\
ного населения решался в соответствии с Приложением к Гаагской конвенции 1907 г. —
«Положением о законах и обычаях сухопутной войны», в ст. 43 которого говорится, что «с
фактическим переходом власти из рук законного правительства к занявшему территорию
неприятелю последний обязан принять все зависящие от него меры к тому, чтобы, насколько
возможно, восстановить и обеспечить общественный порядок и общественную жизнь, уважая
существующие в стране законы, буде к тому не встретится неодолимого препятствия»
21
. Такова же
по содержанию ст. 64 Женевской конвенции о защите мирного населения во время войК'Ы от 12
августа 1949 г. Последующие статьи Женевской конвенции о защите мирного населения во время
войны регулируют порядок вступления в силу изданных оккупирующей державой постановлений,
предусматривающих уголовную ответствениэсть, деятельность военных судов, при-мекение
смертной казни в отношении покровительствуемых лиц, привлечение к уголовной
ответственности за действия, совершенные до оккупации, процессуальный порядок рассмотрения
уголовного дела, основания и порядок интернирования лиц по соображениям безопасности (ст. 65
—78)
22
.
Вопросы юрисдикции на территории союзного государства в период войны или после ее
окончания, если па этой территории временно находятся советские войска, решаются путем
соглашений между Советским Союзом и соответствующим союзным государством-
3
. Эти
соглашения свидетельствуют о том, что уголовные дела о преступлениях, совершенных
несоветскими гражданами i а территории государств-союзников после вступления советских
войск, во всех случаях, даже если они были направлены против советских вооруженных сил,
оставались подсудными судам этих государств и рассматривались на основании законов этих
государств. Исключение было допущено только в отношении преступлений, совершенных в зоне
военных действий. Союзные государства добровольно передавали свои права осуществлять
юрисдикцию на своей территории — в зоне военных действий — советским государственным
органам в интересах обеспечения собственной государственной безопасности, во имя победы над
общим врагом, т. е. в соответствии с жизненными интересами своей страны и своего' народа.
Таким образом, мы приходим к выводу, что за исключением временно оккупированной вражеской
территории во время войны, нет таких объектов и зон на сухопутной территории иностранного
государства, на которые распространяется советская уголовная юрисдикция.
90