|
|
содержание .. 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 ..
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ СПОРТСМЕНОВ-БОРЦОВ
Эффективность любого плана проверяется на практике. Решению этой задачи служит педагогический контроль. Он помогает проверять правильность подбора и использования средств тренировки, форм организации и методов проведения занятий и находить наиболее эффективный путь к решению задач тренировки. Систематический контроль за тренировочным процессом борца дает возможность следить за уровнем его технической, тактической подготовленности, общим и специальным физическим развитием. Анализ данных педагогического контроля позволяет тренеру не только констатировать факт, но и активно вмешиваться в ход учебно-тренировочного процесса и совершенствовать его. Для того чтобы можно было сравнивать и анализировать полученные результаты, к педагогическому контролю прибегают в одни и те же периоды и этапы тренировки. В настоящее время существует ряд методов оценки деятельности борца. На основании результатов выступления борца в соревнованиях можно определить его спортивное мастерство — растет оно или снижается. При этом учитывают не только занятое место, по п количество противников, их квалификацию, жеребьевку и т. д. Ввиду того, что на соревнованиях могут произойти различные случайности, которые трудно учесть, для более объективного определения роста спортивного мастерства наряду с учетом результатов необходимо отдельно оценивать технико-тактическую, физическую подготовленность борца и его функциональные возможности.
Оценка нагрузки борца
Для регистрации нагрузки борца в тренировочной схватке необходимо интенсивность занятий (соответствующий балл) умножить на их объем (время занятия, схватки и др.). Например: нагрузка (регистрируется в специальных единицах) равна интенсивности занятий, умноженной на объем. Причем, исходя из полученных данных, определяют степень нагрузки в занятии (в зависимости от подготовленности, мастерства борцов и др.). Например, малая нагрузка для высококвалифицированных спортсменов может находиться в пределах 150— 200 единиц, средняя — 200—260 и большая — в пределах 260 — 320 единиц.
Оценка качества технико-тактической и физической подготовки
Для того чтобы проследить за ростом технического мастерства борца, можно применять различные формы регистрации приемов и обработки полученного материала. При последовательном увеличении (от одних соревнований к другим) количества используемых (одних и тех же) приемов и количества полученных для их выполнения баллов, можно сделать вывод об улучшении техники выполнения данных приемов. Таблица 20 Оценка тактико-технического мастерства борца на соревнованиях
Наименование соревнований: лично-командное
первенство города Дата: 28 ноября
Примечание. Если был записан только захват и не проставлены баллы, это означает, что была предпринята попытка выполнить, прием. Если увеличение количества приемов, выполняемых борцом в соревнованиях, происходит за счет применения новых технических действий, то в этом случае судят в основном о расширении технического арсенала борца. При анализе результатов технического роста борцов надо брать за основу не одно соревнование, а целую серию. При определении изменений в тактическом мастерстве борцов используются те же методы, что и при определении изменений в технической подготовке. Если в соревновательных схватках бывает трудно установить способ тактической подготовки проведения приема, то тренеру рекомендуется определить его путем опроса борца. Регистрация способов тактической подготовки происходит так: рядом с баллами, поставленными за выполнение технического действия, в протокол наблюдения условными обозначениями записывают первую букву способа тактической подготовки. Например, выведение из равновесия (в/р), вызов (в), угроза (у) (табл. 20). Оценка уровня общей и специальной физической подготовленности борцов осуществляется с помощью метода регистрации выполнения специально разработанных контрольных упражнений и нормативных требований, а также путем педагогических наблюдений за тренировочными и соревновательными схватками. При разработке контрольных упражнений по физической подготовке учитываются особенности вида борьбы, а также особенности физического развития спортсменов (в том числе и весовая категория) (табл.21).
Таблица 21 Примерные контрольные упражнения и нормативные требования по физической подготовке (разработаны для сборной команды СССР по классической борьбе)
Кроме общих контрольных упражнений по физической подготовке борца, применяются также контрольные упражнения на быстроту, скоростную выносливость, ловкость и т д. (табл. 22, 23).
Таблица 22 Контрольные упражнения на развитие быстроты
Примечание. Время проведения приемов измеряется на динамографе.
Таблица 23 Контрольные нормативы на развитие скоростной выносливости
Одним из основных видов контроля является наблюдение за выполнением содержания учебно-тренировочного процесса. Во время занятий контролируют выполнение плана тренировки, методические рекомендации, объем и интенсивность тренировочной работы, развитие спортивной формы, правильность выполнения тактических и технических действий и др. В зависимости от задачи контроля разрабатывают педагогические формы наблюдения. К важному фактору контроля, ведущемуся за процессом тренировки, относится метод анализа выполнения индивидуальных планов тренировки борцов. Целью этого анализа является: обработать и сравнить результаты наблюдения за ходом тренировочного процесса; выявить эффективность применяемых средств; определить правильность запланированного пути, а также найти резервы повышения спортивного мастерства борца (табл. 24).
Таблица 24 Контроль за выполнением индивидуального плана-дневника борца
Одной из форм контроля, который ведется за развитием спортивной формы борца, является специальная врачебно-педагогическая проба. Тренер перед пробой контролирует полноценность разминки (подбор чучел должен соответствовать весовой категории борца и составлять примерно 7з собственного веса борца), а во время пробы — количество и качество выполнения приемов. По команде борец выполняет броски чучела (партнера) прогибом или через спину в максимально быстром темпе в течение 20 сек. Сразу же после окончания бросков врач изучает восстановительный период у данного борца в течение 3 мин. В конце 3-й мин. у спортсмена в положении стоя измеряют силу кисти (динамометрия), и он выходит снова на ковер для повторного выполнения бросков по той же программе. Восстановительный период после второй стандартной нагрузки также длится в течение 3 мин. Одновременный контроль за технической правильностью (точностью) бросков при определенном весе чучела и времени данной пробы позволяет стандартизировать привычную для спортсмена нагрузку.
Подготовленность спортсмена оценивают на основании данных тренера о работоспособности (количество бросков в течение 20 сек. при технически правильном их выполнении на оценку 4 или 5 баллов) и врача о приспособляемости организма к нагрузкам (функциональное исследование). Эта проба применяется на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям. К эффективным формам педагогического контроля относится также применение в процессе тренировки инструментальных методов контроля (специальных приборов). Так, для изучения того, насколько рационально борец выполняет технические действия, при тренировке сборной команды страны применяют комплекс инструментальных методов исследования, куда входит динамографическая платформа (усовершенствованная конструкция В. М. Абалакова, рис. 11) в сочетании с киносъемкой и миографией (рис. 12). Тренер с помощью динамографа и киносъемки может получить правильное представление о приеме в целом и контролировать процесс совершенствования данного технического действия. Борец после очередного проведения нескольких бросков высказывает тренеру свои субъективные ощущения о приеме (о быстроте выполнения, силе отрыва, направлении подбива, повороте над ковром и т. д.). На динамографе все эти детали приема, которым борец дает характеристику, четко регистрируются. Сравнивая объяснения спортсмена с объективными данными динамографии, тренер может оценить, насколько хорошо борец овладел приемом, а также контролировать его умение вносить изменения в некоторые детали выполнения приема.
Данный комплекс инструментальных методов контроля может быть применен не только для наблюдения за совершенствованием техники борьбы, но и для контроля за устойчивостью выполняемых приемов в сложных условиях схваток. По тому насколько борцу удастся сохранить результативность приема при воздействии какой-то помехи в процессе его выполнения, можно судить о мастерстве спортсмена.
Динамография может быть применена и для изучения функционального состояния спортсмена. Контроль за функциональным состоянием спортсмена проходит следующим образом: после небольшой разминки борец проводит на динамографе последовательно 3—5 бросков с чучелом. Затем борец выполняет стандартную пробу с чучелом (описание пробы см. на стр. 237), после которой снова записывают показатели выполнения приема на динамографе (последовательно проводится 3—5 бросков). Результаты выполнения приема до и сразу же после нагрузки сопоставляют. Если сдвиги в результатах выполнения приема до и после пробы небольшие, то состояние тренированности борца характеризуется как высокое. С целью детального определения уровня физического развития борца (нервно-мышечная топография) в настоящее время разработана пол и динамометрическая методика (рис. 13 и 14). Благодаря ей в настоящее время в борьбе разработаны диапазоны развития силы отдельных мышечных групп в соответствии с уровнем владения некоторыми техническими действиями и уровнем подготовленности спортсмена. В настоящее время начинают применяться инструментальные методы оценки быстроты тактического мышления борца, (времени, затрачиваемого на оценку удобных положений схватки) и ответа на него. Можно использовать следующую модель: спортсмен, стоя на динамографической платформе с противником или чучелом, наблюдает за появлением различных поз борцов на экране. Причем эти позы требуют от атакующего борца начала немедленной атаки определенным приемом, движения защиты или сохранять первоначальное положение и оставаться неподвижным. Атакующий борец, оценив ситуацию, возникающую на экране, атакует противника необходимым приемом, а при появлении ненужной позы остается неподвижным. Эта методика позволяет довольно точно оценивать время на восприятие удобных положений. Другой пример модели — метод пульсометрии. Это система датчиков, идущих от области сердца (аппаратура, трансформирующая эти сигналы). На выходе аппарата укрепляют лампочку, которая мигает в соответствии с ритмом сердечных сокращений борца непосредственно в процессе схватки. Эта система оценки работоспособности борца позволяет регулировать его нагрузку по состоянию и самочувствию. Для регистрации изменения эмоционального состояния борца, несомненно, найдут широкое распространение аппараты — тремографы (в настоящее время они уже применяются). В процессе развития спортивной педагогики постоянно рождаются и совершенствуются новые, более точные и унифицированные методы педагогического контроля, которые находят применение в борьбе.
содержание .. 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 ..
|
|
|