Воспитание моральных и волевых качеств у борца

  Главная      Учебники - Спорт     Спортивная борьба (классическая, вольная, самбо) (Н.М. Галковский, А.3. Катулин) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

Воспитание моральных и волевых качеств у борца

 

Задача тренера по воспитанию занимающихся состоит в том, чтобы принципы морального кодекса строителей коммунизма, изложенные в Программе КПСС, стали нормой поведения каж­дого из борцов.

Основным методом воспитания моральных и волевых качеств является метод убеждения. Убеждая спортсмена, тренеру сле­дует пользоваться яркими примерами из практики.

В воспитании немалую роль играют наряду с убеждением методы принуждения и поощрения.

Тренер должен реагировать на каждый проступок вне зави­симости от того, мал он или велик.

При выборе методов воспитания надо подходить строго инди­видуально — то, что полезно одному, может повредить другому. Одному борцу можно сделать строгое внушение или отстранить от занятий, другому достаточно сделать замечание. На некото­рых похвала действует положительно — ободряет и вдохновляет, на других, склонных к переоценке своих сил, — отрицательно, может породить зазнайство, самоуверенность.

Тренер и коллектив призваны вести непримиримую борьбу против чуждых советскому спорту взглядов, нетерпимо отно­ситься к зазнайству, нарушениям спортивного режима, отрица­тельным явлениям в быту, семье, школе и на производстве.

Проявление таких качеств коммунистической морали, как коллективизм, дружба и взаимное уважение, непосредственно в ходе учебно-тренировочных занятий должно находить свое яркое выражение в гуманном отношении борца к своему партнеру по схватке, в строгом соблюдении правил соревнований, оказа­нии помощи и взаимной поддержки в освоении учебного ма­териала.

Важно воспитывать у занимающихся  бережливое отношение к общественной собственности, к инвентарю и оборудо­ванию.

Любое занятие должно способствовать эстетическому воспи­танию спортсменов, развивать у них чувство прекрасного. Заня­тия должны проходить в чистом, светлом зале, где целесообраз­но, со вкусом расставлен инвентарь, ровно уложен борцовский ковер и т. д.

Тренер должен следить за тем, чтобы спортсмены приходили на занятия в опрятной, хорошо пригнанной форме и уходили с занятий лишь после того, как будет расставлен и приведен в по­рядок весь инвентарь в зале.

Огромную роль в воспитании играет личный пример тренера, поэтому он во всем должен быть примером для своих учеников. Только в этом случае его слово, главное оружие, которым он рас­полагает, будет иметь вес, и к его требованиям будут относиться серьезно.

Значительную помощь тренеру в проведении всей воспита­тельной работы может оказать коллектив.

Создать дружный коллектив удается далеко не сразу. В груп­пе могут оказаться спортсмены с неуживчивым характером, бо­лезненно самолюбивые, чересчур замкнутые и т. д. Но тренер должен быть терпеливым и настойчивым. Умение подойти к каж­дому — залог успеха.

От уровня развития волевых качеств спортсмена: целеустрем­ленности, решительности, смелости, настойчивости, упорства, выдержки, инициативности, самостоятельности, уверенности и самообладания — во многом зависит проявление всех остальных его способностей.

В то же время волевые качества зависят от совершенствова­ния техники, тактики и физических качеств борца. Чем более со­вершенны эти стороны мастерства борца, тем увереннее, смелее и инициативнее он действует.

Огромное значение для успешного осуществления волевой подготовки борца имеет строгое соблюдение принципа созна­тельности. Все усилия тренера не принесут должного успеха, если борец не будет относиться к этому сознательно, если он глубоко не убежден в том, что хорошая волевая подготовка — одна из решающих сторон мастерства.

Неразрывно с воспитанием волевых качеств связано и воспи­тание дисциплинированности спортсмена, начиная с аккуратно­сти в посещении занятий и своевременного прихода к их началу и кончая дисциплиной ведения схватки и поведением на сорев­нованиях.

Воспитание воли и развитие волевых усилий у борца во мно­гом зависит от отношения к цели, от ясности и значимости ее, от желания и стремления добиться ее, от уверенности в своих силах и в правильности применяемых средств   и методов.

Успех в воспитании уверенности, смелости и решительности находится в прямой зависимости от того, насколько правильно построен учебно-тренировочный процесс, в частности от последо­вательности нарастания трудности учебно-тренировочного мате­риала.

Пока борец не приобретет твердой уверенности в том, что он способен выполнить то или иное действие в одних условиях, не рекомендуется их усложнять. Излишняя поспешность при пере­ходе от менее сложного к более сложному может повредить раз­витию уверенности и смелости. Например, не закрепив хорошо навык проведения приема в учебно-тренировочных схватках, борец пытается применить его на соревнованиях и терпит неуда­чу. В итоге может возникнуть чувство страха и нежелание поль­зоваться этим приемом в дальнейшем.

Порою даже незначительные нарушения правильности мето­дики обучения (страховки) могут привести к травмированию и как следствие к страху перед выполнением изучаемого дей­ствия.

Нередко борцы, не обладающие достаточной смелостью, бо­ятся проводить свои излюбленные действия в сложной соревно­вательной обстановке, так как им не приходилось на трениров­ках преодолевать трудности, прилагать большие волевые уси­лия: проводить свои действия в трудных условиях, из различных положений и в различных ситуациях, попадать в опасные поло­жения и с честью выходить из них и т. д.

Боязнь, неуверенность могут возникнуть вследствие того, что инвентарь, оборудование, которыми пользуются борцы, не отве­чают требованиям. Часто даже незначительные физические травмы, возникшие вследствие непригодности помещения, ковра, вызывают травмы психические: спортсмен испытывает страх пе­ред выполнением технического действия или элемента, при про­ведении которого он получил повреждение, и не может заставить себя повторить его. Приходится тратить много сил и времени, пока удается преодолеть это чувство.

Укрепляя у борца уверенность в своих силах, тренер должен одновременно следить, чтобы борец не перешел границу, за ко­торой уверенность подменяется самоуверенностью, зазнайством. Ибо при этом у борца, как правило, появляется пренебрежитель­ное отношение к противникам, недостаточное внимание к прове­дению схваток, маскировке своих действий, а зачастую и прене­брежительное отношение к тренировкам. Задача тренера — всеми мерами {своевременным указанием на ошибочность такого по­ведения, внушением, повышением трудности заданий, подбором заведомо более сильных партнеров в тренировочных схват­ках, осуждением коллектива и т. п.) предотвратить подобное яв­ление.

Воспитывая у борца смелость, решительность и стремление к разумному риску, необходимо заботиться и о том, чтобы в те­чение всего поединка он был максимально бдительным, внима­тельно следил за действиями противника и каждый раз быстро и правильно оценивал складывающуюся обстановку схватки.

Особенно благоприятно влияет на совершенствование воле­вых качеств участие борца в соревнованиях. Боевая обстановка, присутствие зрителей предъявляют к борцу повышенные требо­вания, увеличивают чувство ответственности, заставляют моби­лизоваться, проявлять максимум способностей.

Волевые качества спортсмена, редко участвующего в сорев­нованиях, избегающего их, как правило, уступают волевым каче­ствам того, кто часто выходит на ковер перед судьями и зрите­лями. Иногда борец, прекрасно проводящий самые трудные схватки в процессе тренировок, не выдерживает обстановки со­ревнований и выступает гораздо ниже своих возможностей. Та­кого спортсмена рекомендуется чаще включать на тренировках в контрольные схватки, где обстановка предельно близка к ус­ловиям соревнований. Ему полезно также участвовать в показа­тельных выступлениях, чтобы привыкнуть к ведению схватки в присутствии зрителей.

Для воспитания настойчивости, выдержки, самообладания и упорства эффективным средством являются упражнения, связан­ные с преодолением усталости. Например, спортсмену дается за­дание: бороться в высоком темпе на последних минутах схватки, когда он испытывает чувство усталости; вести более продолжи­тельную, чем на соревнованиях, схватку; найти в себе силы ак­тивно вести борьбу в высоком темпе в третьем периоде схватки со свежим партнером; условно объявляется, что борец проигры­вает на последних минутах один или два балла, и дается задание во что бы то ни стало отыграть потерянное либо добиться преи­мущества. Полезно давать задание занимающемуся уходить из критического положения. В схватках с более сильным партнером или с партнером более тяжелого веса борец привыкает перено­сить сдавливание, болевые ощущения.

Положительно сказывается на воспитании выдержки, настой­чивости и упорства внесение в учебно-тренировочный процесс со­ревновательных элементов. Так, например, выполняя упражнение на «заявку» (кто сумеет большее число раз повторить упражне­ние), борец максимально мобилизуется, стремится преодолеть усталость, чтобы не отстать от товарищей, добиться поставлен­ной цели.

Воспитывая у спортсменов качество выдержки и самообладания, важно привить умение сохранять спокойствие и правиль­ную линию поведения при неудаче или неожиданном успехе, при различном отношении со стороны судей и зрителей.

Достижение высоких спортивных результатов немыслимо без затраты большого труда. Поэтому первостепенное значение при обретает воспитание спортивного трудолюбия. Оно выражается в готовности к выполнению всех учебных заданий и преодолению трудностей тренировочной работы. Необходимо разъяснить бор­цу что только систематический и упорный труд поможет ему улучшить свою подготовленность и добиться намеченной цели.

Основной (в большинстве случаев единственной) причиной того, что у спортсмена из года в год повторяются одни и те же недостатки, является неумение мобилизовать себя на преодоле­ние трудностей, нежелание настойчиво и упорно трудиться.

Если в процессе тренировок занимающийся осваивает лишь легкие технические действия (элементы), не утруждает себя кропотливой работой над устранением недостатков, уходит от совершенствования приемов, контрприемов и защит в трудных условиях схватки, упускается возможность воспитания настой­чивости, упорства, решительности и других волевых качеств.

Для воспитания самостоятельности, активности и инициати­вы необходимо постоянно заботиться о расширении теоретиче­ских и методических знаний у спортсменов. Следует привлекать борцов к активному участию во время анализа соревнований, разбора техники и тактики. С этой же целью необходимо учени­кам самостоятельно выполнять доступные им задания по прове­дению занятий, выполнению упражнений, составлению планов тренировки, тактических планов схватки, наблюдению за борь­бой товарищей, с тем, чтобы потом сделать им замечания по схватке. Важно также выработать навыки к ведению дневника тренировки и самоконтроля.

Немалый ущерб совершенствованию волевых качеств прино­сит излишняя опека тренера. О какой инициативе, решительно­сти в проведении действий можно говорить, если борец привык к тому, что все трудные вопросы за него решает тренер, если выход из трудных положений подсказывает тренер? Необходимо предоставить достаточную самостоятельность и активность бор­цам, особенно старших разрядов.

В значительной степени совершенствование воли достигается самовоспитанием. Спортсмен должен быть глубоко убежден в необходимости всячески стремиться развивать ее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..