Этот вопрос в уголовном и в воздушном законодательстве зарубежных социалистических и
капиталистических государств решен различно. Так, Франция, например, установила в своем
Воздушном кодексе от 31 мая 1924 г. и в Авиационном кодексе от 30 сентября 1955 г., что
французские уголовные законы применяются ко всем случаям совершения преступления на борту
любого (в том числе и иностранного) воздушного судна, если совершивший преступление или
потерпевший от преступления являются французскими гражданами и если воздушное судно после
совершения преступления на его борту приземлилось на французской территории
70
. Так же решен
вопрос о национальной уголовной юрисдикции над преступлениями, совершенными в
национальном воздушном пространстве на борту иностранного воздушного судна и в других
государствах.
В советской науке международного права господствующим является мнение о том, что право
преимущественной юрисдикции должно принадлежать наиболее заинтересованному государству,
а в случае совершения преступления на борту воздушных судов таксе право должно принадлежать
государству регистрации воздушного судна
71
. Такое же мнение высказано учеными зарубежных
социалистических государств
72
.
Советским же законсдательством никаких ограничений в осуществлении уголовной юрисдикции в
воздушном пространстве свсего государства не предусмотрено. Это, конечно, не означает, что
Советское государство не может отказаться от своих прав на осуществление уголовной
юрисдикции в тех случаях, когда компетентные органы власти придут к выводу, что совершеннее
в воздушном пространстве Союза ССР иностранцем на иностранном воздушном судне
преступление не посягает на интересы Советского государства и его граждан. Следует учесть
также, что, если иностранный самолет совершает беспосадочный пролет, а иногда и в других
случаях, почти невозможно установить сам факт совершения преступления на борту, если это
преступление не имело последствий вне судна и командир судна не обратился к наземным властям
с просьбой о помощи.
Таким образом, на все воздушное пространство СССР, как и на его сушу, воды и гедра,
распространяется действие уголовных законов Союза ССР и союзных республик. Воздушные
границы СССР неприкосновенны так же, как и сухопутные и морские.
Воздушное судно, совершающее международный полет с территории СССР или на территорию
СССР, обязано произвести посадку в указанном ему аэропорту для таможенного досмотра и
паспортного контроля, если ему не дано специального разре-
82