Действие советского уголовного закона в пространстве (М.И. Блум) - часть 25

 

  Главная      Учебники - Уголовное право     Действие советского уголовного закона в пространстве (М.И. Блум) - 1974 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  23  24  25  26   ..

 

 

Действие советского уголовного закона в пространстве (М.И. Блум) - часть 25

 

 

Глава XI
УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ   ВОПРОСЫ ВЫДАЧИ  ПРЕСТУПНИКОВ
Вопрос о выдаче преступников непссредственно связан с вопросами действия национального 
уголовного закона в пространстве. Это один из «старейших» вопросов так называемого 
международного уголовного права. Под выдачей преступников (l'extradition, die Auslieferung, the 
extradition) понимается передача совершившего преступление лица государством, на территории 
которого оно находится, государству, на территории которого оно совершило преступление, 
против интересов которого оно совершило преступление или гражданином которого оно является, 
для суда над ним или для отбытия им наказания в соответствии с вступившим в силу приговором 
суда. Выдача преступников является актом высших органов государственной власти, 
осуществляемым дипломатическим путем. {I
Истоки института выдачи следует искать в древности

1

. Истории иьститута и его развития, 

различным его аспектам, вопросам уголовного права, уголовного процесса и международного 
права пссвящено кемало трудов ученых всех стран в XIX и начале XX вв.

2

 Интерес к нему не 

утрачен и в настоящее время

3

.

Институт выдачи преступников начал вырабатываться посредством деятельности и практики 
государств, придерживавшихся в отдельных случаях принципа взаимности. Дальнейшее его 
развитие обусловлено международными договорами по различным вопросам, в которые стали 
включать и положения о взаимной выдаче различных лиц, в том числе и беглых преступников. 
Специальные договоры о выдаче преступников появились в Западной Европе в XVIII в. В XIX в 
институт выдачи преступников развивается не только путем практики и международных 
договоров, но и путем издания специальных законов, посвященных определению правил выдачи 
преступников (экст-радиционных законов)

4

, а также с помощью включения специальных 

законоположений в общие уголовные и уголовно-процессуальные законы.

194

./ Как справедливо указывает Л. Н. Галенская

5

, институт выдачи носит комплексный характер: 

нормы о выдаче преступников содержатся как в национальном законодательстве — в специальных
законах о выдаче, уголовных и уголовно-процессуальных кодексах, так и в двухсторонних и 
многосторонних

6

 договорах о- выдаче или других договорах и международных конвенциях. (

Следует отметить, что советская правовая литература вопросам выдачи преступников до 
последнего времени уделяла недостаточное внимание

7

. Мы полагаем, что недооценка разработки 

вопрссов материального уголовного права института выдачи преступников объясняется тем, что 
этот вопрос не регламентирован специальными законами.
Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1924 г. (в ч. 3 ст. 16) 
указывали, что «выдача лиц, привлеченных к следствию или суду, а также осужденных судебными
учреждениями по требованию правительств иностранных государств, обращенному к 
правительству Союза ССР, допускается только в случаях и в порядке, установленных договорами, 
соглашениями и конвенциями Союза ССР с иностранными гссударствами или специальными 
соглашениями правительства Союза ССР с иностранными правительствами, а также специальным 
законом, издаваемым в порядке общесоюзного законодательства». Однако специальных законов

8

регулирующих выдачу преступников, не было принято. СССР не участвует в конвенциях о выдаче
преступников. Специальных двухсторонних договсров о выдаче СССР также не заключал. 
Вопросы выдачи регулируются в настоящее время только двухсторонними соглашениями об 
оказании правовой помощи (заключенными только с социалистическими странами

9

), 

соглашением, заключенным с Авганистаном, а также многосторонними конвенциями по борьбе с 
отдельными видами преступлений ("например, Гаагская конвенци! о борьбе с ьезаконным 
захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г. и Монреальская конвенция о борьбе с 
незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, от 23 сентября 
1971 г.) или решаются путем дипломатических переговоров. Однако отсутствие в действующем 
законодательстве соответствующих уголовно-правовых норм не освобождает ученых, 
работающих в области уголовного права, от обязанности исследовать вопросы материального 
уголовного права, связанные с выдачей преступников и вытекающие из двухсторонних договоров 
и международных конвенций, и разрабатывать de lege ferenda систему уголовно-правовых норм о 
выдаче преступников в соответствии с принципами советского уголовного права.

13*                                                                                                                             195

Мы полагаем, что в Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 
должны быть закреплены основополагающие положения материального уголовного права о 
выдаче преступников, тем более, что многие конвенции по борьбе с отдельными видами 
преступлений — международными преступлениями и преступлениями, посягающими на 
международный правопорядок, — предусматривают выдачу преступников заинтересованному 
государству даже при отсутствии соглашений о выдаче преступников между участниками 
конвенций, т. е. при отсутствии договоров они являются юридическим основанием для выдачи 
преступников. При этом вопросы выдачи решаются в соответствии с законодательством 
государства, к которому обращаются с просьбой выдать находящегося в его пределах 
преступника. Нормы, содержащиеся в соглашениях с зарубежными социалистическими 
гссударствами о выдаче преступников, могут быть положены в основу законодательной 
регламентации этого вопроса.
~

R

*-B плане материального уголовного права наибольший интерес представляют два вопроса: 

какие лица подлежат выдаче иностранному государству и за какие деяния лица могут быть 
выданы иностранному государству. Из договоров Союза ССР с другими социалистическими 
странами можно сделать следующие выводы о субъекте выдачи. Во-первых, выданы могут быть 
только лица, в отношени которых на территории другой страны возбуждено уголовное 
преследование или должен быть приведен в исполнение приговор

10

, т. е. субъектом выдачи может 

быть только обвиняемый или осужденный. Не могут быть выданы граждане СССР. Поэтому 
субъектом выдачи может быть только иностранец или лицо без гражданства, совершившее 
преступление вне пределов СССР, за исключением: а) иностранцев

11

, которым в соответствии со 

ст. 129 Конституции СССР 1936 г. предоставлено право убежища, т. е. преследуемым за защиту 
интересов трудящихся или научную деятельность, или национально-освободительную борьбу

1

**; 

б) !лиц, в отношении которых за это же преступление, был вынесен приговор или постановление о
прекращении производства по|делу, вступившее в законную силу.                                                \
Необходимо отметить, что зарубежные социалистические государства невыдачу собственных 
граждан предусмотрели в своих уголовных или уголовно-процессуальных кодексах

13

, причем 

большинство из зарубежных социалистических стран не предусмотрело никаких исключений из 
этого принципа; только ВНР предусмотрела исключение для случаев, «когда международным 
договором  (соглашением) предусмотрено иное»

14

. СРР

196

невыдачу своих граждан предусмотрела в специальном законе

15

. Выдача своих граждан запрещена

законодательством также большинства капиталистических государст

16

. Запрещение выдачи 

собственных граждан некоторыми социалистическими

17

 и капиталистическими

18

 государствами 

возведено в конституционный принцип. В то же время отдельные государства допускают 
возможность выдачи собственных граждан на основе взаимности и при наличии договора — это 
Великобритания, США, Австралия, Индия, Израиль и Канада.
В договорах об оказании правовой помощи между социалистическими государствами ничего не 
сказано в отношени тех лиц, которые получили гражданство данного государства после 
совершения ими преступления в другой стране. Поскольку для этой категории лиц никаких 
исключений договорами не предусмотрено, следует полагать, что и эти советские граждане не 
подлежат выдаче

19

.

В отношении преступлений, влекущих выдачу (т. н. экстра-диционных преступлений), из 
договоров о правовой помощи между СССР и другими социалистическими государствами 
следует, что выдача в целях привлечения к уголовной ответственности допустима только в 
случаях, если деяние в соответствии с законодательством СССР и страны, возбудившей 
требование о выдаче, является уголовно наказуемым (принцип «двойной» преступности), за его 
совершение предусматривается законом наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного 
года или более тяжкое наказание, а выдача в целях приведения в исполнение приговора может 
иметь место, если приговор вступил в законную силу и лицо, выдача которого требуется, 
осуждено к лишению свободы на срок свыше 1 года или к более тяжкому наказанию (т. е. круг 
экстрадиционных преступлений устанавливается, исходя из тяжести предусмотренного законом 
или назначенного судом наказания). При этом выдача для привлечения к ответственности и для 
исполнения наказания допустима, если к моменту поступления запроса о выдаче не истекли сроки 
давности, не имели место амнистия и помилование и иные законные основания освобождения от 
уголовной ответственности и наказания.
Выдача преступников не может иметь места, если преступление совершено в СССР, а также если 
законы СССР или государства, предъявившего требование о выдаче за деяние, в связи с которым 
предъявлено требование, отнесено к категории преступлений, за совершение которых выдача не 
разрешается*! Договоры о правовой помощи СССР с зарубежными социалистическими 
государствами, содержащие положения о выдаче пре-

197'

ступников, не предусмотрели клаузулы о невыдаче за политические преступления. Л. Н. Галенская
полагает, что для этого имеются глубокие основания — «одинаковая политическая основа, 
общность цели не может не делать преступниками в глазах социалистических стран лиц, 
покушающихся на политический и экономический строй одной из них»

20

.

Советскими учеными в области уголовного права единодушно отвергается допустимость выдачи 
советских граждан иностранному государству для следствия и суда над ними или исполнения 
наказания

21

. Это принципиальное положение, относящееся к статусу советского гражданина, 

должно найти отражение в советском законодательстве. Мы полагаем, что предпочтительно 
закрепление этого принципа в Советской Конституции, а не только в общесоюзном уголовном 
законодательстве. В то же время необходимо учесть, что в советской юридической литературе 
проблема невыдачи собственных граждан совершенно справедливо рассматривается различно в 
зависимости от того, идет ли речь о невыдаче граждан, совершивших уголовные преступления или
международные преступления — посягательства на интересы всего человечества/ Советские 
ученые, как и ученые зарубежных социалистических государств, единогласно отвергают принцип 
невыдачи собственных граждан, когда речь идет  о   лицах,   совершивших   международные   
преступления

22

.

Уже Московская Декларация об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства 30 октября
1943 г. от имени Вели-кробритании, Соединенных штатов и Союза ССР объявила, что германские 
сфицеры и солдаты и члены нацистской партии, которые были ответственны за зверства, убийства
и казни или добровольно принимали в них участие, будут отосланы в страны, в которых были 
совершены эти преступления

23

.

13 февраля 1946 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию «Выдача и наказание 
военных преступников», в которой рекомендовала членам ООН принять немедленно все нужные 
меры для того, чтобы преступники, которые несут ответственность за военные преступления, а 
также преступления против мира и человечества или приняли в них непосредственное участие, 
были арестованы и высланы в те страны, где они совершили свои ужасные деяния, для суда и 
наказания согласно законам этих стран. ООН обратилась и к правительствам государств, которые 
не являлись членами ООН, также принять все нужные меры для ареста таких преступников на их 
территории с целью немедленной высылки в страны, где имч были совершены преступления, для 
суда и наказания согласно законам этих стран

24

.  В резолюции от 31  октября   1947 года

198

«Выдача преступников войны и изменников» Генеральная Ассамблея ООН вновь обратилась к 
государствам — членам ООН с рекомендацией продолжать с неустанной энергией выполнять 
лежащие на них обязанности по выдаче и преданию суду преступников войны

25

.

В Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям 
против человечества от 28 ноября 1968 г. (в ст. Ill) вновь установлено, что государства —■ 
участники Конвенции обязуются принять все необходимые внутренние меры законодательного 
или иного характера, направленные на то, чтобы в соответствии с международным правом создать
условия для выдачи лиц, виновных в совершении военных преступлений, как они определяются в 
Уставе Нюрнбергского международного военного трибунала от 8 августа 1945 г. и Женевскими 
конвенциями о защите жертв войны от 12 августа 1949 г., а также преступлений против 
человечества, независимо от того, были они совершены во время войны или в мирное время

26

.       

|
Вопросы ответственности преступников войны и их выдачи решены также в мирных договорах с 
Болгарией, Венгрией, Румынией, Италией, Финляндией, подписанных 10 февраля и вступивших в 
силу 15 сентября 1947 г.

27

. Такие же положения имеются в мирных договорах с Финляндией (ст. 

9), Венгрией (ст. 6), Болгарией (ст. 5) и Румынией (ст. б)

28

.

В советской литературе неоднократно подчеркивалось, что преступления, совершенные 
гитлеровцами во время второй мировой войны, не поддаются сравнению с какими бы то ни было 
другими преступлениями. Это тягчайшее преступление против всего человечества, угрожающие 
его существованию, исключительные преступления по своей массовости, особой жестокости и 
чрезвычайной опасности для дела мира и безопасности всех народов. Ни с правовой, ни с 
моральной точки зрения их нельзя отождествлять с простыми уголовными преступлениями

29

, как 

это пытаются сделать отдельные государственные деятели и «теоретики» за рубежом.
Следует отметить, что часть западногерманских ученых, как и ученых некоторых других западных
держав, всячески пыталась выгородить преступников войны, обосновывая свои теоретические 
положения о несостоятельности применения наказания нацистским преступникам ссылкой на 
принципы национального уголовного законодательства большинства государств, в том числе и на 
принципы невыдачи своих граждан для следствия и суда и исполнения наказания. В советской 
международно-правовой и уголовно-правовой литературе неоднократно указы-

199

валось на неправильность подобных приемов

30

. Советские ученые в области международного 

права со всей убедительностью показали, что процесс постоянного движения, свойственный 
международному праву, все более подвержен воздействию общепризнанных принципов 
международного права, смысл которых неоднократно толковался различными органами ООН. В 
определенной степени эти принципы находят соответствующее выражение в обычаях, в 
исторически сложившихся представлениях о морально-этических ценностях, а также и в 
требованиях, выдвигаемых международным общественным правосознанием

31

.

Прав С. Глазер, который утверждает, что международное уголовнсе право ведет свое начало из 
международного правосознания и защищает важные интересы, общие для многих государств, и 
потому приходит к выводу о неприменимости к международному праву принципов, вытекающих 
из национального права. Сказанное С. Глазером о принципе «nullum crimen sine lege» вполне 
применимо и к принципу невыдачи собственных граждан

32

. Отказ от выдачи военных 

преступников и лиц, совершивших преступления против мира и человечества, реакционными 
правительствами зачастую оправдывается ссылкой на то, что выдаче не подлежат лица, 
обвиняемые в совершении политических преступлений, т. е. ссылкой на право убежища

33

.

Советские ученые категорически отвергают попытки предоставления убежища преступникам 
войны, ибо «нельзя применять понятие политических преступников к тем, для кого политика 
только удобный предлог к удовлетворению расовой ненависти и хищнической алчности, к тем, 
которые зверским образом истребляли миллионы людей (фабрики смерти в Майда-неке, 
Гартогенбоше, Освенциме и др.) и произвели совершенно исключительные по зверству 
разрушения и опустошения (Ли-дице, Новгород, Смоленск, Киев и др.) Подобно древним пиратам,
они могут рассматриваться только как враги человеческого рода»

34

.

В Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него сказано, что в 
отношении выдачи виновных геноцид и другие, перечисленные в Конвенции преступления, не 
рассматриваются как политические преступления. Поэтому участники Конвенции обязались 
осуществлять выдачу виновных в соответствии со своим законодательством и действующим л 
договорами (ст. VII)

35

. Выдача военных преступников, даже своих граждан, вытекает и из четырех 

женевских конвенций от 12 августа 1949 г.
Причисление военных преступников и лиц, совершивших преступления против человечества, к 
политическим преступни-

200

кам — это всего лишь выгораживание лиц, совершивших самые тяжкие международные 
преступления. Этот метод, как и использование различных теоретических положений 
национального законодательства, относящихся к обычным преступлениям, направлен на 
укрывательство и амнистирование тягчайших преступников. Две противоположные политики в 
борьбе с преступлениями против человечества достаточно освещены в советской юридической 
литературе

36

. Некоторые зарубежные авторы, например, Ю. Бауманн, указывают, что 

расследование по делам нацистских преступников ведется лишь в отношении сотен лиц, в то 
время как в убийствах виноваты тысячи

37

.

Л. Оппенгейм в своем курсе международного права также указывал, что отказ нейтральных 
государств выдать, передать или выслать военных преступников, злодеяния которых возмутили 
совесть всего цивилизованного мира, равносилен.злоупотреблению правом суверенитета и должен
быть, с точки зрения международного права, признан незаконным

38

Таким образом, вопрос о 

выдаче лиц, совершивших международные преступления — военные преступления, преступления 
против мира и человечества, должен быть решен каждым государством в соответствии с нормами 
международного права. Вопрос о выдаче всех прочих уголовных преступников для суда над ними 
и исполнения в отношении них вступивших в силу приговоров иностранных судов решается 
каждым государством самостоятельно в силу государственного суверенитета, решается на 
основании двухсторонних или многосторонних договоров, в которых это государство участвует, 
или же при отсутствии последних — дипломатическим путем на основании своего национального 
законодательства о выдаче преступников, а в случае отсутствия такового, в соответствии с 
принципами свсего правд_
Мы полагаем, что практика сотрудничества СССР с другими государствами по вопросу выдачи 
преступников дает основание для разработки системы норм материального и процессуального 
права о выдаче преступников, которые следует внести в Основы уголовного законодательства и в 
Основы уголовного судопроизводства.
Полагаем также, что нормы материального уголовного црава, связанные с выдачей преступников, 
относятся к праву применения советских уголовных законов. Эти вопросы должны освещаться в 
разделе учения о советском уголовном законе, посвященном пределам действия уголовного закона
в пространстве.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  23  24  25  26   ..