СТРУКТУРА ОБОЗНАЧЕНИЯ ДЕФЕКТОВ РЕЛЬСОВ

  Главная      Учебники - Транспорт ж/д     Каталог дефектов ж/д рельсов - 2014 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

4.  

СТРУКТУРА ОБОЗНАЧЕНИЯ ДЕФЕКТОВ РЕЛЬСОВ

 

4.1.  Все дефекты рельсов в классификации кодированы трехзначным числом. Использована следующая структура кодового обозначения:

-  первая цифра кода определяет группу дефектов по месту появления дефекта по элементам сечения рельса (головка, шейка, подошва, всё сечение);

-  вторая цифра определяет тип дефекта рельсов с учетом основной причины его зарождения и развития;

-  третья цифра указывает на место расположения дефекта по длине рельса.

Первые две цифры кода дефектов рельсов отделяются от третьей цифры точкой.

 

4.2.  Группа дефектов и место их появления по элементам сечения рельса (головка, шейка, подошва, все сечение) определяются следующими цифрами (первый знак):

1 – трещины и выкрашивания металла на поверхности катания головки рельса;

2 – поперечные трещины в головке рельса;

3 – продольные трещины в головке рельса и в зоне перехода головки в шейку в стыке;

4 – пластические деформации (смятие), вертикальный, боковой и неравномерный износ головки рельса (длинные волны и короткие волны-рифли);

5 – дефекты и повреждения шейки рельса;

6 – дефекты и повреждения подошвы рельса;

7 – изломы рельса по всему сечению;

8 – изгибы рельса в вертикальной и горизонтальной плоскостях;

9 – прочие дефекты и повреждения рельса, включая коррозию подошвы и шейки, а также лишние отверстия в зоне накладок и вдавленная маркировка в зоне стыка.

 

4.3.  Тип дефекта рельсов, определяемый основной причиной его зарождения и развития (второй знак), обозначается следующими цифрами:

0 – дефекты, связанные с нарушениями технологии изготовления рельсов;

1 – дефекты, зависящие от недостаточно высокого металлургического качества рельсовой стали (например, от местных скоплений неметаллических включений, вытянутых вдоль направления прокатки в виде дорожек-строчек) и недостаточной прочности рельсового металла, приведшие к отказам рельсов после пропуска гарантийного тоннажа (после окончания срока гарантии);

2 – дефекты, зависящие от недостаточно высокого металлургического качества рельсовой стали (например, от местных скоплений неметаллических включений, вытянутых вдоль направления прокатки в виде дорожек-строчек) и недостаточной прочности рельсового металла, приведшие к отказам рельсов до пропуска гарантийного тоннажа (в пределах срока гарантии);

3 – дефекты в зоне болтовых стыков, связанные с повышенным динамическим воздействием колёс на путь, с нарушением требований инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути; с нарушениями технологии обработки болтовых отверстий и торцов рельсов металлургическими комбинатами, линейными подразделениями и промышленными предприятиями путевого хозяйства дорог;

4 – дефекты, связанные с ненормативным специфическим воздействием подвижного состава на рельсы и условиями эксплуатации рельсов (боксование, юз, ползуны и др.), в том числе из-за нарушения режимов вождения поездов, из-за недостатков подвижного состава, из-за нарушений норм текущего содержания пути;

5 – дефекты рельсов, полученные в результате ненормативных механических воздействий на рельсы (удар инструментом, рельса о рельс и т.п.);

6 – дефекты в зоне сварных стыков, связанные с недостатками и нарушениями технологии сварки рельсов и обработки сварных стыков, приведшие к отказам рельсов после пропуска гарантийного тоннажа;

7 – дефекты в зоне сварных стыков, связанные с недостатками и нарушениями технологии сварки рельсов и обработки сварных стыков, приведшие к отказам рельсов до пропуска гарантийного тоннажа;

8 – дефекты, связанные с недостатками и нарушениями технологии наплавки рельсов, приварки рельсовых соединителей и другие дефекты;

9 –  дефекты, вызванные коррозионной усталостью, контроленепригодностью рельсов, и изломы без усталостных трещин.

Примечание:

Появление дефекта рельса часто бывает следствием нескольких причин. Так, недостатки в содержании пути ускоряют развитие заводских дефектов. В связи с этим при определении типа дефекта должна быть выявлена основная причина, с которой связано его появление и развитие.

4.4.  Цифровое обозначение места расположения дефекта (третья цифра в коде дефекта) принято следующим:

0 - по всей длине рельса;

1 - в болтовом стыке на расстоянии 750 мм и менее от торца рельса;

2 - вне болтового стыка на расстоянии более 750 мм от торца рельса;

3 - в сварном стыке, полученном элетроконтактной сваркой;

4 - в сварном стыке, полученном алюминотермитной сваркой.

 

Примечания:

1. Для сварного стыка, полученного элетроконтактной сваркой рельсов после 2000 года, зона стыка определяется на расстоянии 120 мм симметрично по 60 мм в обе стороны от оси сварного шва с учётом толщины сварного шва и зон термического влияния от сварки и термообработки после сварки, а зона разрушения сварных рельсов из-за поджогов в подошве определяется на расстоянии 700 мм симметрично по 350 мм в обе стороны от оси сварного шва расположением прижимных электродов-губок контактной сварочной машины.

2. Для сварного стыка, полученного алюминотермитной сваркой, зона стыка определяется на расстоянии 120 мм симметрично по 60 мм в обе стороны от оси сварного шва с учётом толщины сварного шва и зон термического влияния от сварки.

3. Буква "Н", стоящая после цифрового кода дефекта, указывает, что дефект взят в накладки.

4. В случае необходимости отнесения дефекта к двум и более кодам допускается их обозначение с помощью двух и более кодов через знак дроби. Например, излом рельса, который произошел из-за образования поперечной трещины контактной усталости, обозначается как 71.2/21.2, а излом рельса, который произошел из-за образования продольной трещины в головке - как 71.2/31.2.

Структура классификации дефектов приведена в таблице 1.

Для облегчения пользования настоящей инструкцией и правильного определения дефектов в табл.1 приведены в скобках прежние обозначения дефектов по НТД/ЦП-1-93, если их обозначение изменилось, и выделены обозначения новых дефектов.


 

Таблица 1. Структура классификации дефектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Элемент 

профиля

 

 

 

г

р

у

п

п

ы

            Тип дефекта

             (основная

                причина

                 образова-

                      ния)

 

 

   Наименова-

   ние группы

   дефектов

  Наруше-

  ния тех-

  нологии

  изготов-

  ления

  рельсов

 

 

 

0

  Недоста-

  точная

  прочность

 (после

 пропуска

 гарантий-

 ного

 тоннажа)

 

1

  Недоста-

  точная

  прочность,

 (до

 пропуска

 гарантий-

 ного

 тоннажа)

 

2

Дефекты

в зоне болтовых стыков

 

 

 

3

 Ненорма-

 тивные

 условия

 эксплуа-

 тации

 рельсов

 

 

 

4

  Ненорма-

  тивное

  механичес-

  кое воздействие на

  рельсы

 

 

 

5

Дефекты

в зоне сварных стыков

(после пропуска гарантийного тоннажа)

 

 

6

Дефекты в зоне сварных стыков

(до пропуска гарантийного тоннажа)

 

 

 

7

Другие дефекты 8

 Контроле- 

 непригод

 ность, кор

 розионная

 усталость,

 изломы

 без уста-

 лостных

 трещин

9

 

 

 

 

 

Головка

1

Трещины и

выкрашивания

на поверхности

10.1-2

11.1-2

12.1-2**

13.1*

(17.1)

14.1-2

 

16.3-4**

17. 3-4**

18.1-2

19.0-1-2**

2

Поперечные

 трещины

20.1-2

21.1-2

22.1-2**

 

24.1-2

25.1-2

26.3-4

27.3-4**

 

 

3

Продольные трещины в головке и в зоне перехода головки в шейку

30.1-2

(30Г.1-2)

31.1-2

(30В.1-2)

 

33.1*

(52.1)

 

 

 

 

38.1

 

4

Износ и смятие

40.0

(40+49)

41.0, 2

(41.2 +43)

 

43.1*

(41.1+47.1)

44.0

 

46.3-4

47.3-4**

 

 

Шейка

5

Дефекты

в шейке

50.1-2

 

 

53.1

 

55.1-2

(55+52.2+53.2)

56.3-4

57.3-4**

 

 

Подошва

6

Дефекты

в подошве

60.1-2*

(60.1-2+62.1-2)

 

 

 

64.1-2**

65.1-2

66.3-4

67.3-4**

 

69.1-2

Всё

сечение

7

 

 

Изломы

 70.1-2/20.1-2,

 70.1-2/60.1-2

71.1-2/21.1-2,

71.1-2/31.1-2

72.1-2/22.1-2

73.1/33.1,

73.1/53.1

 74.1-2/24.1-2,

 74.1-2/64.1-2

  75.1-2/25.1-2,

 75.1-2/55.1-2,

 75.1-2/65.1-2

 76.3-4/26.3-4,

 76.3-4/56.3-4,

 76.3-4/66.3-4

 77.3-4/27.3-4,**

 77.3-4/57.3-4,

 77.3-4/67.3-4

 

79.1-2/69.1-2

Всё

сечение

8

 

Изгибы

 

 

 

 

 

85.1-2

86.3-4

 

 

 

Любой

9

 

Прочие

 

 

 

 

 

 

 

 

98.0,1,2,3,4

99.1, 2, 3, 4

* - смена кода дефекта (в скобках указан старый код дефекта по НТД\ЦП-1-93);     ** - новый дефект

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..