Действие советского уголовного закона в пространстве (М.И. Блум) - часть 4

 

  Главная      Учебники - Уголовное право     Действие советского уголовного закона в пространстве (М.И. Блум) - 1974 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..

 

 

Действие советского уголовного закона в пространстве (М.И. Блум) - часть 4

 

 

ческие принципы уголовного права в отношениях между государствами, в том числе в отношении 
пространственных пределов действия национальных уголовных законов

92

. Наряду с этими, многие

ранее существовавшие принципы наполняются новым содержанием, служат иным целям и потому
заслуживают иной оценки. Так же по-иному следует оценивать в нынешних  исторических 
условиях т.  н.  универсальный  принцип.
Сторонники универсального принципа действия уголовного закона в пространстве давно уже 
отказались от идеи создания всемирного уголовного кодекса как невыполнимой.
Следует отметить, что многие буржуазные ученые конца XIX и начала XX вв. отвергали 
универсальный принцип в его «универсальном» понимании, однако из других соображений, — 
главным образом сугубо правовых. Против него высказалась значительная часть немецких, 
австрийских и французских ученых

93

. На недостатки универсального принципа указал русский 

профессор С. В. Познышев

94

, а Ф. Мартене — на его неосуществимость

95

. Таким образом, 

большинство буржуазных авторов рассматривало универсальный принцип как вспомогательный, 
для осуществления которого должно быть достигнуто международное общение-. Чем больше 
будет развита общность правовых воззрений у народов, тем более обеспечено будет 
преследование опасных для всего международного союза преступлений.
Даже наиболее рьяные сторонники универсальной теории, такие, как Р. Моль, Ф. Каррара и др., 
называют ее «теорией будущего», пригодной для того времени, когда все государства достигнут 
полного развития, когда существенные противоречия и особенности будут сглажены и все народы 
будут жить приблизительно одинаковой жизнью, тогда общность и солидарность интересов 
получит свое осуществление.
В настоящее время уголовное законодательство западноевропейских государств, как и государств 
других континентов, а также большинство ученых капиталистических стран признают 
универсальный принцип в весьма ограниченном объеме, в пределах заключенных международных
конвенций о борьбе с отдельными видами преступлений, затрагивающих общие интересы всех 
государств

96

.

На VII конгрессе Академии сравнительного правоведения в 1966 г. в Упсале универсальный 
принцип выдвигался в качестве дополнительного. Отмечалось, что охрана общих для всех 
государств интересов требует согласованности действий в борьбе с теми преступлениями, в 
отношении которых заключены международные  соглашения.   В   рамках   этих   соглашений   и

должно применяться национальное законодательство любого государства, независимо от того, где 
и кем совершено преступление.
Следует отметить, что в позитивном праве зарубежных государств универсальный принцип в 
настоящее время используется только в отношении т. н. «врагов человечества», к которым с 
давних времен принято относить пиратов, лиц, торгующих рабами и женщинами, лиц, 
посягающих на средства международного  общения,  а  также  подделывающих денежные  знаки.
В последние годы заключен целый ряд новых конвенций по борьбе с преступлениями, 
посягающими на международный правопорядок, однако редкие из них утвердили универсальный 
принцип действия уголовного закона в пространстве.
В первой половине XX в. буржуазной наукой уголовного права начал выдвигаться принцип 
представительной, заменяющей, или репрезентативной, компетенции (principe de la competence par
representation, Grundsatz stellvertretender Strafrechtspflege, stellvertretendes Strafrecht) в качестве 
самостоятельного принципа действия уголовного закона в пространстве.
Под принципом представительной компетенции понимается применение национального 
уголовного закона к находящимся на территории этого государства иностранцам, совершившим за
границей преступления, не посягающие на интересы данного государства или его граждан и не 
рассматриваемые международными соглашениями в качестве посягательств на международный 
правопорядок.
Такое расширение пространственных пределов действия национального уголовного закона не 
укладывалось в рамки уже известных принципов действия уголовного закона в пространстве. Оно 
не может быть обосновано интересами данного государства, потому что преступление не 
совершается в пределах его территории, не совершается его гражданами, не направлено против 
интересов этого государства и его граждан.
Как самостоятельный принцип представительной компетенции впервые был сформулирован И. 
Колером в 1917 г.

97

. Этот принцип был закреплен в действующем уголовном законодательстве 

многих государств и был признан многими авторами (хотя и не всеми), имеющим право на 
самостоятельное существование. Э. Гафтер считал, что принцип представительной ком

петенции 

является результатом несостоявшейся выдачи преступника. Применяется уголовный закон страны,
в которой находится преступник, однако это государство не осуществляет свою собственную 
карательную власгь; оно берет на себя обя-

27

занность преследовать преступника в интересах другого государства

98

.

На этих же позициях стоял целый ряд ученых первых десятилетий XX в., например, Ф. Мей л и" и 
К. Штосе

100

. Этот принцип поддерживается многими учеными Западной Европы и во второй 

половине XX в.

101

 Так, Г. Майер утверждает, что принцип представительной компетенции 

предполагает применение национального уголовного закона к так называемым новым гражданам, 
т. е. лицам, ставшим гражданами данного государства уже после совершения ими преступления за 
границей, а также к лицам, которые в соответствии с законами данного государства и 
заключенными соглашениями подлежат выдаче, но не выдаются в силу различных условий и 
обстоятельств. /Он считал, что в интересах цивилизации следует применять уголовные законы 
страны, в которой преступник задержан, и на их основании осуществлять уголовную юрисдикцию,
не давая возможности преступникам оставаться безнаказанными. При этом обязательным 
условием осуждения в данной стране |Г. Майер признавал наказуемость такого деяния также по 
законам места его свершения

102

.

Однако, в начале XX в. высказывались и серьезные возражения против утверждения принципа 
представительной компетенции, точнее, не столько против положений этого принципа и 
вытекающих из него практических выводов, сколько против его теоретического обоснования.
Указывалось, что положения гражданского права о представительстве вряд ли можно применить к
международному праву, субъектами которого являются государства. Представительство 
предполагает наличие поручения или полномочия со стороны представительного лица, а такое 
поручение может быть выражено в договоре. Кроме того, представитель может иметь лишь 
столько прав, сколько их имеет представляемое лицо, т. е. государство-представитель должно 
будет применять законы представляемого, что, по мнению Д. Никольского, недопустимо. Поэтому
он приходит к выводу о несостоятельности теории представительной компетенции

103

.

Н. С. Таганцев также считал невозможным найти такое юридическое положение, которое 
обосновало бы право верховной власти одного государства быть представителем другого 
государства в отправлении правосудия. Еще менее обоснованным в этом случае, по мнению Н. С. 
Таганцева, является отказ от применения иностранных уголовных законов, материальных и 
процессуальных

104

.

В  настоящее время  многие  буржуазные ученые признают

28

принцип представительной компетенции пригодным для современных условий, но только в 
качестве дополнительного принципа

105

.

Более всего принцип представительной компетенции приближается к универсальному, так как 
наказание применяется к преступнику на основании национальных уголовных законов 
государства только потому, что преступник оказался на территории данного государства. Принцип
представительной компетенции возник только в силу того, что на данном этапе развития 
государств невозможно признать универсальный принцип в полном объеме, т. е. нельзя применять
свои уголовные законы ко всем преступлениям, совершенным за границей, если это не 
обусловлено международными соглашениями, хотя бы двухсторонними. Принцип 
представительной компетении закреплен в уголовном законодательстве многих современных 
буржуазных государств и предполагает применение национального уголовного закона в тех 
случаях, когда совершенное иностранцем за границей преступление по своему характеру должно 
повлечь его выдачу, но последняя не может быть осуществлена по той причине, что совершившее 
преступление лицо приобрело гражданство этого государства и в связи с этим не может быть 
выдано, или по той причине, что имелись инные фактические или правовые основания для 
невыдачи этого лица. В этих случаях государство, не выдавшее преступника распространяет 
компетенцию своего уголовного закона и на совершенные иностранцами за границей 
преступления, направленные против интересов иностранных государств или их граждан. 
Применяя свой уголовный закон по праву представительной компетенции, государство в этих 
случаях ставит применение наказания в зависимость от того, наказуемо ли деяние на месте его 
совершения, и в большинстве случаев требует при назначении наказания учитывать более 
благоприятный иностранный закон

106

.

В XIX и в начале XX вв. был известен также покровительственный принцип, называемый 
режимом капитуляции. Он возник в период колониальных войн и создания полуколониального 
режима в ряде стран. Колонизаторы вводили в порабощенных странах свое законодательство, 
создавали специальное законодательство — только для местного населения, навязывали 
полуколониальным странам режим капитуляций.
Согласно покровительственному принципу действия уголовного закона в пространстве граждане 
империалистических государств за совершенные ими преступления в колониях или в странах с 
полуколониальным режимом отвечали не по законам

29

места совершения преступления, а по законам своего государства. Действие территориальных 
законов на них не распространялось. В зависимых странах колониальными державами создавались
консульские суды. Так, французская система консульских судов была установлена на основании 
Закона от 28 мая 1836 г. Консульским судам были подсудны дела о преступлениях, совершенных 
французами на территории полуколониальных стран. Аналогичной была система консульских 
судов в Англии и других государствах

107

.

Режим капитуляции начал отменяться с конца XIX в. В первой четверти XX в. он был отменен в 
большинстве зависимых стран.
В России действие уголовных законов на основании покровительственного принципа было 
отменено Великой Октябрьской Социалистической революцией. Советская власть с первых же 
дней своего существования провозгласила суверенность и равноправие всех государств в своих 
взаимоотношениях со всеми государствами •— большими и малыми, находящимися на более 
высокой или более низкой ступенях развития, исходя из принципов ленинской национальной 
политики.
С распадом колониальной системы и завоеванием свободы и независимости государствами Азии и
Африки отпадает и действие уголовных законов империалистических государств в соответствии с 
покровительственным принципом.
Подводя итог историческому обзору учений о действии уголовных законов в прастранстве, 
следует отметить, что проблемами пространственного предела действия национального 
уголовного закона занимались ученые разных стран в течение столетий. Ими разрабатывались, 
утверждались, низвергались н вновь утверждались определенные положения, которые 
рекомендовались национальному и иностранному законодателю для использования при 
законодательном определении права применения уголовного закона в пространстве. В 
определенные исторические периоды отстаивался какой-то один из принципов, прочие 
отвергались как несостоятельные. Затем было признано невозможным решить всю проблему 
действия уголовного закона в пространстве с позиций только одного принципа, поэтому встал 
вопрос о том, какие принципы в их совокупности должны быть восприняты каждым из 
национальных законодательств, чтобы, обеспечить охрану интересов господствующего

30

класса и установленного им правопорядка от посягательств внутри страны и извне. Однако 
эволюция принципов действия уголовных законов в пространстве не имеет независимого, 
самодовлеющего характера. Она отражает соответствующие условия социально-экономического и
политического развития государств, их задачи на определенном этапе развития. В настоящее 
время нет ни одной страны, в законодательстве которой был бы утвержден только один из 
рассмотренных принципов. В большей или меньшей мере в законодательстве всех государств 
нашли отражение несколько принципов, причем соотношение этих принципов и удельный вес 
каждого их них в уголовном законодательстве современных капиталистических государств 
различны. Поэтому анализ в этом плане национального уголовного законодательства современных
государств представляет большой интерес.

Глава   II
ПРИНЦИПЫ ДЕЙСТВИЯ  УГОЛОВНЫХ ЗАКОНОВ
СОЮЗА ССР И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК
В ПРОСТРАНСТВЕ
Уголовное законодательство Союза ССР и союзных республик включает основные правила 
действия советского уголовного закона в пространстве, которые в науке советского уголовного 
права называются принципами. Наука советского уголовного права изучает требования, 
вытекающие из этих принципов, и практику применения судебно-следственными органами 
советских уголовных законов в соответствии с этими требованиями, способствуя таким образом 
укреплению законности и борьбе с преступностью. Однако задачи науки советского уголовного 
права в данном вопросе этим не исчерпываются. Она стремится выявить систему принципов 
действия советского уголовного закона в пространстве, определить в ней место каждого принципа,
установить взаимосвязь между ними, показать их значение и разработать рекомендации по их 
осуществлению. 1
Наука советского уголовного права, исходя из задач, стоящих перед советским уголовным правом 
в период развитого социалистического общества, на основании изучения истории и действующего 
советского уголовного законодательства и практики его .применения, а также изучения 
законодательства братских социалистических государств, разрабатывает предложения по 
дальнейшему совершенствованию принципов действия уголовного закона в пространстве и 
практике его применения. Поэтому особый интерес для советской науки уголовного права 
представляет анализ самостоятельного развития принципов действия уголовного закона в 
пространстве в уголовном законодательстве Союза ССР и зарубежных социалистических 
государств, в особенности уголовных кодексов социалистических государств, принятых за 
последние годы.

32

1. Принципы действия уголовных законов Союза ССР
и союзных республик в пространстве в истории советского уголовного законодательства

У Впервые вопрос о пределах действия советского уголовного закона в пространстве был 
законодательно решен в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР, изданных 12 декабря 
1919 г.

1

. Восьмой раздел Руководящих начал был назван «О пространстве действия уголовного 

права» и состоял всего из одной статьи, в которой было сказано, что 1) уголовное право РСФСР 
действует на всем пространстве Республики в отношении как ее граждан, так и иностранцев, 
совершивших преступление на ее территории; 2) уголовное право действует в отношении граждан 
РСФСР и иностранцев, совершивших преступление на территории иного государства, но 
уклонившихся от суда и наказания в месте совершения преступления и находящихся в пределах 
РСФСР.
Таким образом, Руководящие начала, во-первых, законодательно закрепили территориальный 
принцип действия уголовного закона РСФСР; во-вторых, решили вопрос об ответствен: ности 
любого лица,  совершившего преступление за границей.^
Этот последний вопрос решен одинаково для граждан' РСФСР и иностранцев: те и другие 
отвечают по уголовным законам РСФСР, независимо от характера совершенного ими за границей 
преступления и от того, совершено это преступление в капиталистическом государстве или в 
государстве трудящихся, если лица, совершившие преступления, находятся в пределах РСФСР и 
если они уклонились от суда и наказания в месте совершения преступления. Речь идет, без всякого
сомнения, только о деяниях, признаваемых преступными в РСФСР.
Положение Руководящих начал об ответственности иностранцев, находящихся в РСФСР, за 
совершенные ими за границей деяния расцениваются в советской уголовно-правовой литературе 
как проявление универсального пр-инципа

2

. Мы же полагаем, что это скорее осуществление 

принципа представительной, или заменяющей, компетенции. Положение Руководящих начал об 
ответственности за преступления, совершенные за границей, с одной стороны, слишком 
расширяло пределы действия советского уголовного законодательства, ибо распространяло его 
действие даже на деяния иностранцев за границей, не посягающие на интересы РСФСР и его 
граждан; с другой стороны, оно непомерно сужало пределы действия советского уголовного 
закона, ибо не предусматривало применения уголовного закона РСФСР к гражданам республики, 
совершившим преступления за границей, в том числе преступления  против  РСФСР и его

3-Ш6                                                                                       33

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..