записки ВНИИСЗ», 1967, вып. 12; Мартене Ф. Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Т. 1.
СПб, 1882, с. 410, 411; Фер-дросс А. Указ. соч., с. 201.
35
Как справедливо отметил Н. В. Миронов, «отсылка национального права к праву международному означает
не только возможность и необходимость применения тех или иных норм международного права к регулированию
конкретных правоотношений внутри! осударственного порядка, но и... презюмирует изменение субъектов
правовых норм применительно к конкретным правоотношениям, определяемым государством, поскольку при
этом последнем условии только и возможно применение международно правовых норм во внутригосударственном
праве,... национальное право рецепирует содержание и объем нормы для регулирования внутригосударственных
отношений без ее инкорпорации во внутригосударственное право...» (М и р о -нов Н. В. Советское
законодательство и международное право, с. 59).
36
Мы согласны с теми советскими и зарубежными учеными, которые рассматривают трансформацию норм
международного права в качестве правотворческою процесса, усматривают в этом процессе согласование вновь
вводимых в национальное законодательство норм с общими принципами внутригосударственного права, подчинение
их общим принципам этого права, не считают возможным отождествить трансформацию с простой рецепцией
международно-правовых норм, а видят в трансформации качественно иной процесс, более глубокое правовое действие,
связанное не только с воспроизведением, но и с переработкой норм международных договоров в соответствии с
общими принципами национального права (там же, с. 37—44).
37
См. «Ведомости Верховного Совета СССР», 1973, № 1, с. 3.
38
См. «Ведомости Верховного Совета СССР», 1944, № 8.
39
См. «Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными
государствами». Вып. 16, с. 280; Белорусская ССР в международных отношениях. Международные договоры,
конвенции и соглашения Белорусской ССР с иностранными государствами (1944— 1959). Минск, 1960, с. 217—226.
40
Так, например, Советский Союз присоединился 2 февраля 1926 г. к конвенции об охране котиков от 7 июля
1911 г. Новая временная конвенция о сохранении котиков в северной части Тихого океана была подписана Советским
Союзозм в Вашингтоне 9 февраля 1957 г. и ратифицирована 27 сентября 1957 г. Общесоюзного
трансформационного акта не последовало. К сожалению, не все союзные республики издали соответствующие
респубпи-канские трансформационные акты. Например, в УК Латвийской ССР по сей день нет нормы,
предусматривающей ответственность ^а незаконный промысел котиков. Это объясняется тем, что в Латвийской ССР,
как и в некоторых других союзных республиках, где нет котиков, нет потребности в тачой норме; с позиций
территориального принципа действия уголовного зачона в пространстве такое пре тупление в этих республиках
нельзя совершить. Респуб-ликана ий трансформационный акт все же необходим, потому что в конкретной
республике могут возникнуть трудности с обеспечением выполнения международно-правовой нормы.
К ГЛАВЕ XI
■См. Mommsen. Th. Romisches Straf recht. Leipzig, 1899, S. 458 ff.
2
См ВербловскийВ. О. О взаимной выдаче преступников и дезертиров. — «Юридический вестник», 1867, № 6; 1868, №
7; Никольский Д. О выдаче преступников по началам международного права. 1884; Т а г а н-> цев Н. С. Русское
уголовное право. Часть общая. Т. 1. СПб, 1902, с. 336—266;
2СЗ ■ ■ «