Действие советского уголовного закона в пространстве (М.И. Блум) - часть 12

 

  Главная      Учебники - Уголовное право     Действие советского уголовного закона в пространстве (М.И. Блум) - 1974 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13   ..

 

 

Действие советского уголовного закона в пространстве (М.И. Блум) - часть 12

 

 

\

ного населения решался в соответствии с Приложением к Гаагской конвенции 1907 г. — 
«Положением о законах и обычаях сухопутной войны», в ст. 43 которого говорится, что «с 
фактическим переходом власти из рук законного правительства к занявшему территорию 
неприятелю последний обязан принять все зависящие от него меры к тому, чтобы, насколько 
возможно, восстановить и обеспечить общественный порядок и общественную жизнь, уважая 
существующие в стране законы, буде к тому не встретится неодолимого препятствия»

21

. Такова же

по содержанию ст. 64 Женевской конвенции о защите мирного населения во время войК'Ы от 12 
августа 1949 г. Последующие статьи Женевской конвенции о защите мирного населения во время 
войны регулируют порядок вступления в силу изданных оккупирующей державой постановлений, 
предусматривающих уголовную ответствениэсть, деятельность военных судов, при-мекение 
смертной казни в отношении покровительствуемых лиц, привлечение к уголовной 
ответственности за действия, совершенные до оккупации, процессуальный порядок рассмотрения 
уголовного дела, основания и порядок интернирования лиц по соображениям безопасности (ст. 65
—78)

22

.

Вопросы юрисдикции на территории союзного государства в период войны или после ее 
окончания, если па этой территории временно находятся советские войска, решаются путем 
соглашений между Советским Союзом и соответствующим союзным государством-

3

. Эти 

соглашения свидетельствуют о том, что уголовные дела о преступлениях, совершенных 
несоветскими гражданами i а территории государств-союзников после вступления советских 
войск, во всех случаях, даже если они были направлены против советских вооруженных сил, 
оставались подсудными судам этих государств и рассматривались на основании законов этих 
государств. Исключение было допущено только в отношении преступлений, совершенных в зоне 
военных действий. Союзные государства добровольно передавали свои права осуществлять 
юрисдикцию на своей территории — в зоне военных действий — советским государственным 
органам в интересах обеспечения собственной государственной безопасности, во имя победы над 
общим врагом, т. е. в соответствии с жизненными интересами своей страны и своего' народа.
Таким образом, мы приходим к выводу, что за исключением временно оккупированной вражеской
территории во время войны, нет таких объектов и зон на сухопутной территории иностранного 
государства, на которые распространяется советская уголовная юрисдикция.

90

2.  Распространение уголовных законов Союза ССР и союзных республик на принадлежащие
Союзу ССР объекты,
находящиеся   в  свободных от государственного суверенитета территориях
А. Континентальный шельф Союза ССР. Континентальный шельф — подводное продолжение 
материка, выходящее за про-стсры территориальных вод. Проблема правовой охраны недр 
континентального шельфа в настоящее время приобретает все большее значение, поскольку 
технический прогресс последних трех десятилетий сделал для человека доступным морские 
природные ресурсы на значительной глубине моря. В соответствии с Конвенцией о 
континентальном шельфе, разработанной в 1958 г. на Жегевской конференции по морскому праву,
это под-воднсе продолжение материка от берега в сторону моря до геоморфологической линии 
перехода его в склон, именуемое в геологии континентальным шельфом, следует отнести к 
территории прибрежного государства

24

. Конвенция под термином «континентальный шельф» 

понимает: а) поверхности и недра морского дна подводных районов, примыкающих к берегу, но 
находящихся вне зоны территориального моря, до глубины 200 м или за этим пределом до такого 
места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих 
районов; б) поверхности и недра подобных подводных районов, примыкающих к берегам 
островов. В Конвенции решается также вопрос о границах континентального шельфа, 
примыкающего к территории двух или более государств

25

.

Прибрежному государству принадлежит верховная и исключительная власть над прилегающим 
шельфом. Только пребреж-нсе государство вправе издавать законы, регулирующие эксплуатацию 
естественных богатств прилегающего континентального шельфа

26

. Однако в советской науке 

международного права подчеркивается, что суверенные права прибрежного государства над 
прилегающим континентальным шельфом имеют только целевое назначение — они 
предоставляются только для разведки и разработки естественных богатств континентального 
шельфа. Это записано также в ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР 6 февраля 1968 г. 
«О континентальном шельфе Союза ССР

27

». Естественные богатства континентального шельфа, 

примыкающего к внешней границе территориального меря СССР, являются государственной 
собственностью СССР. Их разведка, разработка и охрана осуществляются на основе 
действующего законодательства Союза ССР и союзных республик

28

. Право прибрежного 

государства на континентальный шельф ье затрагивает ни правового статуса откры-

91

того моря, ни правового статуса воздушного пространства над »им. Этим и отличается территория
континентального шельфа от территории государства в пределах его государственных границ. 
Суверенные права Советского Союза над континентальным шельфом включают осуществление 
уголовной юрисдикции над преступлениями, совершенными в пределах континентального 
шельфа

29

. В случае передачи разведки и разработки естественных богатств прилегающего шельфа 

другой стране или ее гражданам прибрежное государство осуществляет свою власть в отношении 
находящихся   на   указанном   шельфе   иностранных   граждан

30

.

Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР «О континентальном шельфе Союза ССР» 
предусмотрел уголовную ответственность за исследование, разведку, разработку естественных 
богатств и иные работы на континентальном шельфе СССР, проводимые иностранными 
физическими и юридическими лицами, за исключением случаев, когда это прямо предусмотрено 
соглашением между СССР и заинтересованным иностранным государством или специальным 
разрешением, выданным компетентными властями СССР

31

. Виновные в соответствии со ст. О 

Указа подвергаются судом штрафу до 1000 рублей или лишению свободы до одного года или тому
и другому наказанию одновременно, если совершенное правонарушение согласно законам СССР и
союзных республик не влечет более строгого наказания. Кроме того, все орудия и инструменты, 
которыми пользовались нарушители — иностранные физические и юридические лица, а также все
незаконно добытое подлежит конфискации.
Мы полагаем, что советское право применения уголовного закона следовало бы дополнить 
нормой, устанавливающей действие советского уголовного закона на континентальном шельфе.
Б. Подводные кабели и подводные сооружения. К объектам, на которые распространяются 
советская уголовная юрисдикция и советские уголовные законы, следует причислить подводные 
кабели и трубопроводы в открытом море, принадлежащие Советскому Союзу и присоединяющие 
его территории, а также сооружения и иные установки на континентальном шельфе. 
Принадлежащие СССР перечисленные объекты по вопросу осуществления уголовной юрисдикции
полностью приравниваются к территории Советского Союза. Это положение вытекает как из 
принципов советского уголовного законодательства, так и из специальных законов, 
регламентирующих правовой статус пе-речислениых объектов, а также из международных 
конвенций.
Международнее право признает за всеми государствами равное право на свободную прокладку 
кабелей по дну открытого моря (ст. 26 Конвенции об открытом море от 29 апреля 1958 г.).

92

Прибрежное государство не может препятствовать прокладке или поддержанию в исправности 
подводных кабелей или трубопроводов иностранными государствами на своем континентальном 
шельфе, если это не препятствует разведке шельфа и разработке его естественных богатств. Само 
прибрежное государство имеет неограниченное право прокладки туннелей на своем 
континентальном шельфе, независимо от глубины водного покрова недр.
Правила по охране подводных телеграфных, телефонных и других кабелей установлены 
международной Конвенцией по охране подводных телеграфных кабелей, заключенной в Париже в 
1884 г.

з:

В Конвенции об открытом море от 29 апреля 1958 г. записано, что разрыв или 

повреждение подводного кабеля, а также подводнсго трубопровода или высоковольтного кабеля, 
совершенные гамеренно или в силу преступной небрежности, являются наказуемым деянием (ст. 
27)

33

.

В соответствии с этими конвенциями в уголовном законодательстве союзных республик 
предусмотрена специальная статья о неосторожном повреждении морского телеграфного кабеля, 
если оно вызвало или могло вызвать перерыв телеграфного сообщения (ст. 205 УК РСФСР и 
соответствующие статьи уголовных кодексов других союзных республик). За умышленное 
повреждение морского телеграфного кабеля предусмотрена более строгая ответственность (ст. 98 
УК РСФСР и соответствующие статьи уголовных кодексов других союзных  республик).
Сооружения и установки на континентальном шельфе, как и зоны безопасности вокруг них, 
которые могут простираться на расстояние 500 метров от сооружений и установок, также 
находятся под юрисдикцией СССР (ст. 4 Указа от 6 февраля 1968 г. «О континентальном шельфе 
Союза ССР»

34

; ст. 4 Конвенции о' континентальном шельфе

35

). Заход иностранных судов в 

пределы зон безопасности может иметь место только по специальному разрешению компетентных
советских властей. Однако прибрежное государство не должно создавать неоправданных помех 
судоходству, рыболовству или охране живых ресурсов моря, а также препятствовать научным 
исследованиям.
Вопрос о праве Союза ССР на осуществление уголовной юрисдикции над сооружениями и 
установками, находящимися на прилегающем к Союзу ССР континентальном шельфе, не 
вызывает сомнений. Указ Президиума Верхнового Совета Союза ССР «О континентальном 
шельфе Союза ССР» предусмотрел уголовную ответственность за возведение сооружений и иных 
установок на континентальном шельфе СССР, а также создание вокруг них зон безопасности без 
надлежащего на то

93

разрешения, за необеспечепие охраны сооружений и иных установок на континентальном шельфе 
СССР, за неподдержание постоянных средств предупреждения о наличии и ликвидации 
сооружений и установок, эксплуатация которых окончательно прекращена, а также за непринятие 
в зоне безопасности мер по защите живых ресурсов моря от вредоносных отходов.
Некоторые вопросы осуществления уголовной юрисдикции над преступлениями, совершенными 
на сооружениях континентального шельфа, все же являются спорными. Так, Л. Н. Га-ленская 
причисляет к спорным вопрос о том, имеет ли прибрежное государство право наказывать за 
ведение незаконного радиовещания, направленного на территорию другого государства (не 
собственника шельфа) и наносящее последнему вред, с самовольно поставленных сооружений на 
континентальном шельфе этого прибрежного государства. Она полагает, что в этом случае, в 
отличие от осуществления такого радиовещания с использованием сооружений для целей 
разведки и разработки естественных богатств (в последнем случае не ставится под сомнение право
прибрежного государства наказывать виновного а незаконном радиовещании), прибрежное 
гесударство «не приобретает прав на сооружения, возведенные кем-либо ва его кок-тинентальном 
шельфе, и не может распространять на них свои законы»

36

, хотя и признает за прибрежным 

государством право наказывать лиц, виновных в возведении недозволенных сооружений на 
принадлежащем ему шельфе.
Л. Н. Галенская полагает, что наказывать за незаконное радиовещание должно не то государство, 
которому принадлежит континентальный шельф, а то, в радиослужбу которого вносятся помехи. 
Это решение, по ее мнению, «отвечает принципу реальной связи между преступным деянием, 
местом его совершения и вредными последствиями. Распространение же действий уголовных 
законов прибрежного государства на такого рода сооружения представляет собой еще одни 
необоснованный шаг по пути ограничению свободы открытого моря со стороны 
империалистических государств»

37

.

Мы полагаем, что предлагаемое Л. Н. Галенской решение является вовсе не бесспорным. Следует, 
однако, согласитьст с Л. Н. Галенской в том, что нужна соответствующая норма международного 
права, которая решила бы вопросы юрисдикции за ведение незаконных радиопередач с 
самовольно поставленных сооружений на континентальном шельфе.
В. Антарктика. Антарктикой называют район, расположенный вокруг Южного полюса, в который
входят материк Антарктида, прилегающие к нему острова, а также части Атлантичес-

94

кого, Тихого и Индийского океанов южнее 60-й параллели южной широты. К Антарктиде относятся, кроме 
самого материка, шельфовые ледники и образующийся в море ледяной припаи, как и покрытые льдами 
прибрежные воды Антарктики, не доступные для плавания обыкновенных судов.
Антарктида — это богатый ископаемыми, едигственный не-поделенный между государствами континент. 
Таким образом, Антарктида не является государственной территорией

38

.

1 декабря 19Б9 г. в Вашингтоне был подписан договор об Антарктике

39

. В науке советского международного

права при-зшно, что действие договора об Антарктике распространяется на районы моря в пределах 
шельфовых ледников. Вопросы юрисдикции в Договоре решены достаточно определенно. Во-первых, в 
договоре указано, что наблюдатели, назначенные для обеспечения соблюдения положений договора и 
проведения любой инспекции, а также сопровождающий их персонал в отношении всех действий или 
упущений, имеющих место во время их пребывания в Антарктике для выполнения своих функций, в каком 
бы районе Антарктики они ни находились, подчинены юрисдикции только того государства, гражданами 
которого они являются (ст. VII и ст. VIII Договора). Во-вторых, Договор содержит указание та то, что 
вопросы юрисдикции над всеми другими лицами в Антарктике решаются без ущерба для соответствующей 
позиции каждой стороны, т. е. вопрос об уголовной юрисдикции решается в соответствии с 
законодательством и установившейся практикой каждого государства.
В советской литературе по международному праву указывается, что сложился принцип подчинения любого 
находящегося в Антарктике лица юрисдикции страны, гражданином которого оно является

40

. Ряд авторов 

полагает, что, поскольку ни одна часть Антарктиды не может быть признана находящейся под 
суверенитетом какого-либо государства, поскольку следует отвергнуть принцип территориальной 
юрисдикции и признать действующим только принцип личной юрисдикции

41

. Высказывается и другое 

мнение, согласно которому из положений Договора следует, что на станциях и в поселках Антарктиды 
осуществляется юрисдикция той страны, которой они созданы. Так, А. С. Пирадов утверждает, что в момент
подписания Договора о поселениях на ледовом материке, независимо от того, находились ли там 
национальные группы ученых или интернациональные, действовали законы той страны, которая создавала 
эти поселения. В последующее время количество станций и поселков в Антарктиде увеличилось, но 
положение Договора об Антарк-
95

тике о сохранении юрисдикции национальных государств на станциях, которые ими создавались, 
остались

42

.

Таким образом, существует мнение о том, что из Договора вытекает не только осуществление 
уголовной юрисдикции в соответствии с принципом гражданства, но также в соответствии с 
территориальным принципом, т. е. советская уголовная юрисдикция распространяется на те зоны 
Антарктиды, в которых расположены советские станции и поселения.
Договор об Антарктике предусматривает, что в любом случае спора относительно осуществления 
юрисдикции в Антарктиде государства немедленно консультируются между собой с целью 
достижения взаимоприемлемого решения.
Г. Морское судно в открытом море. Под открытым морем следует понимать все части моря, 
которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства. 
Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо его части своему 
суверенитету. Свобода открытого моря включает для каждого государства, кроме прочих свобод, 
свободу судоходства и рыболовства.
Все советские суда плавают в открытом море под советским флагом. Между Советским 
государством и любым его судном — военным и невоенным — существует реальная связь: 
Советское государство осуществляет над ним свой контроль и свою юрисдикцию.
Вопрос об осуществлении советской уголовной юрисдикции над советским военным судном 
является бесспорным. В Конвенции об открытом море специально записано, что военные корабли 
в открытом море пользуются полным иммунитетом ог юрисдикции какого бы то ни было 
государства, кроме государства флага (ст. 8).
В соответствии с положением упомянутой Конвенции

43

 под советским военным кораблем следует 

понимать судно, принадлежащие к военно-морским силам Советского государства, имеющее 
внешние знаки, отличающие советские военные корабли, находящиеся под командой советского 
офицера, имя которого занесено в список офицеров советского военно-морского флота, и 
имеющее экипаж, подчиненный советской военной дисциплине.
Вопрос об уголовной юрисдикции на советских невоенных морских судах в открытом море 
решается также на основании норм международного права. Под невоенными морскими судами 
понимаются суда, используемые для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, для рыбных и
иных морских промыслов,

96

добычи полезных ископаемых, производства буксирных, ледокольных и спасательных операций, а
также для других хозяйственных, научных и культурных целей (ст. 1 Кодекса торгового 
мореплавания Союза ССР)

44

.

Уголовная юрисдикция государства флага над невоенным судном в открытом море вытекает из 
самого принципа открытого моря, предполагающего, наряду с другими правами, право 
государства применять так называемый закон флага

45

. Это положение с первых лет Советской 

власти было закреплено в законодательстве Советского государства

46

.

В Женевской конвенции об открытом море зафиксирован' общий принцип, что суда должны 
плавать под флагом только одного государства, кроме исключительных случаев, прямо 
предусматриваемых в международных договорах или в настоящей Конвенции, и в открытом море 
подчиняются его исключительной юрисдикции (ст. 6).
Так, об иммунитете государственного судна в открытом море от юрисдикции государств, не 
являющихся государством флага, записано в ст. 9 Конвенции, однако этот иммунитет Конвенцией 
распространяется только на принадлежащие государству суда, находящиеся на некоммерческой 
правительственной службе, т. е. Конвенция не признала иммунитета за государственными 
торговыми судами, что находится в вопиющем противоречии с давно установившимися 
принципами международного права

47

. Поэтому правительство СССР при подписании Конвенции 

об открытом море отвергло положение данной статьи, сделав к ней соответствующую оговорку о 
том, что принцип международного права, согласно которому в открытом море судно подчиняется 
юрисдикции лишь того государства, под флагом которого оно плавает, относится без каких-либо 
ограничений ко всем государственным судам

48

.

Однако как советские, так и буржуазные ученые различно понимают правовую основу 
исключительной юрисдикции государства над судами, плавающими под его флагом в открытом 
море. Часть советских

49

 и буржуазных

50

 ученых признает судно плавающей территорией 

государства флага. Другая часть советских

51

 и буржуазных авторов ствергает эту точку зрения, 

хотя концепция территориальности судна в открытом море вовсе не считает судно подлинной 
территорией государства, а рассматривает его в качестве 

УСЛОВНОЙ

 

 

 территории, подчеркивая 

этим, чго на судне, находящемся в открытом море, власть государства флага действует в том же 
объеме, в каком она действует на его государственной территории, что именно в этом смысле 
судно в открытом море является как бы территорией государства, что

7-Ш6                                                                                             97

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13   ..