КАТАЛОГ ДЕФЕКТОВ Ж/Д РЕЛЬСОВ - ЧАСТЬ 1

  Главная      Учебники - Транспорт ж/д     Каталог дефектов ж/д рельсов - 2014 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 6.

КАТАЛОГ ДЕФЕКТОВ Ж/Д РЕЛЬСОВ - ЧАСТЬ 1

 

 

 

10.1-2

10

 

Трещины и выкрашивания металла на поверхности катания головки из-за нарушений технологии изготовления рельсов (закатов, волосовин, плен и т.п.).

Код дефекта:

в стыке 10.1

вне стыка 10.2

 

1010

 

 

ПРИЧИНЫ  ПОЯВЛЕНИЯ  И  РАЗВИТИЯ

 

          На ранних стадиях эксплуатации до пропуска тоннажа примерно 150-250 млн. т брутто трещины и выкрашивания на поверхности катания образуются из-за наличия в этих местах поверхностных дефектов металлургического происхождения (волосовин, закатов, плен, участков бейнита в структуре и др.).

          На поздних стадиях эксплуатации после пропуска более 150-250млн. т брутто трещины и выкрашивания на поверхности катания образуются в результате многократного воздействия высоких контактных напряжений.

К дефекту 10.1-2 следует относить продольные горизонтальные трещины с глубиной расположения до 8,0 мм.

 

СПОСОБЫ  ВЫЯВЛЕНИЯ

 

Внешний осмотр, контроль линейных размеров измерительными приборами (линейка, штангенциркуль с глубиномером, универсальный шаблон измерон модели 00316 и др.), ультразвуковое дефектоскопирование в пределах ± 300 мм от предполагаемого дефектного сечения.

При ультразвуковом дефектоскопировании необходимо убедиться в отсутствии под выкрашиванием или под горизонтальной трещиной поперечной трещины.

 

УКАЗАНИЯ  ПО  ЭКСПЛУАТАЦИИ

 

Для скоростей движения 140 км/ч и менее рельсы, имеющие дефекты 10 глубиной h более 2,0 мм при длине l (вдоль рельса) более 25,0 мм и ширине a (поперек рельса) менее 35,0 мм («узкие»), а также глубиной hболее 1,0 мм при длине l (вдоль рельса) более 25,0 мм и ширине a (поперек рельса) 35 мм и более («широкие») и, кроме того, глубиной более 6,0 мм (до 8,0 мм) при длине до 25,0 мм («короткие»), считают дефектными (ДР).

С целью отдаления начала образования дефекта 10 и уменьшения его глубины, длины и ширины должна производиться периодическая шлифовка головки рельсов, начиная с первой шлифовки сразу же после укладки в путь новых рельсов.

После проведения шлифовки улучшаются условия дефектоскопирования рельсов, снижается вероятность образования внутренних дефектов в головке, в частности, поперечных трещин, развивающихся под прикрытием дефекта 10.

До устранения дефекта шлифовкой, или наплавкой, или (при невозможности или нецелесообразности их выполнения) до замены дефектного рельса должна быть ограничена скорость движения по нему в зависимости от глубины дефекта h:

для «узких» дефектов - скорость движения не более -

 120 км/ч  при 2,0 < h ≤ 3,0 мм,

 100 км/ч  при 3,0 < h ≤ 4,0 мм,

70 км/ч  при 4,0 < h ≤ 6,0 мм и замена в плановом порядке,

40 км/ч  при 6,0 < h ≤ 8,0 мм и замена в первоочередном порядке,

25 км/ч  при 8,0 < h;

для «широких» дефектов - скорость движения не более -

 120 км/ч  при 1,0 < h ≤ 2,0 мм,

 100 км/ч  при 2,0 < h ≤ 4,0 мм,

70 км/ч  при 4,0 < h ≤ 6,0 мм и замена в плановом порядке,

40 км/ч  при 6,0 < h ≤ 8,0 мм и замена в первоочередном порядке,

   25 км/ч  при 8,0 < h.

Для «коротких» дефектов – скорость движения не более –

40 км/ч  при 6,0 < h ≤ 8,0 мм и замена в первоочередном порядке,

   25 км/ч  при 8,0 < h.

Глубину и ширину дефекта измеряют в месте его наибольшего развития, а длину - по протяжению данного дефекта вдоль головки рельса. При образовании цепочки из отдельных дефектов в длину дефекта включают те из смежных дефектов, которые расположены на расстоянии, меньшем длины наименьшего из 2-х смежных дефектов.

Наблюдения за развитием дефекта производят при очередных проверках рельсов.

При обнаружении поперечных трещин в местах образования дефекта 10 рельс считают остродефектным (ОДР) при любых характеристиках дефекта, и он подлежит замене без промедления.

При длине горизонтальной трещины (вдоль рельса) более 70 мм, оцениваемой по пропаданию донного сигнала УЗК, рельс считают остродефектным (ОДР), и он подлежит замене без промедления.

При возникновении дефекта в эксплуатационных условиях, отвечающих гарантийным обязательствам, предъявить рекламацию металлургическому комбинату-изготовителю рельсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.1-2

выкрашивания:

 

11

 

11

 

деф11-3

 

трещины:

деф11-3

 

деф11-32чб

 

Трещины и выкрашивания металла на боковой рабочей выкружке или на средней части головки, возникшие изнутри от местных скоплений неметаллических включений, вытянутых вдоль направления прокатки в виде дорожек-строчек или возникшие от наружной поверхности рельса из-за недостаточной контактно-усталостной прочности рельсового металла, после пропуска гарантийного тоннажа

Код дефекта:

в стыке 11.1;

вне стыка 11.2

 

11

 

 

11-2-7

ДефНаРабКанте-чб

 

деф11-32чб

 

 

 

P-2 разрез-чб

 

ПРИЧИНЫ  ПОЯВЛЕНИЯ  И  РАЗВИТИЯ

 

Недостатки в металлургическом качестве рельсовой стали (местные скопления неметаллических включений, вытянутых вдоль направления прокатки), определяют недостаточную контактно-усталостную прочность металла. Чаще всего повреждается рабочая грань наружных нитей в кривых участках пути (R = 400-1000 м). Выкрашивания начинаются с образования и развития внутренних продольных трещин (ВПТ) контактной усталости в зоне рабочей выкружки головки рельса.

Трещины контактной усталости также возникают от поверхности катания на средней части головки рельса, постепенно заглубляясь под поверхность катания и образуя протяжённые горизонтальные контактно-усталостные трещины. Часто дефект возникает на выкружке рабочей грани наружных рельсов кривых малого радиуса, может сопровождаться боковым износом. От неглубоких поверхностных параллельных трещин контактной усталости иногда образуется продольная трещина, которая углубляется по мере своего развития.

К дефекту 11.1-2 следует относить продольные трещины с глубиной расположения до 8,0 мм.

 

 

Развитие продольных трещин контактной усталости приводит к образованию выкрашиваний.

Наибольшую опасность представляет возможное образование от дефекта 11 (продольной трещины) поперечной усталостной трещины (дефект 21.1-2).

 

СПОСОБЫ  ВЫЯВЛЕНИЯ

 

Внешний осмотр, контроль линейных размеров головки рельса измерительными приборами (линейка, штангенциркуль с глубиномером, универсальный шаблон измерон модели 00316 и др.), ультразвуковая дефектоскопия в пределах ± 300 мм от предполагаемого дефектного сечения.

При ультразвуковом дефектоскопировании необходимо убедиться в отсутствии под выкрашиванием или под горизонтальной трещиной поперечной трещины.

 

УКАЗАНИЯ  ПО  ЭКСПЛУАТАЦИИ

 

Для скоростей движения 140 км/ч и менее рельсы, имеющие дефекты 11 глубиной h более 2,0 мм при длине l (вдоль рельса) более 25,0 мм и ширине a (поперек рельса) менее 35 мм («узкие»), а также глубиной h более 1,0 мм при длине l (вдоль рельса) более 25,0 мм и ширине a (поперек рельса) 35,0 мм и более («широкие») и, кроме того, глубиной более 6,0 мм (до 8,0 мм) при длине до 25,0 мм («короткие»), считают дефектными (ДР).

С целью отдаления начала образования дефекта 11 и уменьшения его глубины, длины и ширины должна производиться периодическая профильная шлифовка головки рельсов в соответствии с действующими Техническими указаниями на шлифовку.

После проведения шлифовки улучшаются условия дефектоскопирования рельсов, снижается вероятность образования других аналогичных дефектов в головке и поперечных трещин, развивающихся под прикрытием дефекта 11.

До устранения дефекта шлифовкой, или наплавкой, или (при невозможности или нецелесообразности их выполнения) до замены дефектного рельса должна быть ограничена скорость движения по нему в зависимости от глубины дефекта h:

для «узких» дефектов - скорость движения не более -

 120 км/ч  при 2,0 < h ≤ 3,0 мм,

 100 км/ч  при 3,0 < h ≤ 4,0 мм,

70 км/ч  при 4,0 < h ≤ 6,0 мм и замена в плановом порядке,

40 км/ч  при 6,0 < h ≤ 8,0 мм и замена в первоочередном порядке,

25 км/ч  при 8,0 < h;

 для «широких» дефектов - скорость движения не более -

120 км/ч  при 1,0 < h ≤ 2,0 мм,

100 км/ч  при 2,0 < h ≤ 4,0 мм,

  70 км/ч  при 4,0 < h ≤ 6,0 мм и замена в плановом порядке,

  40 км/ч  при 6,0 < h ≤ 8,0 мм и замена в первоочередном порядке,

     25 км/ч  при 8,0 < h.

Для «коротких» дефектов – скорость движения не более –

40 км/ч  при 6,0 < h ≤ 8,0 мм и замена в первоочередном порядке,

   25 км/ч  при 8,0 < h.

Глубину и ширину дефекта измеряют в месте его наибольшего развития, а длину - по протяжению данного дефекта вдоль головки рельса. При образовании цепочки из отдельных дефектов в длину дефекта включаются те из смежных дефектов, которые расположены на расстоянии, меньшем длины наименьшего из 2-х смежных дефектов.

При длине горизонтальной трещины (вдоль рельса) более 70,0 мм, оцениваемой по пропаданию донного сигнала УЗК, рельс считают остродефектным (ОДР), и он подлежит замене без промедления.

Наблюдения за развитием дефекта производят при очередных проверках рельсов. При обнаружении поперечной трещины (дефект 21) в местах образования дефекта 11 следует действовать в соответствии с указаниями по эксплуатации рельсов с дефектом 21.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..