Вождение автомобилей высокой проходимости - часть 6

 

  Главная      Учебники - Транспорт     Вождение автомобилей высокой проходимости (Лаврентьев В.Б.) - 1974 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  4  5  6  7   ..

 

 

Вождение автомобилей высокой проходимости - часть 6

 

 

Поэтому перед выездом в теплом помещении необходимо очистить все фильтры и 

продуть  топливопроводы,  слить  отстой  из  топливного  бака.  Необходимо  зачистить  и 
затянуть  зажимы  проводов  аккумуляторной  батареи,  проверить  зажимы  стартера, 
генератора и реле-регулятора. В случае отказа включателя стартера в пути, пуск двигателя 
можно  осуществить,  замыкая  внешние  зажимы  стартера  вручную  каким-либо  толстым 
проводом или отверткой. Следует обратить внимание на герметичность кабины и систему 
выпуска отработавших газов. 

Пропуск  отработавших  газов  в  кабину  при  полностью  закрытых  стеклах  кабины 

может  привести  к  отравлениям.  При  вынужденных  стоянках  автомобиля  с  работающим 
двигателем необходимо ставить его передней частью против ветра. При таком положении 
меньше возможности попадания отработавших газов в кабину. 

При  низких  температурах  шины  после  длительной  стоянки  теряют  эластичность. 

Деформированный участок шины, бывший в контакте с грунтом при стоянке, в начальный 
момент движения сохраняет свою форму, что вызывает тряску автомобиля и повышение 
напряжения  в  материале  шины.  Поэтому  до  прогрева  шин  и  исчезновения  тряски 
необходимо двигаться на пониженной скорости (8—10 км/ч). 
Особенности  движения  по  бездорожью,  а  иногда  элементы  риска  требуют  оснащения 
автомобилей 

высокой 

проходимости 

дополнительными 

запасными 

частями, 

инструментом и оборудованием. 
Из запасных частей можно рекомендовать следующие, шт. 
 

Ремни привода вентилятора,  генератора, компрессора     комплект 
Свеча зажигания 

 

 

 

 

 

1-2 

Конденсатор  , 

 

 

 

 

 

Лампочка для фар 

 

 

 

 

 

Лампочка заднего фонаря 

 

 

 

 

Лампочка для переноски 

 

 

 

 

Предохранительный палец лебедки  

 

 

Тормозной шланг 

 

 

 

 

 

Кусок дюритового шланга для соединения трубы 
топливной системы   

 

 

 

 

Крепежные детали (болты, гайки, шайбы) диамет 
ром от 12 до 16 мм 

 

 

 

 

      по 2-4 

 

Для  перечисленного  комплекта  желательно  изготовить  небольшой  ящик  с 

гнездами. 

В  качестве  дополнительного  инструмента  необходимо  иметь:  топор,  пилу,  лом, 

лопату,  второй  домкрат  (оба  домкрата  при  низких  температурах  следует  заправлять 
трансформаторным  маслом),  паяльную  лампу  и  бородок  для  выбивания  срезанной 
шпильки в приводе лебедки. 

Из дополнительного оборудования следует взять: трос буксирный обычной длины 

с  соединительными  скобами,  блок  полиспаста  лебедки  (при  необходимости  частого 
оказания  помощи  другим  автомобилям — два  блока),  несколько  коротких  досок  для 
подкладывания  под  домкрат,  дополнительный  трос  с  петлями  на    концах,  якорное 
приспособление и кувалду (при выполнении рейса одним автомобилем), ручной фонарь, 
медицинскую аптечку, вязальную проволоку, ручной компас и нож. 

Перечисленное  имущество  должно  быть  тщательно  уложено  и  закреплено  в 

доступном месте. При низких температурах гидравлический домкрат следует перевозить в 
кабине.  Автомобили,  едущие  колонной,  должны  иметь  исправные  внешние  зеркала 
заднего вида для наблюдения за автомобилями, идущими сзади. 

Необходимо  уделить  достаточно  внимания  одежде.  Куртки  у  водителей  должны 

быть удлиненные, так как короткие при тряске задираются, открывая поясницу. По той же 

причине  они  неудобны  и  при  выполнении  погрузочных  работ  (при  подъеме  рук). 
Наиболее  удобно  в  этом  случае  полупальто.  Хорошо  себя  зарекомендовали  для  зимней 
работы меховые  пальто и брюки, созданные для технического персонала авиации. Весной 
и  осенью  в  распутицу  ноги  должны  быть  обуты  в  резиновые  или  яловые  сапоги, 
обязательно  высокие.  Зимой  при  низкой  температуре  наиболее  предпочтительны  яловые 
сапоги на меху или в сочетании с меховыми носками. Унты| и валенки быстрее намокают, 
поэтому менее удобны. 

Перед  выездом  в  рейс  по  бездорожью  необходимо  уделить  достаточно  внимания 

размещению  и  креплению  груза.  Для  того  чтобы  обеспечить  равномерную  нагрузку  на 
оси,  способствующую  наибольшей  проходимости,  груз  следует  располагать  равномерно 
по платформе, а не стараться сдвинуть его как можно ближе к переднему борту, как это 
часто  делают.  Груз  должен  быть  тщательно  закреплен  к  платформе,  особенно  в  том 
случае,  когда  в  платформе  перевозятся,  кроме  груза,  люди.  Дело  в  том,  что  иногда 
встречаются  участки  бездорожья,  которые  можно  преодолеть  только  с  хода  и  с 
повышенной скоростью. В этом случае при проезде неровностей будут возникать сильные 
колебания  автомобиля,  и  сдвиг  незакрепленного  или  плохо  закрепленного  груза  может 
привести как к поломке бортов, так и к травмированию в кузове людей. 

Учитывая  элемент  риска  при  совершении  рейса  по  бездорожью,  желательно  в 

такой  рейс  отправлять  не  менее  двух  автомобилей.  При  этом  двигаться  по  опасным  или 
трудно  проходимым  участкам  можно  будет  смелее,  так  как  при  застревании  одного  из 
автомобилей, второй может оказать ему помощь. Средняя скорость при таком движении 
будет выше. 

Наличие  в  колонне  автомобиля  высокой  проходимости  с  отапливаемым  (лучше 

дровами)  фургоном  вносит  существенный  элемент  повышения  надежности  экспедиции. 
При невозможности приобретения фургона серийного изготовления его может изготовить 
своими силами любое крупное автотранспортное предприятие. 

За основу берут платформу автомобиля ЗИЛ-157 или ЗИЛ-131 с закрепленными на 

ней  дугами.  К  дугам  нашивают  на  шурупах  реечный  каркас.  Из  брусков  изготавливают 
каркас  передней  и  задней  стенок.  В  каркасе  делают  оконные  проемы  под  имеющиеся  в 
наличии стекла для боковых и передней стенок. 

В задней стенке делают дверной проем. Все стекла желательно делать двойными с 

воздушным  промежутком.  Стекла  могут  быть  использованы:  для  переднего — с  задней 
стенки любой кабины, для боковых — любые прямоугольные стекла автобусов. 

Внутреннюю  поверхность  каркаса  обшивают  обычной  фанерой  толщиной 3 мм. 

Между  дугами  и  рейками  каркаса  с  наружной  стороны  ее  оклеивают  стекловатой  или 
другим  теплоизолирующим  материалом.  Снаружи  по  каркасу  фургон  обивают 
кровельным  или  более  толстым  листовым  железом  или  алюминиевым  листом.  В  заднем 
углу  устанавливают  чугунную  или  сварную  печь  с  выходом  трубы  на  заднюю  стенку 
фургона.  Стенки  фургона  в  месте  установки  печи  дополнительно  закрывают  листами 
металла,  положенного  на  асбестовые  листы.  Соответствующую  изоляцию  делают  и  в 
месте выхода трубы. Вдоль боковых стенок делают продольные ящики на всю длину для 
дров, инструмента, запчастей и другого имущества.  

Со стороны установки печи ящик должен быть короче и не доходить до нее ~ 200 

мм и иметь такую же защиту, как и стенка фургона. Крышки ящиков дощатые (на петлях) 
являются сиденьями. На крышки укладывают поролоновые подушки, обшитые брезентом 
или другим обивочным материалом. Спинки сидений делают также мягкими и с жестким 
каркасом. Их делают съемными. Длину и высоту их делают такой, чтобы ими можно было 
при необходимости перекрывать промежуток между боковыми сиденьями, для чего вдоль 
вертикальной  стенки  боковых  ящиков  делают  опорные  рейки.  При  установке  спинок  на 
эти  рейки  последние  мягкой  стороной  располагаются  вровень  с  подушками  сидений.  В 
таком  положении  при  необходимости  в  фургоне  могут  спать  семь-восемь  человек, 
расположившись поперек. 

В  задней  двери  желательно  сделать  окно,  внутри  фургон  оборудовать 

электрическим освещением и сделать откидной столик на передней стенке. 

Для связи с водителем в фургоне установить кнопку звукового сигнала. 
Опыт  показал,  что  фургоны  изготовленные  таким  образом,  очень  удобны  в 

эксплуатации. 

Очень  полезно  оборудовать  автомобили,  постоянно  работающие  на  тяжелых 

трассах,  радиостанциями  для  связи  в  колонне.  Автомобильные  радиостанции,  например 
«Гранит», выпускаются отечественной радиопромышленностью. 

 

ДВИЖЕНИЕ ПО БЕЗДОРОЖЬЮ 

 
Вождение  автомобилей  по  твердой  дороге.
  Почти  любой  рейс  начинается  из 
населенного пункта, поэтому на каком-то участке движение происходит по шоссе или по 
твердой  накатанной  дороге.  Эти  участки,  если  они  имеют  достаточную  протяженность, 
следует  проезжать,  используя  скоростные  возможности  автомобиля.  Давление  в  шинах 
при  этом  необходимо  поддерживать  на  верхнем  пределе.  Дифференциалы  должны  быть 
разблокированы, а передние мосты на автомобилях ГАЗ-66, ЗИЛ-157, ЗИЛ-131 отключены 
(кроме случаев движения по скользкой дороге). 

При  движении  по  твердым  выбитым  дорогам  давление  в  шинах  целесообразно 

понижать  на 20—30%. Это  повысит  плавность  хода  и  среднюю  скорость  движения,  а 
также  снизит  напряжение  в  каркасе  шины.  На  выбитых  трассах  следует  управлять 
автомобилем  так,  чтобы  колеса  правой  и  левой  сторон  не  попадали  во  впадины  пути 
одновременно. Это снизит неприятные толчки и тряску. При неожиданном появлении на 
пути  поперечной  впадины,  углубления  или  крутого  бугра,  избежать  наезда  на  которые 
одновременно двумя колесами невозможно, следует снизить скорость торможением. При 
этом  в  момент  соприкосновения  колес  с  препятствием  колеса  должны  быть  обязательно 
расторможены,  так  как  наезд  на  препятствия  с  заторможенными  колесами  вызывает 
сильный  удар  и  может  служить  причиной  поломки  подвески.  При  экстренном 
торможении  на  скользкой  дороге  тормозить  следует,  не  допуская  юза  и  не  выключая 
сцепление.  Лучше  тормозить  серией  повторных  нажимов  на  тормозную  педаль, 
следующих друг за другом. Одновременно все внимание должно быть сосредоточено на 
гашении  склонности  автомобиля  к  заносу.  В  момент  начавшегося  заноса  необходимо 
немедленно прекратить торможение и плавно повернуть рулевое колесо в сторону заноса 
до  его  прекращения,  затем  вернуть  рулевое  колесо  в  исходное  положение  и  продолжать 
прерывистое  торможение.  Резкая  работа  рулевым  колесом  в  таких  ситуациях  крайне 
опасна и может привести к полной потере управляемости автомобиля. 

Многие опытные водители при встрече с разбитыми участками шоссе съезжают на 

обочину или полевую дорогу, которая идет параллельно шоссе — это обычно позволяет 
повысить среднюю скорость и снизить утомляемость от тряски. 

 

Переход  к  движению  по  труднопроходимым  участкам.  При  подходе  к  участкам, 
труднопроходимым  для  обычных  автомобилей,  следует:  установить  давление  в  шинах, 
соответствующее  состоянию  грунта  на  труднопроходимом  участке,  заблокировать 
дифференциалы и включить все ведущие мосты, выбрать передачу в коробке передач и в 
раздаточной  коробке,  при  которых  можно  было  бы  легко  и  быстро  изменять  в  нужных 
пределах  тягу  на  колесах.  Необходимо  иметь  в  виду,  разрыв  в  передаточных  числах 
между  передачами  в  коробке  передач  неодинаков  и  чем  выше  передача,  тем  ее 
передаточное число меньше отличается от передаточного числа предыдущей. 

Если  по  условиям  движения  требуется  третья  передача  в  коробке  передач  как 

высшая,  то  при  возникновении  дополнительного  сопротивления  движению  (например, 
небольшой  подъем  или  более  глубокая  грязь)  переход  на  вторую  передачу  приведет  к 
резкому увеличению (примерно в 2 раза) частоты вращения коленчатого вала двигателя и 
существенному  снижению  скорости.  Поэтому  лучше  двигаться  на  первой  передаче  и 
раздаточной  коробке  и  четвертой  и  пятой  передачах  в  коробке  передач,  тогда  при 
переходе с пятой передачи на четвертую передаточное число в трансмиссии возрастет не 
так  резко  (в 1,5, а  не  в 2 раза),  что  позволит  более  правильно  использовать  мощность 
двигателя. 

Необходимо  помнить,  что  первая  и  вторая  передачи  в  коробке  передач  не 

рассчитаны  на  длительную  непрерывную  работу  и  их  шестерни  подвержены  большему 
износу,  чем  шестерни  третьей,  четвертой  и  пятой  передач.  При  необходимости  частого 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  4  5  6  7   ..