Развитие быстроты борца

  Главная      Учебники - Спорт     Спортивная борьба (классическая, вольная, самбо) (Н.М. Галковский, А.3. Катулин) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

Развитие быстроты борца

 

Быстрота в борьбе — это способность спортсмена совершать движения и приемы в возможно короткий срок. Высокие дости­жения  в  борьбе  немыслимы  без  хорошего  развития  качества быстроты. Известно, что борец, действующий быстрее против­ника даже на сотые доли секунды, может иметь существенное преимущество перед ним. Быстрота здесь носит взрывной скоростно-силовой характер. Большая часть действий борца в схватке является ответной реакцией на сложившуюся обстановку и на действие противника. Следовательно, качество быстроты складывается из быстроты выполнения действий и быстроты ответной реакции.

Быстрота борца в значительной мере зависит от подвижности его нервных процессов, от того, насколько высоко развита у него чувствительность к восприятию мельчайших изменений в уси­лиях и движениях противника, от умения каждый раз мгновенно воспринимать и правильно оценивать сложившуюся обстановку в схватке, от своевременного и точного проведения технических действий. На быстроту действий борца в процессе схватки ока­зывает влияние выбор наиболее выгодного для данной динамиче­ской ситуации действия: насколько полноценно используются усилия противника, положение тела и его частей, сила инерции и т. д. (см. раздел «Биомеханические закономерности техниче­ских действий»).

Развитие быстроты будет успешным в том случае, если борец обладает достаточной силой, эластичностью мышц и подвижно­стью в суставах.

Борцы, не умеющие расслаблять мышцы, никогда не смогут быстро действовать.

Для быстрых и точных действий на протяжении всей схватки необходимо также обладать хорошей скоростной выносливостью. Качество быстроты совершенствуется  различными  методами и методическими приемами.

Метод выполнения упражнений в облегченных условиях. Мно­гократное повторение действий и отдельных движений с предель­ной быстротой в облегченных условиях, например выполнение приемов и проведение схваток с партнером меньшей весовой ка­тегории с акцентом на быстроту. Упражнения в беге под уклон; рывки и толчки штанги с небольшим весом и т. д.

Метод выполнения упражнений в усложненных условиях. Многократное повторение действий и движений с максимальной быстротой в более трудных условиях, чем те, с которыми стал­кивается борец в соревнованиях, например выполнение специ­альных упражнений с более тяжелым партнером, борьба на мяг­ком ковре. Мобилизационная готовность нервно-мышечного аппарата, приобретенная в результате выполнения упражнений в этих условиях, при переходе к обычным способствует лучшему проявлению качества быстроты.

Поскольку быстрота проявляется в конкретных действиях, Развитие этого качества только тогда дает полный эффект, когда проводится в тесной связи с совершенствованием двигательных навыков. Основную массу упражнений на быстроту должны составлять специальные упражнения, и в первую очередь упраж­нения с партнером, которые, как правило, носят скоростно-силовой характер. Для развития быстроты весьма полезны следую­щие упражнения: выполнение приемов и контрприемов и их эле­ментов на опережение из различных благоприятных ситуаций, создаваемых партнером или самим упражняющимся, а так­же выполнение связок и различных комбинации в высоком темпе.

Переходить к выполнению упражнения с предельной быстро­той можно лишь после того, как упражнение было сделано в на­растающем темпе 3—5 раз, начиная от медленного. Упражнения на быстроту продолжают до тех пор, пока не появится усталость.

При совершенствовании быстроты с помощью выполнения технического действия с предельной быстротой нельзя нарушать рациональную структуру приема. Необходимо стремиться к чет­кому и точному его проведению (где бы правильно сочетались направление движения, сила мышц отдельных частей тела, ис­пользовалась тяжесть тела и т. д.).

Не все элементы приема и технические действия пригодны для совершенствования быстроты. Оптимальная скорость выполне­ния таких действии, как дожимы на мосту, перевороты захватом на ключ, перевороты ножницами с захватом шеи из-под плеча, и других не всегда является максимальной.

Для развития быстроты можно использовать также имита­ционные упражнения со снарядом и без снаряда. Имитационные упражнения без снаряда допустимы только в том случае, когда имитируемое техническое действие прочно усвоено и борец мыс­ленно представляет себе все детали движения совершенно ясно. Выполнять имитационные упражнения, как и другие, нужно рез­ко, с нарастающей быстротой.

Выполнение упражнений по внезапно подаваемым командам. При этом предполагается максимально быстрое проведение уп­ражняющимся действий в ответ на определенный, внезапно поданный сигнал (команду) преподавателя. Подать сигнал можно голосом, хлопком, свистком. Однако в качестве сигнала лучше использовать (там, где это возможно) различные обусловленные положения рук, ног, туловища, с тем чтобы воздействовать не па слуховой, а на зрительный анализатор упражняющегося, так как это полнее будет отражать специфику борьбы.

С этой целью преподаватель (партнер) в различной последо­вательности неожиданно подает два-три и большее количество заранее обусловленных сигналов, на каждый из которых борец должен с максимальной быстротой выполнить определенное дей­ствие и т. д.

Помимо специальных упражнений, развитию быстроты спо­собствует выполнение в максимальном темпе различных общеразвивающих упражнений (бег па короткие дистанции — 20—30 м, игра в баскетбол в высоком темпе).

Необходимо отметить, что в целом подавляющее большинст­во упражнений борца должно носить скоростно-силовой взрыв­ной характер.

В занятиях на развитие быстроты следует выполнять упраж­нения сравнительно небольшими дозами, чередуя работу с от­дыхом. Особое внимание выполнению упражнений на быстроту следует уделять в подготовительной и в начале основной части урока.

В недельном цикле занятие, преимущественно направленное на развитие быстроты, планируется после активного отдыха или работы с малой или средней нагрузкой.

В подготовительном периоде качество быстроты развивают в основном с помощью использования общеразвивающих и специ­альных упражнений, в соревновательном периоде — общеразви­вающих, специальных упражнений и схваток; в переходном пе­риоде — за счет общеразвивающих упражнений.

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..