использования первой и второй передач в коробке передач следует перейти на первую
передачу в раздаточной коробке, что даст возможность использовать высшие передачи в
коробке передач.
В большинстве случаев не следует допускать длительного движения автомобиля «в
натяг», т. е. когда коленчатый вал двигателя не может развить большой частоты вращения
из-за слишком высокой включенной передачи. В таких случаях часто наступает
детонация, которая вредна для двигателя, а кроме того, не используется полностью
мощность двигателя.
При движении колонной следует держать дистанцию между автомобилями 40-50 м,
чтобы впереди едущий автомобиль имел возможность, если потребуется, сдать назад для
разгона перед препятствием или маневрирования.
Вождение автомобилей по грунтовым дорогам в период распутицы. В период
распутицы на грунтовых дорогах рабочее давление в шинах следует устанавливать 1,0-1,5
кгс/см
2
. На подъемах и особо трудных участках дороги, если это требуется, следует
понижать давление дополнительно.
Особенностью вождения автомобиля в период распутицы является то, что
автомобиль приходится вести по глубоким колеям. Из-за неровностей пути автомобиль в
пределах колеи часто меняет направление, самопроизвольно скатываясь то к одной, то к
другой стенке колеи. При этом не следует вращать рулевое колесо, так как автомобиль все
равно будет идти по колеям, как по рельсам, вне зависимости от положения колес. Колеса
же автомобиля должны стоять в колее прямо, чтобы избежать дополнительного
сопротивления движению или самопроизвольного (при больших углах поворота) выхода
их из колеи, что может привести к застреванию или аварии.
Чтобы этого не случилось, следует периодически проверять положение колес.
На участках дорог, где в результате многократных проездов образовались глубокие
колеи, в которых стоит жидкая грязь, а средняя часть полотна твердая, дорожного
просвета может оказаться недостаточно и автомобиль будет «чертить» картерами главной
передачи по грунту. В этих случаях следует найти другие параллельные направления,
например пускать колею между колес, двигаясь очень осторожно по гребням, или искать
другие объезды. В местах с глубокими колеями многие водители не рискуют снижать
давление в шинах, боясь уменьшить дорожный просвет. При этом они лишают
автомобиль дополнительной тяги по сцеплению, которая составляет от 500 до 1000 кгс.
Короткие труднопроходимые участки длиной, близкой к длине автомобиля, лучше
преодолевать, используя разгон. Более длинные участки, если нет уверенности, что их
удастся преодолеть, используя разгон, лучше обходиться без него. Участки тяжелого
бездорожья протяженностью в несколько длин автомобиля при незнакомой дороге
следует предварительно тщательно осмотреть, замеряя глубину колеи и оценивая
состояние грунта с помощью лома или палки. Выбрав наименее труднопроходимые
направления для движения с учетом (если это потребуется) возможности закрепления
троса лебедки, установить давление в шинах ближе к нижнему пределу, включить первую
передачу в раздаточной коробке и вторую передачу в коробке передач и, наблюдая за
работой колес (высунувшись из кабины), начать движение, устанавливая такую частоту
вращения коленчатого вала двигателя, при которой величина пробуксовки не была бы
чрезмерной. На значительной части грунтов наивысшая тяга соответствует 20—30 %
пробуксовке. Более интенсивная пробуксовка обычно тяги не увеличивает.
При падении скорости движения из-за увеличения буксования принудительно
прекратить движение до того, как автомобиль окончательно вывесился на балках мостов
или закопался колесами глубоко в грунт. Такая принудительная остановка (до потери
подвижности) позволит отойти назад, если отход выполнить осторожно при малом
открытии дросселя, не допуская буксования колес.