Действие советского уголовного закона в пространстве (М.И. Блум) - часть 9

 

  Главная      Учебники - Уголовное право     Действие советского уголовного закона в пространстве (М.И. Блум) - 1974 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  7  8  9  10   ..

 

 

Действие советского уголовного закона в пространстве (М.И. Блум) - часть 9

 

 

дипломатическим иммунитетом, и приравненных к ним лиц решается дипломатическим путем.
Б. Понятием «территория Союза ССР» охватывается также водное пространство — акватория, 
включающая внутренние воды в пределах границ Союза ССР (так называемые национальные 
воды) и береговые воды (так называемые территориальные воды, территориальное море).
К внутренним (национальным) водам Союза ССР относятся все находящиеся на территории СССР
в пределах государственных границ реки, каналы и озера,, моря, как ограниченные со всех сторо» 
сушей,. ...составляющей только территорию СССР (Аральское), так и соединенные проливами с 
другим морем (Азовское) или океаном (Белое),-- но берега которых составляют территорию 
только СССР, те заливы и бухты, берега которых принадлежат Советскому государству, а также 
воды заливов, бухт, губ и лиманов, морей и_гщоливов, исторически принадлежащих Союзу ССР

3

К внутренним водам принадде-жат и воды морских портов

4

.

Таким образом, внутренними морскими водами являются, помимо внутренних морей, все морские 
воды, расположенные в сторону берега от линии, от которой отмеряется ширина территориальных
вод данного государства, т. е. насти моря, лежащие между берегом и исходной линией 
территориальных вод

0

.

Режим внутренних вод Советского государства, как и любого прибрежного государства, 
регулируется только законами Советского Союза. Вопросы уголовной юрисдикции наиболее 
актуальны в отношении портов. Уголовная юрисдикция осуществляется преимущественно в 
портах, где иностранные суда вступают в непосредственный контакт с властями прибрежного 
государства

6

.

На иностранные военные корабли, зашедшие в советские внутренние воды на основании 
предварительного разрешения, полученного дипломатическим путем, как и на военные корабли, 
на борту которых находятся главы государств или главы дипломатических представительств, 
аккредитованные при правительстве СССР, а также на военные корабли, заход которых в воды 
СССР вызван стихийной причиной, советская юрисдикция не распространяется.
Иностранные невоенные суда имеют право заходить только в порты СССР, открытые для 
иностранных судов при условии соблюдения законов, специальных правил и инструкций Союза 
ССР и союзных республик. Вопросы захода иностранных торговых судов в советские порты 
регулируются тадже заключенными Советским   Союзом   договорами   о   торговле _ и   
мореплавании.

66

Общепризнанного международного соглашения, которое бы регулировало все вопросы, 
относящиеся к правовому режиму судов во внутренних водах и в портах иностранного 
государства, нет

7

.

Вопросы правового положения торговых судов в иностранных портах, в том числе и вопросы 
уголовной юрисдикции прибрежного государства, разрабатываются Международным морским   
комитетом   в   целях   принятия   специальной   конвенции

8

.

Исходя из государственного суверенитета на внутренние воды, советское законодательство 
признает как общее правило неограниченную гражданскую и уголовную юрисдикцию Советского 
Союза в своих внутренних водах, в том числе во внутренних морских водах и портах. Это 
положение в советской науке уголовного права

9

, как и в советской науке международного права

10

является бесспорным.
Ю. X. Джавад справедливо указывает на существенную разницу между тем, совершает ли 
иностранное судно просто мирный проход через территориальные воды, или оно заходит и в его 
внутренние воды и порты, вступая в непосредственное соприкосновение с берегом

11

. Комиссия 

международного права указала на то обстоятельство, что соприкосновение какого-либо судна с 
сушей, то ли потому, что оно стояло на якоре в порту, то ли потому, что оно принимало 
пассажиров, усиливает права прибрежного государства в вопросах юрисдикции

12

.

Однако,хотя формально все преступления, совершенные любым иностранцем в прибрежных водах
государства, могут рассматриваться как подпадающие под его юрисдикцию так же, л<ак если бы 
они были совершены на его сухопутной территории, обычно власти прибрежного государства 
воздерживаются от осуществления уголовной юрисдикции в отношении иностранных торговых 
судов в тех случаях, когда преступления, совершенные на борту иностранного торгового судна, не
посягают на интересы прибрежного государства, не нарушают общественного спокойствия или 
порядка в порту, не затрагивают интересов лиц, не принадлежащих к составу судового экипажа 
данного судна. Практикой морских государств в этих случаях признается, что и во внутренних 
водах внутренний распорядок на иностранном судне регулируется законами и правилами страны, 
флаг которой несет судно

13

. Отдельные государства ограничивают свою уголовную юрисдикцию в

отношении иностранных торговых судов в портах как в своем внутреннем законодательстве, так в 
двухсторонних торговых договорах или консульских конвенциях. Таким образом, суверенитет 
прибрежного государства не исключает его права ограничить свою уголовную юрис-

»*                                                                                                                                         67

дикцию в портах в отношении иностранных торговых или иных судов

14

.

Обычно советские портовые и иные компетентные власти воздерживаются в соответствии с 
международной практикой от вмешательства в деятельность иностранного корабля, если только 
совершенное на его борту преступление не направлено против Советского государства или его 
граждан, не угрожает безопасности СССР, общественному порядку, не повлекло и не могло 
повлечь наступление последствий на территории СССР.
Вопрос о том, что понимать под преступлениями, последствия которых наступили или могли 
наступить вне судна, решается различно. А. Т. Уусталь к преступлениям, последствия которых 
имеют место вне пределов судна, откосит все совершенные на иностранном торговом судне 
тяжкие преступления — убийство, тяжкие телесные повреждения и т. п., хотя бы они и были 
совершены одним членом экипажа против другого члена экипажа того же судна

15

. Это положение 

не бесспорно.
Ю. X. Джавад отмечает, что местные суды или иные органы власти не должны осуществлять 
уголовную юрисдикцию и вмешательство в отношении преступлений и правонарушений, 
совершенных на борту иностранного судна, если они не нарушают законы и правопорядок, 
общественное спокойствие и безопасность в порту, интересы учреждений и граждан прибрежного 
государства. При этом он подчеркивает, что вопрос о том, в каких случаях на практике местные 
компетентные органы могут осуществить уголовную юрисдикцию в отношении преступлений и 
правонарушений, совершенных на иностранном судне, решается только самим прибрежным 
государством

16

. С таким толкованием вопроса об уголовной юрисдикции во внутренних водах и в 

акватории портов Союза ССР следует полностью согласиться. Ю. X. Джавад по существу 
предлагает отказаться от осуществления уголовной юрисдикции, когда социалистическим 
общественным отношениям не причиняется и не может быть причинен ущерб. В таком плане 
решены вопросы осуществления уголовной юрисдикции в портах в некоторых двухсторонних 
договоров, заключенных Союзом ССР с другими странами

17

.

В постановлении СНК. РСФСР от 24 мая 1927 г. «О производстве арестов на иностранных 
торговых судах» установлено, что «надлежащие власти РСФСР имеют право производить на 
иностранных торговых судах аресты преступников лишь в тех случаях, если преступления 
совершены или полностью или отчасти на берегу, или когда последствия этих преступлений могут
вызвать серьезные осложнения на берегу»

18

. В этом же по-

68

становлении предусмотрено право капитана иностранного судна обращаться к местным властям 
порта с просьбой привлечь к ответственности преступников в случае совершения на судне 
преступления

19

.

В советской науке уголовного права, как и в науке международного права, не вызывает сомнений 
положение о том, что советской уголовной юрисдикции должны подлежать также преступления, 
потерпевшими от которых являются члены экипажа иностранного судна, обратившиеся за 
помощью к советским властям, независимо от того, является ли содеянное на борту судна 
уголовно наказуемым также и по законодательству государства флага судна.
В отличие от буржуазных государств, осуществление советскими судами уголовной юрисдикции в
отношении преступлений, совершенных на иностранных морских торговых судах, находящихся в 
советских портах, направлено в частности на защиту трудящихся от самоуправства и грубого 
произвола администрации иностранных торговых судов. Советские ученые осуждают позицию тех
буржуазных государств, которые не признают права потерпевшего лица-члена экипажа 
иностранного торгового судна обращаться к властям прибрежного государства с требованием о 
привлечении к ответственности лица, совершившего в отношении него преступление, и отвергают
в этих случаях уголовную юрисдикцию прибрежных государств

20

.

В. Понятием «водная территория Советского государствам охватываются, кроме внутренних вод, 
также советские территориальные воды (территориальное море) — морская полоса вдоль 
побережья СССР, которая также всецело находится под советским государственным 
суверенитетом. СССР всегда признавал и признает суверенитет любого прибрежного государства 
в своих территориальных водах. Общепризнаны право и необходимость создания прибрежным 
государством такого режима в своих территориальных водах, который полностью обеспечивал бы 
безопасность прибрежного государства и соблюдение его экономических интересов. Это право 
может быть ограничено только обшепризнаш ими нормами международного права и 
заключенными равноправными международными договорами

21

.

Некоторая часть буржуазных ученых до недавнего времени отрицала суверенитет прибрежного 
государства на территориальные воды или существенно его ограничивала

22

. Однако попытки 

отрицать или ограничить суверенитет государства над территориальным  морем  потерпели  крах;  
современное  между-

69

народное право опирается на признание суверенитета прибрежных государств в территориальном 
море

23

.

Советскими территориальными водами являются морские воды (территориальное море) шириной 
в 12 морских миль, исчисляемых от линии наибольшего отлива как на материке, так и вокруг 
островов или от линии внешнего предела внутренних морских вод Союза ССР

24

. В отдельных 

случаях, установленных в одностороннем порядке или соглашениями Союза ССР с другими 
государствами, ширина территориальных вод может быть и иной, однако не превышающей 12 
морских миль.
Линия внешнего предела территориальных вод является государственной границей СССР на море.
Режим территориальных вод Союза ССР регулируется законодательством Союза ССР и 
международными соглашениями, в частности уже упомянутой Конвенцией о территориальном 
море и прилежащей зоне, принятой в 1958 г., а также равноправными двусторонними 
соглашениями. Особенностью правового режима территориальных вод (в отличие от внутренних) 
является право мирного прохода через эти воды судов всех государств, как прибрежных, так и 
неприбрежных, т. е. плавание этих судов через территориальное море с целью или пересечь его, не
заходя во внутренние воды, или пройти во внутренние воды, или из внутренних вод в открытое 
море, не нарушая мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства и соблюдая 
законы и правила, издаваемые прибрежным государством в соответствии с нормами 
международного права. Это положение о мирном проходе иностранных судов через 
территориальные морские воды записано в Конвенции о территориальном море. Однако 
империалистические государства нередко нарушают нормы международного права и совершают 
преступления в территориальных водах других государств

25

.

Вопросы мирного прохода иностранных судов через территориальные воды Союза ССР 
регламентированы в настоящее время Положением об охране государственных границ СССР

23

Конвенция о территориальном море проход иностранных рыболовных судов не считает мирным, 
если они не соблюдают законов и правил, изданных и опубликованных прибрежным государством
с целью запрещения этим судам заниматься рыболовством в территориальном море, а советское 
законодательство запрещает иностранным судам производство морского промысла (лов рыбы, 
крабов, бой морского зверя и любой другой промысел) в территориальных и внутренних морских 
водах Союза ССР при отсутствии специального соглашения Союза ССР с соответствующими 
государствами

27

. Иностранные суда, зани-

70

мающиеся морским промыслом в территориальных водах Советского Союза без 
соответствующего разрешения или при наличии соответствующего разрешения на морской 
промысел, но производящие его с нарушением установленных правил, подлежат задержанию, а 
лица, виновные в этом, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством 
Союза ССР и союзных республик

28

. За незаконный промысел котиков и бобров, за незаконное 

занятие рыбными др. водными добывающими промыслами предусмотрена уголовная 
ответственность ст.ст. 163 и 164 УК РСФСР и соответствующими статьями уголовных кодексов 
других союзных республик.
Необходимость применения уголовного законодательства прибрежного государства возникает 
также в случаях столкновения судов в территориальных водах. Этот вопрос специально не 
регламентирован в действующем уголовное законодательстве Союза ССР и союзных республик; 
отсутствует и указание на его регламентацию в Кодексе торгового мореплавания Союза ССР, хотя
последний досконально регламентирует вопросы гражданской ответственности

29

. Поэтому в 

данном случае вопрос о применении уголовного законодательства должен быть решен, исходя из 
общих положений советского законодательства об ответственности любого лица за преступления, 
совершенные им в пределах территории Союза ССР. К, лицам, виновным в столкновении судов в 
советских территориальных водах, применяются советские уголовные законы. Только военные 
корабли не подчиняются юрисдикции прибрежного государства. Иммунитетом в территориальных
водах пользуются также иностранные государственные торговые суда, однако, в отличие от 
военных кораблей, по отношению к лицам, находящимся на борту этих судов, прибрежные 
государства могут, в некоторых случаях, осуществлять уголовмую юрисдикцию

30

.

В соответствии с Женевской конвенцией о территориальном море уголовная юрисдикция 
прибрежного государства не осуществляется на борту иностранного судна, проходящего через 
территориальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с 
преступлением, совершенным на борту судна во время его прохода. Исключение из этого общего 
правила предусмотрено в следующих случаях: 1) если последствия преступления 
распространяются на прибрежное государство, 2) если совершенное преступление такого рода, чго
им нарушаете,! спокойствие в страье или добрый порядок в территориальном море, 3) если 
капитан судна или консул страны, под флагом которой плавает это судно, обратился к местным 
властям с просьбой об оказании помощи, 4) если это является

71

необходимым для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами

31

.

Однако в соответствии с Женевской конвенцией прибрежное государство не связано ни с какими 
ограничениями в осуществлении уголовной юрисдикции по своим законам для ареста лиц или 
раследования преступления на борту иностранного судна, проходящего через территориальное 
море после выхода из внутренних вод, а также если судно стоит в территориальных водах на 
якоре

32

.

Таким образом, преступления, соверешнные на борту иностранного невоенного судна в 
территориальных водах, равно как и во время прохода через них, считаются совершенными на 
территории прибрежного государства. Однако советские ученые в области международного права 
указывают, что на практике возникают значительные затруднения при осуществлении уголовной 
юрисдикции в отношении иностранных судов, проходящих через территориальные воды. Во-
первых, указывается, что последовательное осуществление территориального принципа 
ответственности в территориальных водах может отрицательно отразиться на интересах 
международного судоходства, так как в связи с проведением следственных действий может 
возникнуть необходимость в задержке судна, а это, в свою очередь, можег повлечь причиненние 
ущерба судовладельцам, фрахтователям и иным лицам, не связанным с совершенным 
преступлением, причем этот ущерб может быть значительным. Таким образом, под удар ставятся 
интересы международного судоходства

13

. Во-вторых, отмечается, что во время прохода через 

территориальные воды на иностранном судне может быть совершено преступление одним членом 
экипажа против другого члена экипажа, о котором власти прибрежного государства даже не 
узнают. Поэтому указывается на недостаточную эффективность борьбы с преступлениями, 
совершенными на иностранных судах во время их прохода через территориальные воды.
Комиссия международного права в своих комментариях к ст. 19 Конвенции специально отметила, 
что нельзя стеснять судоходство арестом какого-либо лица, совершившего незначительное 
преступление на суше, если в связи с этим надо остановить уходящий лайнер. Судебным властям 
прибрежного государства предлагается воздержаться, по возможности, от ареста старших лиц 
судового экипажа или лиц, принадлежащих к судовой команде, если отсутствие этих лиц делает 
невозможным продолжение пути

34

.

Этими соображениями обосновывается необходимость того, чтобы прибрежные государства сами 
своим внутренним законо-

72

дательством или равноправными международными договорами ограничивали свою уголовную 
юрисдикцию в отношении прохо-дяших через территориальные воды иностранных торговых 
судов

35

.

Как указывает А. Т. Уусталь, Советский Союз в своей практике в интересах международного 
судоходства отказался or расследования мелких правонарушений, а также от расследования 
совершенных на борту иностранного судна преступлений, результаты которых не выходят за 
пределы судна

35

.

Большинство государств также пошло по пути ограничения своей уголовной юрисдикции в 
отношении проходящих через территориальные воды иностранных торговых судов, если 
последствия преступления не выходят за пределы судна, преступление не посягает на 
безопасность прибрежного государства и установленный прибрежным государством 
правопорядок в территориальных водах, и если капитан судна или консул государства флага судна
не просят помощи властей прибрежного государства.
Во всех случаях, когда преступление направлено против прибрежного государства или его 
граждан, как и других лиц, не находящихся та борту проходящего судна, или против 
государственной или личной собственности, когда нарушается установленный прибрежным 
государством правопорядок в территориальном море, нарушается безопасность движения судов, 
не выполшются установленные прибрежным государством правила, прибрежное государство 
осуществляет свою уголовную юрисдикцию. Так же решены вопросы уголовной юрисдикции и в 
двухсторонних соглашениях между Союзом ССР и другими странами

37

.

Уголовная юрисдикция прибрежного государства не применяется к преступлениям, совершенным 
на борту иностранного судна до его входа в территориальные воды прибрежного государства, если
это судно только проходит через его территориальные воды

38

.

Г. Недра всех сухопутных и водных пространств в пределах государственных границ Союза ССР 
— его великое пационалп-нсе достояние — являются составной частью территории Советского 
Союза.
В Положении об охране государственной границы Союза ССР говорится, что вертикальная 
поверхность, проходящая по линии, определяющей пределы сухопутной и водной территории 
Союза ССР, является границей г.едр Союза ССР

39

.

Следует отметить, что никаких ограничений глубины недр, являющихся   территорией   
Советского   Союза,   не   существует.

73

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  7  8  9  10   ..