Четко организованное техническое обслуживание обеспечивает уменьшение
потерь мощности тракторного агрегата, повышает его производительность,
предохраняет механизмы от преждевременного износа и поломок, сокращает
простои, расход средств на запасные части, ремонт и топливо-смазочные
материалы.
Система технического обслуживания включает в себя: обкатку, технический
уход, периодический технический осмотр, ремонт и хранение тракторов.
§ 109. Обкатка трактора ДТ-54А
Важнейшими условиями введения трактора в эксплуатацию являются
правильная его приемка и обкатка. При приемке тщательно осматривают и
проверяют комплектность и состояние машины.
Обкатка в полевых условиях — это последняя технологическая операция
приработки деталей трактора и подготовки их поверхностей трения к
работе.
Новый или вышедший из капитального ремонта трактор перед пуском в
эксплуатацию должен пройти обкатку.
Обкатка в полевых условиях предусматривает доведение новых и
отремонтированных машин путем приработки трущихся деталей с постепенным
увеличением нагрузки (в течение определенного периода) до такого
технического состояния, при котором возможна их эксплуатация.
Ввод трактора в эксплуатацию без обкатки приводит к быстрому износу
трущихся поверхностей деталей, а в некоторых случаях — к заеданию и
поломке деталей, что может вывести трактор из строя.
Обкатку нужно проводить в такой последовательности: подготовка трактора
к обкатке: обкатка двигателя на холостом ходу в течение 10 мин, обкатка
трактора на холостом ходу в течение 5,5 часа; обкатка трактора с
постепенным увеличением нагрузки в течение 54 часов; контрольный осмотр
и передача трактора в эксплуатацию.
После принятия и выгрузки трактор подготовляют к обкатке. Для этого
выполняют следующие операции: очищают трактор от пыли и грязи; проверяют
и при необходимости подтягивают все наружные крепления, смазывают все
механизмы трактора в соответствии с указаниями таблицы смазки; проверяют
уровень масла в топливном насосе, в корпусах регулятора, редуктора
пускового двигателя, заднего моста, конечных передач и
воздухоочистителя; при необходимости доливают масло до нормального
уровня; заправляют топливные баки топливом, систему охлаждения водой,
поддон дизеля и масляный бак гидросистемы дизельным маслом; проверяют
механизм включения и выключения насоса гидравлической системы,
надежность установки золотников гидравлического распределителя во всех
положениях и плотность соединения стальных маслопроводов и шлангов.
Пусковой и основной двигатели запускают в соответствии с правилами,
указанными в разделе «Пуск дизеля и управление трактором».
Первые 5 мин дизель должен работать с числом оборотов 500—600 в минуту,
последующие 5 мин с постепенным увеличением числа оборотов до 1300 в
минуту.
Во время работы дизеля тщательно прослушивают, проверяют показания
контрольных приборов (давление масла в масляной магистрали дизеля,
температуру воды), плотность фланцевых соединений, топливопроводов и
маслопроводов. При обнаружении ненормальных стуков и шумов, а также при
пониженном давлении масла в масляной магистрали останавливают дизель и
устраняют неисправности.
Одновременно с обкаткой дизеля проверяют и обкатывают гидравлическую и
навесную системы трактора. Во время обкатки гидронавесной системы
осматривают маслопроводы и прослушивают распределитель. При этом не
должно быть течи и просачивания масла, а распределитель не должен
издавать шума. Затем переставляют средний рычаг распределителя из
нейтрального положения в крайнее верхнее, при этом продольные тяги
должны плавно подниматься. Когда подъем окончится и поршень упрется в
верхнюю крышку силового цилиндра, рычаг распределителя должен
автоматически возвратиться в нейтральное положение.
Переставив упор ограничителя хода поршня на середину выступающей над
цилиндром части штока, устанавливают средний рычаг распределителя из
нейтрального положения вниз (в положение опускания). Шток поршня будет
втягиваться в цилиндр, а продольные тяги — опускаться. Как только упор
штока нажмет на выступающий из крышки цилиндра стержень клапана, рычаг
распределителя должен автоматически возвратиться в нейтральное
положение.
Подъем и опускание следует проверить несколько раз, доведя обороты
дизеля до нормальных. Затем ставят средний рычаг распределителя в
крайнее нижнее (плавающее) положение. При этом шток поршня будет плавно
входить в цилиндр, а продольные тяги механизма — плавно опускаться.
Поршень цилиндра должен также свободно подниматься и опускаться при
опускании и поднятии вручную продольных тяг навесного механизма.
Убедившись в четкой и безотказной работе дизеля, механизмов
гидронавесной системы и в отсутствии просачивания масла в соединениях
маслопроводов и резиновых шлангов, приступают к обкатке трактора.
Трактор на холостом ходу обкатывают в течение 5,5 часа (по часу
последовательно на каждой передаче вперед, начиная с I, и 0,5 часа на
передаче заднего хода) при разворотах и заездах трактора.
Пуск в ход и езду на тракторе выполняют в соответствии с правилами,
приведенными в главе «Пуск дизеля и управление трактором».
На протяжении всего времени обкатки на холостом ходу ослушивают и
наблюдают за работой основных узлов трактора: дизеля, коробки передач,
конической и конечных передач, а также ходовой системы.
Обкатку на холостом ходу следует сопровождать плавными поворотами, а на
I и II передачах крутыми поворотами вправо и влево.
Во время обкатки на холостом ходу проверяют
следующее: работу дизеля и показания контрольных приборов; правильность
регулировки и чистоту выключения муфты сцепления; правильность
регулировки управления муфтами поворота и тормозами; четкость работы
гидравлической и навесной систем.
Трактор следует ослушивать и осматривать не реже чем через каждые 0,5
часа его работы.
При обнаружении каких-либо неисправностей остановить дизель, выявить
причины и устранить неисправности.
По окончании обкатки на холостом ходу сменить масло в поддоне дизеля и
промыть фильтры грубой очистки масла.
Трактор под нагрузкой обкатывают в течение 54 часов на I, II, III,
IV и V передачах.
Сначала трактор загружают на 3/4 нормальной нагрузки, затем нагрузку
постепенно доводят до 3/4 нормальной.
Трактор рекомендуется обкатывать на пахоте с прицепным плугом, так как
на этой операции легче его загрузить и проконтролировать загрузку при
помощи динамометра.
Распределение времени работы трактора при обкатке с различными
нагрузками на разных передачах приведено ниже.
Нагрузка на крюке,
кГ
Время работы на
передачах,
ч
Всего
часов
I
II
III
IV
V
500
3
3
2
2
2
12
1000
5
5
5
3
■—
18
1500
8
8
8
—
—
24
Во время обкатки под нагрузкой необходимо
обеспечить регулярный уход за трактором в соответствии с правилами
технического ухода.
§ 110.
Контрольный осмотр и передача трактора ДТ-54А в
эксплуатацию
По окончании обкатки осматривают трактор, проверяют крепления,
регулируют его механизмы, заменяют масло в дизеле, трансмиссии и
воздухоочистителе, согласно таблице смазки, обязательно промывают
масляные картеры, а также масляный фильтр грубой очистки и центрифугу.
Необходимость смены масла вызывается сильным загрязнением его частицами
металла во время приработки деталей.
Трактор начинают осматривать с передней части. Убеждаются в отсутствии
течи воды из
водяного радиатора и масла из соединений масляного
радиатора, проверяют крепление передней облицовки и шторки радиатора.
С левой стороны трактора проверяют крепления верхнего щитка капота,
крестовины вентилятора, натяжного механизма, ремней вентилятора и их
натяжение, крепления левой стойки и нижнего бака радиатора, переднего
бруса к швеллеру рамы, выпускного коллектора, воздухоочистителя,
масляного фильтра, насоса гидравлической системы, дизеля к переднему и
поперечному брусьям рамы, распределителя гидравлической системы к
передней стенке кабины, левого крыла, левой конечной передачи и
состояния ее крышек, а также узлы ходовой системы.
Проверяют крепления топливного бака, крышки заднего моста, корпусов
тормозных рычагов, а также крепления деталей навесной системы и их
состояние.
С правой стороны трактора проверяют крепление правой конечной передачи и
состояние ее крышек, крепление узлов ходовой системы, правого крыла, ход
рычагов управления, педалей муфты сцепления и тормозов, крепления дизеля
к переднему и поперечному брусьям рамы, пускового двигателя к редуктору,
карбюратора и магнето, впускного коллектора, топливного фильтра,
топливного насоса, топливопроводов и форсунок, генератора, переднего
бруса к швеллеру рамы, правой стойки и нижнего бака радиатора, водяного
насоса и его сальника.
После обкатки, осмотра, замены масла и устранения всех неисправностей
составляют приемочный акт и пускают трактор в эксплуатацию.
Данные приемочного акта заносят в паспорт трактора.
В течение всего срока службы трактора в его паспорте нужно
регистрировать данные, характеризующие состояние трактора, его работу и
проведенные ремонты.
После каждого ремонта (смены поршневых колец, шатунных и коренных
подшипников) трактор обкатывают по сокращенному режиму в следующем
порядке:
холостая работа дизеля в течение 5 мин;
холостая работа трактора на I, II и III передачах (по 0,5 часа на каждой
передаче);
работа с половинной нагрузкой в течение 10 часов.
После сокращенной обкатки нужно сменить масло в поддоне дизеля, промыть
фильтр грубой очистки масла и центрифугу, заменить масло в поддоне
воздухоочистителя и проверить регулировку зазоров в клапанах.