопросам  торювого  мореплавания», 

с.   163—171  и   188—191.

22

   СЗ СССР, 1926, отдел 2, № 31, ст. 183, 1£9.

23

  См. «Ведомости Верховного Совета СССР», I960, № 42. Вопрос о юрисдикции  был  решен  уже Брюссельской  

конвенцией  1952  г., однако СССР  не является   ее   участником   (см.   «Мосркое   право   и   практика».   Информ    сб. 
ЦНИИМФ. Вып. 40, 1959, с. 53-55).

24

  См.   Молодцов   С.   В.   Международно-правовой  режим  открытого моря и континентального шельфа. М., 1960, с.  

184, 185.

25

   См. «Ведомости Верховного Совета СССР»,  1971, № 32, ст. 327; Приложение   И    к   работе   «Актуальные   

вопросы   международного   воздушного права», под редакцией А. С. Пирадова. М., 1973, с. 1ь5—190.

26

   См.  «Ведомости  Верховного Совета  СССР»,   1973, №   1,  ст.   1;  При-о-жение 111 к работе «Актуальные вопросы 

международного права», с. 191 — 197.

27

   Советская   делегация   предлагала    рсШи.ь   ьи  рис   и   1%о.1кури^ую_сл юрисдикции   в  пользу  государства   

регистрации   судна   (см.   Осетров   Н., Колосов   Ю.   Международное право на страже безопасности гражданской 
авиации.  —  «Советская   Юстиция»,   1971,  №  2\,  с.   I

D

;   Актуарные  вопросы международного воздушного права, с.  

136—172;   Малеев   Ю.   Н.   Международно-правовые аспекты борьбы с незаконным захватом воздушных судов. 
Автореферат  канд.  диссер.  М.,   1973;   Маховский    Я.   Захзат   гражданского воздушного судна в свете 
международного права. — «Советское государство и право». М., 1971, № 8, с. 59—66;   Лазарев   М.,   Колосов   Ю. 
Вопреки международному праву. — «Известия от 23 октября  1970 г.;   G j i -dar а М. «La pira.erie aerienne» en droit 
international et en drt it соггшагё- —■ «Revue international de droit compare».  Paris,   1972, t. 88,  N 4,  p. 791—844; H ä n n i
O.   Luftpiraterie. — «Schweizerische Zeitschrift für Strafrecht».  1972, Nr. 3, S. 323-330).

2S

 См. «Сборник международных соглашений по рыболовству». М.,  1958, с. 60.

29

   Там же, с. 68.

30

  См. Советское уголовное право. Часть общая. М.,  1964, с. 36.

31

  См. Курс советского  уголовною  права.  Общая часть.  Т.   1.  Л.,  1968, с. 136.

32

   См. также Дурманов  Н.  Д.  Советский уголовный закон. М., 1957, с.   240,   241.

33

   Об этом подробнее см.   Блищенко   И.   П.   Международное и внутригосударственное право. М.,  1960;   Миронов   

Н.   В.   Правовое регулирование внешних сношений СССР 1917—1970 гг. М., 1971, с. 194—206;   Миро, нов   Н.   В.   
Советское законодательство и международное право. М.,  1968; Левин   Д.   Б.   Проблема соотношения международного
и внутригосударственного  права.  —  Советское  государство  и  право»,   1964,  №  7;   Шурша-нов   В.   М.   Основные 
вопросы теории международного договора, М.,  1959, с.  303—С64;    Фердросс    А.   Указ.   соч.,  с.  86—99;    Хайд   Ч. 
Международное право, его понимание и применение Соединенными Штатами Америки. Т. 1. 1950, Введение; т. 4, 1952, 
с. 317—320.

34

  См.   Миронов   Н.   В. .Советское законодательство  и  международное право, с. 29—35;  также   С и м и с   К.   М.   К 

вопросу о трансформации международноправовых  норм   в  нормы   внутригосударственные.   —  «Ученые
17-1116                                                                                                             257

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33   ..