Электровоз 2ЕЛ5. Устройство тягового двигателя
ДТК-820 и его составных частей - часть 1
Тяговый двигатель выполнен для опорно-осевого подвешивания и
представляет собой шестиполюсную компенсированную электрическую машину,
работающую в режиме тяги как двигатель с последовательным возбуждением,
а в режиме электрического рекуперативного торможения - как генератор с
независимым регулируемым возбуждением, и независимой системой
вентиляции. Охлаждающий воздух подается в тяговый двигатель со стороны
коллектора через вентиляционный люк и выходит из тягового двигателя со
стороны, противоположной коллектору, вверх под кузов электровоза через
специальный кожух.
Тяговый двигатель в соответствии с рисунком 1 состоит из моторно-осевых
подшипников 1 и в соответствии с рисунком 2 - из остова 1, траверсы 2,
подшипниковых щитов 3 и 5, якоря 4.
1.3.1 Остов стальной цилиндрической формы является одновременно
магни-топроводом и корпусом. К нему крепятся шесть главных и шесть
добавочных полюсов, щиты с роликовыми подшипниками, в которых вращается
якорь. Со стороны коллекторной камеры в остове имеется вентиляционный
люк, через который входит охлаждающий воздух. С противоположной стороны
в остове имеется люк и привалочные поверхности для крепления кожуха,
образующего патрубок для выхода вентилирующего воздуха.
В остове предусмотрены два люка для осмотра коллектора и щеточного
аппарата: один в верхней, другой в нижней части остова. Коллекторные
люки закрываются крышками. Крышка верхнего коллекторного люка имеет
пружинный замок, с помощью которого она прижимается к остову. Крышка
нижнего коллекторного люка крепится к остову двумя болтами. Для
уплотнения на крышках коллекторных люков установлены войлочные
прокладки.
С торцев остов имеет горловины с привалочными поверхностями для
установки подшипниковых щитов. На торцевой стенке остова со стороны
коллектора в соответствии с рисунком 3 расположены устройства стопорения
1, проворота 2 и фиксации 3 траверсы. С наружной стороны на остове
имеются два прилива для крепления букс моторно-осевых подшипников,
прилив для крепления кронштейна подвески двигателя, предохранительные
приливы, приливы для коробок выводов, приливы с отверстиями для
транспортировки и кантования остова и тягового двигателя, кронштейны для
крепления кожухов зубчатой передачи. В нижней части в соответствии с
рисунком 2 остов имеет отверстия А для слива конденсата.
Главные полюсы крепятся к остову тремя болтами М30, добавочные - тремя
болтами М16. Для предохранения от самоотвинчивания под головки болтов
установлены пружинные шайбы.
Схема электрическая соединений полюсных катушек приведена на рисунке 4.
Соединения компенсационных катушек между собой и с катушками добавочных
полюсов, а также катушек главных и добавочных полюсов выполнены пайкой.
К остову межкатушечные соединения прикреплены скобами.
Рисунок 1- Двигатель тяговый ДТК-820
Рисунок 2 - Продольный разрез тягового двигателя
ДТК-820
Рисунок 3 - Расположение на двигателе устройств
стопорения, фиксации и проворота траверсы
Концы обмоток через резиновые втулки выведены в
коробку выводов. Под-соединительные зажимы закреплены на опорных
изоляторах (пальцах). Для предохранения от самоотвинчивания под
изоляторы установлены пружинные шайбы. Коробка выводов закрывается
стеклопластовой крышкой и уплотняющими резиновыми клицами. Для
исключения проникновения пыли и влаги коробка выводов уплотнена
прокладками из губчатой резины.
Главный полюс в соответствии с рисунком 1 состоит из катушки 4,
сердечника 6 и деталей крепления. Сердечник выполнен шихтованным из
штампованных листов электротехнической стали и стянут заклепками. Каждый
сердечник имеет восемь пазов открытой формы, предназначенных для
размещения катушек компенсационной обмотки.
Катушка главного полюса имеет девять витков намотанной на ребро мягкой
медной шины. К крайним виткам катушки припаяны выводы из гибкого медного
провода. Корпусная изоляция состоит из слюдинитовой ленты, междувитковая
- из бумаги асбестовой электроизоляционной.
Крепление катушки 1 в соответствии с рисунком 5 на сердечнике полюса 2
производится при помощи алюминиевых планок 3, клиньев 4 и регулировочных
прокладок 5. Стопорение планки 3 и клина 4 обеспечено упорами 6 и
отогнутым усом А. На поверхности катушки, прилегающей к остову,
приклеены прокладки из электронита. Это обеспечивает предохранение
изоляции катушки от повреждений и плотное зажатие катушки между
наконечником полюса и остовом. Полюс с установленной на нем катушкой
пропитан в эпоксидном компаунде, и после выпечки представляет собой
единый монолитный блок.
Добавочный полюс в соответствии с рисунком 1 состоит из катушки 3 и
сердечника 2. Сердечник полюса выполнен по высоте из двух частей,
изготовленных из стального листа. На часть сердечника, расположенную со
стороны якоря, крепятся латунные наконечники, устанавливается катушка и
закрепляется алюминиевыми планками, выполняющими одновременно роль
второго воздушного зазора.
Катушка добавочного полюса имеет пять витков намотанной на ребро мягкой
медной шины. К крайним виткам припаяны выводы из гибкого медного
провода. Корпусная изоляция состоит из слюдинитовой ленты, междувитковая
- из бумаги асбестовой электроизоляционной. Катушка с полюсом пропитана
в эпоксидном компаунде, и после выпечки представляет собой единый
монолитный блок.
В добавочный полюс, расположенный в районе моторно-осевых подшипников,
установлены два датчика контроля температуры обмоток тягового двигателя,
провода которых выведены в дополнительную коробку выводов, расположенную
на остове рядом с основной, на специальную вилку.
Компенсационная обмотка в соответствии с рисунком 1 состоит из шести
отдельных катушек 5, в каждой из которых по семь витков мягкой медной
проволоки. Корпусная и междувитковая изоляции выполнены из слюдинитовой
ленты, покровная - из ленты стеклянной. От механических повреждений
изоляция катушек
защищена пазовой изоляцией. Выводы катушек - шунты
из гибкого медного провода. Катушки уложены в пазы сердечников главных
полюсов и закреплены в них клиньями из профильного стеклопластика.
1.3.2 Траверса в соответствии с рисунком 6 стальная, разрезная, имеет по
наружному ободу зубчатый венец, входящий в зацепление с зубьями шестерни
поворотного механизма. На траверсе 1 закреплены шесть кронштейнов 2 с
изоляционными пальцами 3, шесть щеткодержателей 4 и соединяющая их между
собой изолированная шина 5. В двигателе траверса закреплена фиксирующим
и двумя стопорными устройствами, а также разжимным устройством 6.
Разжимное устройство состоит из двух шарниров, закрепленных гайками с
шайбами, шпильки и пружинного стопора. Один шарнир имеет отверстие с
правой, другой - с левой резьбой. В шарниры вкручена шпилька, имеющая
шестигранник для вращения ее гаечным ключом и зубчатое колесо для ее
стопорения. При вращении шпильки происходит разжатие или сжатие траверсы
в диаметральном направлении. В рабочем положении траверса должна быть
разжата на максимальный диаметр.
Поворотный механизм траверсы состоит из шестерни и валика, закрепленных
на остове. Шестерня входит в зацепление с зубьями траверсы. Валик имеет
квадратную головку. При вращении валика специальным ключом шестерня
поворачивает траверсу.
Фиксирующее устройство траверсы в соответствии с рисунком 7 состоит из
подкладки 1, накладки 2 с пазом для входа фиксатора и фиксатора 3.
Накладка прикреплена к траверсе двумя болтами. Имеющиеся в накладке пазы
позволяют при установке траверсы на геометрическую нейтраль накладку
перемещать. Контроль установки траверсы на геометрическую нейтраль в
эксплуатации производят по совпадению рисок Б, нанесенных на остове и
траверсе в районах верхнего и нижнего коллекторных люков.
Кронштейн щеткодержателя разъемный, состоит из корпуса и накладки,
которые с помощью болта закреплены на двух изоляционных пальцах,
установленных на траверсе. Щеткодержатель крепится к кронштейну шпилькой
и гайкой с пружинной шайбой. Фиксация щеткодержателя в осевом
направлении относительно петушков коллектора осуществляется специальной
шайбой, помещенной на шпильке крепления щеткодержателя. На сопрягаемых
поверхностях кронштейна и щеткодержателя для более надежного их
соединения выполнена гребёнка, которая одновременно позволяет выбрать и
зафиксировать определенное положение щеткодержателя в радиальном
направлении относительно рабочей поверхности коллектора
Щеткодержатель в соответствии с рисунком 8 состоит из корпуса 1,
имеющего три окна для щеток 2, и трех нажимных пальцев 3 с резиновыми
амортизаторами. Щетки 2 применены марки ЭГ61А размером (2х12,5)х32х 57
мм. Корпус и пальцы отлиты из латуни. Нажатие нажимных пальцев 3 на
щетки 2 создают три цилиндрические пружины 4. С помощью винтов 5
осуществляется регулировка усилия нажатия пружин.