Действие советского уголовного закона в пространстве (М.И. Блум) - часть 23

 

  Главная      Учебники - Уголовное право     Действие советского уголовного закона в пространстве (М.И. Блум) - 1974 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  21  22  23  24   ..

 

 

Действие советского уголовного закона в пространстве (М.И. Блум) - часть 23

 

 

применения к ним советского уголовного закона в советском уголовном законодательстве до 1958 
г. специально не регламентировались. В уголовном законодательстве Союза ССР и союзных 
республик до принятия Основ уголовного законодательства ^ 1958 г. и Закона об уголовной 
ответственности за государственные преступления 1958 г. вообще не упоминалось понятие лиц 
без гражданства. Следует полагать, что на эту категорию лиц распространялись все 
законоположения, относившиеся к иностранцам, поскольку уголовный закон не приравнивал эту 
категорию лиц к гражданам СССР и не распространял на них действие советского уголовного 
закона, если ими совершались преступления за пределами СССР. Лица без гражданства, так же 
как и иностранцы, не могли привлекаться к уголовной ответственности в СССР за преступления, 
совершенные ими за границей, даже за преступления, направленные против СССР и его граждан.
Впервые вопросы применения советского уголовного закона к лицам без гражданства 
регламентированы в ст. 5 Основ уголовного законодательства. В ч. 2 ст. 5 указывалось, что 
находящиеся в СССР лица без гражданства, совершившие преступления за пределами СССР, 
несут ответственность на тех же основаниях, что и граждане СССР, т. е. они подлежат уголовной 
ответственности по уголовным законам, действующим в союзной республике, на территории 
которой они привлечены к уголовной ответственности или преданы суду. Если лица без 
гражданства за совершенные ими преступления понесли наказание за границей, суд может в таком
случае соответственно смягчить назначенное наказание или полностью освободить виновного от 
отбывания наказания. Это законоположения восприняты уголовными кодексами всех союзных 
республик без изменений. Поскольку на лиц без гражданства полностью распространяются 
законоположения о действии советского уголовного закона в отношении советских граждан, 
совершивших преступления за границей,

1

 высказанные нами соображения о возможной коллизии 

при применении уголовных законов двух союзных республик и необходимости ее решения в 
законодательстве относятся и к случаям совершения преступлений за пределами СССР лицами без
гражданства. На лиц без гражданства распространяются также положения о зачете отбытого за 
границей наказания за то же преступление, как и об особой регламентации вопросов применения 
советского уголовного закона в случаях, если лицо без гражданства понесло наказание за 
преступление, совершенное в зарубежных социалистических государствах, или если лицо без 
гражданства было освобождено в зарубежном социалисти-

178

ческом   государстве   от  уголовной   ответственности   и   наказания.
|1Для применения уголовного закона к лицам без гражданства, совершившим преступления за 
границей, следует выяснить, имеется ли в законодательстве в виду любое лицо без гражданства, 
находящееся в СССР, или только лицо, проживающее в СССР. Само словоупотребление в данном 
случае не вызывает и не должно вызывать сомнений. Поэтому советскими учеными под 
«находящимся в СССР лицом без гражданства» понимается каждое лицо без гражданства, 
независимо от того, где оно проживает постоянно, сколько времени и в каких целях находится в 
СССР.'
Мы полагаем, что вряд ли имеется необходимость в распространении положений об 
ответственности гражданина СССР за преступления, совершенные им за пределами СССР »я всех 
лиц без гражданства, в том числе и прибывающих в СССР на короткий срок, например, 
находящихся в СССР в служебной командировке, в качестве туриста, по приглашению 
родственников и т. п. или же находящегося в СССР проездом.
Такое лицо ничем не связано с Союзом ССР. Оно, в отличиг от лиц без гражданства, постоянно 
или в течение определенного времени проживающих в СССР, не пользуется социально-
экономиечскими правами, личными правами и свободами, гарантированными советским 
общественным и государственным строем, не пользуется защитой своих прав и интересов со 
стороны Советского государства. Сомнительна также заинтересованность государства в столь 
широком распространении дейс:-вия советского уголовного закона в пространстве. Мы полагаем, 
что интересам Советского государства соответствует распространение советского уголовного 
закона на лиц без гражданства, не проживающих в СССР, только в случае совершения ими вне 
пределов СССР преступлений, посягающих на интересы Союза ССР или его граждан. Таким 
образом, ответственность лиц без гражданства, не проживающих в СССР, следовало бы 
установить, исходя из положений реального принципа или принципа защиты и пассивного 
персонального принципа.Щоэтому предлагаем распространить действие советского уголовного 
закона в соответствии с положениями принципа гражданства тдивд на лиц бзз граждансва, 

ПОСТОЯННО

 проживающих в СССР.""'

Ни одно из зарубежных социалистических государств не предусмотрело применения 
национального уголовного закона к лицам без гражданства, совершившим преступления за 
границей, если они не являются постоянными жителями этого государства. Так, уголовные 
кодексы ГДР, СРР и ЧССР распрост-

12*                                                                                                                                      179

ранили действие национального уголовного закона на лиц без гражданства, совершивших 
преступления за границей, только если эти лица постоянно проживают в этих государствах, т. е. в 
этом случае лица без гражданства приравниваются по вопросам применения уголовного закона к 
гражданам государства

25

. К остальным лицам без гражданства применяется национальный 

уголовный закон на основании положений, установленные для иностранцев. Уголовные кодексы 
ПНР, НРБ и ВНР специально не регламентировали применение национального уголовного закона 
к лицам без гражданства, т. е. лица без гражданства по вопросам применения уголовного закона 
приравниваются к иностранцам

26

. Уголовные кодексы капиталистических государств также 

приравнивают лиц без гражданства по вопросам ответственности за преступления, совершенные 
ими за границей, к иностранцам

27

.

Глава  X

ДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНЫХ ЗАКОНОВ  СОЮЗА ССР
И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК В ОТНОШЕНИИ ДЕЯНИИ,
СОВЕРШЕННЫХ ЗА ПРЕДЕЛАМИ СССР
ИНОСТРАНЦАМИ
Законодательством Союза ССР и союзных республик установлены весьма ограниченные пределы 
действия советских уголовных законов в отношении преступных деяний, совершенных за 
пределами Союза ССР иностранцами. За преступления, со- . вершенные вне пределов СССР, 
иностранцы подлежат ответст- I венности по советским уголовным законам только в случаях^ 
предусмотренных международными соглашениями. В ч. 4 ст. '5 I Основ уголовного 
законодательства и соответствующих статьях уголовных кодексов союзных республик, 
регулирующих вопросы уголовной ответственности иностранцев за совершенные ими вне Союза 
ССР преступления, имеются в виду все иностранцы, находящиеся в пределах Союза ССР, за 
исключением лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом. Последние за совершенные 
ими за границей преступления по советским уголовным законам не могут отвечать и ни при каких 
условиях не подлежат советской уголовной юрисдикции. Это относится также к иностранцам, 
пользующимся консульским иммунитетом, к экипажам иностранных военных кораблей и военных
самолетов, к военнослужащим воинских частей. Остальные иностранцы, проживающие в СССР 
постоянно или временно, например, иностранные журналисты, спортсмены, туристы, экипажи 
торговых и пассажирских судов, экипажи самолетов гражданской авиации, обслуживающий 
персонал поездов международного сообщения, лица, приезжающие по личным делам, члены 
делегаций по вопросам научного, технического и культурного обмена, как и иностранцы, 
получившие в СССР политическое убежище, подчинены юрисдикции СССР в полном объеме. Для
этих иностранцев в СССР создан так называемый национальный режим; они пользуются в СССР 
теми же правами и несут те же обязанности, что и граждане СССР, за некоторым изъятием, 
установ-

181

ленным законами СССР.^Советское государство обеспечивает этим категориям инсстранцев право
на труд/право на отдых, право на образование, обеспечивает им право на материальное 
обеспечение и на получение пенсий. Однако они не могут участвовать в выборах, не несут 
воинской обязанности, не могут разрабатывать недра СССР, не допускаются к рыбным 
промыслам, не могут входить в состав экипажей советских торговых судов и самолетов 
гражданской авиации, обязаны соблюдать правила передвижения на территории СССР.|На этих 
иностранцев, если они совершили преступления, предусмотренные международными 
соглашениями, распространяется действие советских уголовных законов, если этими 
соглашениями установлено применение национального уголовного закона к иностранцам.
Международные соглашения заключаются в целях борьбы с международными преступлениями, с 
одной стороны, и с преступлениями, посягающими на международный правопорядок, с другой.
" К первой группе преступлений — к международным преступлениям — Устав Международного 
трибунала отнес преступления против мир'а, военные преступления и преступления против 
человечности^ К преступлениям против мира Устав отнес планирование, подготовку, 
развязывание или ведение агрессиЕ-ной войны или войны в нарушение международных 
договоров, соглашений или заверений, или участие в общем плане или заговоре, направленном к 
осуществлению любого из перечисленных действий. Военными преступлениями Трибуналом 
были признаны нарушения обычаев войны — убийства, истязания или увод в рабство или для 
других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания 
военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников, ограбление общественной 
или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, 
неоправданнее военной необходимостью, и другие преступленит. К преступлениям против 
человечности Уставом отнесены убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие 
жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или 
преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления, или 
вевязи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того, 
являлись ли эти действия нарушением внутреннего права той страны, где они были совершены, 
или нет

1

.

В период после Второй мировой войны было заключено несколько международных конвенций, 
которые предусматривали борьбу с международными преступлениями. 9 декабря  1948 г.

182

была заключена Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него

2

. Она 

признала геноцидом убийство членов национальной, этнической, расовой или религиозной 
группы, причинение членам такой группы' серьезных тел-есных повреждений или умственного 
расстройства, предумышленное создание для определенной группы таких жизненных условий, 
которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее, меры, рассчитанные на
предотвращение деторождения в такой группе, насильственную передачу детей из одной 
человеческой группы в другую, если эти деяния совершены с намерением уничтожить полностью 
или частично эту группу лиц.
Государства — участники Конвенции — обязались при подписании Конвенции провести 
необходимое законодательство, предусмотрев эффективные меры наказания для лиц, виновных в 
совершении геноцида и других упомянутых в Конвенции преступлений

3

. Однако эта Конвенция 

признала подсудность дел о геноциде" компетентным судам того государства, на территории 
которого было совершено преступление, или международному уголовному суду, который может 
иметь юрисдикцию в отношении участников конвенции, признавших юрисдикцию такого суда. 
Таким образом, Конвенция о предупреждении преступления геноцида не предусмотрела 
применения уголовного закона в соответствии с универсальным принципом, т. е. не дает 
основания для применения национального уголовного закона к иностранцам, совершившим 
преступления геноцида вне пределов этого государства.
12 августа 1949 г. в Женеве были приняты четыре конвенции о защите жертв войны, 
предусмотревшие международно-правовую борьбу с военными преступлениями

4

. Конвенция о 

защите гражданского населения во время войны признала преступными следующие деяния: 
преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические 
эксперименты, преднамереннее причинение тяжких страданий или серьезного увечья, нанесение 
ущерба здоровья, незаконное депортирование, перемещение и арест покровительствуемого лица, 
принуждение такого лица служить в вооруженных силах неприятельской державы или лишение 
его права на беспристрастное и нормальное судопроизводство, взятие заложников, незаконное, 
произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не 
вызываемое военной необходимостью (ст. 147). Женевская конвенция об обращении с 
военнопленными, Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях, 
явившаяся результатом пересмотра Же-

183

невской конвенции от 27 аюля 1929 г. об улучшении участи раненых и больных в действующих 
армиях, Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших 
кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море, явившаяся результатом пересмотра X 
Гаагской конвенции от 18 октября 1907 г. о применении к морской войне начал Женевской 
конвенции 1906 г., предусмотрел примерно такие же преступления, как и Женевская конвенция о 
защите гражданского населения во время войны.
Все эти четыре конвенции вменили в обязанность государствам — участникам Конвенций ввести 
в свое национальное законодательство законы о применении эффективных уголовных наказаний 
за предусмотренные преступления, разыскивать лиц, обвиняемых в совершении таких деяний, и 
предавать их своему суду, независимо от их гражданства. Таким образом, всеми четырьмя 
конвенциями предусмотрено применение уголовного закона в соответствии с универсальным 
принципом действия уголовного закона в пространстве. Иностранцы, виновные в совершении за 
границей преступлений, перечисленных в Женевских конвенциях о защите жертв войны, 
подлежат ответственности по советским законам, если они будут обнаружены в Союзе ССР. В 
соответствии с положениями Женевских конвенций, Закон об уголовной ответственности за 
воинские преступления от 25 декабря 1958 г., как и уголовные кодексы всех союзных республик, 
предусмотрел наказуемость перечисленных в конвенциях деяний (ст. 30—33).
Право государств — участников Женевских конвенций 1949 г. применять свои уголовные законы 
к лицам, виновным в совершении военных преступлений вне пределов государств, не исключает 
права выдачи виновного для суда заинтересованному государству в соответствии с положениями 
своего законодательства.
'— СССР является участником большинства конвенций, заключенных в целях борьбы с 
преступлениями, посягающими на международный правопорядок. Л. Н. Галенская считает, что 
признание для сообщества государств этих преступлений особо опасными, требующими для 
эффективной борьбы совместных усилий, объясняется тем, что: «а) они совершаются, как 
правило, на территории нескольких государств или на территории, не подпадающей под 
юрисдикцию ни одного государства; б) отягощены иностранным элементом (деяние совершено на 
иностранной территории, имеются иностранцы-соучастники и т. д.); в) два вышеуказанных 
момента предопределяют, что в борьбе с такого рода деяниями использование только 
национальных средств не может дать должного эффекта»

5

.

184

В международных конвенциях по борьбе С этой категорией преступлений вопросы уголовной 
юрисдикции и границы применения национального уголовного закона решаются по-разному.
Конвенция по охране подводных телеграфных кабелей, заключенная 14 марта 1884 г. в Париже

6

, к 

которой СССР присоединился 2 февраля 1926 г.

7

, закрепила в качестве основного принципа 

действия национального уголовного закона в пространстве территориальный принцип, установив, 
что нарушения постановлений Конвенции подлежат ведению судебных учреждений той страны, 
которой принадлежит судно, на котором совершено нарушение, приведшее к повреждению 
кабеля. Только в тех случаях, когда это положение не может быть приведено в исполнение, 
допускается осуществление уголовной юрисдикции государством гражданства виновного лица. 
Таким же образом решены вопросы уголовной подсудности и действия уголовного-закона в 
пространстве в соглашении о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими, 
заключенном 4 мая 1910 г. в Париже, к которому СССР присоединился 8 июля 1935 г.

8

 Обе 

конвенции утверждают принцип территориальной подсудности и, в виде исключения, принцип 
гражданства.
Конвенция о рабстве, подписанная 25 сентября 1926 г.

9

, как и принятая в 1930 г. Генеральная 

конвенция № 29 относительно принудительного или обязательного труда

10

, а также принятая 4 

сентября 1956 г. в Женеве Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и 
институтов и обычаев, сходных с рабством

11

, установили, что следует понимать под рабством и 

работорговлей, определили понятие принудительного или обязательного труда, регламентировали 
условия, при которых допустимо привлечение к принудительному труду, предусмотрели 
уголовную наказуемость привлечения к принудительному или обязательному труду. Однако все 
эти конвенции по борьбе с рабством и работорговлей не решают вопросов уголовной юрисдикции.
Конвенция об открытом море 1958 г., установившая в ст. 22 право военного корабля в открытом 
море подвергать осмотру судно, подозреваемое в том, что оно занимается работорговлей, не 
решила вопроса, имеет ли военное судно право на захват этого иностранного торгового судна, 
убедившись, что оно занимается работорговлей. В ней не дается также ответа на вопрос о том, 
какое государство должно наказывать виновных лиц, — государство флага судна, государство, 
гражданином которого является виновный, или государство флага военного корабля. Л. Н. 
Галенская полагает, что командир военного корабля должен в подобных ситуациях поступать в 
соответствии с законами государства флага

12

, т. е. она до-

185

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  21  22  23  24   ..