Электровоз 2ЕЛ5. Устройство тягового двигателя
ДТК-820 и его составных частей - часть 2
1.3.3 Якорь в соответствии с рисунком 2
состоит из сердечника, вала, коллектора и обмотки, уложенной в пазы
сердечника.
Сердечник посажен на втулку вала якоря и состоит из штампованных листов
электротехнической стали. Сердечник зажат с одной стороны задней
нажимной шайбой, с другой - втулкой коллектора. В сердечнике имеются
пазы открытой формы для размещения обмотки и аксиальные отверстия для
прохода вентилирующего воздуха.
На выступающем конце втулки якоря имеется резьба для установки гайки
крепления коллектора. Наличие втулки якоря обеспечивает возможность
выпрес-совки и замены вала без полной разборки якоря.
Вал якоря имеет плавные переходы от одного диаметра к другому. Концы
вала заканчиваются конусами для посадки шестерен зубчатой передачи. На
торцах вала имеется внутренняя резьба для ввинчивания рым-болта для
транспортировки якоря и установки специальной гайки для гидравлического
снятия шестерни.
Коллектор в соответствии с рисунком 9 состоит из нажимного конуса 1,
скрепляющих болтов 2 с уплотняющими шайбами 3, изоляционных манжет 4 и
8, комплекта медных и изоляционных пластин 5, изоляционного цилиндра 6 и
втулки коллектора 7.
Медные пластины изолированы друг от друга изоляционными прокладками, а
от втулки и нажимного конуса - изоляционными манжетами и цилиндром. Для
обеспечения герметичности коллекторной камеры А в коллекторе имеются два
уплотнительных замка Б и В, которые заполнены уплотнительной замазкой.
На втулку якоря коллектор посажен с натягом и дополнительно закреплен
гайкой.
Схема электрическая соединений катушек якоря и уравнителей с коллектором
приведена на рисунке 10 и состоит из катушек 1 и уравнителей 2, концы
которых приварены к петушкам коллекторных пластин 3. В пазах сердечника
обмотка якоря закреплена клиньями из профильного стеклопластика, в
лобовых частях -стеклобандажом.
Катушки якоря и уравнители выполнены из изолированного обмоточного
провода. Корпусная изоляция катушек якоря выполнена из слюдинитовой
ленты.
Для обеспечения влагостойкости изоляции и увеличения срока ее службы
обмотка якоря пропитана в эпоксидном компаунде.
Рисунок 9 - Коллектор
Рисунок 10 - Схема электрическая соединений катушек
якоря и уравнителей с коллекторными пластинами
1.3.4 Подшипниковые узлы тягового двигателя в соответствии с рисунком
11 состоят из подшипниковых щитов 1 и 8, колец 2, крышек подшипника 3,
колец 4, втулок 5 и 6, крышки 7. Подшипниковые щиты стальные, имеют
гнезда для установки наружных колец подшипников, посадочные поверхности
по наружному контуру для запрессовки щитов в остов и фланцы с
отверстиями для крепления щитов болтами к остову. Во фланцах имеются
четыре отверстия с резьбой для выжимных болтов, с помощью которых щиты
выпрессовываются из остова при разборке тягового двигателя. С наружной
стороны на подшипниковых щитах
имеются бобышки с резьбой для крепления кожухов
зубчатых передач и камеры для сбора отработанной смазки. В подшипниковом
щите со стороны коллектора имеются два люка для проверки состояния
крепления шинных соединений и замены пальцев кронштейнов щеткодержателей
под электровозом. Подшипниковый щит со стороны, противоположной
коллектору, имеет окна для выхода вентилирующего воздуха из тягового
двигателя.
В остов подшипниковые щиты установлены с натягом и закреплены болтами с
пружинными шайбами.
Якорные подшипники - радиальные, однорядные с короткими цилиндрическими
роликами, средней серии. Для смазывания подшипников используется смазка
Буксол.
Добавление смазки производится через трубки, ввинченные в отверстия
подшипниковых щитов, которые сообщаются с подшипниковыми камерами.
Внутренние кольца подшипников с натягом установлены на вал якоря и в
осевом направлении зафиксированы на валу втулками 5, 6 и кольцом 4.
Наружные кольца подшипников установлены в гнезда подшипниковых щитов и
закреплены в осевом направлении крышками 3. Последние крепятся к
подшипниковым щитам болтами. Под головки болтов установлены плоские
стопорные шайбы, предохраняющие болты от самоотвинчивания посредством
отгиба шайб на крышку и головки болтов. В конструкции подшипниковых
узлов предусмотрены уплотняющие устройства, защищающие якорные
подшипники от проникновения смазки из кожухов зубчатой передачи и утечки
смазки из подшипниковых камер.
С внутренней стороны лабиринтные уплотнения через отверстия А сообщаются
с атмосферой. Это способствует выравниванию давления в подшипниковых
камерах до уровня атмосферного и тем самым исключается выдавливание
смазки из них разностью давлений, возникающей в работающем двигателе при
продувке через него вентилирующего воздуха. Со стороны коллектора
уплотнение образовано подшипниковым щитом 1 и втулкой 5, со стороны,
противоположной коллектору, крышкой 7, втулкой 6 и подшипниковым щитом
8.
С наружной стороны уплотнения образованы кольцами 2, 4 и крышкой 3.
При добавлении смазки в подшипники отработанная смазка попадает в камеру
В и выбрасывается через отверстие Г крышки 3 в камеру Д, закрытую
крышкой 9. Смазка, проникшая в подшипниковые узлы из кожуха зубчатой
передачи, возвращается обратно через отверстия Б в крышке 3, а та ее
часть, которая попала в камеру В, выбрасывается через отверстие Г в
камеру Д, откуда она удаляется на текущих ремонтах.
Рисунок 11 - Подшипниковые узлы тягового двигателя:
а) - со стороны коллектора
б) - со стороны, противоположной коллектору
1.3.5 Моторно-осевые подшипники в
соответствии с рисунком 12 состоят из вкладышей 1, 2 и букс 3 с
постоянным уровнем смазки. В пазы моторно-осевых горловин остова буксы
установлены с натягом и закреплены болтами. Буксы невзаимозаменяемые.
Вкладыши 1 и 2 отлиты из латуни, внутренняя их поверхность залита
баббитом. Во вкладышах, обращенных к буксам, имеются окна для
поступления смазки в зону трения. Вкладыши имеют бурты, фиксирующие их
положение в осевом направлении. От проворачивания они крепятся в остове
шпонками 8. Для регулирования натяга посадки вкладышей в моторно-осевых
подшипниках между буксами и остовом установлены прокладки 4, которые по
мере износа наружного диаметра вкладышей удаляют. В буксе 3 имеются две
сообщающиеся камеры Б и В. В масло камеры Б погружены косы, плетеные из
шерстяной пряжи. Камера В, заполненная маслом, нормально не сообщается с
атмосферой. По мере расходования масла его уровень в камере Б
понижается. Когда он окажется ниже отверстия трубки 6, воздух поступает
через эту трубку в верхнюю часть камеры В, перегоняя из нее масло через
отверстие А в камеру Б. В результате уровень масла в камере Б повысится
и закроет нижний конец трубки 6. После этого камера В будет разобщена с
атмосферой и перетекание масла из нее в камеру Б прекратится. Таким
образом, пока в запасной камере В находится масло, уровень его в камере
Б не будет понижаться. Буксу заправляют маслом по трубке 7 через
отверстие А под давлением с помощью специального шланга с наконечником.
Уровень масла в буксе контролируют указателем 5.