Подготовка мотоцикла к соревнованиям - часть 31

 

  Главная      Учебники - Мотоциклы     Подготовка мотоцикла к соревнованиям (Мамзелев И.А.) - 1982 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  29  30  31  32   ..

 

 

Подготовка мотоцикла к соревнованиям - часть 31

 

 

ния, при изменении оборотов двигателя следует изме-

нять положение рычага опережения зажигания. Более

высоким оборотам соответствует раннее опережение за-

жигания, низким — позднее.

Торможение и остановка мотоцикла

Рассмотрим более подробно технику выполнения

приемов торможения. Основное условие любого спосо-

ба торможения —' плавность. Даже если нужно очень

быстро остановить мотоцикл, тормозить следует всегда

плавно, поскольку при резком торможении возможно

движение мотоцикла юзом, т. е. с заблокированными

колесами. При возникновении юза, особенио на мокрой

и скользкой дороге, скорость движения не уменьшается,

а, наоборот, увеличивается. Кроме того, возможны

занос и опрокидывание мотоцикла.

Торможение двигателем применяют при уменьшении

скорости движения на прямом участке, при пологих

продолжительных спусках. Особенно оно эффективно

при движении на скользкой дороге.

При торможении двигателем плавно уменьшают по-

дачу топлива при включенном сцеплении. Для более

быстрого снижения скорости переходят на более низкие

передачи. Затормозить мотоцикл двигателем до полной

остановки нельзя. Поэтому этот прием только снижает

скорость. Весьма эффективно его применение при дви-

жении по горным дорогам.

Полностью остановить мотоцикл можно пользуясь

тормозами. Этот прием применяется также, когда нужно

быстро остановить мотоцикл на сухой нескользкой до-

роге. Торможение должно быть раздельным — начи-

нают тормозить всегда задним тормозом и только после

этого тормозят передним. Торможение передним тор-

мозом раньше заднего может вызвать занос или опроки-

дывание мотоцикла.

Комбинированное торможение позволяет наиболее

быстро остановить мотоцикл и применяется при тормо-

жении на мокром и скользком полотне дороги, а также

на горных дорогах.

Выполняют этот прием таким образом: убавляют

обороты двигателя, не включая сцепление. Чуть позже

производят торможение тормозами, причем нажимают

122

k

на педаль ножного тормоза так, чтобы не заглушить

двигатель. Посла снижения скорости выжимают рычаг

сцепления и продолжают тормозить с помощью тор-

мозов.

Прохождение поворотов

В отличие от мотоцикла-одиночки мотоцикл с коляс-

кой при прохождении поворотов не может быть наклонен

внутрь дуги поворота. Двигаться по дуге поворота мо-

тоцикл заставляет сила, возникающая а результате

поворота переднего колеса. При этом возможно такое

положение, когда одно из внутренних (относительно

оси дуги поворота) колес освободится от вертикальной

силы, прижимающей колесо к земле, и мотоцикл пере-

вернется вокруг оси, соединяющей точки контакта на-

ружных колес с дорогой, на внешнюю сторону дуги

поворота.

При повороте направо внутренним колесом является

колесо коляски и возможно опрокидывание влево по

ходу.

На резком левом повороте возможно опрокидывание

вокруг оси, соединяющей точки контакта с дорогой пе-

реднего колеса и колеса коляски. Чем выше скорость с

которой проходят поворот, тем больше вероятность

опрокидывания.

Устойчивость мотоцикла с коляской при повороте

вправо и влево неодинакова из-за разной величины

вращающих моментов. При повороте вправо, т. е. в

сторону коляски, устойчивость мотоцикла меньше и он

легче опрокидывается, чем при повороте налево, а при

прохождении левого поворота быстрее возникает занос,

чем опрокидывание.

Для поворота заданного радиуса существует мак-

симальная безопасная скорость прохождения, превы-

шение которой ведет к опрокидыванию. Следует пом-

нить, что с увеличением скорости необходимо увеличи-
вать радиус поворота.

Для облегчения прохождения поворотов и уменьше-

ния радиуса прохождения водитель может смещаться

на седле вправо-назад (при прохождения правого пово-

рота) и влево-назад (при прохождения левого пово-
рота), т. е. занимать положение боковых посадок. Пас-

123

сажир, перемещаясь в том же направлении, облегчает

действия водителя Вместе с тем следует иметь в виду,

что движение по дороге — это не спортивное соревно-

вание и злоупотреблять этими приемами не следует,

поскольку это приведет к быстрой усталости водителя.

Приближаясь к крутому повороту, водитель снижает

скорость, применяя один из видов торможения, вклю-

чает передачу, на которой будет проходить весь поворот,

и, плавно поворачивая руль, входит в поворот Скорость

движения в повороте он регулирует, манипулируя руч-

кой газа и тормозя двигателем. Проходя крутой пово-

рот, следует особое внимание уделять плавности дей-

ствий, поскольку резкий поворот руля или увеличение

оборотов легко вызовут занос или опрокидывание

мотоцикла

Если мотоцикл попал в занос, ни в коем случае не

следует тормозить или резко сбрасывать газ, так как

это только ухудшит положение. Необходимо повернуть

руль в сторону заноса, а затем, манипулируя рулем и

газом, вывести мотоцикл из заноса.

Особенности вождения мотоциклов с коляской

в различных дорожных условиях

Водителю мотоцикла с коляской, а особенно мото-

туристу приходится ездить по дорогам различных типов,

зачастую в холодную и дождливую погоду.

Наиболее простым кажется движение по асфальти-

рованному шоссе, однако именно здесь и случается

наибольшее число аварий. Связано это с большой ин-

тенсивностью движения на автомагистралях, а также

с тем, что движение в хороших дорожных условиях,

высокая скорость расслабляют водителя, притупляют у

него чувство опасности. Поэтому при больших перехо-

дах следует через полтора-два часа делать остановки

для отдыха.

Особенно внимательным нужно быть при смене

погодных условий, например при начале дождя. В этом

случае тормозной путь резко увеличивается, а водитель,

привыкший к прежним дорожным условиям и не успев-

ший быстро адаптироваться, может попасть в аварию.

Вероятность аварии увеличивается в первые час-полтора

134

после начала движения, пока водитель не привыкнет к

движению, а также в конце дня из-за усталости.

Движение по дорогам регламентируется Правилами

дорожного движения. Поэтому четкое, неукоснительное

их выполнение является залогом успешной поездки

При движении на затяжном спуске применяют ком-

бинированное торможение, тормозя нужно обеспечить

запас хода для подъема, который начинается, как пра-

вило, после спуска. На подъеме не следует терять обо-

роты двигателя, а своевременно переключаться на

пониженную передачу.

Д в и ж е н и е  п о  п р о с е л о ч н ы м  д о р о г а м , а

тем более по пересеченной местности, существенно отли-

чается от движения по шоссе Здесь водителю прихо-

дится иногда привставать на подножках, т. е. перехо-

дить в стойку, чтобы лучше видеть дорогу и обеспечить

ногами дополнительную амортизацию. Демпфер при

движении по пересеченной местности следует слегка

затянуть.

Чтобы при движении в тяжелых дорожных условиях

мотоцикл не забуксовал и не заглох посредине грязевого

участка, двигатель должен работать на повышенных

оборотах.

Проезжая по дорогам с глубокими колеями, остав-

ленными другими видами транспорта, водитель должен

выбирать свой путь так, чтобы избежать движения г

излишним наклоном, как в сторону мотоцикла, так и в

сторону коляски, что значительно перегружает ее колесо

и создает возможность опрокидывания. В таких местах

от водителя требуется особая внимательность и даже

изобретательность в управлении мотоциклом. Желатель-

но вести мотоцикл не по колее, а по межколейному про-

странству или обочине. Выезжать из глубокой колеи на

межколейный участок можно только на одной из низ-

ших передач (первой или второй )с некоторой пробук-

совкой сцепления. Переезжать через колею легче под

прямым углом на первой передаче, не допуская пробук-

совки сцепления.

Перед въездом на подъем резко прибавляют газ,

а не доезжая до гребня, дроссельный золотник прикры-

вают, чтобы уменьшить скорость движения и избежать

прыжка и сильного толчка задним и передним коле-

125

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  29  30  31  32   ..