ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ЮНОШАМИ-БОРЦАМИ

  Главная      Учебники - Спорт     Спортивная борьба (классическая, вольная, самбо) (Н.М. Галковский, А.3. Катулин) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

Глава  IX

 

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ЮНОШАМИ-БОРЦАМИ

 

Спортивная борьба в настоящее время получила широкое рас­пространение среди юношей. Этому способствовали условия, созданные партией и правительством для занятий спортом, а так­же стремление юношей быть сильными, здоровыми, похожими на лучших советских борцов — А. Колесова, А. Иваницкого, О. Сте­панова и других, которые начали заниматься с юношеского воз­раста.

Занятия борьбой с юношеского возраста способствуют хоро­шему физическому развитию. В этом возрасте легче поддаются развитию такие качества, как быстрота, ловкость и гибкость, которые являются фундаментом для дальнейшего роста спортив­ного мастерства. Кроме того, юноши обладают большой подра­жательной способностью. Это обстоятельство также положитель­но сказывается на подготовке борца.

Но наряду с положительными факторами, хорошо влияющи­ми на подготовку юных борцов, имеются факторы, которые затрудняют педагогический процесс. Организм юношей находится в состоянии формирования и развития, у них быстрее наступает утомление, менее устойчиво внимание, недостаточно развита сила мышц, они в большей степени реагируют на различные раздра­жители.

 

 

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БОРЦОВ

 

Спортивной борьбой юноши могут заниматься с 12 до 18 лет. В этот период продолжается дальнейший рост их организма, который развивается бурно. Интенсивность развития различна и подчинена присущим ей закономерностям. Развитие органов и систем организма происходит не обособленно друг от друга, а в тесном взаимодействии, как единый, целостный процесс.

В процессе роста отдельных органов и систем наблюдаются не только количественные изменения, но и существенные качест­венные сдвиги.

Больше того, в одном и том же возрасте могут иметь место существенные индивидуальные различия, что связано с неодина­ковым темпом протекания физиологических процессов. Поэтому мы встречаемся с людьми разного физического развития, темпе­рамента и веса. Все это часто затрудняет установление границ между юношами разных возрастов и комплектование групп. Практика показала, что для занятий борьбой наиболее целесооб­разно делить юношей с учетом их возрастных особенностей на четыре группы: подростковую — 12—13 лет, младшую юношес­кую—14—15 лет и старшие юношеские — 16—17   и   17—18 лет.

Возраст 12—18 лет совпадает с периодом полового созрева­ния. Изменения, связанные с процессом полового созревания, оказывают свое влияние на весь организм. В 12—15 лет проис­ходит бурный рост тела в длину, что также совпадает с усиле­нием функций гипофиза и щитовидной железы. Удлинение тела подростка связано главным образом с ростом трубчатых костей и может составлять 9—10 см в год. Однако окостенение позво­ночника, грудной клетки, таза и конечностей не заканчивается. Связочный аппарат более эластичен, чем у взрослого человека. Учитывая эти особенности, необходимо более осторожно приме­нять упражнения для развития силы и гибкости. Чрезмерное применение их может оказать отрицательное воздействие на рост костей и сказаться на правильности осанки.

В 16—18 лет темп роста замедляется, и юноша вырастает за год (примерно) на 3 см. Замедление роста костей в длину и их оссификация позволяют переходить к упражнениям с большими отягощениями.

Мышечная ткань у юношей 12—15 лет также растет более интенсивно в длину, чем в поперечнике, и составляет к 15 годам примерно 32% от общего веса тела. Функциональные возможно­сти мышечной системы подростков ниже, чем у взрослых. Отсю­да в применении упражнений на силу и выносливость должна быть строгая регламентация и последовательность возрастания нагрузки по мере приспособления к ней.

Исследования профессора В. С. Фарфеля показали, что к 13—15 годам заканчивается формирование двигательного анали­затора. В связи с этим появляется возможность примерно с 15 лет целенаправленно развивать силу. Этому способствует рост попе­речных размеров тела.

Мышечная ткань растет энергично и достигает у юношей 17— 18 лет примерно 44% от веса тела, что позволяет изучать техни­ческие действия, требующие значительных физических напря­жений.

Вместе с тем у подростков отмечается относительная сла­бость связок и особенно мышц брюшного пресса. Это обстоя­тельство требует осторожного применения упражнений, связан­ных с большим натуживанием, так как они   могут привести к смещению внутренних органов, дефектам белой линии живота я расширению паховых колец.

В методике занятии с подростками надо также учитывать особенности их сердечно-сосудистой системы (с. с. с). В част­ности, по сравнению с ростом сердца в этом возрасте наблюдает­ся относительно замедленный рост просвета артерий, а также несовершенная регуляция деятельности с. с. с. со стороны нерв­ной системы. У подростков и юношей отмечается увеличение кро­вяного давления. При чрезмерной нагрузке у них могут появить­ся сердечная аритмия и головокружение. Легко возникает состо­яние утомления.

В результате систематической тренировки эти отрицатель­ные явления постепенно исчезают.

Применение же упражнений, требующих большой выносли­вости, может привести к гипертрофии сердца без сопутствующе­го увеличения его сократительной способности. Для предотвра­щения перенапряжения сердца нагрузки следует увеличивать строго постепенно.

У юношей старшего возраста работа нервной системы по ре­гуляции сердечной деятельности становится более совершенной. Пульс — реже, а ударный объем сердца — близкий к величинам, наблюдаемым у взрослых. Указанные изменения создают пред­посылки и к развитию специальной выносливости.

Юношеский организм не обладает способностью поддержи­вать высокий уровень работоспособности в течение длительного времени. Юноши быстро утомляются, но и быстро восстанавли­вают свои силы. При этом быстрое восстановление сил происхо­дит лишь тогда, когда они получают малые или оптимальные на­грузки. Восстановление сил занимающихся происходит за счет повышенного обмена веществ. Поэтому для поддержания работо­способности на протяжении всего занятия необходимы частые перерывы для отдыха.

При чрезмерных нагрузках восстановление сил занимающих­ся затягивается. Поэтому большие нагрузки, практикуемые у взрослых, для юношей недопустимы.

Органы дыхания у подростков также имеют свои особенности. Одна из особенностей состоит в том, что развитие грудного пе­риметра проходит медленнее, чем рост тела в длину. Это обстоя­тельство ограничивает развитие дыхательной системы. Из-за не­совершенства регуляции дыхания занятия физическими упражне­ниями с большими нагрузками могут приводить к нарушению ритма дыхания.

Возможность длительного поддержания максимального уров­ня потребления кислорода у юношей значительно ниже, чем у взрослых, хотя и может достигать такого же уровня.

Такие особенности органов дыхания требуют постепенного подхода к упражнениям, связанным с натуживанием и развитием выносливости, а также строгого соблюдения гигиены при за­нятиях спортом.

В рассматриваемом возрасте значительные изменения претер­певает и психика ребят. Происходит дальнейшее психическое возмужание. В возрасте 12—15 лет ребята хотят быть похожими на взрослых, стремятся к самостоятельности, проявлению муже­ства. У них развиваются такие высшие психические способности, как логическое мышление, умение обобщать и анализировать свои поступки и поведение. Стремясь быть взрослыми, юноши мо­гут проявлять отрицательные черты характера: раздражительность, развязность, грубость и т. п.

Задача преподавателя заключается в том, чтобы побудить за­нимающихся к развитию положительных способностей, дать им нужное направление. В то же время они должны приложить мак­симум усилий, чтобы заглушить отрицательные способности. Нельзя забывать и того, что юноши, увлекаясь какой-либо дея­тельностью, теряют контроль над доступной им дозировкой. Они склонны переоценивать свои силы, берутся за выполнение тех упражнений, которые не соответствуют их физическому разви­тию. Они стремятся поднять как можно больший вес, как можно чаще участвовать в соревнованиях, стремятся выполнить слож­ный прием без соответствующей подготовки. Поэтому за юно­шами необходим более строгий педагогический контроль.

Характерной особенностью юношеского возраста в деятель­ности высших отделов центральной нервной системы (ЦНС) яв­ляется пластичность и подвижность нервных процессов. Это поз­воляет им быстрее овладевать упражнениями, требующими лов­кости.

У юношей 12—15 лет отмечается неуравновешенность нерв­ных процессов возбуждения и торможения. Процессы возбужде­ния преобладают над процессами торможения. В связи с этим юноши чаще нарушают дисциплину, чем взрослые. Недостаточ­ная уравновешенность нервных процессов приводит к быстрой смене настроения и к более быстрому нервному утомлению. Учи­тывая это, преподаватель должен стремиться проводить занятия эмоционально, часто изменять деятельность занимающихся.

У юношей 16—18 лет продолжается дальнейшее функцио­нальное развитие высших отделов. В этом возрасте они стано­вятся более спокойными, уравновешенными. У них отмечается повышение сознательности. Зная стоящие перед ними задачи, они стремятся к личному совершенствованию, проявляют чувство товарищества, помогают друг другу и передают свои знания от­стающим. Это облегчает вести учебно-воспитательную работу с ними. Старшие юноши по своему развитию близки к взрослым.

Итак, в процессе своего развития юноши имеют характерные Для них возрастные особенности. Поэтому для проведения с ни­ми занятий необходимо знать и учитывать эти особенности. Учет возрастных особенностей позволит тренерам не только лучше подготавливать борцов, но и избежать патологических измене­ний в их организме. Этим будет достигаться и оздоровительная направленность, что является основной задачей советской систе­мы физического воспитания.

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..